ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Обществосвод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого.

Сенека

Различные стороны жизни общества изучают многие научные дисциплины — социология, история, экономика, социальная психология и др. Такие области философии, как социальная философия и философия истории, тоже изучают общество, но по-своему. Задачей социальной философии является раскрытие сущностных характеристик общества, рассмотрение его как особой части окружающего человека мира, выявление специфики происхождения общества, его строения, функционирования и развития. Философия истории интересуется направленностью исторического процесса, его тенденциями и перспективами, она устанавливает механизмы и фазы становления и развития человечества. Но и в том, и в другом случае речь идет об обществе, поэтому целесообразно сосредоточить наш разговор именно на этом понятии.

Если попытаться определить «общество» в самом общем смысле, то это — совокупность людей и их взаимоотношений. Но люди, составляющие общество, сами включены в различные социальные группы — нации, классы, профессиональные сообщества ит. п., которые также являются элементами общества. Поэтому современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система. Таким образом, общество понимается как определенная целостность, а не просто механическая сумма различных элементов и форм.

При рассмотрении общества принято выделять следующие сферы общественной жизни:

  • материально-экономическую;
  • социальную;
  • политическую;
  • духовную.

Каждая из этих сфер имеет собственную специфику, играет свою, только ей присущую роль в жизни общества. Сферы можно рассматривать как подсистемы общества, имеющие сложное строение и обладающие относительной целостностью.

Материально-экономическая сфера общественной жизни

Сущностью материально-экономической сферы общественной жизни является деятельность, направленная на удовлетворение потребности людей в поддержании своей жизни. Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Без постоянного воспроизводства материальных благ существование общества невозможно. Потребности разделяются на первичные, затрагивающие жизненно важные нужды человека (еда, жилище, одежда и т. п.) и вторичные, без удовлетворения которых человек может прожить, но качество его жизни ухудшится. Примером таких вторичных потребностей может стать нужда в предметах роскоши, автомобиле, модных аксессуарах. Грань между первичными и вторичными потребностями подвижна: то, что в одной ситуации не представляется необходимым, в другой может стать условием нормальной жизнедеятельности. Например, компьютер, используемый по преимуществу для игры, — вторичная потребность, но если он является приспособлением для осуществления профессиональной деятельности, то его наличие становится обязательным для выполнения производственных задач.

Законом развития человеческого общества является неограниченный рост потребностей. В процессе удовлетворения одних потребностей формируются другие, новые, которые могут превосходить предшествующие как в количественном, так и в качественном отношении. Именно рост потребностей можно рассматривать как движущую силу совершенствования материально-экономической сферы, благодаря чему изобретаются новые машины, станки, используются новые ресурсы, производятся новые продукты.

Экономическая жизнь различных обществ сильно различается. В истории не единожды предпринимались попытки осуществить классификацию, выделить определенные типы уклада экономической жизни. Одним из самых известных подходов к этой проблеме стал марксистский, предложивший выделять в истории человечества различные общественно-экономические формации в зависимости от экономического базиса общества (см. раздел 3.5.1). Наряду с этим в современных исследованиях часто выделяются следующие типы экономик: традиционная, централизованная, рыночная, смешанная.

Традиционная экономика, как видно из самого названия, основана на традициях, передаваемых из поколения в поколение. Темпы развития такого общества низки (это связано с тем, что и рост потребностей в нем является крайне низким, они почти не меняются от поколения к поколению), общество воспроизводит само себя с незначительными изменениями. Эти характеристики были присущи древним аграрным обществам, существовавшим до индустриальной революции, но встречаются они и сегодня в слаборазвитых странах. Основной задачей традиционных обществ является удовлетворение первичных потребностей, поэтому главенствует здесь производство продовольствия.

С развитием средств производства эта задача постепенно отходит на второй план: сегодня около 7 % населения, занятых в сельском хозяйстве, могут обеспечить продовольствием все население Земли при наличии соответствующей техники, удобрений, технологий хранения и переработки продуктов. На первый план выдвигается промышленность. После перехода к индустриальному обществу, для которого характерна развитая и сложная организация разделения труда, автоматизация (люди в производстве используют станки и механизмы) и массовое производство товаров, возможно существование трех видов экономической системы: централизованной, рыночной или смешанной. Таким образом, все эти виды экономик описывают индустриальное общество, основанное на развитой промышленности. Переход к такому типу общества осуществлялся в разное время в различных регионах земного шара, а в Европе процесс индустриализации пришелся на XIX столетие.

Рыночная экономика — такая экономическая система, в которой вопросы о том, что, как и для кого производить, решаются через рынок, основанный на конкуренции. Рынок регулируется ценами, которые формируются в результате взаимодействия спроса на тот или иной товар и его предложение. Именно цены показывают, что производить, а какие производства лучше закрыть, какие ресурсы использовать, а от каких — отказаться. Для нормального функционирования рыночной экономики необходимо наличие частной собственности на средства производства. Частная собственность формирует новые стимулы к повышению производительности труда, к совершенствованию производства. Появляется личная заинтересованность производителей и собственников в более эффективном размещении и использовании принадлежащих им ресурсов. Она проявляется различными способами, в частности, собственники рабочей силы стремятся заработать большую зарплату, собственники денежного капитала — получить больший процент, предприниматели — большую прибыль, потребители — приобрести больше товаров за меньшую цену. Выдающийся австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек (1899—1988) в этой связи остроумно заметил: «Погоня за прибылью — единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают». В XX в. именно рыночная экономика была наиболее распространенной.

Несмотря на свою эффективность, рыночная экономика имеет и ряд отрицательных характеристик. Рыночной экономике присуще нерациональное использование ресурсов (частные собственники заинтересованы лишь в личной выгоде, поэтому они не думают об интересах общества в целом), социальное неравенство и нестабильность, безработица и т. д. Во многом из-за этого в ряде стран была предпринята попытка перехода к государственному регулированию экономики, к централизованной экономической системе.

В централизованной (плановой) экономической системе господствует общественная (государственная) собственность на средства производства, и планирование производства — в идеале — должно осуществляться на основе учета интересов всего общества. Практика воплощения такой экономической системы (в СССР, например) показала, что в результате огосударствления экономики рынок умирает, формируется колоссальная по численности бюрократия со своими групповыми интересами, а само плановое хозяйство становится громоздким и медленно реагирующим на изменение потребностей общества. Как правило, возникает дефицит многих товаров, и спрос на них удовлетворяется через «теневую» экономику, где вновь «прорастают» рыночные «побеги».

Надо сказать, что попытки государственного планового регулирования предпринимались задолго до начала строительства социализма в СССР и других странах. Усиление государственного регулирования экономики диктовалось целями подготовки к войнам, их ведения, поддержания обороноспособности стран. Но в последнее время государственное управление становится необходимым и для других целей: обеспечения общественных потребностей в здравоохранении, образовании, поддержке неимущих и т. д. Вмешательство государства в экономику, таким образом, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться. Поэтому в большинстве современных развитых обществ существует смешанная экономика, в которой в различной мере сочетаются преимущества рынка и централизованного управления. Благодаря этому становится возможным проведение плановой социальной политики, охрана окружающей среды (что может быть невыгодно отдельному предпринимателю, но в чем заинтересовано общество в целом), благодаря государственной поддержке в большинстве развитых стран проводятся фундаментальные научные исследования (ведь не все научные разработки могут быть выгодными с точки зрения рынка).

Во второй половине XX в. в работах Д. Белла, Г. Кана, 3. Бжезинского, А. Тоффлера и других исследователей сложилась концепция постиндустриального общества. Так стали называть новую стадию общественного развития, следующую за индустриальным обществом, где ведущую роль приобретают сфера услуг, массовые коммуникации, информация. На этом этапе развития на первый план выдвигается уже не сельское хозяйство (как в традиционном обществе) и не промышленность (как в индустриальном обществе), а экономика знаний. Меняется характер труда. Производство становится «безлюдным» — в нем используются автоматы, компьютеры, роботы. Постиндустриальное общество связано с превращением процесса труда, по крайней мере, для заметной части общества, в творческую деятельность, в средство развития человеческой личности. Многие ученые считают, что это общество можно назвать постэкономическим, так как в нем преодолевается господство экономики (производство материальных благ) над людьми, а основной задачей общества становится развитие человеческих способностей. Сегодня наиболее развитые страны уже вступили в постиндустриальную эпоху, стоит эта задача и перед Россией.

Социальная сфера общественной жизни

Социальная сфера общества складывается как система взаимодействия социальных групп — классов, наций, профессиональных сообществ, страт. Основой для понимания социальной сферы является представление о социальной структуре общества.

Под структурой понимают совокупность устойчивых взаимосвязей между элементами системы, значит, социальная структура — это то, как элементы, составляющие общество, связаны друг с другом. В качестве элементов социальной структуры можно выделить различные образования: этнические группы (нации, народности, племена), классы, социальные слои, профессиональные и возрастные группы. В марксизме основой социальной структуры являлись взаимоотношения между различными общественными классами, причем под классом понималась большая группа людей, владеющая либо не владеющая средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода (см. раздел 3.5.1). В противоположность этому подходу, Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — русский социолог, эмигрировавший после революции 1917 г. в США, — предложил выделять в обществе не классы, а страты (от лат. stratum — настил, слой). Страта — это социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации: доход, власть, образование, престиж. Таким образом, можно сказать, что страты различаются по своему положению в социальной иерархии, причем значение имеет не только объективное положение в общественном производстве, но и признание этого положения другими членами общества (престиж), культурный уровень (образование) и т. д. Подход Сорокина позволяет нарисовать более богатую полутонами картину общества. Например, малообразованный человек, наживший свой капитал в результате нарушения закона, в цивилизованной стране не может считаться представителем высшей страты, как бы богат он ни был: он не может войти в элиту из-за отсутствия необходимого образования и компрометирующего прошлого, которое вызывает осуждение других представителей общества (членов высшей страты в том числе, которые уже в силу этого не признают его «своим») и делает невозможным для него доступ к власти.

Стратификация (расслоение) — обязательная характеристика развитого общества. В истории все попытки построить общества с реальным равенством их членов потерпели крах. Но степень расслоения в обществах может быть различной. Наглядно представим ее в виде пирамиды, которая может быть высокой, с узким основанием или, наоборот, низкой, «распластанной», где разница между «верхними» и «нижними» этажами не так уж значительна.

С одной стороны, «вытянутая» социальная «пирамида» означает повышенную вероятность социальных конфликтов (разница между «высшими» и «низшими» стратами настолько велика, что порождает социальную напряженность), с другой — «распластанная» говорит о снижении в обществе соревновательности, об отсутствии достаточных стимулов для продвижения «вверх» по социальной лестнице. Исследователи пришли к выводу, что для обеспечения стабильного развития общества лучшим профилем пирамиды будет средний вариант: не слишком вытянутый вверх, но и не слишком стирающий все различия.

А в исследованиях, посвященных современному обществу — постиндустриальному или хотя бы с элементами постиндустриализма, — обсуждаются и другие геометрические фигуры, которые могли бы стать визуальным образом социальной структуры общества, — ромб или овал: высшие и низшие слои общества малочисленны, большинство составляет «средний класс», то есть тот, который в системе социальной стратификации расположен между высшим и низшим классами. В развитых странах (в США, Германии, Японии и др.) именно средний класс является основным слоем общества, составляя около 65 % населения. В современной России средний класс достаточно малочислен, для нашей страны характерна поляризация населения по уровню доходов.

Еще одним важным показателем состояния общественного организма является возможность вертикальной мобильности. Социальная мобильность — это перемещение индивида или целой социальной группы в рамках «пирамиды», изменение их статуса и положения. Причем социальная мобильность может быть горизонтальной (в рамках одного «этажа», например, если человек поменял работу шофера на работу автомеханика: его социальный статус, положение в обществе изменились не очень сильно, он остался на том же «этаже» социальной пирамиды) и вертикальной. Вертикальная мобильность — это перемещение с этажа на этаж социальной пирамиды, а «лифтом», который поднимет индивида на другой уровень, могут стать образование, выгодный брак, овладение перспективной профессией и т. д. Существуют «социальные лифты» и для целых групп — например, революционные события способны наделить властью угнетенные ранее социальные слои. Так вот, если «лифты» не работают или работают плохо, то вертикальная мобильность в обществе затруднена, и такое общество резко замедляет темп своего развития. Общества с затрудненной вертикальной мобильностью называют «закрытыми». В них динамика социальной жизни сведена к минимуму, у индивида нет реальных перспектив повысить свой статус, занять лучшее положение в обществе, поэтому он не заинтересован в своем развитии, овладении новыми знаниями и навыками. «Закрытые» общества обязательно приходят к кризису, в результате которого сложившаяся социальная иерархия рушится. «Открытые» же общества развиваются быстрее, их члены видят перед собой перспективу повышения социального положения, происходит постоянный обмен между различными «этажами» социальной пирамиды.

Политическая сфера общественной жизни

Эта сфера тоже связана с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, но рассматриваются они сквозь призму завоевания, удержания и использования государственной власти. В рамках политической сферы исследователи выделяют три основных явления: политические отношения, политические институты и политическую идеологию. Систему государственных и негосударственных политических институтов называют политической системой, а основным институтом политической системы является государство, при помощи которого осуществляется управление обществом. К. Маркс рассматривал государство как средство укрепления и защиты власти правящего класса; сторонники функционального подхода основное значение придают тем аспектам деятельности государства, которые основаны на сотрудничестве. Но в любом случае государство отличается от других социальных институтов и организаций следующими признаками:

  • • наличием специального аппарата власти;
  • • наличием государственной территории;
  • • суверенным правом издания законов, обязательных для граждан, и правом применять насилие, если законы нарушаются;
  • • исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки и т. д.

Получается, что государство обладает рядом функций, причем большинство из них являются монополией государства: определение и создание правовых норм поведения в обществе (функция законодательной власти), регулирование общественных отношений вплоть до применения вооруженной силы (функция исполнительной власти), разрешение конфликтов (функция судебной власти).

Та часть политической сферы, которая обладает относительной независимостью от государства, называется гражданским обществом. Оно состоит из самостоятельных и относительно свободных индивидов, а также их объединений. В состав гражданского общества входят семья, церковь (там, где она отделена от государства), политические партии, профсоюзы, ассоциации по интересам (бизнес-центры, клубы и др.) и т. д. Получается, что общество — это гражданское общество плюс государство.

Элементы и ценности гражданского общества сложились в Европе уже в XVI11 в. В них входили такие представления о нормах индивидуального существования, как требование личной безопасности; принцип равенства всех перед законом; право на частную собственность; право на частную жизнь; признание индивидуальных различий, уважение к другому человеку и др. Хотя государство и гражданское общество относительно самостоятельны, они взаимодействуют и предполагают друг друга. Причем стиль их взаимодействия является характеристикой реального развития общества.

Вся человеческая история дает примеры постоянного, более или менее острого конфликта между гражданским обществом и властью, личностью и государством. Именно этот конфликт является важнейшей составляющей социального развития. Данный конфликт резко обостряется в условиях модернизации, перестройки общественного организма. Подобную модернизацию политической жизни сегодня переживает и Россия. В нашей стране можно проследить два взаимосвязанных, хотя и разнонаправленных, процесса: с одной стороны, кризис прежней государственности, что ведет к ее естественному ослаблению, а с другой — создание предпосылок для усиления контроля государства над обществом. Дело в том, что ослабление центральной власти, неизбежное при глобальных переменах в общественной жизни, на определенном этапе начинает противоречить планируемым преобразованиям и реформам, замедлять их темп, что вызывает потребность в усилении политической системы, повышении роли бюрократии, «укреплении властной вертикали». Победа первой тенденции может привести к невозможности эффективного управления обществом. Если же побеждает вторая тенденция, — гражданское общество теряет возможность влиять на принятие решений, устанавливается авторитарный стиль правления. Поэтому так важно найти «средний путь», сохранив и рычаги государственного управления, и возможность для гражданского общества влиять на принятие властных решений. В конечном счете речь идет о сохранении свободы для личности в политическом пространстве.

Российская жизнь традиционно протекала как «движение сверху вниз», когда народные массы пассивно воспринимали спускаемые сверху требования, законы, установления. Государство и государственные институты безраздельно господствовали, оказывая подавляющее влияние на общественную самодеятельность. Даже неизбежная саморегуляция хозяйственной, общинной и другой деятельности носила ограниченный характер: «Вот приедет барин, — барин нас рассудит». В тех же случаях, когда массы народа активизировались, история давала примеры русского бунта, «бессмысленного и беспощадного» (по определению А. С. Пушкина). Традиция приказного, административного управления в России выступает как исторически привычное ограничение свободы человека; суверенность личности воспринимается как нечто второстепенное и не очень важное. Следствием подобной исторической «привычки» является отсутствие у многих членов российского общества навыков обоснования своего выбора, принятия осознанного решения, низкий уровень политической культуры.

Установка массового сознания на принятие всех важных решений независимой от общества политической элитой, с одной стороны, способствует примитивно-легкому решению вопроса об ответственности за неудачи, а с другой — порождает иллюзию, что «правильный» президент, губернатор или мэр может коренным образом изменить ситуацию к лучшему. Неистребимая вера в «доброго царя» говорит о традиционном примате государства над обществом. В свободном же обществе действия правителя, единоличного или коллективного, должны регламентироваться не моралью заботы, сострадания и добра, а совсем иным — правовым — кодексом. Но переход к правовому регулированию отношений между властью и обществом означает принятие ответственности за свои поступки, что требует серьезных изменений в массовом сознании.

