Психоаналитическая философия

Снился мне Фрейд. Что бы это значило?

Станислав Ежи Лец

Сегодня, наверное, нет взрослого человека, который не слышал бы о психоанализе. Но о философской теории, положившей начало терапии бессознательной психической жизни, знают гораздо меньше людей. Попробуем разобраться, в чем же заключается суть психоаналитической теории. Прежде всего, заметим, что о психоанализе можно говорить в двух смыслах: во-первых, это метод лечения психических расстройств, а во-вторых, это учение о бессознательных процессах, изменившее взгляд человека на себя. Именно об этом «лице» психоанализа и пойдет речь.

Классическая философия всегда представляла человека разумным, сознательным существом. В этом впервые усомнился иррационализм, заговоривший о воле как о неразумном начале жизни и мира. Но окончательно подход к человеку как логичному, рационально мыслящему существу развенчал именно психоанализ. Оказалось, что человек — не столько Homo sapiens (человек разумный), сколько homo natura lis (человек природный). Основателем психоанализа стал австрийский ученый и врач Зигмунд Фрейд (1856—1939).

Сам доктор Фрейд считал психоанализ строгой наукой, а не философией, но позднее «строгость» была поставлена под сомнение, зато влияние концепции Фрейда на всю культуру стало столь велико, что психоанализ привел к формированию новой философии, нового взгляда на человеческую природу.

Концепция бессознательного 3. Фрейда

Фрейд начинал как физиолог, затем увлекся психиатрией и занялся частной практикой. Нельзя сказать, чтобы практика Фрейда сразу принесла ему успех: он пытался лечить своих пациентов электричеством, гипнозом, циркулярным душем и т. п. Но затем он заметил, что больному зачастую становилось легче от одного лишь рассказа о своих переживаниях. Так, постепенно, выкристаллизовался метод психоаналитического лечения: пациенты рассказывали врачу о том, что их беспокоит. Это получило название «метода свободных ассоциаций»: «Пациентам предлагалось расслабиться на кушетке и говорить все, что приходит им в голову, каким бы абсурдным, неприятным или непристойным оно не представлялось с точки зрения обыденных стандартов». Врач расшифровывал «свободные ассоциации», толковал сновидения, изучал ошибочные действия пациентов (описки, оговорки и т. д.) и те «мелочи жизни», на которые, как правило, не обращают внимания. Анализируя все это, врач мог сделать вывод о подлинных причинах нервного расстройства. Почему же сами пациенты не видели этих причин?

Фрейд пришел к мысли о том, что психика человека не сводится только к сознательному. В несколько упрощенном истолковании, психика человека представилась Фрейду противопоставлением двух сфер — сознательного и бессознательного. Однако в структуре личности эти сферы неравнозначны. Сутью человеческой психики, ее центральным компонентом Фрейд считал именно бессознательное, а сознательное — лишь надстройкой над бессознательным. В одной из работ Фрейда можно найти такую иллюстрацию этой мысли: психика человека может быть уподоблена всаднику на сильном и норовистом коне. Всадник — это наше сознание, конь — бессознательное. Силы их несравнимы, но в обычной ситуации всадник способен управлять конем с помощью шпор, узды, хлыста. Тем не менее, бывают ситуации, когда конь выходит из повиновения.

Человек, по Фрейду, — природное существо, поэтому у него, как и у животного, есть инстинкты, природные (первичные) влечения, именно они и составляют содержание бессознательного. Человек рождается в мир и ведет себя сначала как животное: он пытается удовлетворять свои желания сразу же, как только они возникают. Ребенок хочет есть, — он будет искать материнскую грудь, а если не найдет ее, заплачет. Объяснить ему, что мать придет через несколько минут и накормит его, невозможно, он еще не умеет «откладывать» свои желания. Но постепенно человек учится это делать, сознает, что такова реальность, не всегда желания можно удовлетворить мгновенно, а от некоторых вообще приходится отказываться. Получается, что при рождении человек руководствуется принципом удовольствия, но постепенно ему на смену приходит принцип реальности.

В конце концов, Фрейд предложил такую структуру человеческой личности:

«Оно» — бессознательное. Представляет собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным, использует рефлекторные реакции. Это область бессознательных влечений, которая руководствуется принципом удовольствия.

«Я» — сознательное. Представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Это своеобразный посредник между Оно и реальным миром. Благодаря Я осуществляется связь человеческой личности с внешним окружением: природой, социальными институтами и т. п. Я сдерживает агрессивные импульсы Оно посредством различных защитных механизмов. Задачей Я является разработка для индивидуума плана действий по удовлетворению требований «Оно» в рамках ограничений социального мира.

«Сверх-Я» — область социальных идеалов, норм и нравственных установок. Это своего рода «цензура», которая возникает между Оно и Я. Конфликт между Я и Оно в психоанализе считается неразрешимым. Сознательное Я не в состоянии полностью обуздать агрессивные или сластолюбивые порывы бессознательного Оно. Для подчинения их требованиям «принципа реальности» необходимо еще Сверх-Я — совесть.

Становление человеческой психики выглядит так: глубинный слой бессознательных влечений (Оно) функционирует по стихийной программе достижения наибольшего удовольствия. Однако на этом пути человек сталкивается с реальными условиями, которые этой задаче противостоят. При этом столкновении формируется сознательное Я, которое стремится сдержать бессознательные стихийные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения.

Я всегда старается сохранить свою связь с Оно и внешним миром. Постепенно, в процессе воспитания в человеческой личности образуется и новая сфера — Сверх-Я. Это то, к чему человек стремится, чему он бессознательно поклоняется. По Фрейду, Сверх-Я довлеет над Я как совесть или бессознательное чувство вины. Формирующееся последним в процессе развития личности, Сверх-Я представляет собой ее моральную сторону, отражает заповеди, запреты, власть родителей и т. п. Сверх-Я должно осуществлять контроль за стихийными влечениями и в этом смысле призвано поддерживать Я. Но вместе с тем, Сверх-Я часто противостоит Я: наш сознательный выбор не всегда согласуется с тем, что считается принятым в обществе, мы иногда стыдимся своих действий и поступков, мы ощущаем свою неполноценность по сравнению с идеалом. Таким образом, наше Я всегда вынуждено поворачиваться то в сторону Оно, то в сторону Сверх-Я и постоянно искать согласия с той и другой сферой. В противном случае возникает тот самый внутренний конфликт, который ведет к нарушению психики человека.

Фрейд считал задачей психоанализа перевод бессознательного в человеческой психике в область сознания и подчинение его целям сознания. В этом смысле учение Фрейда, несмотря на введение им в научный оборот понятия бессознательного, глубоко рационалистично. Девиз Фрейда был: «Там, где было Оно, должно стать Я», — то есть человек с помощью психоаналитика

должен «вытащить» на свет сознания свои бессознательные влечения и научиться их контролировать.

Что же составляет «первичные влечения»? Этот вопрос оказался камнем преткновения для различных последователей психоанализа, и именно в этом пункте обнаружилось серьезное расхождение между Фрейдом и его учениками — К. Г. Юнгом, А. Адлером, В. Райхом, Э. Фроммом и другими. В качестве основы «первичных влечений» Фрейд принял:

  • • инстинкт жизни — стремление к продолжению рода и самосохранению, Эрос (древнегреческий бог любви);
  • • инстинкт смерти — стремление к агрессии и разрушению, Танатос (древнегреческий бог смерти).

Сексуальные влечения (в более поздних работах Фрейда появляется термин для их обозначения — «либидо», сексуальная энергия) являются основой активности человека. Но руководствуясь принципом реальности, человек не может полностью удовлетворить все свои сексуальные желания, он их сознательно ограничивает («вытесняет» в бессознательное), переносит на другие предметы. Такой перевод энергии либидо в другое русло, например, в сферу художественного творчества, спортивных достижений, общественной и политической деятельности называется в психоанализе сублимацией (от лат. виЬНтаге — возносить). Именно результатом сублимации, с точки зрения психоаналитической философии, являются и симфонии Моцарта, и картины Пикассо, и романы Достоевского, и научные теории Эйнштейна, — вообще любое человеческое творчество. Инстинкт Танато-са находит свое выражение в войнах, убийствах, преступлениях, насилии, которые тоже сопровождают всю историю человеческого общества.

Опираясь на свою психологическую модель, Фрейд создал оригинальную философию культуры. Он утверждал: «Каждый отдельный человек является фактическим врагом культуры, которая, казалось бы, должна представлять общечеловеческий интерес». Почему?

С точки зрения Фрейда, культура принуждает человека ограничивать его влечения, она порождает антагонизм между принципом удовольствия и принципом реальности. Чем более развита культура, чем она сложнее, тем большее количество запретов, норм, правил она содержит, значит, тем большее количество своих природных влечений мы должны ограничивать. Но изгнать из себя эти первичные, инстинктивные влечения человек не может, он может лишь «вытеснить» их. В тех случаях, когда он их осознает, у него возникает чувство вины, что он не такой, каким должен быть согласно социальным нормам и требованиям. Поэтому, писал Фрейд, культура виновна во многих наших несчастиях, так как с ее развитием у индивида растет чувство вины и страха: «Вследствие усиления чувства вины прогресс культуры оплачивается ущербом счастья».

Неофрейдизм

Идеи Фрейда постепенно получили широкое признание. Уже при жизни Фрейда его стараниями была создана Международная психоаналитическая ассоциация, а концепция бессознательного прочно вошла в научный обиход. Но почти сразу же вслед за этим наступил раскол в психоаналитическом движении: многие ученики и ассистенты Фрейда начали критиковать учителя. Главным объектом их критики стало сведение человеческой психики только к биологическим основаниям, недооценка Фрейдом социальных факторов жизни человека. Возник неофрейдизм — следующий этап развития идей Зигмунда Фрейда, причем для этого этапа социальное становится главным в объяснении поведения человека.

Один из бывших сотрудников Фрейда, Карл Густав Юнг (1875—1961), выдвинул идею: индивидуальное бессознательное, о котором писал Фрейд, — лишь часть коллективного бессознательного. Он совершил путешествия в Алжир, Тунис, Кению, Мексику, Соединенные Штаты и другие страны и был поражен, насколько, например, сны утонченных венских барышень повторяют сюжеты снов полуграмотных грузчиков-марокканцев или американских негров. Задумавшись над этим фактом, он решил, что содержание снов обусловлено не только личным опытом, но и чем-то, что присуще всем людям. Юнг выдвинул гипотезу о существовании коллективного бессознательного, под которым он понимал итог жизни человеческого рода, то, что присуще всем людям. Коллективное бессознательное трактовалось им как универсальное начало психики, память всего человечества, общечеловеческий опыт. Юнг писал: «Наша психология тащит за собой длинный, как у ящерицы, хвост, заключающий в себе всю историю индивидуального рода, нации, Европы и всего человечества».

В этом коллективном бессознательном Юнг выделил архетипы — типичные, устойчивые формы коллективной памяти. Похожие образы и представления повторяются в различных формах в мифах, сказках разных народов, встречаются в религиозных учениях, легендах, песнях, воспроизводятся в романах и стихах. По сути, архетип является своеобразной схемой мысли или поступка, которая свойственна каждому человеку, его восприятию мира. Юнг сравнивал архетип с пересохшим руслом реки, которое определяет направление психического потока, но характер течения зависит только от самого потока. Архетипы могут присутствовать в сознании в виде типичных образов. Причем каждый архетип можно представить в разных образах: это зависит и от культуры, к которой принадлежит человек, и от его личных представлений об окружающем мире. Так, например, архетип матери может выразиться и через образ Девы Марии, и через образ двуликой богини Кали, которая является и богиней рождения, и богиней смерти, и через Бабу-ягу. Именно архетипы (образы героя, матери-земли, демона, мудрого старца и др.) лежат в основе мифов, сказаний, художественного творчества, сновидений.

