СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVIII в. (ПОСЛЕПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД)
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В XVIII в.
В России эпохой перемен является, несомненно, XVIII столетие, реформы которого превратили средневековую Московию в Российскую империю — крупнейшую европейскую державу. Качественный скачок произошел в ее экономике, политическом строе, структуре исполнительной власти, функционировании судебных органов, в организации армии, в сословной иерархии общества, в культуре страны, народном быту.
Вместе с тем необходимо отметить, что все эти изменения постепенно накапливались и их предпосылки сложились в XVII в. Во второй половине и особенно в последней четверти XVII в. экономика страны значительно продвинулась вперед. За счет освоения земель на южных и восточных окраинах государства увеличилось сельскохозяйственное производство, чья продукция стала активнее вовлекаться в рыночные отношения, в том числе в качестве сырья для промышленности, которая, в свою очередь, в течение XVII столетия существенно возросла и количественно, и качественно.
Все это свидетельствовало о росте общественного разделения труда, что сказалось, в частности, на развитии городов (к концу XVII в. в России было около 300 городов).
Несмотря на наличие огромных территорий (необычных для остальных европейских стран), неравномерно заселенных, отсутствие развитой коммуникационной инфраструктуры, постоянную внешнюю угрозу и внутреннюю социальную нестабильность, заметными темпами формировался национальный рынок. Этому способствовало и издание в 1667 г. меркантилистского Новоторгового устава.
Следствием вышеизложенного являлось развитие товарного обращения и денежного хозяйства Российского государства. Помещики все более нуждались в деньгах, усиливая эксплуатацию барщинных и оброчных крестьян. Некоторые феодалы ориентировались на производство продукции для рынка. Помещики стали чаще торговать хлебом. Для получения дополнительных доходов даже бояре проявляли предпринимательскую жилку, становясь владельцами различных промышленных производств, например, металлургических заводов (Б.Н. Морозов, И.Д. Милославский).
И хотя в крестьянской среде возникает расслоение (появляются крестьяне-торговцы, практикуется отход в города), во второй половине XVII в. крепостное право приобретает общегосударственный характер.
На фоне ужесточения власти феодалов над личностью крестьян происходят важные шаги в процессе консолидации дворянства и боярства в единый класс-сословие: возможность взаимообмена вотчин и поместий (Соборное уложение 1649 г.) и отмена в 1682 г. местничества. Вместе с тем принимаются меры для ограничения доступа в дворянство выходцам из других сословий. Однако все эти мероприятия не получили в XVII в. завершения.
Несмотря на существенные изменения в органах власти (прекращение деятельности Земских соборов, ограничение функций Боярской думы, появление личной канцелярии царя—Приказа тайных дел), процесс складывания абсолютистского чиновничье -бюрократического аппарата был в начальной стадии, в его основе все еще лежал принцип родовитости.
Армия также, несмотря на попытки реорганизации, к концу XVII в. оставалась полурегулярной.
Во второй половине, и особенно в последней четверти, XVII в. отчетливой становится тенденция перехода от сословно представительной монархии к абсолютизму. Соборное Уложение 1649 г. законодательно оформило неограниченную власть царя (московского государя стали величать «самодержец»), укреплению которой способствовала победа царя Алексея Михайловича над руководством церкви во главе с патриархом Никоном, претендовавшим на главенствующую позицию в государстве. Падение Никона в определенной мере предопределило радикальные решения Петра I, фактически упразднившего в 1700 г. институт патриаршества.
Раскол в церкви привел к известному снижению ее авторитета в обществе. В последней четверти XVII столетия происходит обмирщение искусства, развиваются культура и просвещение, куда проникают светские начала.
В то же время производительные силы страны оставались на очень низком уровне. Возраставшие потребности внутреннего рынка не могли быть удовлетворены мелкими производителями (крестьянская домашняя промышленность, городское ремесло). Предметы роскоши, оружие, металл импортировались. Государственные и прежде всего военные нужды требовали роста внешней торговли. Однако она была в руках иностранцев (голландцев, англичан), так как русского морского флота (ни гражданского, ни военного) не существовало, выходы к Балтийскому морю были потеряны в Смутное время.
Ужесточение крепостного гнета убивало возможность роста производительности труда и вообще любую инициативу и в сельском хозяйстве, и в городском ремесле, и в нарождающейся промышленности. Многочисленные поборы и налоги, произвол приказных и воевод разорял и без того бедное население. С середины века, особенно после введения в действие Соборного Уложения 1649 г., резко обострилось противоборство народных масс. Принявшее угрожающие размеры бегство крестьян все чаще сопровождалось расправой над феодалом и сожжением его поместья. Бежали от непомерного тягла и посадские люди. «Медный бунт» 1662 г., поход казачьего атамана Василия Уса летом 1666 г. и, конечно, крестьянская война под предводительством Степана Разина (1670—1671) продемонстрировали степень остроты социальных конфликтов в государстве и все больше стимулировали господствующий класс в решении задачи укрепления центральной власти.
Этому способствовало и усиление противоречий между боярской знатью и дворянством, все больше претендовавшим на первые роли в социальной структуре Московского государства.
Увеличивающаяся промышленно-торговая прослойка (предтеча буржуазии) ждала от верховной власти устранения средневековых преград в развитии рыночных отношений, защиты своих интересов от наступления как класса феодалов, так и низших слоев населения.
Последние, в свою очередь, продолжали верить в доброго и справедливого царя, который отменит крепостное право и накажет жестоких и алчных местных угнетателей (воевод и т.п.).
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что предпринятые в XVII столетии шаги на пути превращения Московии в абсолютистское государство стали необратимыми. Вместе с тем отсталость России в экономическом, военном, культурном отношениях особенно ярко проявилась в войнах с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством.
Таковы предпосылки социально-экономического развития Российского государства в первой четверти XVIII в., когда попытки преобразований были продолжены и в значительной степени расширены реформами Петра I.