УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ С УЧАСТИЕМ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ
Предпосылки участия третьей стороны в урегулировании конфликта
Участие третьей стороны — один из наиболее древних способов конструктивного урегулирования конфликтов. Он использовался издревле в Китае, в странах Африки, где старейшины рода или племени выступали в качестве своеобразных профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных и конфликтных ситуаций. Царь Соломон решал известный спор между двумя женщинами из-за ребенка, князь в Древней Руси осуществлял функции третейского судьи, царь зверей в сказках разрешает споры не поладивших между собой зверей. Существует множество исторических, политических, мифологических или фольклорных иллюстраций разнообразия способов участия третьего в конфликте двоих.
В настоящее время вмешательство третьей стороны в разрешение конфликтов переживает период бурного развития и используется в развитых странах в самых разных конфликтных ситуациях (в общественных конфликтах, в гражданских и уголовных тяжбах, в делах по расторжению брака и опеке над детьми, в законодательстве по охране окружающей среды, в трудовых конфликтах, в конфликтах в сфере бизнеса, в международных спорах) как альтернатива судебному разбирательству.
Более чем 4000 американских предприятий, среди которых Bell, Coca-Cola, Motorola, Microsoft и Fhilip Morris, уже в 2000 г. взяли на себя обязательство искать альтернативную судебным жалобам форму разрешения споров. Такие фирмы-франчайзеры, как McDonald’s, Pizza Hut, Burger King или Holiday Inn Worldwide, решают конфликты с покупателями франчайзи (лицензией на использование торговой марки на определенных условиях) преимущественно посредством медиации. В сфере предпринимательства нередко возникают такие ситуации, где без третейских судов просто не обойтись. Например, биржевые споры. Участники биржевых сделок при возникновении конфликтов не идут сразу в суд. Обычно конфликты решаются биржевым арбитражем по соответствующим правилам. Профессиональные участники рынка ценных бумаг создали свои ассоциации и соответственно свой арбитраж для разрешения специфических конфликтов, требующих от посредника не только юридических, но и финансово-экономических знаний.
В Западной Европе трудовые споры стали все чаще разрешаться с помощью посредников. К этому виду услуг, впервые появившемуся в США, обращаются в тех случаях, когда участники конфликта не могут своими силами устранить разногласия. Широко практикуется подача конфликтующими сторонами жалобы в совет по трудовым отношениям (комитет по этике и т.п.) своей организации. Этот вариант позволяет объективно оценить сущность проблемы, нейтрализовать взаимные обвинения, найти вариант урегулирования конфликта.
В последние годы в условиях возрастающей конфликтности нашего общества интерес к развитию эффективного посредничества, в частности при разрешении конфликтов в сфере предпринимательства, явно возрос и в России. На это указывают следующие данные: количество третейских судов, создаваемых только при торгово-промышленных палатах, увеличилось с 37 в 1999 г. до 58 в 2002 г.
Обращение к третейским судам при разрешении конфликтов вызвано следующими причинами: во-первых, имеющейся у конфликтующих сторон возможностью выбирать арбитра (причем состав арбитров, как правило, весьма и весьма квалифицированный); во-вторых, быстротой разбирательства; в-третьих, относительной дешевизной процесса, в-четвертых, конфиденциальностью.
Третья сторона в конфликте — это индивид или группа, которые находятся вне конфликта между двумя или большим числом сторон и пытаются помочь им в достижении согласия.
Третий участник в конфликте может выступать в двух ролях:
- • как сила, поддерживающая одну из конфликтующих сторон (в этом случае завершение конфликта достигается с помощью насилия, а также путем социального давления, использования в качестве поддерживающей силы печати, рекламы, общественного мнения);
- • как независимый от них и беспристрастный субъект.
В самом общем плане способы вмешательства третей стороны можно разделить на два класса: контактные и спонтанные.
Контактное вмешательство осуществляется специалистом по улаживанию конфликтов, который имеет специальную подготовку и опыт в вопросах, ставших предметом спора. Обычно такая третья сторона не имела прежде своих собственных отношений с конфликтующими сторонами, и ее главная цель состоит в улаживании конфликта как такового.
Спонтанное вмешательство осуществляется не специалистом, а просто тем, кто заинтересован в разрешении конфликта. Такая третья сторона обычно состоит в каких-либо отношениях с конфликтующими сторонами и часто заинтересована не только в улаживании конфликта, но и в улучшении испорченных отношений между конфликтующими сторонами.
Кто же может выступать в роли третьей стороны в конфликте?
В качестве официальной третьей стороны, обладающей нормативным статусом или возможностями воздействия на оппонентов, могут выступать:
при межгосударственных конфликтах и конфликтах государственного уровня
- • межгосударственные организации (например, ООН и др.);
- • отдельные государства;
- • государственные правовые институты (арбитражный суд, прокуратура);
- • правительственные или другие государственные комиссии (например, создающиеся для урегулирования забастовок и т.д.);
- • представители правоохранительных органов;
при конфликтах между организациями
- • руководители организаций;
- • общественные организации (комиссии по разрешению трудовых споров и конфликтов, профсоюзные организации и т.д.);
- • профессиональные медиаторы-конфликтологи.
В качестве неофициальной третьей стороны в конфликте могут выступать:
- • известные люди, добившиеся успехов в общественно значимой деятельности (политики, бывшие государственные деятели);
- • представители религиозных организаций;
- • профессиональные психологи, педагоги, социальные работники;
- • неформальные лидеры социальных групп разного уровня;
- • старшие по возрасту (мать, отец, другие родственники, коллеги по работе и т.д.);
- • друзья, коллеги, соседи, просто свидетели конфликта.
Неофициальная третья сторона не обладает нормативным статусом, но участники конфликта признают неформальный авторитет этих лиц в решении подобных проблем.
Целесообразность участия третьей стороны в урегулировании конфликтных отношений определяется тем, обратились ли за помощью к третьей стороне сами оппоненты, или же она вмешалась в конфликт сама.
Участники конфликта добровольно обращаются к третьей стороне, когда:
- • объектом регулирования является затянувшийся конфликт (все аргументы, силы, средства исчерпаны, но выхода не видно);
- • стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения;
- • по-разному трактуются правовые нормы или другие критерии, являющиеся ключевыми в разрешении конфликта;
- • одной из сторон нанесен существенный ущерб, и она требует применения санкций по отношению к оппоненту;
- • сторонам важно сохранить хорошие отношения, но взаимоприемлемое решение они найти не могут;
- • стороны пришли к временному соглашению, но необходим внешний объективный контроль за его исполнением.
В таком случае рекомендации третьей стороны могут оказаться в высшей степени эффективными по двум причинам: во-первых, само приглашение к вмешательству означает, что по крайней мере одна из сторон конфликта мотивирована к тому, чтобы разобраться в конфликте; во-вторых, факт приглашения третьей стороны усиливает ее легитимность и тем самым вероятность того, что ее вмешательство получит признание.
Оперативное самостоятельное вмешательство третьей стороны в конфликт может быть необходимо в ситуациях, когда:
- • происходит опасная эскалация конфликтных событий, существует непосредственная угроза применения насилия;
- • к одной из конфликтующих сторон уже массированно применяется насилие;
- • третьей стороне лично невыгоден конфликт;
- • конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролируется третьей стороной (руководитель вынужден регулировать конфликт, который негативно влияет на коллектив);
- • стороны не пришли к согласию, а у третьей стороны есть возможность удовлетворить интересы обеих сторон.
Такие незваные третьи стороны лишены преимуществ, которые имеются у их приглашенных аналогов, но и их действия могут оказаться эффективными. Это особенно возможно, если участники конфликта считают незваную третью сторону непредвзятой и искренне желающей помочь.
Опыт работы отечественных (пока еще немногочисленных) центров разрешения конфликтов показывает, что чаще всего внутри организаций участие третьей стороны оказывается необходимым в следующих ситуациях:
- • конфликты между администрацией и коллективом по поводу распределения прибыли, увольнения, сокращения, невыплаты заработной платы;
- • конфликты между руководителями различных подразделений по поводу разделения функций, имущества;
- • конфликты внутри администрации по поводу продвижения, принятия решений;
- • конфликты между сотрудниками разных подразделений из-за пересечения функций, недостаточной обеспеченности информацией;
- • конфликты между руководителями и подчиненными по поводу необоснованных претензий руководителя, игнорирования мнений и проблем подчиненных;
- • конфликты между специалистами и представителями инспектирующих органов (с одной стороны, обвинения в некомпетентности, нарушении рабочего ритма, с другой — во враждебном отношении, сокрытии информации);
- • конфликты между опытными и более образованными молодыми работниками (взаимные обвинения в недостаточном уважении);
- • конфликты между специалистами разных подразделений и др.
Сам факт присутствия третьей стороны, не важно при каком
вмешательстве — контактном или спонтанном, может оказать глубокое влияние на взаимодействие конфликтующих сторон. В большинстве случаев такое влияние будет благотворным. Урегулирование конфликтов с помощью вмешательства третьей стороны рассматривается — наряду с прямыми переговорами — как одна из форм конструктивного управления конфликтами.
Подключение третьей стороны уводит развитие конфликта с деструктивного пути хотя бы временно, но может также создать проблемы. Так, вмешательство третьей стороны в разгар усилий, которые принимаются сторонами с целью урегулирования конфликта, особенно если это вмешательство активное и сильное, может ослабить тенденцию самостоятельного продвижения сторон к согласию.
Успешно действующий посредник всегда избегает риска стать слишком значимым для главных участников. Действия посредника ускоряют движение к согласию, но могут также способствовать дальнейшей зависимости сторон от посредника. Если соглашение в данной ситуации стало возможным благодаря посреднику, почему бы ни рассчитывать на аналогичную помощь с его стороны и дальше?
Таким образом, вмешательство третьей стороны имеет явные ограничения и не является универсальным средством для улаживания конфликтов, однако может быть чрезвычайно полезным и важным в уменьшении и преодолении разногласий, снижении напряженности в отношениях между людьми, группами, организациями как альтернатива деструктивной эскалации конфликтов.