Культуру Юнг, как и Фрейд, рассматривал как процесс подавления инстинктов. Разрыв между культурой и природой, по его мнению, порождает универсальный человеческий невроз. Этот невроз сильнее выражен в западных культурах, чем в восточных, что связано с интровертностью психики человека восточной культуры и экстравертностью западного человека (эти понятия, введенные не только в психологию, но и в повседневную жизнь благодаря работам Юнга, характеризуют различия в психическом складе людей. Экстравертов отличает направленность на окружающий мир, им свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Противоположный тип личности представляют интроверты, для которых характерны сосредоточенность на собственном внутреннем мире, обращенность на самого себя, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу.

Юнг предположил, что подобная характеристика может быть применена не только к отдельной личности, но и к культуре в целом, причем, с его точки зрения, интровертность является предпочтительной характеристикой психики, — тогда она устойчивее, менее подвержена неврозам. Юнг считал, что причина кризиса европейской культуры — неспособность опереться на нечто «внутреннее»: «на Востоке внутренний человек всегда имел над внешним человеком такую власть, что мир уже был не в состоянии оторвать его от внутренних корней; на Западе же внешний человек окончательно вышел на первый план и потому оказался отчужденным от собственной внутренней сущности. Единый дух, единство, неопределенность и вечность остались зарезервированными за Единым Богом. Человек же превратился в мелкое, ничтожное существо и окончательно погряз в нечисти». Но, по мнению Юнга, и Запад, и Восток — однобоки, обе культуры лишают своих представителей половины мира.

Другой представитель неофрейдизма, Эрих Фромм (1900—1980), в центр своих исследований тоже поставил социальные характеристики человека: он ввел понятие социального характера. Неизменная человеческая природа, по его мнению, реализуется различными способами в зависимости от социальных условий, — формируется социальный характер, который является общим у людей одной культуры. Индивидуальный же характер — это то, что различает людей одной и той же культуры. Причем Фромм считал, что именно социальная составляющая представляет собой «ядро структуры характера», определяет человека. Действительно, француз, живший в Средние века, имеет мало общего со своим современным соотечественником, даже если их индивидуальные характеристики (темперамент, способности и др.) схожи.

Любопытную версию соединения психоанализа и марксизма («фрейдо-марксизм») предложил Вильгельм Райх (1897—1957), начинавший как ассистент Фрейда. Будучи психологом и психоаналитиком, он вступил в Германскую коммунистическую партию, но затем был исключен и из партии, и из Международной психоаналитической ассоциации. Райх считал, что причиной неврозов является невозможность разрядить сексуальное напряжение, поэтому составной частью социальной революции и освобождения общества должна стать сексуальная революция. Райх эмигрировал в Данию, но был изгнан оттуда за пропаганду сексуальной революции. В конце концов он оказался в США, где основал Институт оргона (по мнению Райха, существует некая сексуальная энергия — оргон, которая лежит в основе либидо). Однако его теория была объявлена несостоятельной, исследования представлены как нелицензированная медицинская деятельность и запрещены.

Но в «копилку культуры» попала совсем другая теория Райха. Он предложил своеобразный взгляд на структуру человеческой личности, схему которой можно представить в виде «матрешки». Райх выделил в ней три уровня:

  • 1) глубинную основу личности составляют потенции любви, работы и самосохранения;
  • 2) из-за давления общества, культуры это ядро обрастает слоем деструктивных (разрушительных) импульсов;
  • 3) этот деструктивный слой покрыт у человека «панцирем» — приспособленческими чертами, которые формируются в связи с необходимостью адаптировать разрушительные стремления к принятым стандартам поведения, общежития.

