Ученик Аристотель критикует учителя Сократа
Едва ли в истории человечества были гении масштаба древних греков Платона и его знаменитого ученика Аристотеля. Их по праву называют отцами западной цивилизации. Удивительно, однако, что они обусловили два различных исторических тренда. Вплоть до наших дней англосаксы и их союзники отдают довольно отчетливое предпочтение Аристотелю, а нации континентальной Европы, в частности немцы, французы, итальянцы и русские, предпочитают Платона. Началось же это размежевание со спора своенравного Аристотеля со своим великим учителем.
Спор касался природы самого главного в человеке, его способности мыслить понятиями. Ведь хорошо известно, что человек отличается от высших млекопитающих не столько устройством органов своего тела, сколько умением мыслить концептуально, т.е. посредством понятий. Важно было понять подлинную и сокровенную природу человека. Именно в этом деле, сумев выдвинуть оригинальные проекты, Платон и Аристотель прославились более всего.
Платон считал, что существует мир идей, независимый от людей, вечный и неизменный, который задает образцы земных объектов, которые причастны им. Конкретные образы идей - это эйдосы. Есть, например, идея прекрасного, а красивая девушка или красивый цветок как земные объекты причастны к этой идее. Чтобы уразуметь природу любого объекта, необходимо определить, каким идеям оно причастно. К идее лошади причастен в большей степени жеребец, ставший победителем скачек, чем старая кляча.
Аристотель, потративший не менее двух десятков лет на осмысление теории идей, нашел в ней слабые места. Не ясно, каким именно образом земные объекты причастны к небесным идеям. Вслед за своим учителем он не сомневался в актуальности идей, но считал, что они не существуют независимо от тех вещей, которые людям известны из их земной жизни. В кратчайшем изложении ход его мыслей можно представить следующим образом. Идеи определяют статус вещей, иначе говоря, оформляют их. Но невозможно определить механизм такого оформления. Следовательно, сама мысль о механизме оформления вещей неверна. Достаточно считать, что изначально природа любой вещи задается ее идеей-формой. Можно уже не использовать слово «идея», а говорить просто о формах вещей. Форма вещи - это ее внутренняя сущность, которая тем или иным способом проявляется. Так, формой человека является человеческая душа, формой животного - животная душа, формой физического объекта - его силовые проявления. Итак, Аристотель на место идей Платона поставил формы, а их он понимал как сущности вещей. Современные ученые часто рассуждают о сущности. Но их абсолютное большинство не осознает, что они, по сути, тиражируют теорию форм Аристотеля.
Как видим, Платон и Аристотель придерживались различных точек зрения. У Платона одной идее подобны мириады вещей. Аристотель решительно отказывается от образцовых идей. Существует лишь множество вещей с их внутренними сущностями, т.е. формами. Идеи-образцы, или, как выразился бы современный человек, идеальные идеи не существуют. Платон превозносил единственное, а Аристотель множественное. Единственное Платона представляло единое для многих. Аристотель это объективно единое не признавал. Полностью от единого он не отказывался, но истолковывал его исключительно как мысленное, как понятие. То или иное понятие не адекватно многообразию форм, ибо передает лишь их схожесть. Остается невыясненным путь постижения множественности форм. Неужели без понятий?!
Аристотель критиковал Платона, не таясь от него. Платон же отшучивался: «Жеребенок лягает жеребицу». Оба «гнули» свою линию, вряд ли осознавая, что в значительной степени определяют будущее развитие человечества. Линия Платона - это в основном установка на единообразие, всеобщий порядок и обеспечиваемую им справедливость. Английский философ К. Поппер в своей книге «Открытое общество и его враги» именно на Платона возложил ответственность за появление тоталитарных режимов. Это обвинение, на мой взгляд, явно чрезмерное. Платон не настолько однообразен, как это казалось Попперу. Если некто извлекает из учения Платона только негативное, то он сам ответственен за это, а не великий мыслитель античности. Верно, однако, что установка на единообразное у Платона выражена намного отчетливее, чем у Аристотеля.
Его ученик, подчеркивая многообразие форм, в социальном плане, отчасти даже вопреки своим собственным политическим воззрениям, звал к плюрализму, а значит, к свободе. Там, где Платон обращался к небесным идеальным образцам, Аристотель предпочитал внимание к земному. В центр своей знаменитой фрески «Афинская школа», росписи, выполненной в зале, в котором в Ватикане папа подписывал различные бумаги, Рафаэль Санти поместил фигуры Платона и Аристотеля. Платон (в красном плаще) воздевает руку к небу, а в руках у него «Тимей», произведение о космосе. Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз, в руках у него «Этика» с воззванием к каждому добиваться счастья в земной жизни. Ренессансный художник оригинально и довольно точно выразил противоречие, существовавшее между двумя великими мыслителями.
Вернусь к разногласиям двух мыслителей, представленным противоположностью идей Платона и форм Аристотеля. Кто более прав? Ответить на этот вопрос затруднительно. Но вряд ли следует робеть перед ним.
Все исторические вопросы проясняются в процессе развития наук: развитое позволяет судить о неразвитом. Это великий принцип процесса познания. Таким образом, следует обратиться к достижениям современной науки, а уже на их основе судить о новшествах давно прошедших эпох. Именно так я и поступлю.
В любой современной науке нет ни идей Платона, ни форм Аристотеля. Она содержит переменные (признаки объектов), их связь (законы) и принципы. Примерами переменных являются, например, в физике -массы тел, в экономике - цены товаров. Не все переменные равнозначны. В каждой науке переменные ранжируются. Например, физики подчеркивают актуальность зарядов, экономисты злободневность нормы прибыли на авансированный капитал.
Любой признак можно представить в форме следующей символьной записи: Ху Все признаки одинаковы, поэтому их можно записать одной буквой (X), но обладают различными значениями, которые передает нижний индекс / при Х{, состоящем из хь х2, ..., хп. Платон и Аристотель не владели современным понятием признака объекта, но были близки к нему. Идеи Платона - это абсолютизация общего в признаках. Соответственно, формы Аристотеля являются абсолютизациями своеобразного в признаках, т.е. единичного.
Гении античности ошибались, но благодаря им люди сумели развить институт современной науки с его ключевым концептом, каковым является признак объекта.