Управление обществом посредством законов в правовом обществе — это выделение каждому члену общества «свободного пространства», в рамках которого он может проживать любую жизнь по своему собственному свободному выбору. При авторитарном же управлении гражданин общества лишается свободы принятия решений, поскольку не знает границ своего жизненного «пространства» — они не установлены, так как государство осуществляет выбор за гражданина и информирует его об обязанностях, но одновременно он лишается и тяжелого груза ответственности. В этом смысле, любое авторитарное государство — это государство опеки, когда даже самые благие цели (безопасность граждан, справедливое распределение, всеобщее благоденствие и др.) приводят к рассмотрению человека как недееспособного индивида, не способного самостоятельно определять задачи и цели своего существования. Здесь уместно процитировать уже упоминавшегося экономиста и теоретика либерализма фон Хайека, утверждавшего, что «основной вопрос сводится не к тому, что деятельность государства должна руководствоваться каким-то определенным принципом, а к тому, что власть государства должна ограничиваться обеспечением того, чтобы каждый человек придерживался принципов, которые он сам знает и которые может учитывать при принятии своих решений».

Создание правового государства и формирование гражданского общества — актуальные проблемы в современной России.

Духовная сфера общественной жизни

Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, структурными элементами которой являются мораль, религия, политическое сознание, наука, искусство. В основе этой сферы лежит духовное производство — деятельность, направленная на создание новых духовных ценностей. Такое производство, служащее удовлетворению особых — духовных — потребностей, осуществляется как профессионалами (интеллигенцией), так и другими талантливыми людьми (созданием народа является фольклор, народная медицина, народные промыслы и др.). Особенность продуктов духовного производства состоит в том, что в процессе их потребления они не исчезают (если вы удовлетворяете свою первичную материальную потребность в еде с помощью бутерброда, он исчезает у вас в желудке), а становятся частью духовного мира человека—потребителя, обогащают его внутренний мир. Поэтому не только производство, но и потребление духовных ценностей является творческим процессом саморазвития личности. Здесь тоже действует закон роста потребностей: чем образованнее и культурнее человек, чем больше потребляет он именно духовных ценностей, тем больше у него потребность в духовном потреблении и тем более высокие требования он предъявляет к качеству потребляемого «продукта».

Если в политической сфере общественной жизни центральным моментом является государство, то для духовной сферы таким определяющим элементом выступает общественное сознание. В зависимости от носителя (субъекта) общественного сознания можно выделить следующие его виды: индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания — социальная группа, носителем массового — неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью (например, фанаты рок-группы).

В общественном сознании выделяют уровни — обыденно-практический и научно-теоретический. Подобный аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим, поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в объективную реальность. Как известно, обыденно-практическое сознание более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом — как идеология и наука. Попробуем разобраться, что такое идеология. Во-первых, очевидно, что речь идет о теории, то есть согласованной системе взглядов на мир. Но в литературе термин этот, как правило, имеет негативный оттенок. Почему? Потому что идеология — это такая система взглядов, где мир рассматривается через призму интересов определенной социальной группы, что делает неизбежными искажения, пристрастные оценки, тенденциозное истолкование фактов. С другой стороны, возможно ли беспристрастное познание общества? Когда мы от исследований в области физики или химии переходим к анализу современной социальной действительности, нейтральными и объективными быть очень трудно. Поэтому идеологии — обязательная часть жизни общества, они были и будут всегда, пока есть социальные группы со своими интересами. Марксизм называл себя научной идеологией рабочего класса, работы цитированного выше Хайека можно назвать теоретическим обоснованием интересов социальной группы собственников, Фома Аквинский в своих работах обосновывал решающую роль церкви в обществе и был ее идеологом... Социальные теории всегда очень тесно связаны с идеологиями, а идеологии воздействуют на массовое сознание, активно изменяют поведение людей, выдвигают определенные идеалы общественного развития.

Формами общественного сознания являются нравственное, религиозное, научное, эстетическое, экологическое, философское и т. п. сознания. О специфике некоторых форм общественного сознания и о культуре как комплексной характеристике духовной сферы общественной жизни подробно рассказано в следующей главе.

Вопросы и задания

  • 1. Почему общество можно представить как систему? Какие подсистемы принято в нем выделять?
  • 2. Какие типы экономических систем вы знаете? Что характерно для каждого типа?
  • 3. Какие черты отличают постиндустриальное общество? Как вы думаете, в каких странах постиндустриальное общество уже стало реальностью?
  • 4. Что такое социальная структура общества?
  • 5. Чем отличаются понятия «социальный класс» и «социальная страта»? Что у них общего и различного?
  • 6. Приведите примеры горизонтальной и вертикальной социальной мобильности. Что такое «социальный лифт»? Какие социальные лифты существуют в современном российском обществе?
  • 7. Какие признаки присущи государству?
  • 8. Что такое «гражданское общество»?
  • 9. Какие уровни общественного сознания вы знаете? Что характерно для каждого из них?
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >