Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Психология массовых коммуникаций

ОСНОВНЫЕ РОДЫ, ВИДЫ И ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

Г

Журналистика — это то, что пишется на песке и смывается набежавшей волной.

Уолтер Липпман (1889-1974), американский писатель и журналист

V

Система журналистики постоянно совершенствуется в связи с развитием науки и техники, появлением новых каналов распространения информации и трансформацией потребностей и характеристик аудитории. В журналистике выделятся несколько родов, в каждом из которых существуют свои виды, жанры и форматы.

Среди основных родов журналистики, каждый из которых обладает специфическим способом отражения реальности, выделяются:

  • 1) печатная (газетно-журнальная) журналистика, или пресса — первый по времени возникновения род журналистики среди современных ее разновидностей, главным инструментом психологического воздействия которого является напечатанное слово, а каналами распространения — газеты, журналы, альманахи, листовки и т.п.;
  • 2) радиожурналистика — род журналистской деятельности, основанный на использовании технических средств радиовещания, а также результаты журналистской деятельности, представленные радиопередачами. При этом основным инструментом воздействия радиожурналиста является звук, а главным органом восприятия — слух потребителя радиоинформации. Основные каналы распространения: радио на ИМ-частотах, кабельное радио и Интернет;
  • 3) тележурналистика — род журналистской деятельности, оперирующий аудиовизуальными образами. Ее сила заключена в зримости, конкретности образов и практической невозможности иного трактования увиденного. Основным инструментом психологического воздействия является видео, а каналами распространения — телевидение (аналоговое, кабельное, спутниковое) и Интернет;
  • 4) фотожурналистика — особый род журналистики, основанный на использовании фотографии в качестве главного средства выражения и отличающийся последовательностью (снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий), объективностью (фотографии должны точно воспроизводить запечатленные события) и повествовательностью (снимки в сочетании с другими элементами новостей должны давать представление о сути событий). Фотожурналист чаще всего действует в тех же условиях, что и участники событий, часто подвергая свою жизнь риску. Каналами распространения фотожурналистики являются печатная пресса, телевидение, Интернет;
  • 5) интернет-журналистика — новый род журналистики, появившийся в конце XX в. в связи с развитием и распространением Интернета, специфика которого позволила организовывать регулярное информационное вещание на широкую аудиторию без специального развертывания особой технической инфраструктуры, а также открыла широкие возможности обратной связи. Каналом распространения является Интернет, а основным инструментом воздействия — гипертекст, включающий в себя не только слово, но и картинки, фотографии, кино, видео и звук.

Как особый род журналистики иногда выделяют информационные агентства. Но при полном сходстве методики работы сотрудников агентств с их коллегами в газетах, на телевидении и радио эти ведомства, вероятно, следует считать своеобразной инфраструктурой массовой коммуникации.

В любом из вышеназванных родов журналистики можно встретить различные виды и жанры, среди которых следует прежде всего назвать следующие три вида.

  • 1. Информационная публицистика — вид журналистики, отличающийся особыми методами и приемами передачи информации, заключающимися в кратком повествовательном изложении информации о реальных фактах в контексте реального времени. Информационная публицистика выражает стремление к простой фиксации фактов, когда автор описывает конкретное событие. Ее основными жанрами являются:
    • хроника — предельно краткий текст, в котором назывными предложениями характеризуется суть события;
    • заметка — укороченное изложение какого-либо события, часто применяемое в выпусках новостей;
    • отчет — заметка в расширенном виде;
    • интервью — беседа в форме вопросов и ответов журналиста, желающего получить информацию, с тем, кто эту информацию может предоставить;
    • репортаж — оперативный и достоверный рассказ журналиста о событии, в котором он является свидетелем или участ-н и ком;
    • выступление — рассказ какой-либо известной личности на определенную тему, который может быть текстовым (произносится по заранее написанному тексту), тезисным (произносится на основании тезисов и материалов, написанных заранее) и импровизированным (произносится на известную тему, но без подготовки);
    • некролог — небольшой материал, публикуемый по поводу смерти какого-либо недавно ушедшего из жизни человека. Главная задача некролога — уведомить читателя о смерти человека. Вместе с тем некролог часто содержит в себе описание жизнедеятельности покойного, его заслуги перед обществом, причины смерти.
  • 2. Аналитическая публицистика — вид журналистики, спецификой которого является сообщение содержания авторского анализа реальных событий и явлений. Ее основными жанрами являются:
    • корреспонденция — сообщение фактов, сопровождающееся их анализом и обобщением;
    • комментарий — толкование важного события или фактов, объединенных общей проблемой;
    • статья — представление фактов в их причинно-следственной взаимосвязи, сопровождающееся их развернутой трактовкой, оценкой, обоснованиями прогноза развития явлений. Статья носит масштабный, научно-теоретический характер и обычно обобщает широкий фактический материал в широких временных рамках;
    • письмо — специфическое выступление, обращение автора к адресату с призывом, предложениями, мыслями и чувствами;
    • рецензия — критический анализ, оценка отражения в произведениях литературы, искусства и науки реальной действительности. Журналист, вглядываясь вслед за рецензируемым автором в изображаемые им явления, пытается разобраться, насколько глубоко осмыслена действительность;
    • беседа — форма общения в виде диалога или дискуссии на тему, интересующую общественность;
    • обзор — рассмотрение разнообразных событий, фактов, проблем на протяжении определенного отрезка времени;
    • мемуары — записки, повествующие о событиях, в которых их автор принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Их важная особенность состоит в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого.
  • 3. Художественная публицистика — вид журналистики, который основывается на сообщениях, полагающихся на образах, предло-

женных исполнителем, с использованием различных средств художественной выразительности. Ее основными жанрами являются:

  • зарисовка — обобщение фактов и описание обстановки, короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях;
  • эссе — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, которому присущи философско-аналитический взгляд на предмет и художественная типизация образа;
  • очерк — это художественно-публицистический жанр, в котором факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Цель очерка состоит в том, чтобы дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть сущность явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой);
  • памфлет — злободневное публицистическое произведение, обычно направленное против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т.п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей;
  • пасквиль — сочинение, содержащее карикатурные искажения, клевету и злобные нападки, цель которых в том, чтобы оскорбить и скомпрометировать какое-либо лицо, группу, партию, общественное движение и др. Часто пишется в форме, близкой памфлету;
  • фельетон — литературный материал, проникнутый духом острой сатиры и злободневной критики порочных явлений общественной жизни. Для фельетона обязательны живость, легкость, образность, юмор, ирония и насмешка.

Очерк, фельетон и памфлет не рекомендуются для практики студентов, поскольку являются довольно сложными жанрами, требующими не только журналистского мастерства, но и жизненного опыта. Кроме того, для их использования (как, впрочем, и для применения других жанров) требуется четкое знание этикопсихологических основ деятельности журналиста.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >
 
Популярные страницы