ВВЕДЕНИЕ
При современном состоянии технической вооруженности человечества, уровне развития производственных отношений и производительных сил в мировом сообществе, росте численности населения Земли, нарастающей урбанизации, распространении стереотипа общества потребления — масштабы изъятия природных ресурсов, степень воздействия и загрязнения окружающего мира стали опасны для самого человечества. Происходит изменение исторически сложившейся среды обитания, к которой за долгие годы эволюции человек генетически адаптирован. Вполне реальной и весьма близкой перспективой становится исчерпание ряда естественных природных ресурсов Земли, определяющих устойчивое функционирование биосферы как глобальной экосистемы, а сама биосфера все более теряет способность к ассимиляции отходов производственно-хозяйственной и социокультурной деятельности.
В настоящее время антропогенная нагрузка на биосферу проявилась исключительно в негативном виде, именно в экологическом кризисе, выражающемся в итоге от совместного действия «перенаселения» планеты (более 6 млрд чел., из которых более 4 млрд чел. живут в развивающихся странах и отнюдь не в полном комфорте) и «перепо-требления» продукции биоты особенно в постиндустриальных и индустриальных странах, в увеличении антропогенного пресса, уменьшении биоразнообразия и других потерях биосферы (рис. 1).
Современное состояние естественных наук во многом определяется насущностью проблем, которые возникают по мере развития человеческого общества. Главнейшей макросилой, диктующей состояние общественного развития, является рост численности человечества. Поданным В.В. Клименко и А.В. Клименко население Земли с 1800 по 2100 г. увеличится более чем в десять раз (табл. 1).
Таблица 1
Годы |
1800 |
1900 |
1950 |
1990 |
1995 |
2000 |
2050 |
2100 |
Население, млн чел. |
906 |
1617 |
2515 |
5328 |
5630 |
6500 |
9830 |
10880 |
Темпы роста населения мира таковы, что при росте 1 % через 330 лет население будет в 1000 раз больше, т. е. более 6 трлн человек, а при росте 2 % эта цифра будет достигнута через 150 лет.
/

Рис. 1. Динамика общей численности населения России и численности городского
населения (В.И. Осипов, 2000)
Даже не рассматривая глубоко проблематику обеспечения продуктами питания такого колоссального числа людей, не говоря уже о других живых организмах, только технологическая составляющая деятельности человечества может привести к катастрофическому состоянию окружающей среды с последующим вымиранием большей части человеческой популяции.
Численность человечества стала основным источником нарушения гомеостаза биосферы и возможным способом самоуничтожения. Совершенно очевидно, что онадолжна быть сознательно ограничена. Многие специалисты разработали целый ряд сценариев прироста населения, и ни один из них не оптимистичен.
В Новом Завете сказано; «Плодитесь и размножайтесь пока не заполните Землю свою». Это отнюдь не беспредельный рост числа людей, а то именно число, при котором гомеостаз биосферы сохранится,
пусть даже за счет управляющих действий человечества, Коллективным Разумом. «В том обществе, которое войдет в XXI век, нужны дети, всесторонне подготовленные к жизни среди того огромного количества технологий, которыми овладел человек. Они требуют длительной и тщательной подготовки и гораздо больше любви и уважения, чем получают в настоящее время. Это возможно только при уменьшении числа детей в семье. Поэтому необходимо сознательное ускорение этого процесса не только ради выживания, но и ради общего будущего следующих поколений» (В.И. Данилов-Да-нильян). В целом решение лежит в простой по форме, но труднореализуемой проблеме: коэволюционное развитие человечества и биосферы.
Как видно из приведенного, важнейшую роль в формировании глобального экологического кризиса играет социально-технологическая составляющая развития современного общества и биосферы, его обеспечивающей.
Само понятие глобального экологического кризиса не является для Земли чем-то исключительно новым. Первый состоялся в прери-фейское время (около 1,8 млрд лет тому назад), когда на смену архе-бактериям и эубактериям в сфере жизни появились автотрофные цианобактерии. В результате этого кризиса атмосфера превратилась из восстановительной в окислительную, а на Земле стали развиваться эукариоты, способные дышать кислородом и генетически мутировать. Второй доказанный кризис был приурочен к завершению мезолита, когда в результате резкого потепления в межледниковье и исчерпания мамонтовой фауны и крупных копытных как главного источника пищи человека необходимо было найти выход, и он был найден в переходе к природопокорительству — земледелию, оседлости, пастбищному скотоводству. Кризис этот квази глобальный, так как он разразился только относительно человеческой популяции, хотя его последствия во многом заложили предпосылку к современному экологическому кризису. Сама же предпосылка выразилась в счастливом спасении человека.
Последствиями выхода из экологических кризисов на Земле были либо биологические потери (гибель архебактерий), либо изменения в идеологии взаимодействия человека с окружающим миром. Проведенное мировым научным сообществом теоретико-практическое изучение ситуации показало, что глобальное, тотальное, распространение модели развития, реализующейся в ведущих постиндустриальных странах, неминуемо приведет к фатальной деградации вплоть до уничтожения биосферы. В качестве альтернативы была выдвинута концепция устойчивого развития цивилизации, которая исходит из учета взаимосвязи социально-экономического развития и исторически эволюционно сложившихся экологических систем. Основные
положения концепции устойчивого развития изложены в документах, принятых на всемирном экологическом форуме в Рио-де-Жа-нейро в 1992 г. Тогда первые лица более чем 190 стран мира приняли «Повестку дня на XXI век», в которой изложены основные идеи противодействия развивающемуся экологическому кризису К этому общецивилизационному пути развития присоединилась и Россия, о чем свидетельствует Указ Президента РФ № 440 от 1.04.96 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» и соответствующее постановление правительства России. Такой подход связан по существу с реализацией стратегии биосферосовместимости человеческой деятельности, при которой социально-экономический прогресс выполнял бы природосберегающие функции.
Концепция устойчивого (а точнее — поддерживающего) развития в определенном и весьма близком смысле соотносится с ноосферной идеологией. Именно ноосферный смысл поддерживающего развития объясняет возможность выхода из кризисного состояния. Хотя именно в последние 3—4 года появились значительные работы противников “sustainable development”, специалистов в области экономических основ модели развития человечества, которые показывают, что экономически поддерживающее развитие невозможно для все более увеличивающейся человеческой популяции, а только, к сожалению, лишь для небольшой ее части (В. А. Зубаков, 2002). Здесь следует особо подчеркнуть биоцентристскую сущность ноосферной идеологии в противовес той антропоцентристской, которая в неолите увела человечество от роковой черты вымирания. Природопокорительство обязано смениться неоанимистской философией (идеологией), где Душа должна объединиться с Разумом, в чем так убеждает и не без оснований акад. Н.Н. Моисеев.
Поддерживающее развитие возможно на базе формирования нового качества — единение общества с коллективным Разумом и Душой. Именно такой смысл может преодолеть скепсис о невозможности войти в устойчивое развитие более 4 млрд чел. Этот скепсис вызвал в свое время принятие «Декларации людей Земли», где представители почти 140 стран мира заявили, что устойчивое развитие — это идеология сегрегационного, колониалистского мира, так как лишь один «золотой» миллиард человек будет жить вне экологических проблем за счет остального мира. Но если время Души и Разума наступит для «экосистемы Земля», то оно коснется всех его компонентов, в том числе и всех людей на Земле. Представляется, что наступил момент единения всей духовности Земли, и силами, умениями, знаниями, накопленными и создаваемыми человечеством в науке, философии, религии, возможно формирование единого для всех людей мира нового мировоззрения с сутью «Биосфера Земли — Дом человечества».
Рассмотрение такого подхода к поддержанию гомеостаза Земли не может обойти вниманием важнейшего из природопокорительских факторов, а именно строительства. Строительство сопутствует человеку с самых ранних времен его существования, с первого гнезда из ветвей в кронах деревьев, с первого камня, закрывавшего вход в пещеру. Более поздние мезолитические и особенно неолитические постройки из бивней и костей мамонтов и крупных копытных были провозвестниками нынешних мегаполисов. Строительство и агрикультура — главнейшие природоборческие силы, это благо в создании высокого качества жизни, в комфорте, в накоплении запасов пищи, но в то же время это все мощнейший пресс на биоту. Это фактор, изымающий из биосферы значительные не только абиотические, но и биотические ресурсы.
Постепенно, но неуклонно большинство человечества переселилось в города, «построило» новые реки и моря и все было вполне устойчиво, пока не сравнялось по силе воздействий и последствиями этого с главнейшими экзогенными геологическими процессами и не стало влиять на стабильность протекания атмосферных и гид-росферных процессов. На границе эпох камня и металла строительство было полностью совместимо со средой, любое сооружение гармонировало с окружающей природой по архитектуре, конструкциям и материалам. Недаром брошенные города быстро исчезали, растворялись в окружающей природной среде и становились впоследствии предметом археологических поисков. Практически до эпохи промышленной революции строительство обладало способностью самоликвидации своих результатов (сооружений), что очень схоже с процессами возвращения в исходное положение вещества в биогенных круговоротах. В качестве отходов сохранялись в виде археологических находок предметы или изделия, отличные в своем материале от природных аналогов. В это время строительство носило поддерживающий характер.
Любое строительство, а современное тем более, должно быть надежным и безопасным для человека, но для природы это редко достижимо: невозможность устранения последствий строительства, его абсолютная устойчивость требуют от природы значительных затрат на адаптации, некоторые из них затрагивают многие составляющие биоты и далеко не безвредны для человека. Никакое строительство как результат техногенеза не может быть эссенциальным по определению, но его негативные последствия могут быть значительно снижены. Идеалом любого строителя и архитектора как представителей коллективного Разума и Души является создание сооружения, адекватного природной среде, т. е. существующего внутри биогенных циклов абсолютно адекватно им, иными словами, экологично.
Даже сейчас только на пути стремления к идеалу строительство может носить поддерживающий характер, когда вытесняемые им экологические факторы заменяются близкими им по характеру, составу и последствиям. Строительное освоение биосферы своими воздействиями должно быть синонимическим и синхронным существующим в природе.
В России, которая является высоко урбанизированной страной, для социально-экономического развития и обеспечения экологической безопасности населения вопросы экологизации строительства города и его эксплуатации имеют исключительно важное значение.
Главным механизмом экологизации строительства в данном случае является непрерывное экологическое планирование, охватывающее все стадии жизненного цикла создаваемой материальной структуры.
Первоочередной задачей планирования, изысканий, проектирования, возведения и эксплуатации является обеспечение экологической совместимости сооружений, городов и промышленных предприятий с окружающей природной средой. Это обусловливает биосферосовместимость строительно-хозяйственной деятельности и создает с помощью инженерно-строительных и технологических средств изначальные условия для последующего формирования комфортной и экологической среды обитания.
В.А. Вронский (1996) приводит опубликованное в журнале «Новый мир» высказывание С.Н. Залыгина, которое достаточно точно отражает положение экологии в нынешнем мире: «Сегодня экология представляется мне как деятельность, направленная на преобразование всех остальных форм деятельности современного человека: управленческой, производственной, социальной, здравоохранительной — всех без исключения. Ибо человечество подошло к тому пределу, за которым, если не будет пересмотрена вся наша жизнь в пользу сохранения природы, мы неизбежно должны погибнуть. Критический момент наступил».
Современное строительство, вмешиваясь в протекание биосферных процессов, способно активно изменять состояние поверхности Земли. Промышленные комплексы, города, дороги и аэродромы, тепловые и гидротехнические энергетические станции, гидромелиоративные сооружения, глубокие шахты и тоннели — все это перемещает огромные массы грунта, запыляет воздух, практически полностью уничтожает почву, сводит леса и другую растительность, меняет ландшафты и имеет еще множество отрицательных последствий. Собственно строительный процесс — возведение зданий и сооружений не является очень уж мощным возмутителем сложившегося равновесия в природной среде, хотя пыль, электромагнитное, вибрационное, нефтехимическое загрязнение при строительных работах, конечно,
имеют место. Гораздо серьезнее дело обстоит с переформированием структуры абиотических факторов на осваиваемой строительством территории, изменение которых всегда влечет изменения в биоте, что выводит существующие экологические системы из равновесия. Учитывая, что строительством «заражены» все с [раны мира, все правительства, муниципалитеты и почти каждый человек, то следует признать, что строительная деятельность — это функция биосферы, так как человечество в своем шестимиллиардном исчислении в ней составляет огромную долю. В таком случае на том временном отрезке, когда строительство стало ощутимым для биосферных процессов, его необходимо отнести к глобальным стрессовым возмущающим факторам, последствия которого достаточно длительное время будут компенсироваться биосферой. Снижение негативных проявлений строительства и строительного давления на окружающую среду, на наш взгляд, могут способствовать замедлению развивающихся кризисных явлений.