Свою позицию Райх объяснял так: «Для поверхностного уровня личности среднего человека характерны сдержанность, вежливость, сострадание, ответственность, добросовестность. Не было бы никаких общественных трагедий, если бы этот поверхностный пласт... находился в непосредственном контакте с глубинной, естественной основой. К сожалению, дело обстоит иначе. Поверхностный слой личности не соприкасается с глубинной биологической основой индивидуальности, он опирается на второй, промежуточный слой характера, который состоит исключительно из импульсов жестокости, садизма, сладострастия, жадности и зависти». Райх считал, что именно этот второй слой Фрейд и называл «бессознательным». Сам же он думал, что есть и более глубокий пласт человеческий личности: «После прохождения второго слоя «извращений»... всегда обнаруживается третий, самый глубокий слой, который мы называем биологической основой. В этой основе, при благоприятных условиях, человек... представляет собой искреннее, трудолюбивое, склонное к сотрудничеству, любящее... существо... Но сбросьте маску воспитания, и пред вами предстанет не естественная общительность, а лишь извращенный, садистский слой характера».

Извращение положительной биологической основы человеческой личности, считал Райх, совершается под влиянием общественных условий. Эксплуатация, подавление естественного сексуального влечения, неравенство превращают человека в существо с рабской психологией. Особенно явно это, по мнению Райха, проявляется в тоталитарных обществах. Он выделил даже сходные черты, присущие большинству людей при таких тоталитарных режимах: готовность выполнить любой приказ «фюрера», неумение брать на себя ответственность, проявлять инициативу, уважать чужое мнение и т. п. Фашизм, считал Райх, порождается не столько экономическими и политическими условиями, сколько самой психологией масс, подготовленных к принятию Вождя. Этот взгляд отражает марксистские идеи Райха.

Как бы ни оценивались сегодня конкретные идеи и выводы представителей психоанализа, влияние, которое они оказали на культуру и философию, трудно переоценить. Человеческая природа стала пониматься совершенно иначе. Стало ясно, что человека нельзя свести к разумному, логически выверенному поведению и познанию, что в его жизни присутствует огромный пласт неразумных, бессознательных влечений, что несмотря на все достижения культуры, он остается природным существом с животными инстинктами и стремлениями. Благодаря психоанализу и связанному с ним пониманию бессознательного, современные исследования различных концепций, языка, категорий и символов, которыми пользуется человек, стали иметь совершенно другой вид. Вместо наивного отношения к слову и действию как к «прозрачному» материалу (что есть на самом деле, о том и говорят, как думают, так и поступают) стал господствовать подход гораздо более усложненный, но и открывающий человека в новом свете. Язык и действие представляются переплетением сложных, не всегда осознанных влечений и желаний, результатом прошлого опыта человека, его связи с другими людьми и обществом. Таким образом, психоаналитическое истолкование человеческого существования открыло новые горизонты в понимании человека.

Вопросы и задания

  • 1. Что такое психоанализ? Когда он возник? Кто стал его основоположником?
  • 2. Что такое бессознательное в учении Фрейда? Как соотносятся сознание и бессознательное, с его точки зрения?
  • 3. Какую модель человеческой психики предложил Фрейд? Что такое «Оно», «Я», «Сверх-Я» в этой модели?
  • 4. Почему Фрейд считал, что культура делает человека несчастным?
  • 5. В чем состояло расхождение между фрейдизмом и неофрейдизмом?
  • 6. Что такое «коллективное бессознательное» у Юнга?
  • 7. Как вы понимаете слово «архетип»?
  • 8. Каково было понимание социального характера у Фромма?
  • 9. Как себе представлял структуру человеческой личности Райх?
  • 10. Подумайте, почему историки культуры часто говорят, что самолюбованию человечества было нанесено три ощутимых удара в истории, — Н. Коперником, Ч. Дарвином и 3. Фрейдом?
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >