Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Психология массовых коммуникаций

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ И ТЕОРИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

Функциональные теории — теории, определяющие функции и в целом смысл деятельности средств массовой коммуникации. К важнейшим функциям массовой коммуникации относятся информационная, интерпретирующая, обеспечивающая преемственность господствующей культуры, развлекательная и мобилизующая людей на активные действия при проведении различных кампаний. Большой вклад в исследование данных теорий внесли Чарльз Райт Миллс Эверетт Роджерс, Джозеф Клаппер и др. Среди разновидностей данного рода теорий Г.П. Бакулевым (2005) особенно выделяются:

  • 1) теория диффузии инноваций — теория, согласно которой роль средств массовой коммуникации сведена к минимуму: они лишь информируют о новшествах. Под непосредственным влиянием медиасодержания оказываются только первые пользователи. Остальные берут новинку на вооружение только под влиянием других людей. Медиа используются только для привлечения внимания к новинкам и в качестве форума для коллективных дискуссий под руководством агентов изменений;
  • 2) теория подкрепления (феноменологическая теория) — теория, основная идея которой заключается в том, что средства массовой коммуникации в основном усиливают (а не изменяют) существующие установки и шаблоны поведения людей. Они не подрывают социальные устои, а, напротив, выступают в роли агентов статус-кво, давая людям больше оснований продолжать верить и поступать так, как они уже делают;
  • 3) теория социального научения — теория, согласно которой, заимствуя модели поведения из массмедиа, зритель эффективно учится самым разным видам поведения и решения проблем, чему [1] другим способом научиться трудно, или невозможно, или слишком дорого. Социальное научение через репрезентации в масс-медиа происходит одним или одновременно всеми следующими способами: научение через наблюдение (индивиды усваивают новые модели поведения, просто видя соответствующие репрезентации на телеэкране), подавление (показывая в репрезентации, что модель наказана за проявление определенного поведения, можно уменьшить вероятность того, что зрители будут вести себя аналогично) и растормаживание (репрезентаций, показывающих поощрение за угрожающее или запрещенное поведение, часто бывает достаточно, чтобы повысить вероятность того, что зритель поступит так же);
  • 4) теория активной аудитории (теория обретения пользы и удовлетворения) — теория, согласно которой люди соизмеряют степень награды (удовлетворения), которую они ожидают от того или иного средства коммуникации или сообщения, с тем, какое усилие надо приложить, чтобы эту награду получить. Примером одного из подходов к медиа, схожим с концепцией обретения пользы и удовлетворения, служит работа канадского журналиста и писателя Уильяма Стивенсона «Теория игры в массовой коммуникации». В данной работе он показал, что люди ищут в коммуникации удовольствие, так как аудитория вовлекается в то, что он назвал субъективной игрой, когда потребление медиа, например, приносит личное (или субъективное) удовлетворение. Медиа выступают в качестве буфера против проблем реального мира, которые в противном случае могут вызвать в людях тревогу. Главная функция массовой коммуникации заключается в том, чтобы помогать людям играть в «субъективную игру», получать удовольствие, забывая о жизненных проблемах: массмедиа должны влиять на традиции, нормализовывать правила поведения, давать людям общие темы для разговоров, способствуя процессу социализации. Вторая задача массовой коммуникации состоит в том, чтобы быть в первых рядах в периоды реформирования общества;
  • 5) теории здравого смысла — теории, описывающие те знания (или идеи), которые есть у каждого индивида благодаря непосредственному опыту как представителя массовой аудитории. Это сложный набор персональных ассоциаций и идей, обеспечивающих стабильность отношения людей к средствам массовых коммуникаций.

С данными теориями связаны концепции, появившиеся в последней трети XX в., которые стали раскрывать потенциальные возможности средств массовой коммуникации вносить существенные и новаторские изменения и повседневную жизнь людей. Для этого направления в исследованиях массовой коммуникации характерны два основных подхода: культурологический и критический. При этом если теории культурологического анализа интересуются долгосрочными последствиями воздействия медиа на общественный строй меньше, чем влиянием медиа на жизнь индивидов, то критические теории анализируют деятельность социальных институтов, когда элитные группы используют влияние медиа для продвижения и закрепления определенных форм культуры.

В последние десятилетия количество и разнообразие коммуникационных теорий неуклонно растет. Требования к объему данной работы, к сожалению, не позволяют рассмотреть их все. Поэтому для более детального изучения данного аспекта психологии массовых коммуникаций можно обратиться к работам Г.П. Бакулева (2005), X. Тюфекчиоглу (2014), Г.А. Ульянича (2012), Л.Е. Радченко (2013), И.А. Коломейцева (2013) и др.

  • [1] Ему принадлежит первый учебник по теории массовой коммуникации, написанный в 1959 г., в котором был предложен функциональный подход к анализу массмедиа.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >
 
Популярные страницы