Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Философия arrow Философия истории

Сущность и смысл истории

Аннотация: В этой главе учебника рассматривается сущность и смысл истории через сущность бытия общественного человека, который является причиной и следствием, демиургом и продуктом общества взаимосвязанных людей, преследующих свои интересы и осуществляющих свои потребности в процессе повседневного бытия. Рассматривается история человечества, которая обеспечивает повод поразмышлять о смысле и подлинном назначении истории.

Ключевые слова: человек, общественный человек, общество, человечество, история, историческое.

Сущность и смысл исторического бытия человека

В современной исторической науке понятие сущности человека еще не превратилось в объяснительное средство истории, как не стали в ней и ключевыми категории сущности и смысла истории. Такое положение обедняет историческую науку, снижает ее эвристический потенциал, допускает аберрации.

Сущность и смысл — это в принципе рядоположенные понятия, но если сущность отождествляется с трудно определяемым содержанием явлений мира, ибо оно сопряжено с метафизикой, то смысл отождествляется со значением, которое несет на себе печать оценочного отношения. Только ориентация на человеческую сущность исторического процесса позволяет уяснить логику общественной жизни, определить ее смысл и перспективы. В противном случае история перестает быть Учителем жизни, превращается в средство сомнительных политических целей1.

Способность человека и общества к развитию заложена в его родовых сущностных силах, реализуя которые человек

воспроизводит себя, свое бытие и свою сущность. Историко-философский анализ феномена человека свидетельствует о том, что он рожден природой, своим становлением обязан обществу, а развитием — только себе. Это единственное существо, способное выйти за свои пределы, взглянуть на себя со стороны, осуществить самоанализ и отредактировать свое отношение к миру. Человек в состоянии оттолкнутся от реального сущего, спроектировать свое «Я» как идеальное должное и осуществить этот проект в процессе своей жизнедеятельности как субъект и объект, составляющие способ бытия социума.

Заявляя о себе как существо вечной неудовлетворенности, человек инициирует свое проявление в самых различных ипостасях. Наделенный разумом, он способен осознать свое бытие как проблему. Более того, он обязан ее осмыслить и решить. Поскольку человек не может вернуться к до-человеческому состоянию гармонии с природой, он должен восстановить эту гармонию на качественно ином уровне через свою историю и историю человечества, и, наконец, человек продолжает хранить свою загадку, инициируя множество версий своего происхождения[1].

Историко-философский анализ феномена человека позволяет поставить вопрос о сущности человека. Пришло время плодотворного соединения философского и естественнонаучного знания. На стыке общего и единичного (конкретного) можно обрести особенное, то специфическое, которое приоткрывает занавес над загадкой о сущности человека. Примером такого единства философского и естественнонаучного знания является философская антропология, возникшая в 20-х гг. XX столетия. Правда, один из ее основоположников М. Шелер заявляет о принципиальной невозможности определить сущность человека. Тем не менее, его работа «Положение человека в космосе», а так же работа Г. Плеснера «Ступени органического и человек» заложили традицию поиска решения проблемы сущности

человека через призму соотношения общего и единичного, метафизического и физического.

На современном этапе философская антропология стремится систематизировать знание о человеке. Не заявляя абсолютной претензии, она ставит вопросы о смысле бытия человека и его сущности, рассматривая человека как творца и как творение, вскрывая онтологические основания его свободы и смысла жизни[2].

Вопрос о сущности и смысле бытия человека равен вопросу о сущности бытия мира. Отрицать сущность человека, значит отрицать то основание, которое объединяет всех людей мира. Сущность человека напрямую связана с проблемой происхождения человека. Существует ряд версий происхождения человека в диапазоне от божественного творения до результата эволюции природы в рамках действия закона естественного отбора. XX в. принял в качестве парадигмы концепцию эволюции. Поэтому актуальным является вопрос: чем отличается человек от высокоорганизованного животного; как человек прошел дорогу от животного до существа с претензией выполнить свое особое назначение в мире.

Человек существо пограничное. Он одновременно принадлежит к миру природному, духовному и социальному. В силу своей эксцентричности и в стремлении ее преодолеть человек в процессе своей жизнедеятельности может вести себя в различном измерении, используя чужое поведенческое амплуа. Генетическая программа поведения животного фиксируется в молекулах ДНК. Инструментом фиксации и трансляции программы поведения людей является язык, образное рациональное мышление. То и другое позволяет заменить генетическую конструкцию социальной нормой, а наследственность — преемственностью через культуру. Биологическая популяция трансформировалась в социальную общность когда сложилась ойкумена. Единство природных условий и человеческого фактора с его способностью создавать и использовать искусственные орудия труда обеспечило становление протокультуры, а после — и ее развитие. Культура, и только культура оказалась исходным отличительным признаком формирования человека разумного, общественного человека.

Становление и развитие разумности стало возможным благодаря культуре мифа как культуре запретов и воздаяния. Разумность сдерживала и контролировала природные влечения, инстинкты. Благодаря разуму человек постигает тайны бытия, открывает законы мироздания, изобретает технику, осваивает природу и создает искусственную среду обитания. У человека возникает различение добра и зла, прекрасного и безобразного, формируется эстетическое и этическое восприятие мира, складывается механизм волевой регуляции, оформляются и совершенствуются сущностные силы; оформляется вера в Бога, складывается память о прошлом и надежда на будущее. Человек осваивает искусство любить и ненавидеть, оценивать и судить, фантазировать и творить. Разум компенсирует физическую слабость человека. Как слабое биологическое существо, человек стал самой могущественной силой на Земле. Совокупная антропогенная деятельность человечества многократно превышает геологические изменения. Поэтому сущность человека заключается в его способности мыслить и постигать тайны бытия, находить свое место в мире. Эта сущность не является чем-то заданным, а, как было уже отмечено, она созидается, и в каждой культуре созидается по-своему. Стало быть, нет оснований говорить о врожденной агрессивности или, наоборот, о врожденной солидарности, ибо те природные задатки, которые без сомнения имеются у каждого человека, успешно подавляются или интенсифицируются усилиями конкретного общества и конкретного индивида в рамках воспитания и самовоспитания. Люди должны были всему научится, и все, что они умеют, — это, прежде всего, результат культурного развития, воспитания, просвещения и образования. Человеком не рождаются, человеком становятся.

Культура мифа обеспечила переход от биологической популяции животных к человеческой (социальной) общности людей. Это был своеобразный «инкубационный» период становления человечества, где еще нет индивида, но уже есть протообщество как общество в своем становлении[3].

Общество — это не простая совокупность людей, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии. Особенность человеческого общества заключается в его надбиологичности, ибо в его основании не функциональные дифференциации организма, а определенный способ производства на базе конкретной ойкумены. Культура задает востребованность и направленность производства, а затем уже производство предопределяет регламент общественных отношений. Другими словами, общества нет там, где не состоялась культура, где доминируют надбиологические нормативные ценности, регулирующие поведение протолюдей.

Культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в процессе и результатах труда, в системе общественных норм и учреждений, в материальных и духовных ценностях; в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе; оформляющей общество как социокультурное образование взаимосвязанных и взаимодействующих людей.

В процессе производства человек собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. В этом смысле производство является не просто отличительным, но и основополагающим признаком человека разумного. В рамках производства человек создает искусственную природу, становится общественным существом. Это уже история становления человечества, а вот его предыстория остается такой же загадкой, как и возникновение жизни на Земле. Версий много, но достоверность их сомнительна, ибо исключается возможность их верификации. При сохранении загадки относительно истоков (антропологи продолжают искать недостающее звено в биологической эволюции от животного к человеку, а философы ломают голову, пытаясь осмыслить скачок, который, похоже, имел место в процессе становления человека). С определенной мерой достоверности можно сделать вывод о том, что антропогенез (становление человека) и социогенез (становление общества) были звеньями одной цепи, временной интервал развития которой — несколько миллионов лет. Антропосоциогенез стал реальностью исключительно благодаря трудовой деятельности и общению, но это еще не основание, чтобы сказать, что вначале было «Дело», а потом «Слово». Это повод, чтобы рассматривать труд в качестве основополагающего фактора становления человека.

Труд стал предпосылкой взаимодействия людей, их общения, заявив о себе как антропосоциогенетический фактор. Главным признаком труда является способность индивида изготавливать и применять орудия, обеспечивая процесс производства благ, необходимых для удовлетворения всего спектра потребностей человека. В орудиях труда и в навыках по их применению накапливаются и закрепляются знания, реализуется творческое начало человека. Но и труд мог стать реальностью только при наличии таких факторов социализации как язык, психика и сознание, общение.

Язык как информационно-знаковая система не только хранил и передавал накопленный опыт, но и выступал фактором формирования производства, обеспечивая его социальность (взаимосвязь и взаимодействие людей).

Существенную роль в становлении и осуществлении ан-тропосоциогенеза сыграли табу (нравственно-социальные запреты мифологического мировоззрения протообщества) с ориентиром на приоритет целого (общности) над частью (индивидом). Нельзя не принимать во внимание и такой мощный фактор антропосоциогенеза как семья. Пройдя длительный путь развития, она выступила социальной ячейкой общества, регулируя свое воспроизводство и обе-

спечивая воспроизводство общества, демонстрируя здоровье и проблемы общества.

Анализ факторов становления антропосоциогенеза свидетельствует о том, что трудовая деятельность является оптимальным способом бытия человека. Она может осуществляться только в системе определенных общественных отношений. Вне общества, вне общественных отношений говорить о человеке можно, но только на уровне абстракции.

Человек существо социальное и таковым он является, будучи включенным в определенную систему общественных отношений. Вместе с тем, человек существо природное, ибо выйдя из природы, человек сохраняет с ней связь, как на уровне общества, так и на уровне индивида. Наделенный разумностью, человек заявляет о себе как существо духовное, способное постигать тайны бытия и соотносить знания о себе и знание о мире. Человек заявляет о себе и как родовое существо. Его родовое начало обусловлено общечеловеческим генофондом и информационной памятью прошлых поколений. И, наконец, человек не без оснований заявляет о себе как космическое существо. Его космическое начало представлено теми циклами и ритмами, которым следует Земля, Галактика, Вселенная, природа и человек.

Все пять начал в своем единстве создают неповторимую уникальность феномена человека, в которой переплавляются внутренние задатки и внешние факторы, формируются его сущностные силы: воля, чувства, интеллект.

Преобразуя природу, человек преобразовал собственную природу. Он прошел длительный и сложный путь эволюции, который можно классифицировать по основаниям: животное, особое животное, не животное, существо с претензией на особое место в мире. В своем становлении человек начинается как животное. В историко-философской традиции можно найти ряд определений человека как животного в диапазоне «человек — это двуногое животное с мягкой мочкой уха, но без перьев» до «человек — это млекопитающее животное с затянутой фазой становления, что позволяет осваивать и усваивать чужой опыт». Далее человек эволюционирует как особое животное, когда о нем можно сказать, что он эксцентричное, стыдящееся наготы, погребающее себя существо, одаренное разумом. По мере эволюции человек обретает новое качество, когда о нем говорят как о существе, принципиально отличном от животного, отмечая его способность к этическому и эстетическому отношению к миру, указывая на его способность при необходимости быть по ту сторону выгоды, преодолевать волю к жизни; рефлексировать; творить себя и мир по канонам разума, добра и красоты.

Эти качества являются предпосылкой для осознания человеком особого положения в мире, когда он заявляет о своих претензиях, сохраняя при этом тайну своего происхождения. Речь идет о том, что природа создала человека как свое зеркало с тем, чтобы по необходимости смотреться в него и редактировать свое дальнейшее развитие. Не случайно человека рассматривают как посредника Бога на земле и как субъекта Общего Дела, как планетарное существо.

Все эти группы признаков прямо или косвенно подтверждают концепцию эволюции человека, не перечеркивая возможности объяснить природу человека на основе других версий, но подчеркивая необычайную сложность феномена человека, который может проявляться в самых различных аспектах и измерениях.

Рассмотрение антропосоциогенеза позволяет сделать некоторые выводы, дополняющие заключения историко-философского анализа. Во-первых, человек как некая целостность, открытая миру, включает такие компоненты, как: уровень природного (биологического); уровень духовного; уровень социального (общественного); уровень родового (общечеловеческого) и уровень космического. В своем единстве эти уровни обеспечивают особую и неповторимую сущность человека, принципиально отличную от сущно-

сти других проявлений жизни на Земле. Онтологическим основанием бытия человека являются его сущностные силы, его способность к целесообразной деятельности. Главное качество человека — его человеческое содержание: стыд и совесть; сострадание и солидарность; благоговение перед природой; принятие жизни как высшей ценности. Человек принадлежит одновременно двум мирам: феноменальному и интеллигибельному. Он постоянно преодолевает свою феноменальность, создавая свой собственный лик и свое содержание на пути диалога и разрешения противоречий на уровне «Я» и «Я»; «Я» и «Ты»; «Я» и «Мы»; «Я» и «Они»; «Я» и «природа»; «Я» и «общество»; «Я» и «мир».

В поисках себя за пределами своей природы человек использует игру и творчество. Он проектирует желаемый образ и идет на риск выбора, перечеркивая все другие возможные варианты. Человек живет в определенной культурной парадигме, которая задает определенную его направленность и вызывает определенные ассоциации, косвенно подтверждая, что он живет в состоянии принципиальной незавершенности. У него есть прошлое, настоящее и будущее. Выступая субъектом возможного, человек постоянно демонстрирует через свое бытие состояние неудовлетворенности, подчеркивая особый характер своего бытия как одного из уровней самоорганизации бытия мира.

Если способом бытия общества выступает суммарная деятельность людей, то способом бытия конкретной личности выступает конкретная жизнедеятельность в рамках определенного культурного пространства и в интервале своего социального времени. По содержанию деятельности и характеру ее осуществления можно судить о мере ответственности человека, его социальной ориентированности. Другими словами, в деятельности и через деятельность человек заявляет о своей самоценности, самовыражается и самоутверждается.

Необходимыми атрибутами деятельности являются: объект деятельности, цель, способ (метод, форма), средства и результаты деятельности. Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены и находят свое выражение в поступке. Поступок — опредмеченная форма социальной активности субъекта, предполагающая меру ответственности, заложенной в самом человеке, в его мировоззренческих ориентирах. Поступок человека в его аксиологической интерпретации органически связан с нравственностью и мерой человеческого в человеке. Последнее обусловлено не только социальным, но и природным, родовым, духовным и космическим началами. При всей устремленности в будущее, человек несет в себе потенциал всех прошлых поколений. Эта возможность уникальная, неповторимая и не подлежит техническому моделированию. Таким образом, интерпретация поступка снимает надуманную проблему о том, что человек рано или поздно уступит свое место машине и станет ее заложником. Даже самая умная машина лишена способности творчества по канонам Добра, Разума и Красоты, основанием которых является метафизика, а не физика.

Поступок как единица деятельности имеет свою обусловленность. Как правило, в качестве детерминации поступка выступают прямые или косвенные потребности и интересы субъекта деятельности. Механизм деятельности, будучи ориентированным на конкретный результат, предполагает осуществление целого ряда взаимосвязанных операций. Первый шаг подготовительного этапа связан с решением проблемы познания. Субъект деятельности заинтересован в получении исчерпывающего знания относительно объекта своей последующей деятельности, ибо от этого знания зависит степень осознания субъектом своих возможностей и способностей. Второй шаг состоит в обосновании смысла деятельности, опираясь на шкалу ценностей субъекта о мире и о себе. Третий шаг заключается в том, что смысл деятельности, подпитанный совокупным знанием системы «субъект-объект», обеспечивает формирование идеального образа деятельности.

Идея деятельности является предпосылкой проекта деятельности. Проект деятельности прямо и непосредственно связан с творчеством. Творчество предполагает создание нового, не имеющего аналогов. Новизна как основной признак свидетельствует о том, что настоящее творчество связано с ломкой стереотипов, сложившихся норм, традиций, представлений. Искусство и смелость творца, в отличие от де-строера (разрушителя), состоит не столько в ломке сложившихся представлений, сколько в предвидении социальной значимости нового, принятии всей меры ответственности за свое творчество. Творчество имеет свои этапы, включающие ряд положений. Это осмысление нестандартной, проблемной ситуации и предварительный поиск ее решения через выбор из множества версий рабочей гипотезы: проверка рабочей гипотезы и ее отбрасывание или подтверждение с использованием при необходимости эмпирических и теоретических методов познания, а также с опорой на практику. Материализация заявленной проблемы решения в форме, доступной для понимания (текст, чертеж, макет, график, сигнальный экземпляр). Помимо этих этапов творчество предполагает вдохновение как определенный психологический настрой; способность к ассоциациям; веру в свои силы и надежду на искомый результат; интуицию как озарение; определенный тип культуры с ориентацией на поиск нового; способность удивляться и сомневаться. Без этих компонентов или даже без одного из них вместо творчества можно получить его суррогат. Проект деятельности является непосредственным основанием для конкретизации цели деятельности, способа (метода) деятельности и выбора средств ее осуществления. На основании принятой цели, способа деятельности и средств ее обеспечения формулируются конкретные задачи и определяются сроки их выполнения. Задачи и установленное время являются отправной точкой для осуществления акта действия и получения искомого результата. Рассмотренный механизм деятельности характеризует не всякую, а только творческую деятельность. В границах репродуктивной деятельности с ориентиром на неукоснительное соблюдение принятых стандартов пропедевтика деятельности ограничивается соотнесением знания в системе «субъект-объект» (я знаю, что и как должен делать; я знаю свои возможности и способности делать это). Помимо основного деления на творческую и репродуктивную деятельность (получение известного результата известными средствами) существуют и другие классификации деятельности. В качестве основания деления принимаются или реальность бытия объекта, или реальность бытия субъекта. В первом случае возможно деление деятельности на материальную и духовную (деятельность как познание и преобразование; деятельность как познание и приобщение; деятельность как познание и освоение). Во втором случае возможно деление деятельности с учетом наличных форм общественного и индивидуального сознания (политическая деятельность, правовая, научная, эстетическая, нравственная, философская, религиозная).

Резюме: Рассмотрение проблемы деятельности позволяет сделать вывод о том, что деятельность человека, выступая необходимым условием обеспечения его жизни, является содержанием смысла человеческого бытия; способом существования и осуществления в определенном социокультурном пространстве и историческом времени, подтверждая статус человека как субъекта и объекта истории. Как с маленького ручейка начинается река, так и с общественного человека начинается история общества, история человечества.

  • [1] См.: Кальной И. И. Философия человека // Философия: Учебник. — Симферополь: Бизнес-информ, 2010. — С. 367-399.
  • [2] См.: Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. — СПб.: Лань, 1997. — 384 с.; Шаронов В. В. Основы социальной антропологии. — СПб.: Лань, 1997. - 192 с.
  • [3] См.: Фрззер Д. Д. Золотая ветвь. Исследования магии и религии. — М.: Академический проспект, 2012. — 854 с.; Тэйлор Э. Б. Первобытная культура. — М.: Политиздат, 1989. — 573 с.; Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. — М.: Экопрос, 1993. _ 544 с.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >
 

Популярные страницы