Религиозные этические заповеди

А теперь давайте проведем небольшое сравнение заповедей различных религий. Здесь надо сделать одну оговорку. Я не стремлюсь излагать религиозные постулаты, характеризовать особенности каждой религии в той части, которая относится к богословию, к регулированию отношений верующих с их божествами. Наша задача — выявить общее в этике различных религий, касающееся только «земной» жизни и отношений между людьми.

Начнем с древнеегипетской «Книги мертвых» (XXV—XXIV века до н. э.) — сборника религиозных, нравственных и правовых предписаний и запретов. В ней записано, какие нарушения не должен совершать человек, если он руководствуется велениями справедливости:

  • - не делать ничего, что оскорбительно богам;
  • - не позволять господину оскорблять его раба;
  • - не оставлять кого бы то ни было без пищи, не заставлять никого голодать;
  • - не убивать и не приказывать убивать изменнически;
  • - никому не лгать;
  • - не грабить запасы храмов и не похищать хлебы (кража) и повязки у мумий (мародерство).

Теперь обратимся к Ветхому Завету, древнейшей части Библии. В книге Исход содержатся заповеди, которые, по библейскому преданию, Бог поведал Моисею, вождю иудеев, а Моисей сообщил народу. Они также начинаются требованием верности Богу (у иудеев — единому). Но нас прежде всего интересуют заповеди, касающиеся повседневной, «земной» жизни, отношений людей друг к другу:

  • - почитай отца твоего и мать твою;
  • - не убивай;
  • - не прелюбодействуй;
  • - не кради;
  • - не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего;
  • - не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Помимо буквальных совпадений некоторых моральных императивов двух религий (не убивать, не красть), между ними есть еще и общая идея, которую можно назвать добродетелью.

Двинемся дальше. В VI—V веках до н. э. Конфуций создал учение, до сих пор заменяющее китайцам религию. Тогда же в Индии возникла религия, которой суждено было стать мировой наряду с христианством и исламом, — буддизм. Взаимодействие конфуцианства и буддизма сложилось так, что образовалась единая система этических ценностей и норм. В основе ее лежат пять отношений:

  • 1) отца и сына: отец должен относиться к сыну доброжелательно, а сыновья к отцу — почтительно;
  • 2) старшего и младшего братьев: старший должен относиться к младшему с добротой, младший к старшему — с уважением;
  • 3) мужа и жены: муж должен относиться к жене справедливо, а жена к мужу — услужливо;
  • 4) правителя и подданного: правитель должен относиться к подданному благожелательно, а подданный к правителю — с верностью;
  • 5) отношения друзей.

Согласитесь, что эти нормы характерны не только для Древнего Китая, но и — в неизменном виде — для многих стран в XIX, XX и даже XXI веке, расположенных не только в Азии, но также в Европе и Америке (в частности, для России).

И конфуцианство, и буддизм в их японском варианте проповедовали такие ценности, как трудолюбие, бережливость, накопительство, мирской аскетизм. Здесь налицо прямая перекличка с протестантской этикой. Вот некоторые важные заповеди японского буддизма:

  • - работай усердно дома, не играй в азартные игры;
  • - бодрствуй и не уклоняйся от усердного труда утром и вечером;
  • - будь умерен в роскоши;
  • - чем брать много, лучше взять немного.

А вот некоторые формулы конфуцианской этики:

  • - середина — важнейшая основа действия людей;
  • - гармония — путь, по которому должны следовать люди.

И наконец, два главных постулата. Конфуцианский: «Старайся относиться к другим так же хорошо, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе, и ты обнаружишь, что это — кратчайший путь к благосклонности». Буддистский: «Когда кто-либо обращается с другими по правилу: как я, так и они, как они, так и я, — он никогда не убьет и не подвигнет других к убийству».

Эти формулы нам уже знакомы — правда, из других, более поздних источников. Именно они более всего приближают нас к христианству, к этическому учению Христа и его заповедям. Мы уже говорили об отличиях их внутреннего содержания и мотиваций от ветхозаветных требований. Теперь попробуем составить идеальный образ нравственного человека, опираясь на заповеди и притчи Христа, главным образом на Нагорную проповедь. Этот человек:

  • - кроткий,
  • - жаждущий правды, готовый быть изгнанным за нее,
  • - милостивый,
  • - чистый сердцем,
  • - миротворец,
  • - не гневается напрасно на брата своего,
  • - не прелюбодействует с женщиной даже в сердце своем,
  • - говорит четко «да» или «нет»,
  • - если его ударят по одной щеке, он подставит другую,
  • - если с него потребуют рубашку, он отдаст всю одежду,
  • - любит ближних своих и врагов своих,
  • - не лицемер и творит милостыню не трубя перед собой,
  • - прощает людям их согрешения,
  • - не собирает сокровищ на земле, не служит мамоне (богатству),
  • - не заботится о том, что будет есть, пить, во что одеваться,
  • - не даст другому вместо хлеба камень, а вместо рыбы — змею.

И как обобщающие наставления, два назидания: «Возлюбите ближнего своего, как самого себя», — понимая под ближним любого другого человека, нуждающегося в помощи, — и уже известная нам формула: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Обратим внимание на то, что в этом поучении мерилом поведения и отношения к другим людям выступает не Бог, а человек: наше «Я», оно — мера нашего поведения, наш собственный интерес диктует нам доброе отношение к другому.

А теперь обратимся к этике самой молодой из мировых религий — ислама. Ее основы изложены в священной книге мусульман Коране и в хадисах — изречениях пророка Мухаммеда. Вот некоторые из них: «Стыд является одной из частей веры». «Присягните мне, что... не станете воровать, прелюбодействовать, убивать своих детей, распространять измышленную вами ложь...» В другом хадисе пророк указывает четыре качества лицемера, то есть четыре отрицательных, аморальных вида поведения: предательство, ложь, вероломство, преступление закона.

Правда, ислам так же щедр на прощение грехов, как и христианство: «Тому, кто соблюдает пост во время Рамадана с верой и надеждой на награду Аллаха, будут прощены его прежние грехи».

Пророк поучал своих последователей: «Будьте для людей легкими и не будьте для них тяжелыми, возвещайте им благое и не отталкивайте их от себя». Подобное поучение не нуждается в комментариях.

И наконец: «Не уверует никто из вас по-настоящему, пока не станет желать брату своему того же, чего желает сам себе».

Как видим, данный нравственный императив звучит во многих веках, у многих народов и в разных религиях. Он представляет собой универсальный закон этики, основу общечеловеческой морали. Верующие считают, что он дан Богом или богами.

Однако по своему содержанию такой закон — вполне человеческий, извлеченный из опыта человеческой истории. В то же время авторитет веры, высшего существа, которому поклоняются верующие, — стимул соблюдать подобные общечеловеческие по содержанию правила морали.

Вопрос

Каков ваш идеал человека?

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >