ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА. ПОДГОТОВКА РЕФОРМЫ
После поражения в Крымской войне Российская империя была ослаблена. Потребность изменений чувствовалась повсюду. Прогрессивная российская печать в ходе полемики наносит существенные удары сторонникам крепостничества. Все большую силу представляет народ. Власть, не понимая народ, все больший страх испытывает перед народным бунтом. Но не только открытые бунты крестьян приводят власть к выводу о необходимости отмены крепостного права. Народные действия свидетельствуют о нарастающей способности народа к самоорганизации, что так же, если не больше, пугает власть. Во время Крымской войны был пущен слух, что добровольцы получат вольную, и стали создаваться массовые добровольческие отряды. По инициативе сельских обществ разворачивалась антиалкогольная кампания. Экономическая слабость, политическая неустойчивость, боязнь самоорганизации народа, неудержимая открытость печати в освещении наболевших проблем приводят государственных лидеров (Ланской, Ростовцев) и Александра II к выводу о необходимости начинать крестьянскую реформу. Угроза, исходящая от народа, была страшнее ворчания помещиков-крепостников. Подготовка реформ растянулась на пять лет, в течение которых шла борьба между либералами и консерваторами, усуглублявшаяся поведением Александра II, который, с одной стороны, поощрял либералов, а с другой — боялся их.
Конкретные события этих пяти лет связаны с деятельностью различных комитетов. После выступления Александра II перед предводителями московского дворянства в марте 1856 г. с речью о необходимости отмены крепостного права создается Секретный комитет. В начале 1857 г. формируется секретный комитет под председательством сторонника реформ великого князя Константина Николаевича, младшего брата Александра II. 20 ноября 1857 г. виленскому генерал-губернатору Назимову посылается рескрипт об основных положениях крестьянской реформы в Западном крае. После этого следует ряд заявлений о необходимости приступить к реформам в Московской, Петербургской и Нижегородской губерниях. В течение 1958 г. во всех губерниях начинают действовать губернские комитеты, в которые входило 1337 членов.
Они посылали в центр разнообразные проекты освобождения крестьян — от либеральных до сугубо крепостнических. В феврале 1859 г. «редакционные комиссии», собрав все поступившие проекты, начинают работать над ними. Редакционные комиссии подчиняются Главному комитету по крестьянскому делу, который сменил Секретный комитет. При разработке вариантов реформы проявились противоречия внутри дворянства различных районов. Дворянство центральных черноземных губерний с плодородной землей, где господствовала барщина, были за сохранение всех земель и местной власти за помещиками. Их позиция формировала «прусский путь» развития, суть которого заключается в медленном перерастании помещичьего хозяйства в буржуазное. (Этот путь был особенно характерен для Германии.)
Дворянство нечерноземных губерний с преобладанием оброчной системы отстаивало немедленный выкуп крестьянских наделов и переход местной власти к крестьянской общине. Дворянство многоземельных и малонаселенных губерний предлагали третий вариант: наделение крестьян той землей, которой они пользовались до реформы, за выкуп, растянутый на определенный срок, при сохранении на этот срок феодальных повинностей.
Проекты реформ были представлены в главный комитет и в начале 1861 г. переданы в Государственный совет, который выработал окончательный проект к 7 февраля 1861 г. 19 февраля 1861 г. Александр II утвердил положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, и 5 марта обнародовал его. Вот как описывает день 19 февраля 1861 г. известный историк Н. Эйдельман: «Александр II часов в одиннадцать отправляется в кабинет, куда государственный секретарь Бутков должен принести журналы Государственного совета и другие главнейшие бумаги по главнейшему делу. Царь приказывает отпереть церковь, молится один, решительно возвращается в кабинет, начинает подписывать — требовалось более тридцати раз поставить свое имя. Брат царя, Константин Николаевич (согласно дневнику Валуева), желал быть при этом и условился с Бутковым быть в одно время во дворце. Но когда Бутков был позван в кабинет государя и доложил ему, что великий князь желал присутствовать при утверждении журналов, то государь отвечал: “Зачем? Я один могу дело покончить”.
Царь пишет на поднесенных ему бумагах: “Быть по сему, Александр, 1861 года февраля 19-го”».