Как Ньютон «заморочил» всем физикам голову

Читатель наверняка помнит со школьной скамьи второй закон Ньютона, согласно которому ускорение тела прямо пропорционально силе, действующей на тело, и обратно пропорционально его массе. Из этого закона следует, что в случае уравновешивания сил, действующих на тело, и или же их полном отсутствии ускорение тела равно нулю; следовательно, тело движется равномерно прямолинейно или же находится в покое. Но это содержание первого закона Ньютона. Итак, согласно аргументации данного абзаца, первый закон Ньютона является частным случаем второго закона Ньютона. Едва ли найдется хотя бы один дипломированный физик, который согласится с этим выводом.

Все физики утверждают, что первый закон важнее второго. Почему? Потому что первый закон является определением инерциальной системы отсчета. Что же касается второго закона Ньютона, то он справедлив в инерциальных системах отсчета. Налицо явный логический круг, т.е. логическая ошибка. Одним и тем же соотношением, относящимся к связи сил, масс и ускорений, объясняется два разных закона. Причем один их них признается более актуальным, чем другой. Но можно ли «разомкнуть» указанный логический круг? На мой взгляд, не только можно, но и нужно!

От первого закона Ньютона отказываемся и просто провозглашаем второй закон Ньютона первым. Революция! Впрочем, в дальнейшем во избежание путаницы мне придется по-прежнему второй закон Ньютона называть именно вторым. Но тут появляется с ироничной улыбкой физик-догматик, который разъясняет, что второй закон Ньютона выполняется только в инерциальных системах отсчета, которые, мол, остались без определения. Ему следует терпеливо разъяснить, что сама формулировка закона Ньютона предполагает учет всех сил. Системы, в которых учитываются все силы, как раз и являются инерциальными. Если же некоторые силы не учитываются, то, разумеется, второй закон Ньютона не выполняется. Логического круга больше нет!

Как-то один доктор наук от физики жаловался мне, что студенты не в состоянии понять содержание первого закона Ньютона. Я пытался доказать ему, что он объясняет студентам немыслимое. Разумеется, упомянутый мной физик так и остался в убеждении, что классическая механика начинается с первого закона Ньютона.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >