Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Агропромышленность arrow Архитектурно-ландшафтный дизайн: теория и практика

Формирование растительных композиций

Виды растительных композиций и их особенности

Древесно-кустарниковые композиции. В ландшафтном проектировании используются массивы, рощи, группы, рядовые посадки, отдельно стоящие деревья и кустарники.

Массивы представляют собой сомкнутые древесные и кустарниковые насаждения площадью не менее 0,5 га. Их оптимальная ширина, обеспечивающая защиту от шума, пыли и визуальную изоляцию, составляет 100—150 м. Выделяются разновидности массивов: по составу:

  • • чистые — состоящие из одной породы;
  • • смешанные;

по преобладающей древесной породе:

  • • хвойные (темно- и светлохвойные);
  • • лиственные (широко- и мелколиственные); по структуре:
  • • одноярусные;
  • • многоярусные; по форме:
  • • компактные;
  • • вытянутой формы;
  • • сложной формы.

Массивы создают благоприятные условия для развития растений и гнездования птиц и используются в качестве экологических «ядер» парков и других ландшафтно-рекреационных территорий, а также для изоляции рекреационных территорий от неблагоприятного окружения.

Массивы лесного типа имитируют естественный ландшафт, они занимают площадь от 1 до 4 га в парках и десятки гектаров в лесопарках. Выбор главных пород массива определяет его облик: ель, пихта, граб с темными стволами и густой листвой образуют сумрачные тенистые насаждения; сосна, береза, лиственница, ясень, имеющие прозрачные кроны, образуют солнечные и светлые насаждения. Сопутствующие породы улучшают и обогащают насаждения массива.

Парковые массивы с малой вертикальной сомкнутостью позволяют создать глубинные перспективы.

Рощи обычно представлены небольшими однородными по породному составу и возрасту насаждениями площадью 0,25—1,5 га (березовая роща, дубрава), не прорезанными дорогами и предназначенными для восприятия извне. В роще пространство между стволами, как правило, просматривается.

Боскеты парковые композиции регулярного типа, образующие замкнутые участки правильной геометрической формы, ограниченные шпалерами (густыми древесно-кустарниковыми насаждениями в виде стриженых зеленых стен и живых изгородей).

Пространства внутри боскетов в эпоху барокко назывались кабинетами или зелеными залами.

Куртины — большие группы из 20—50 деревьев или кустарников, которые обычно создают чистыми по породному составу и используют для выявления декоративных качеств того или иного вида растений.

Группы создают из композиционно взаимосвязанных деревьев и кустарников, высаженных с соблюдением законов биологической совместимости и с учетом условий обзора.

Выделяют группы:

по величине:

  • малые — состоящие из 3—5 деревьев;
  • средние — до 9 деревьев;
  • большие до 18 деревьев;

по композиционному построению:

  • симметричные в плане треугольник, простые ряды, шахматный порядок, круг, подкова и др.;
  • компактные — максимально сближенная посадка растений (например, группа-букет из нескольких экземпляров берез, высаженных в одну посадочную яму);
  • свободные — состоящие из нескольких пород или одного вида растений, с силуэтом, напоминающим шатер, др.

Древесно-кустарниковые группы образуют промежуточное звено между лесными массивами, рощами и открытыми пространствами и могут размещаться на опушках массивов, лужайках, полянах, у поворота и развилки дорожек и дополняться посадками цветочных растении, а также декоративными валунами, скульптурой.

Линейные посадки деревьев и кустарников используются для выявления линейных планировочных элементов, создания аллей, а также для разграничения разных по назначению пространств. Линейные посадки могут создаваться или из одних деревьев, или только из кустарников, или комбинированные, ярусные — из деревьев совместно с кустарниками. Деревья выбираются с ровным, прямым стволом и правильной кроной, деревья одной породы — обычно с одинаковыми параметрами (высота штамба, высота растения, диаметр кроны), чтобы посадки создавали впечатление упорядоченности.

В устройстве разреженных рядовых посадок особое значение имеет линейность построения композиции: растения могут высаживаться прямолинейно либо криволинейно в один, два ряда или по многорядной схеме. Представляют интерес и веерные схемы таких рядовых посадок, обладающие особой декоративностью. К линейным посадкам относятся и аллейные посадки, согласованно в композиционном отношении обрамляющие с обеих сторон парковые дороги; на основе линейных схем посадок выполняют также живые изгороди, шпалеры и зеленые стены.

В линейных посадках важна и ритмичность построения композиции. Кроме наиболее простого метрического порядка расположения деревьев одной породы с равными интервалами между растениями могут применяться и более сложные рисунки ритма — чередующиеся, динамические с нарастанием либо убыванием интервалов или изменением параметров растений и др. Создание ощущения ритмичности рядовой посадки требует введения не менее трех элементов построения, однако более устойчивое впечатление возникает при наличии 5—8 элементов ряда. Ритмические модели построения пространств применяют также при организации сложных абстрактных композиций с включением линейных элементов, а также разреженных модульных древесно-кустарниковых композиций.

Аллейные посадки могут обладать разными пространственными качествами, в зависимости от густоты и ширины размещения деревьев. Густые посадки быстро смыкаются и образуют тенистый свод. Разреженные посадки создают полутень.

Аллеи бывают однопородные и смешанные, с использованием контрастных по высоте и форме деревьев, симметричные и асимметричные. В старинных парках создавались иногда сплошные или почти сплошные аллейные посадки (через один-два метра) в виде стены стволов или шпалеры (ряд густо посаженных деревьев или высоких кустарников, стриженных в стенку), а также применялись деревянные решетки (трельяжи) с вертикальной вьющейся растител ьностью.

Иногда практикуется многорядная посадка в квадрат или в шахматном порядке. Последняя наряду с формированием более плотных массивов дает кроне возможность лучше развиваться. В композициях исторических парков использовался прием многорядной посадки деревьев в шахматном порядке непосредственно в полотно аллеи (в покрытии аллеи устраивались посадочные лунки). Для создания затененных аллей возможна посадка по их оси древесных групп-букетов, при этом расстояние между лунками увеличивается. Известны сводчатые аллейные посадки (с сомкнутыми кронами) и формованные (с применением специальной стрижки). В прошлом крытая аллея, дорожка, свод которой образовался из переплетенных ветвей деревьев или легких деревянных или металлических арок, увитых лианами, назывались биндаж или берсо. Так же называли участок парка, окруженный сводчатыми аллеями — прием, характерный для садово-паркового искусства эпохи барокко.

При создании стандартных аллей, озеленении улиц, бульваров минимальное расстояние между деревьями и кустарниками нормируется. В проектной практике принято усредненное расстояние между стволами деревьев, равное 5 м. Однако существуют и более дифференцированные рекомендации. Нормы даются для взрослых растений в зависимости от их величины при достижении зрелости — отдельно для светолюбивых и теневыносливых пород. При высоте деревьев 25, 20 и 15 м расстояние между стволами для светолюбивых пород составляет 6, 4—5, 3—4 м, а для теневыносливых — 4—5, 3—4 и 2,5—3 м соответственно высоте растений.

Для высоких, средних и низких кустарников расстояния при рядовой посадке растений принимаются соответственно 1,0—1,5, 0,6—1,0, 0,4—0,6 м. В ассортиментных и агротехнических справочниках нормы посадок кустарников приводятся в количестве растений на погонный метр. Нормируются также ширина полос зеленых насаждений и расстояние посадки деревьев и кустарников от зданий и сооружений.

Отдельно стоящие деревья и кустарники (солитеры), обладающие высокими декоративными качествами, размешаются обычно на полянах в композиционно важных местах. В качестве одиночных посадок могут применяться не только высокие раскидистые деревья, но и красивоцветущие кустарники и декоративные формы хвойных пород.

Покрытия поверхности земли лианами. Для формирования растительного покрытия горизонтальных поверхностей наряду с травянистыми газонами могут использоваться и лианы. Создать цветущий ковер с множеством сиреневых, розовых, белых цветков можно из клематиса; эффектное покрытие с красивой текстурой листвы летом и богатой осенней окраской может дать девичий виноград пятилисточковый, а вечнозеленое — плющ обыкновенный.

Композиции травянистых растений. Они формируются из посадок цветочных культур и декоративных трав и размещаются как акценты у планировочных узлов объектов озеленения, дополняют древесно-кустарниковые композиции, оформляют садово-парковые сооружения: беседки, трельяжи, подпорные стенки, др. К основным типам композиций травянистых растений относятся: разные виды партеров, цветники, газоны и декоративные газонные композиции.

Партеры открытые геометрически строгие композиции большой площади, формирующие парадные части регулярных парков; включают декоративные элементы из инертных материалов и газонных поверхностей, цветочные арабески, бордюры, клумбы, рабатки, а также низкие стриженые кустарники, декоративные вазы, скульптуру и водные устройства (фонтаны, фигурные бассейны). Партеры обычно имеют выраженное плоскостное решение в форме прямоугольника с соотношением сторон от 1:2 до 1:7; существуют и заглубленные партеры (буленгрины).

Исторически сложились кружевные (преимущественно из инертных материалов), наборно-орнаментальные (из инертных материалов и газона), английские (из газона и песчаных поверхностей), разрезные (из цветочных элементов и песчаных поверхностей), оранжерейные (с экспозицией кадочных и горшочных растений), водные виды партеров. С позиции применения растительных элементов современные партеры можно подразделить на цветочные, цветочно-газонные, газонные, цветочно-орнаментальные и комбинированные [29, 50] •

В цветочных партерах вся поверхность полностью заполняется цветущими растениями, однако допускается окаймление композиции полосой газона.

В цветочно-газонных партерах газон используется в качестве фоновой поверхности для цветочных элементов.

Газонный партер может состоять из газона с цветочной рабаткой или бордюром по краю, иногда с включением скульптурных элементов.

Цветочно-орнаментальные партеры имеют объемный рисунок из цветущих растений, часто в обрамлении стриженого кустарникового бордюра на фоне газона; иногда рисунок может создаваться только из низких формованных кустарников.

Комбинированные партеры выполняют из растительных элементов в сочетании с инертными включениями и малыми формами архитектуры.

Цветники — декоративные композиции из цветущих растений в открытом грунте. Цветники могут иметь разную величину и решаться с использованием регулярных или пейзажных приемов композиции ландшафта, приобретая геометрически правильную или свободную форму. Могут выступать в качестве самостоятельных элементов цветочного оформления либо входить в состав более сложных композиций, например, партеров. К регулярным цветникам относятся бордюры, рабатки, клумбы, модульные цветники.

Бордюры представляют собой узкую (до 40 см шириной) линейную посадку низких (не выше 50 см) однотонных цветущих растений, декоративных трав или формованных кустарников; используют для обрамления клумб, дорожек, выделения рисунка в цветниках и партерах, поэтому их составляют из одного вида растений. Растения подбирают компактные, чтобы полоса выглядела аккуратно. Для бордюров хороши алиссум, бегония, вербена, виола, лобелия, очитки, низкорослые сорта агератума и тагетеса.

Рабатки композиции в виде сравнительно узкой цветочной полосы, ширина которой колеблется от 40—50 до 150 см. Рабатка шире и пестрее бордюра, может быть однотонной и многоцветной, из нескольких видов или сортов цветочных растений, которые образуют свободный рисунок или регулярный геометрический орнамент. Рабатки бывают односторонние и двусторонние, асимметричные и симметричные. В односторонних рабатках низкие растения располагают на переднем плане, высокие — на заднем. В двусторонних рабатках высокие растения высаживают в центре, а низкорослые — по краям. При значительной протяженности в рабатках делаются разрывы.

Арабески орнаментальные цветники, в основу рисунка которых положены переплетения геометрических фигур либо стилизованные мотивы растительного мира. Решаются преимущественно как однотонные композиции, однако допускается введение контура из цветочных или декоративно-лиственных травянистых растений контрастного тона, низких стриженых кустарниковых бордюров. Обычно применяются как элемент композиции партеров и крупных клумб.

Клумбы многоцветные цветники правильной геометрической формы, чаше компактной — круглой, квадратной, прямоугольной. Рисунок их строится с учетом центральной либо осевой симметрии.

Клумбы могут создаваться плоскостными, из низкорослых растений, или объемными, с повышением от границ контура к центру; последний тип часто рассчитан на включение в центр композиции декоративных ваз с растениями, кустарников, экзотических кадочных растений, скульптуры, в том числе зеленой каркасной. При введении клумб в рисунок партера их слегка приподнимают над его поверхностью.

Модульные цветники создаются на основе применения повторяющихся геометрических элементов — модулей разной формы — квадратной, треугольной, шестигранной. Композиция модульного цветника может быть плоскостной или объемной, но избранная форма модуля остается неизменной. Обычно используется несколько (от 5 до 12) звеньев одного модуля, часто разноразмерных.

Контуры модулей могут быть подчеркнуты мощением, заполнение — решаться однородно или разнообразно (газонное покрытие, разные виды или разные сорта одного вида цветущих растений, ковровые растения, инертные материалы, иногда — невысокие кустарники).

К регулярным приемам цветочного оформления относятся также цветочные композиции в контейнерах и вазах, зеленая каркасная скульптура.

Цветочные композиции в емкостях декоративных вазах и цветочницах разного типа — располагаются на мощении и могут быть мобильными и стационарными. Решаются однотонно либо многокрасочно, часто имеют цен-тричную композицию с размещением в центре контейнера пышных объемных растений, при достаточной высоте размещения дополняются ампельными растениями.

Зеленая каркасная скульптура — достаточно сложная, но эффектная композиция, выполняемая из ковровых и низких компактных цветущих растений, высаженных в ячейки заполненной растительным грунтом каркасной конструкции. Решается в виде декоративных ваз, стилизованных скульптурных имитаций разных предметов, зданий и сооружений, объектов животного и растительного мира. Выразительность композиций достигается четкостью силуэта, контрастом фактур и окраски фрагментов скульптуры.

Крупномасштабные цветочные композиции массивы, группы, цветущие поляны, лужайки, цветочные опушки — находят все более широкое применение. Им свойственны свободные живописные очертания контуров, согласованность с рельефом участка, древесно-кустарниковыми композициями.

Крупномасштабные композиции в виде цветочных массивов размером более 100 кв. м формируют на полянах и опушках рощ преимущественно из одноцветных растений — многолетников ярких расцветок. Групповые посадки свободных живописных очертаний размером от 3—5 до 50—60 кв. м — распространенный вид оформления в парках. Цветущие поляны представляют собой обширные (до 2000 кв. м) композиции естественного характера с выраженным доминированием одного вида цветущих многолетних растений. Цветочные лужайки — композиции сезонного характера с размещением миниатюрных, часто мелколуковичных растений живописными пятнами разновеликих групп. Цветочные опушки являются неяркими цветниками линейного типа, предназначенными для выявления контура древесно-кустарниковых групп и рассчитанными на восприятие с некоторой дистанции [29, 50].

Ленточные цветники могут создаваться как одноцветными, так и многоцветными, имеют вытянутую форму со свободными волнистыми очертаниями, располагаются вдоль аллей или оформляют кромки полян. Ширина композиций может достигать 3 м.

Миксбордеры — смешанные цветочные бордюры, рассчитанные на создание эффекта непрерывного цветения в течение всего периода вегетации, располагаются вдоль дорожек, площадок. Ширина полос миксбордера может достигать 5 м, длина — десятков метров. Это преимущественно многоярусные цветочные композиции свободных очертаний с криволинейным контуром. Ассортимент может включать до 25—30 видов разнообразных растений (летников, двулетников и многолетников) трех-четырех доминирующих окрасок, причем при подборе растений учитываются не только сроки их цветения и окраска цветков, но и сезонные изменения формы и окраски листьев.

Композиции миксбордеров нередко дополняются красивоцветущими и декоративными кустарниками — как лиственными, так и хвойными. Растения располагают в соответствии с их высотой: самые низкие, стелющиеся — ближе к дорожке, средние и высокие — на заднем плане. Обязательным условием композиции миксбордера является плотный, обычно темный, фон — живая изгородь, стена. Важен также и спокойный фон газона вокруг цветника, обеспечивающий цельность восприятия всей композиции.

Абстрактные цветочные композиции являются самостоятельными элементами цветочно-декоративного оформления; формируются плотными, имеющими четкие контуры, многоцветными посадками красочных цветущих и ковровых растений. Этот тип цветников часто ориентирован на активное использование объектов декоративно-прикладного искусства, использование водных устройств и эффектов декоративной подсветки. Они могут решаться как сюжетные композиции, часто по мотивам произведений изобразительного искусства, и для облегчения обзора обычно размещаются на откосах либо рассчитаны на восприятие сверху, с террас или из окон зданий. В абстрактные цветочно-декоративные композиции могут также включаться элементы, созданные плотными посадками кустарников.

Цветочные композиции широко используются при создании выставочно-экспозиционных объектов — монокультурных садов, садов сезонного и непрерывного цветения, вьющихся и водных растений, каменистых садов, альпинариев, японских садов и др. Наиболее часто встречаются монокультурные и каменистые цветники.

Монокультурные цветники композиции, созданные на основе одного вида цветочных растений. Наряду с более широко известными садами краси-воцветущих кустарников (розарии, сирингарии) встречаются монокультурные композиции травянистых растений (георгинарии, гортензиарии, ирида-рии, примулярии и др.). Моноцветники часто устраиваются в виде системы повторяющихся через определенные промежутки геометрических элементов модульной композиции, однако могут иметь и свободное пейзажное решение.

Каменистые цветники композиции из декоративных растений в сочетании с камнями, чаше свободных очертаний, нередко включают мини-водоемы, элементы террасированного или холмистого микрорельефа. Каменистые участки могут занимать до 20—25 % площади композиции. В отличие от альпинариев, где подбор ассортимента ориентирован на экспозицию горных (альпийских) растений, в каменистых цветниках используют как почвопокровные, так и среднерослые красивоцветущие и лиственно-декоративные многолетники (бадан, камнеломки, очитки, др.), а также многие однолетники, красиво сочетающиеся с камнем (бегония всегдацветушая, алиссум морской, др.). В качестве фона для цветочных растений в композиции могут вводиться карликовые стелющиеся формы хвойных, роль объемных акцентов наряду с камнями иногда отводится невысоким красивоцветущим кустарникам.

Газоны состоят из дернового покрова, созданного путем посева и выращивания определенных видов трав, преимущественно многолетних злаков. Они подразделяются на газоны декоративные, спортивные и специального назначения. Декоративные газоны, создаваемые в парках, скверах, садах, на жилых территориях, служат универсальным зеленым фоном для архитектурных сооружений, скульптуры, древесно-кустарниковых композиций и цветочно-декоративных элементов, зависят от специфики устройства и содержания объекта озеленения и представлены партерными, обыкновенными и луговыми, в том числе мавританскими (цветущими), газонами.

Партерные газоны формируются на идеально ровной поверхности из одного-двух видов густых низкорослых кустящихся трав одноцветной окраски с тонкими стеблями; их располагают в местах массовых посещени: у зданий, декоративных водоемов, фонтанов, скульптурных групп.

Обыкновенные газоны занимают значительную часть озеленяемых территорий любого назначения. К ним предъявляются такие требования, как долголетие, устойчивость к механическим повреждениям, теневыносливость, при этом используют смеси из нескольких злаковых многолетних трав с разными типами кущения.

Луговые газоны создаются обычно в крупных парках путем улучшения естественных травостоев; по видовому составу представлены разнотравьем.

Мавританские газоны создаются путем подсева к газонным злаковым травам цветущих растений (маргаритка, тысячелистник, василек, лен, резеда, кореопсис, др.). Получаются пестроцветные газоны, которые очень декоративны в период массового цветения. По окончании цветения участок скашивают, превращая его в обычный зеленый газон.

Спортивные газоны должны формировать эластичную упругую дернину и быть устойчивы к вытаптыванию и регулярному уходу (стрижка, прополка, ремонт, полив). Для их создания применяются сложные многокомпонентные (до 10—12 компонентов) травосмеси.

Газоны специального назначения имеют преимущественно защитную функцию, препятствуя образованию пыли, эрозионным процессам, и применяются на откосах автомобильных и железнодорожных магистралей, территориях аэродромов, гидротехнических сооружений. Применение газонных рулонных покрытий позволяет упростить процесс создания газона.

Декоративные газонные композиции создают чередованием участков злаков, имеющих разную окраску либо различающихся по высоте стебля. Выделяют фигурные, узорчатые или полосные варианты композиций с живописными пейзажными либо геометризированными схемами узоров. Могут включать вкрапления цветочных растений и низких декоративных форм хвойных и красивоцветущих кустарников. Дифференциация сроков скашивания некоторых видов декоративных газонных композиций обусловливает их достаточную сложность в эксплуатации.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >
 

Популярные страницы