Протестантская этика

Важнейшим этапом в развитии религиозной морали стал переворот, совершенный Реформацией и протестантством в этике отношений человека и бога. Протестантская этика приблизила бога к человеку: реформаторская церковь устранила священников — посредников между богом и мирянином, провозгласив, что каждый верующий с помощью Библии может непосредственно общаться с Всевышним. Протестантская церковь отказалась от ритуалов, пышных церемоний, икон, богатого убранства молельных домов, полагая, что только вера связывает человека с богом. Но главное отличие протестантской этики от иных течений христианства состоит в том, что повседневные земные дела она считает священным делом и служением богу. «Служить Богу есть не что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, жена, слуга... любому, кто телесно и душевно в тебе нуждается; это и есть богослужение», — писал Лютер. Он считал, что все христиане посредством крещения посвящаются в священство и оказываются наследниками всех благ, завещанных Христом. Иными словами, каждый верующий — сам себе священник. Протестантский пастор ничем не отличается от мирянина, кроме своих профессиональных обязанностей. Протестантство превращает священников в мирян, а мирян — в священников.

Протестантская этика, по мнению Маркса Вебера, сыграла решающую роль в развитии капитализма, потому что возвела в ранг священных труд, бережливость, богатство, деловой расчет. А по наблюдению Антонио Грамши, в странах, где господствует протестантство (так называемые «страны Марты» в противоположность католическим «странам Марии»), в XX веке не было революционного, коммунистического движения, коммунистические партии не обладали серьезным влиянием.

Вопрос

Какие неблаговидные поступки вы могли бы простить своему знакомому, а какие — никогда?

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >