КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В Х1Х-ХХ ВЕКАХ
Серьезная научная разработка проблематики общественного мнения начинается в конце XIX — начале XX в. с развитием демократических процессов в европейском обществе, привлечением к решению социальных проблем больших социальных групп и общностей, с появлением многочисленных неформальных организаций и объединений, обладающих правом голоса и доступом к публичному высказыванию своей позиции. От философского осмысления функций общественного мнения ученые переходят к социологическому исследованию его сущности, что отражается на формулировке центральных вопросов: что представляет собой структура этого явления, каковы механизмы его формирования, роли в общественной жизни и возможности практического управления общественным мнением.
Общественное мнение как инструмент стандартизации коллективного поведения является предметом рассмотрения в работе А. де Токвиля «Демократия в Америке» (1840). С его точки зрения, в наибольшей степени негативное воздействие общественного мнения проявляется в обществе, называющим себя демократическим. Оно выступает как иго, подчиняющее индивида, усредняющее всех и все. В обществе, где условия существования различны, а возможности проявить себя разнообразны, всегда появляются выдающиеся личности, к мнению которых прислушиваются, за которыми следуют сторонники. В условиях равенства доверие оказывается не отдельному человеку, каким бы знатоком он ни был, а массе одинаковых людей, и особенно их мнению. Свобода духа и свобода слова, по мнению А. Токвиля, нигде так не ограничена, как в Америке. Поскольку основной задачей общества провозглашается не решение социальных проблем, а сохранение общественного согласия, то власть захватывает посредственность, считающая талант преступлением против принятой ею нормы.
Общество всеобщего равенства не позволит человеку совершить преступление, но и не даст гению реализовать себя в полной мере. Наибольшее сочувствие в таком обществе вызывают люди ущербные, отклоняющиеся от нормы по причине физического или психического недуга, а также не прошедшие полноценную первичную социализацию. Поддержку получают слабые, не достигающие нормативного порога, но не сильные, этот порог самостоятельно преодолевшие.
Рассматривая общественное мнение как продукт духовной жизни общества, К. фон Герсдорф (1765—1829) определяет его следующим образом: «Общественное мнение, как я его понимаю, должно всегда существовать в духовной жизни людей, пока люди живут в сообществе... следовательно, оно не может отсутствовать, или временно исчезать, или быть уничтоженным, оно всегда и везде есть... Оно не подлежит никакому ограничению в теме, и его лучше всего обозначить как общность оценок народом социальных объектов своей жизни, лежащую в основании обычаев и истории, образующуюся, утверждающуюся и меняющуюся в процессе жизненных конфликтов»[1]. В качестве основной функции общественного мнения как духовного (культурного) образования Карл фон Герсдорф выделяет создание, сохранение, передачу культурных образцов и нормативов коллективного поведения и оценку на основе этих образцов сути и способов решения социальных проблем.
Попытка дать социологическое определение общественному мнению, выделив его основные характеристики и функции, впервые предпринята французским социологом Г. Тардом (1843—1904) в работе «Мнение и толпа» (1892). Общественное мнение определяется им как мгновенная и более или менее логичная группа суждений, которые, отвечая на актуальные вопросы, воспроизводятся во множестве экземпляров у людей одной и той же страны одного времени и одного общества.
Определяя функцию консолидации общества как основную, Г. Тард вводит понятие «одобряемого поведения», которое человек имитирует в общественных местах, чтобы получить удовлетворение своих социальных потребностей. Не углубляясь в проблему двойственности личности, тем не менее Г. Тард признает ее наличие и отмечает различия в поведении одного и того же субъекта в ситуации «публичности» и «одиночества».
Г. Тард ввел в практику массовых социально-психологических исследований статистические методы и метод анализа исторических документов, заложив тем самым методологическую основу эмпирических исследований общественного мнения. Основным каналом формирования и распространения общественного мнения он считал неформальные коммуникации на бытовом уровне («разговоры»), Это положение легло в основу концепции интерпсихологии (психологии взаимодействия между людьми). Общественное мнение формируется на стыке формальных (средства массовой информации) и неформальных коммуникаций (межличностное и межгрупповое общение) и представляет собой специфический консенсус, достигнутый коллективным субъектом мнения.
Не всякая большая социальная группа может производить общественное мнение. Эта способность принадлежит публике и отсутствует в толпе. Под толпой Г. Тард понимал аморфную человеческую массу, питающуюся эмоциями, неспособную на творчество и не имеющую разума. Публика объединена общим источником информации, она рассуждает и дискутирует. Толпа подчиняется и разрушает. Толпа и публика — два полюса социальной эволюции, первая примитивна и асоциальна, вторая интеллектуальна и объединена общими интересами и целями. Именно публика, объединенная общим источником информации, порождает общественное мнение. Индивиды, «сливаясь в унисон», сохраняют в то же время индивидуальность в оценках ситуации или события и представляют собой публику, производящую общественное мнение как консенсус отдельных (индивидуальных) мнений в отношении обсуждаемого объекта. Данная трактовка легла в основу современного социологического понятия аудитории как инструментальной социальной группы, сформированной с целью получения и обмена информацией и объединенной общим коммуникатором.
Процесс распространения общественного мнения Г. Тард рассматривал как процесс коллективного подражания мнениям и действиям отдельной авторитетной личности или узкого круга людей (референтной группы). «И я утверждаю, что... присутствие в данный момент во всех умах и волях одного и того же общества... множества одинаковых идей, целей и средств есть результат внушения-подражания»[2]. В этой области с ним согласен Г. Лебон (1841 — 1921), который полагал, что общественное мнение творит элита, вносящая его в массы и управляющая поведением социальных групп с помощью эмоциональных стереотипов. Согласно Г. Лебону, общественное мнение как мнение толпы, в которой индивидуальность теряется и господствуют примитивные влечения и крайне выраженные эмоциональные порывы, выступает лишь отражением позиции правящей элиты и не может быть в полной мере «общественным». При этом характеристики толпы присущи всем большим контактным группам — профессиональным кругам, общественным движениям и пр. Процесс расширения деятельности толпы будет усиливаться с развитием демократических и уравнительных процессов, а разрыв между управляемыми и управляющими — расширяться.
Серьезный вклад в изучение проблематики общественного мнения внес русский социолог П. Сорокин (1889—1968). Его взгляд на общество как совокупность людей, находящихся в процессе постоянного общения, и на жизнь индивида как непрерывный процесс психического и социального взаимодействия с другими людьми означает качественно иное отношение к проблеме общественного мнения. Новая концепция структуры общества, изложенная в трудах П. Сорокина, выделяет в качестве основы социологического анализа социальное поведение и взаимодействие как родовую модель социальной группы и общества. Социологическая наука провозглашается дисциплиной научного управления обществом, следуя постулату О. Конта: «Знать — чтобы предвидеть; предвидеть — чтобы мочь». Ее основная задача — «возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям»[3]. Социологическая теория должна стать дисциплиной научного управления обществом, а прикладная социология («социальная политика») — инструментом формирования должного коллективного поведения.
Получив широкое распространение и признание, конкрети-зировавшись в новой отрасли социологического знания — социологии управления, — положения, высказанные П. Сорокиным, двояко отразились в теории общественного мнения второй половины XX в. С одной стороны, формирование научной базы социологии общественного мнения привело к повышению научного интереса к проведению не только теоретических, но и эмпирических исследований структуры данного явления, его связей и взаимодействий с другими элементами социальной системы. С другой — многократно возрос интерес к непосредственному использованию общественного мнения в целях воздействия на коллективное поведение в интересах управленческих структур. Такой подход усиливается в середине XX в., когда представление об общественном мнении приобретает явную политическую окраску и именно в этом виде интересует преобладающее большинство практикующих социологов и политологов. Если в первом направлении представлены попытки наиболее корректно определить сущность явления и затем перейти к изучению его структуры, то представители второго (преимущественно в области политических исследований) шли по прагматическому пути, разрабатывая технологии формирования желательной позиции объекта, на который направлено управленческое воздействие.
Политическая функция общественного мнения детально рассматривается в работе американского политолога А.Л. Лоуэлла «Общественное мнение и народное правительство» (1926), в которой он исследует компетентность общественного мнения в управленческой и государственно-правовой сферах. Автор приходит к выводу о высокой зависимости содержания общественного мнения от манипуляций политических сил, что не позволяет использовать этот инструмент в решении серьезных политических вопросов, требующих участия экспертов-специалистов.
Наиболее глубоко в начале XX в. феномен общественного мнения исследован в работе американского журналиста и политолога У. Липпмана (1889—1974) «Общественное мнение» (1922), в которой процесс формирования общественного мнения рассматривается в рамках теории стереотипизации. Сложное взаимодействие объекта и субъекта общественного мнения происходит по принципу «стимул — реакция», в котором стимулом выступает социальный стереотип — эмоционально-оценочное образование, состоящее из двух компонентов — стандартного упрощенного знания и эмоционального отношения (установки восприятия). Установка восприятия — психологическая основа социального стереотипа, определяющая готовность воспринимать и оценивать явления в зависимости от предыдущего опыта человека (социальной группы) и в соответствии с ним. В отличие от мотива как сознательного побуждения, установка — побуждение бессознательное. В повседневной жизни она реализуется в форме социальной позиции (точки зрения) индивида, либо в коллективной оценке конкретного социального явления или процесса. Поскольку порог познания социальной действительности объективно ограничен возможностями субъекта познания, в системе социальных стереотипов отражается не объективная картина мира, а ее «псевдореальность», к которой субъект общественного мнения адаптируется через принятие и воспроизводство общественных нормативов в своем сознании и поведении. Создавая новые стереотипы и вводя их в систему общепринятых одобряемых моделей поведения, можно манипулировать массовым сознанием и поведением в политических, идеологических, экономических целях.
Теория стереотипизации У. Липпмана составила теоретическую основу современных технологий в области рекламы, маркетинга, политики и РИ.-деятельности. Пожалуй, ни одна из концепций общественного мнения в настоящее время не имеет такой широкой сферы практического применения, как концепция Липпмана.
Оригинальный подход к пониманию роли общественного мнения предложил немецкий социолог Н. Луман (1927—1998), считающий, что этот феномен является иллюзорным. За общественное мнение принимаются темы, на которые могут разговаривать незнакомые или малознакомые люди. Эти темы живут и распространяются в обществе по своим законам, не сводятся к единой оценке, а лишь упорядочивают противоположные взгляды в виде компромисса. Время их существования различно, но все они конечны («когда все сказано, тема исчерпана»), поскольку интерес к одной теме в обществе не может длиться долго. Социальная система, базирующаяся на общественном мнении, едина не относительно правил принятия решений (как в интегративной или управленческой концепциях), а относительно правил принятия во внимание, дискуссионное™ того или иного мнения. Селективную функцию при отборе тем для обсуждения выполняют социальные стереотипы.
Изучая процессы распространения и влияния информации на общественное мнение, П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и Г. Годэ выделили «двухступенчатый порог коммуникации», включающий два этапа: 1) поступление информации от СМИ к активной части субъекта общественного мнения — «лидерам мнений»; 2) распространение и передача переработанной этой группой информации к массовому потребителю информации («последователям»). На основе практических выводов по результатам проведенных теоретических исследований разработаны и широко применяются в рекламной и маркетинговой деятельности технологии воздействия на массовое потребительское поведение. В качестве лидеров мнений звезды шоу-бизнеса, актеры и общественные деятели демонстрируют как образец для подражания культурные, экономические, социальные модели поведения, а также политические взгляды. Выступлениями референтных личностей обеспечивается широкая поддержка позиции заинтересованных лиц и организаций (заказчиков акций). Такие методы применяются политическими агентами для расширения электората своих партий и рекламными агентствами для продвижения массового продукта или услуги.
В конце XIX — начале XX в. проблемы изучения общественного мнения становятся предметом исследования в отечественной философии и социальных науках. Значительный вклад в развитие данного направления и в целом в становление отечественной социологии внес российский философ В.М. Хвостов (1868—1920). В его монографии «Общественное мнение и политические партии» рассматриваются процессы формирования общественных суждений в соответствии с интересами политических деятелей и партий и социальных групп, принадлежащих к высшим слоям общества. В 1917 г. В.М. Хвостов совместно с философами П. Сорокиным, Н. Бердяевым, Б. Кистяковским и другими создал первый в России научный социологический институт — Институт социальной психологии, который в 1918—1920 гг. являлся центром интеллектуального общения ведущих российских философов и обществоведов. В 1920—1930-е гг. в СССР настроение трудящихся попадает в центр внимания средств массовой информации. В газетах и по радио озвучивались мнения трудовых коллективов, колхозных собраний, мнений трудовой интеллигенции о важнейших политических и экономических решениях партии и правительства. Озвучивание этих, всегда одобрительных, мнений подтверждало легитимность власти и отсутствие оппозиционных настроений в обществе. Результаты опросов общественного мнения использовались в политических целях для подтверждения массового осуждения «заговоров против вождей народа» и оправдывали суровые методы борьбы с «врагами народа» и членами их семей в 1930-е гг. и после окончания Великой Отечественной войны.
Интерес к объективному изучению общественного мнения возрождается в 60-е гг. XX в. В 1960 г. по инициативе Б.А. Грушина в структуре газеты «Комсомольская правда» был создан Институт общественного мнения, который, используя возможности этой популярной газеты, начал исследования общественного мнения. Основным методом сбора информации был прессовый опрос. В конце 1960-х гг. начал свою работу Институт конкретных социальных исследований Академии наук СССР (сейчас Институт социологии РАН). К этому же времени относится появление первых теоретикометодологических работ по проблемам общественного мнения. Наиболее детальный анализ изучаемого феномена как одной из форм общественного сознания представлен в работе А. Уле-дова «Общественное мнение». Философ определяет общественное мнение как «оценочное суждение больших общностей людей по общезначимым вопросам социальной жизни, затрагивающим их общие интересы»[4]. Эту позицию в своих работах поддерживает и развивает А. Сафаров.
Общественное мнение как состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и отдельных личностей, представлено в статье Б.А. Грушина в Большой Советской Энциклопедии[5]. Марксистско-ленинская концепция общественного мнения, положенная в основу данного определения, отражает позицию советских философов конца XX в. и воспроизводится практически во всех работах данного периода.
В максимальной степени подобное отношение реализуется в политической сфере. В этом с Б.А. Грушиным согласен В.М. Герасимов, рассматривающий общественное мнение в политическом контексте и делающий вывод, что между властью и общественным мнением существует тесная взаимосвязь.
Изучение общественного мнения в историческом контексте привело к формированию концепции динамического общественного мнения, в соответствии с которой исследуемый феномен обладает характеристиками подвижности и изменчивости, определяющими его содержание и зависимость от комплекса социальных факторов. Духовное, духовно-практическое или практическое отношение субъекта к дискуссионному объекту действительности определяется тем, насколько этот объект затрагивает потребности и интересы участников коллективного обсуждения центрального вопроса общей дискуссии.
На рубеже XX—XXI вв. появляются научные работы, исследующие взаимосвязь и взаимовлияние общественного мнения и социального настроения. Российский социолог и политолог Д.П. Гавра (1956 г.р.) сравнивает общественное мнение с воздухом, который необходим для дыхания демократии: когда он есть, его не замечают, но его отсутствие может привести к гибели всего организма. Позже немецкий социолог и политолог Э. Ноэль-Нойман (1916—2010), повторяя мысль Д. Гавры, называет общественное мнение «социальной кожей», которая не ощущается, пока не возникает ощущение некоего социального дискомфорта — субъективного чувства, что поведение личности отличается от общепринятого. Содержание общественного мнения оказывает существенное влияние на социальное настроение больших социальных групп и, соответственно, во многом определяет уровень социальной напряженности в обществе. Именно восприятие и оценка социально-экономической ситуации общественным мнением, а не объективные экономические показатели формируют картину мира отдельной личности и общности в целом.
Историческое развитие социологии общественного мнения на протяжении нескольких веков характеризуется разнородностью и разнонаправленностью исследований общественного мнения. Несколько десятков научных концепций и направлений социологи не сумели объединить в общую теорию и создать единую теоретическую базу научно-практических исследований этого сложного социального явления. Социология общественного мнения XXI в. характеризуется многообразием методологических подходов к определению сущности своего предмета и, соответственно, использованием принципиально различающихся методов эмпирических исследований общественного мнения, а также способов представления их результатов, которые далеко не всегда могут быть сопоставимы.
- [1] Gersdorff С.Е.А. von. Uber den Begriff und das Wesen der oeffentlichen Meinung. Ein Versuch. Jena, 1846. S. 10—12.
- [2] Тард Г. Мнение и толпа / Психология толп. М., 1999. 416 с.
- [3] Конт О. Дух позитивной философии: слово о положительном мышлении: пер. с фр. 2-е изд. М., 2011. 80 с.
- [4] Уледов А.К. Общественное мнение советского общества. М., 1963. 268 с.
- [5] Большая Советская энциклопедия. М., 1972. Т. 18. С. 713.