БАЗОВЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Существование общественного мнения одновременно в виде явления (устойчивая система базовых социальных ориентиров) и процесса (их постоянная трансформация в зависимости от изменяющейся среды) определяет специфику факторов его формирования — устойчивой, исторически сложившейся системы ценностных ориентиров, выработанных коллективным опытом, и реальной социальной ситуации. Эти факторы делают общество доступным к одним идеям и взглядам и совершенно невосприимчивым к другим. Базовая основа не подвержена кардинальным переменам в короткие сроки, поскольку формируется и функционирует в слое ментального сознания общества, природа которого в значительной степени неэластична.
Все исторические события только кажутся спонтанными, в действительности они имеют глубокие причины, которые долго возделывают почву для новых идей и событий. Октябрьская революция и слом монархической системы правления в России были бы невозможны, если бы не являлись результатом комплексного воздействия культурных, социально-экономических и политических факторов на массовое сознание, обеспечившее общественное признание коммунистических идей создания общества равенства и справедливости как единственно верных. Усталость от Первой мировой войны, глубочайший экономический кризис, непопулярность власти, устаревшая иерархическая система и другие факторы подготовили массы к осознанию необходимости кардинальных мер по изменению существующей политической системы.
Однако осознание неотвратимости перемен еще не означает стремление масс участвовать в этих переменах. Необходимо «разбудить» народ, подготовить к реальному участию в политических событиях, организовать такое участие. Эту задачу выполняют социально активные, просвещенные и авторитетные люди своего времени — ученые, философы, литераторы. Именно их научные труды, выступления и общественная деятельность на протяжении длительного времени формируют потенциальную готовность общественного сознания к восприятию новых идей. Крайне важно, чтобы такие идеи не вступали в противоречие с исторически сложившейся системой ценностей, коллективным опытом и верованиями народа, на которых базируется общественное мнение. В противном случае самая прогрессивная идея будет отвергнута как чужеродная, а способы ее воплощения не найдут отклика.
К базовым факторам формирования общественного мнения относятся: национальный менталитет, исторический и групповой опыт, обычаи, традиции, социальные мифы, создающие основы нравственных ориентиров и стереотипов поведения личности и группы.
Национальный менталитет (от позднелат. mentalis — умственный) — основа национального мироощущения, миропонимания, совокупность эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок этноса, нации, народа, народности, а также каждого члена этнической группы. Менталитет содержит неосознанно и автоматически принятые установки, коллективные представления, ценности, мотивы и модели поведения, стереотипы реакций, общие в целом для эпохи и социальной группы и лежащие в основании рационально построенных и от-рефлексированных форм общественного сознания.
Национальный менталитет формируется с детства в процессе приобщения к национальной культуре и социальной среде и бессознательно укореняет системы ценностей, представлений и жизненных установок, характерных для культуры этнической группы. Ментальные установки воспринимаются человеком как нечто не вызывающее сомнений и естественное. Никто не отдает себе отчет, почему мыслит и действует так, а не иначе. Менталитет общества как система базовых (терминальных) ценностей лежит в основе национальной культуры и определяет комплекс инструментальных ценностей как легитимных форм поведения, которые необходимо демонстрировать публично. Именно менталитет формирует отношение общества к новым идеям, принимая те, которые не противоречат основной системе ценностей, и отвергая другие, идущие вразрез с ней.
Менталитет отражает исторический опыт нации и проявляется в образе жизни, мышлении, обычаях, традициях и нравственных нормативах, составляющих содержание уникальной национальной культуры.
Исторический опыт — концентрированное выражение социальной практики прошлого и функционирования социума в окружающей среде, ориентированное на выявление закономерностей общественного развития, на получение знаний, обеспечивающих повышение обоснованности решений проблем современности[1]. Исторический опыт объединяет представления о прошлом, которые в общественном сознании соединяют как реальные события, так и иррациональные мифологические образы. Исторический опыт — важнейший элемент социализации и социальной идентификации личности, формирует чувство социальной защищенности посредством принадлежности к определенной группе.
Роль исторического опыта определяется в первую очередь бытующим в этом обществе отношением к нему — он может быть консолидирующей или разобщающей силой, стимулом или тормозом саморазвития общества[2]. Отдельные исторические события оцениваются обществом как достижения или поражения, повод для национальной гордости или позора. Длительность и постепенность накапливания исторического опыта — основное условие созревания и принятия обществом новых идей. Как справедливо замечал Г. Лебон: «Идеи — это дочери прошлого и матери будущего, и всегда — рабыни настоящего»[3].
Исторический опыт содержит основные принципы ценностносмысловой (нормативной) системы, регулирующей социальные отношения, которые конкретизируются применительно к потребностям конкретной социальной группы в рамках группового опыта. Исторический и групповой опыт выражаются в обычаях, традициях, социальных нормативах, обеспечивающих возможность взаимопонимания и взаимодействия элементов социальной общности.
Обычай — древнейшая форма хранения и передачи социального опыта от поколения к поколению, от общества к индивиду. Он вырабатывает стереотипные способы поведения, стандартные действия, которые совершаются множеством людей и воспроизводятся на протяжении длительного периода времени. На основе обычая формируются привычки, воспроизводящие отдельные элементы обычая в повседневной жизни. Например, обычай встречи Нового года требует соблюдения целого ряда стандартных действий — приобретения и украшения новогоднего дерева (чаще всего, ели), подарков для родственников и друзей, праздничного застолья и многого другого. Нарушение привычного порядка действий при подготовке к этому празднику создает у человека чувство дискомфорта и неловкости, которое он стремится всеми способами устранить. Даже люди, вынужденные в новогоднюю ночь находиться на работе, ровно в полночь поздравляют всех, с кем могут связаться, с наступлением Нового года и желают им всего самого лучшего. Эта традиция ни при каких обстоятельствах не может игнорироваться.
Традиция (от лат. traditio — предание) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению, сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени (определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, привычки, обряды) и выступающие одним из регуляторов общественных отношений.
В традициях выражаются идеи, чувства и потребности, исторически сформированные и прошедшие испытание временем на полезность и применимость для удовлетворения потребностей социальной общности и отдельной личности. Традиции — основа цивилизационного развития общества, однако они могут стать и тормозом такого развития, когда перестают соответствовать изменившимся общественным потребностям. Без традиций невозможно сплочение общества, но без периодического изменения и полного разрушения отживших традиций и формирования новых невозможен социальный прогресс.
Так, традиция участия в праздновании свадьбы родственников и друзей молодых берет начало с древнейших времен, когда в отсутствии формальной регистрации брака законность создания новой семьи подтверждалась свидетелями — родственниками жениха и невесты и авторитетными людьми. В современном обществе эта традиция сохраняется и одобряется общественным мнением. Одновременно традиция Домостроя, предписывающая молодой невестке беспрекословно подчиняться всем старшим родственникам мужа и выполнять самую тяжелую домашнюю работу, ушла в прошлое.
Обычаи и традиции тесно связаны с социальными мифами, в аллегорической форме объясняющими и подтверждающими необходимость их соблюдения.
Социальные мифы — обобщенное представление о действительности, игнорирующее причинно-следственные связи, недоступные для массового сознания, и объединяющее реальность с мифологией. На общественном уровне миф выполняет функции «социальной мечты», воплощающей самые важные и обязательно позитивные стремления массы. В основе социального мифа лежит потребность в защите и безопасности, которую может удовлетворить принадлежность к социальной группе, сплоченной общей мечтой-целью. Эта цель не относится к ежедневной рутинной деятельности и не может быть достигнута даже в отдаленном будущем, поскольку тогда пропадает ее основное назначение — эмоциональное объединение группы. Разумные, логически обоснованные доводы не воспринимаются массовым сознанием, лишь эмоционально окрашенная идея может пробудить стремление к деятельности. Социальные мифы создаются и действуют на различных уровнях общественной иерархии. Эмоциональное сплочение на уровне всего общества осуществляет мечта о будущем, в котором каждый может полностью реализовать свои потребности и возможности, на национальном уровне — миф об интеллектуальном и физическом превосходстве одной нации (расы) над другими. В отдельной социальной группе, например, может иметь успех социальная утопия о провинциальной «золушке», которую в большом городе ждет богатый и красивый принц, мечтающий связать с ней свою жизнь, а также другие аналогичные массовые фантазии.
Особое влияние на формирование и поддержание единства нации оказывают исторические мифы. Миф как устойчивое представление об историческом факте или событии возникает в контексте общественной жизни определенной эпохи и в косвенном виде содержит ответы на вопросы, жизненно важные для отдельного человека или социальной группы.
Социальные мифы выполняют следующие функции:
- • стабилизирующую, предлагая аналогичные решения сложных общественных проблем и апробированные модели поведения в кризисных ситуациях;
- • объединяющую, мобилизуя социальную группу на выполнение общей задачи;
- • абсорбирующую, демонстрируя способы адаптации новых социальных групп («чужаков»), присоединяющихся к социальной системе, либо снижая негативные последствия вхождения группы в новую социальную среду;
- • изолирующую, оправдывая и подтверждая необходимость изоляции этнической или социальной группы и создавая условия для совершения над ними насилия.
Мифотворчество — неотъемлемая часть идеологической деятельности, а социальный миф — один из инструментов манипулирования общественным сознанием, создающим основу общественного мнения по конкретному вопросу. Мифологические конструкции (фольклорные истории и персонажи, популярные личности и произведения искусства и т.д.) всегда широко применялись в идеологических, религиозных или политических целях. Мифы создаются коллективно, и в этом смысле каждый человек в той или иной степени — соавтор социального мифа. Подобно слуху, по мере своего распространения миф исправляется, дополняется, обрастает новыми подробностями, становится все более правдоподобным и захватывает сознание все большего круга людей.
В современном обществе «возможности для возникновения и распространения массового социального мифа, а также для злоупотребления им с помощью средств массовой коммуникации не уменьшились, а во многом увеличились»[4]. Главным объектом воздействия социальных мифов является мировоззрение нации. Общество воспринимает социальные мифы как объективное отражение реальности, описание исторического пути, который прошла нация или социальная группа. Мифический социальный опыт приобретает объективную окраску, а эмоционально окрашенные исторические сюжеты составляют устойчивую и гармоничную систему мифологии общества — основу его мировоззрения. Из хаоса событий, окружающих человеческое общество, миф по законам своей логики выстраивает исторический порядок. Общественное сознание принимает этот порядок на всех структурах своего существования. А общественное мнение придает отдельным элементам миропорядка положительное или отрицательное значение. Знаковые системы и символы приобретают важнейшую роль, символические ценности оказываются выше всех прочих, поскольку ими актуализируется бессознательное, скрывающее движущий инструмент социальных процессов[5].
Человек «не противостоит реальности непосредственно, он не сталкивается с ней, так сказать лицом к лицу, физическая реальность как бы отдаляется по мере того, как растет символическая деятельность человека. Человек не может жить в мире строгих фактов или сообразно со своими непосредственными желаниями и потребностями. Он живет, скорее, среди воображаемых эмоций, в надеждах и страхах, среди иллюзий и их утрат, среди собственных фантазий и грез»[6].
Конечной целью социального мифа является побуждение к социально одобряемому поведению через формирование устойчивого эмоционально окрашенного представления о чем-либо — социального стереотипа, который У. Липпман обозначил как «картинки в наших головах».
Знание и использование технологии мифотворчества в практике социального управления позволяет формировать нужное общественное мнение конкретной аудитории.
- [1] Алексеев В.В. Прогностические возможности исторического опыта // Проблемы математической истории: историческая реконструкция, прогнозирование, методология / отв. ред. Г.Г. Малинецкий, А.В. Коротаев. М., 2009. С. 33-46.
- [2] Алексеев В.В. Исторический опыт как предмет изучения // XVIII Международный конгресс исторических наук. Монреаль; Екатеринбург, 1995. С. 6.
- [3] Лебон Г. Психология толп. М., 1999. 412 с.
- [4] Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. 616 с.
- [5] Кольев Л.Н. Политическая мифология. М., 2003. С. 65.
- [6] Кассирер Э. Опыт о человеке. М., 1998. С. 471.