СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Сельское хозяйство Российской империи сохраняло экстенсивный характер прежних веков. Производство росло главным образом за счет освоения новых земель на юге страны, в Среднем и Нижнем Поволжье, на Урале, в Сибири. Наиболее существенно возросла распашка земельных площадей в южных областях Черноземного центра (в последней четверти XVIII в. — на 60—100%)', в Слободской и Южной Украине. Черноземная зона производила основную массу товарного хлеба, превратившись в настоящую житницу государства Российского.

До XVIII в. казакам Войска Донского было запрещено заниматься земледелием, они получали лишь «хлебное жалование». Теперь этот район стал хлебопроизводящим, а земледелие — основным занятием населения.

Сибирь также стала обеспечивать себя собственным зерном. Если в начале столетия пашня в этом районе занимала чуть больше 100 тыс. десятин, то к концу века только в Западной Сибири — 800 тыс. десятин[1] [2].

Шло продвижение хлебопашества и на Север. Новые земли осваивались и в старых районах, в Северо-Западном и Центральном в 1780—1790-х гг. рост посевных площадей составил 30—40%. К концу правления Екатерины II в 1796 г. общая площадь пашни в европейской части Российской империи была более 71,5 млн га[2].

Колонизация российских окраин в XVIII в. привела к радикальным изменениям в экономической жизни народов Поволжья. Приуралья, Сибири. Мордва, чуваши, марийцы занялись хлебопашеством. Башкиры, буряты, коми-пермяки все больше стали переходить к оседлости и земледелию.

В России XVIII в. господствовала трехпольная система земледелия. В лесных (часть Белоруссии, Приуралье) и северных районах использовалась подсечная система, в южных — перелог. Вместе с тем все чаще стали применяться агротехнические методы усовершенствования системы земледелия.

В Черноземной зоне — Воронежской, Харьковской и других губерниях — производилась двойная вспашка перед посевом; а в северных районах — тройная.

Широкое распространение в XVIII в. получило использование удобрений — главным образом навоза, а также золы (в лесных местностях), торфа, ила.

В некоторых крупных помещичьих хозяйствах предпринимались попытки новых систем севооборота, например, многополье с травосеянием и возделыванием не только зерновых, но и огородных бахчевых культур.

Почти не изменился набор орудий сельскохозяйственного труда. Главенствующими оставались соха, серп, борона. Но постепенно идет их усовершенствование и, кроме того, вводятся новые сельскохозяйственные инструменты. Наряду с наиболее производительной сохой с отвалом стали применять плуг (прежде всего на Черноземье). Так, в Харьковской губернии крестьяне впрягали в большие плуги по 4—10 волов[4].

В Центрально-Промышленном районе и на Севере широкое распространение получила соха-косуля[5]. Появились бороны с железными зубьями, серпы заменялись косами-литовками.

Состав возделываемых культур и их размещение в XVIII в. также претерпели значительные изменения.

Как и в прежние века, главными злаками для продовольствия и фуража являлись рожь, ячмень и овес. Причем урожайность их не была высокой: в нечерноземной полосе — сам-2/сам-З, в черноземной — сам-5/сам-6[4]. Во второй половине века все большее распространение получали более ценные пшеница, гречиха, просо.

Развитие промышленности, внешней торговли, ведение войн вызвали рост производства зерна и увеличение посевных площадей технических культур для поставок сырья на мануфактуры, для крестьянских ремесел, экспорта.

Создание военного и торгового флота, требования внешней торговли увеличили спрос на льняное полотно, парусину, канаты и в связи с этим резко возросли посевы льна и конопли. Льноводство было особенно распространенно в Прибалтике, в Северо-Западном районе, в Псковской, Новгородской, Тверской, Костромской и Вологодской губерниях.

Центрами товарного производства конопли являлись Калужская, Смоленская, Орловская и Могилевская губернии.

В Центральном районе, в Прибалтике товарный характер приобретали садоводство и огородничество.

XVIII в. принес новые культуры в севооборот.

Соборное уложение 1649 г. рассматривало табакокурение как уголовное преступление, и посевы этого растения были запрещены.

Нововведения Петра I, новый образ жизни, им насаждаемый, способствовали быстрому распространению курения: ввозились из-за заграницы дорогие сорта табака, а на Украине и на Дону выращивали махорочные сорта.

Событием для будущих веков стало появление на русских полях картофеля. Сначала это были лишь немногочисленные грядки в усадьбах самых передовых дворян. В конце века картофель прочно вошел в севооборот только у прибалтийских крестьян.

В это же время на Украине стали сеять подсолнечник.

Второй после земледелия основной отраслью сельскохозяйственного производства было животноводство. Выделяются регионы, где оно занимало главенствующее место. Вообще обеспеченность крестьян домашним скотом существенно отличалась в разных губерниях в зависимости от климата, социальных условий.

В XVIII столетии стали разводиться наиболее продуктивные породы скота. Так, Архангельская губерния, где еще в прошлом веке была выведена холмогорская порода коров, и Вологодская губерния стали лидерами мясомолочного производства.

В Воронежской, Тамбовской и других центрально-черноземных губерниях появляются конезаводы, дававшие лошадей для русской кавалерии. Кроме того, некоторые помещики разводили дорогих породистых лошадей. Так, граф Алексей Григорьевич Орлов, брат фаворита Екатерины II Григория Орлова и один из главных участников дворцового переворота 1762 г., генерал-аншеф, выигравший Чесменскую битву (1770), выйдя в 1775 г. в отставку, основал Хре-новский конный завод в Бобровском уезде Воронежской губернии, где была выведена известная во всем мире порода — орловский рысак.

Новым направлением товарного животноводства в XVIII в. стало тонкорунное овцеводство. Овец-мериносов разводили главным образом в степных районах с большими пастбищами — в южных губерниях.

Необходимо отметить, что характерной чертой сельского хозяйства XVIII в. стала специализация регионов по производству той или иной продукции. Например, центрами товарного хлебопро-изводства стали, как уже было сказано, центрально-черноземные губернии — Среднее Поволжье, Приуралье. Северо-Запад был лидером в производстве технических культур. В степных регионах главный упор делался на животноводство[7].

Особой статьей явилась торговля мясом, спрос на которое неуклонно увеличивался, так как расширялись города, строились предприятия, рос военный и торговый флот. В целом в аграрных отраслях Российской империи все больше расширялись товарно-денежные отношения. Одним из ярких факторов этого процесса стало превращение в товар земельных угодий. Как уже было отмечено, в XVIII в. произошло значительное увеличение дворянского землевладения. Вместе с тем начинает развиваться и купеческая, и даже крестьянская земельная собственность.

Так, в северных районах, где было очень мало помещиков, городские жители, прежде всего купцы, скупали землю у черносошных крестьян. В других районах практиковалась покупка земли и крестьян на подставных лиц, имевших на это право. Истинными покупателями являлись купцы и даже разбогатевшие крестьяне. Последние приобретали земли как у своих, так и у посторонних помещиков.

Складывание купеческой и крестьянской земельной собственности свидетельствовало, несомненно, об усложнении характера феодального землевладения, о серьезном расслоении крестьянства.

К концу XVIII в. процесс разрушения натурального хозяйства российской деревни стал особенно заметным. Движущей силой проникновения товарно-денежных отношений в сельское хозяйство стало помещичье предпринимательство.

В первую очередь оно затронуло переработку сельскохозяйственной продукции и сырья. Многие феодальные вотчины специализировались на производстве полотна, сукна, стекла, пеньки.

Но безусловным лидером являлось винокурение. Миллионы ведер спиртных напитков выставлялись на продажу с заводов, принадлежавших самым знатным фамилиям. Правительство Елизаветы Петровны в 1754 г. запретило купечеству заниматься винокурением. А в 1765 г. Екатерина II издала устав о винокурении, закрепивший дворянскую монополию на производство вина и возможность на месте перерабатывать хлеб в водку и сдавать ее в государственные кабаки. Эта деятельность была чрезвычайно доходной.

Перерабатывающее сельскохозяйственное производство в течение века все более расширялось, и владельцы начали использовать не только собственные ресурсы. Сырье закупалось на рынке, в том числе и у крестьян. К своей крепостной рабочей силе помещики добавляли вольнонаемных работников. Причем наемным был чаще всего не свободный человек, а прикрепленный к земле крестьянин, выплачивающий феодальную ренту государству или помещику.

Таким образом, самые передовые помещичьи имения приобретали буржуазные черты. Медленно, но к концу века доля вотчин, куда проникли ростки капитализма, все больше увеличивалась.

Крестьянское хозяйство было более косным и патриархальным, но и оно все больше вовлекалось в новые экономические отношения.

Важнейшим стимулом этому служило значительное распространение денежной формы ренты и государственных налогов, прежде всего подушной подати. Для денежных выплат крестьяне все активнее выходили на рынок, продавая излишки, а иногда и не только, сельскохозяйственной продукции. В некоторых губерниях доля крестьян в продаже хлеба составляла более 90%. Они же являлись главными поставщиками конопли и льна, продуктов огородничества, садоводства, пчеловодства.

  • [1] История Еропы. Т. 4. С. 273.
  • [2] Там же.
  • [3] Там же.
  • [4] История Европы. Т. 4. С. 274.
  • [5] Соха-косуля — соха, отваливающая пласт почвы в сторону под определенным углом.
  • [6] История Европы. Т. 4. С. 274.
  • [7] Более подробно этот вопрос освещен, в частности, в: История Европа. Т. 4. С. 275.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >