Объединяющая сила надежды

У человека должно быть хотя бы на два гроша надежды, иначе жить невозможно.

Бертольд Брехт

В прошлом, даже не совсем давнем, когда человек собирался отправиться в другую страну с целью ли путешествия или в деловую поездку, он узнавал об этом месте из рассказов людей, побывавших в нем, из своих представлений, складывающихся на основе имеющихся товаров, произведенных в той местности, или предметов искусства. Сейчас возможности узнать что-либо о какой-то стране, находясь за много тысяч километров от нее, практически безграничны. Однако обнаруживается парадокс: чем больше объем информации, тем меньше мы ей начинаем доверять, понимая, что значительная часть ее носит рекламный характер, многие сведения касаются таких частностей, которые вряд ли имеют отношение к иностранцам, а кроме того они и почерпнуты из источников, страдающих необъективностью. Потребность в достоверной информации для ведения бизнеса или любой другой формы международного сотрудничества не получает удовлетворения. Это происходит потому, что в условиях роста глобальной взаимосвязанности необходима не просто уверенность в надежности информации, но и возможность ее сопоставления с аналогичными данными по другим странам, регионам. Отсюда вполне ожидаемым стало гигантское расширение перечня глобальных рейтингов, которые ныне охватывают самые разные стороны экономической, социальной, политической жизни современных государств.

Само рождение любого нового глобального рейтинга может быть расценено как признание определенной проблемы национального развития значимой для всей мировой картины. Выделение тенденции, отмеченной таким рейтингом в ранг всемирного тренда, дает основание исследователям, политикам, всем заинтересованным лицам выявлять перспективу продвижения страны или группы государств в ее развертывании, учитывая при этом множество специфических условий.

Правда, иногда такие исследования предпринимаются не для того, чтобы доказать стремительность нарастания глобальной взаимосвязанности, а показать, что ход мировой интеграции имеет свой ритм. В частности, об этом говорят материалы исследования DHL Global Connectedness Index-2011 (Индекс глобальной интеграции, GCI). Данные исследования свидетельствуют о том, что мы живем в столь же фрагментированном мире, как и столетие назад[1] [2]. Согласно Индексу глобальной интеграции, некоторые показатели глобальных связей между странами ниже, чем в начале XIX в. С точки зрения интегрированности стран в мировую экономику и их участия в глобализации лидерами оказываются те страны, опыта экономических взаимодействий у которых значительно больше. Так, Голландия, один из пионеров в мировой торговле несколько веков назад, заняла первое место по этому индексу. В топ-10 индекса помимо Нидерландов вошли: Сингапур (2), Ирландия (3), Швейцария (4), Великобритания (6), Швеция (7), Гонконг (9), Мальта (10). Основные европейские соседи Нидерландов получили следующие рейтинги: Люксембург (5), Бельгия (8), Франция (12), Германия (13). США - оказались только на 25-м месте. Китай на 63-м месте, Бразилия - 68-м, Индия - 49-м. Россия же по степени глобализации заняла в данном индексе 66-е место из 125. С одной стороны, РФ оказалась недалеко от своих партнеров по БРИКС. С другой стороны, общий итог получился из не очень впечатляющих параметров по важнейшим составляющим индекса: по объемам внешнеторгового оборота Россия находится на 63-м месте, по торговле услугами - только на 102-м.

Вместе с тем по ряду направлений у нашей страны достигнуты впечатляющие результаты. Так, по итогам 2011 г. Россия поднялась на самое высокое за 9 лет место в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства. В документе E-Government Survey 2012: E-Government for the People2 оценивается готовность и возможности госорганов 193 стран для использования ИКТ в предоставлении госуслуг. В этом рейтинге страны ранжируются на основе взвешенного индекса оценок по трем основным составляющим: масштаб и качество онлайн-услуг, уровень развитости ИКТ-инфраструктуры и человеческий капитал. Лидером рейтинга второй раз подряд становится Южная Корея. За ней следуют Нидерланды, Великобритания и Дания, а замыкают пятерку лидеров США. Россия в рейтинге поднялась до 27-го места, улучшив свои позиции на 32 пункта - в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте. Стоит отметить, что это положение стало лучшим результатом России за все время существования рейтинга с 2003 г. По оценкам исследователей ООН, дела с электронным правительством в России обстоят лучше, чем в Ирландии, Италии, Греции, Литве и Польше[3].

Всемирный экономический форум публикует рейтинг финансового развития стран мира Financial Development Report[4]. Возглавляют его Гон-

конг, США, Великобритания, Сингапур, Австралия, Канада, Нидерланды, Япония, Швейцария и Норвегия. Гонконг, в этом рейтинге опередивший США и Великобританию, повышением своего статуса обязан не банковской сфере, а таким услугам, как первичное размещение акций (IPO) и страхование. Рейтинг, впервые составленный в 2008 г., учитывает эффективность и объем банковской деятельности, а также другие финансовые услуги, благоприятность ведения бизнеса и финансовую стабильность. Россия заняла в рейтинге 2011 г. 39-е место, поднявшись на одну ступень по сравнению с прошлогодним списком. С ней соседствуют Словакия и Перу[5].

Вместе с тем, экономические показатели подчас не дают понимания того, почему в условиях относительной экономической стабильности вдруг возникает кризис, почему здравые инициативы власти не находят поддержки у большинства населения или отчего из совсем уж безнадежной экономической ситуации обнаруживается не просто выход, а возможность «экономического чуда». Ответы на эти вопросы следует искать не в экономических показателях или показателях эффективности государственной власти, а в оценке психологического и морального климата в обществе. И здесь можно обратиться к данным рейтингов счастья, миролюбия, а также к проводимому ассоциацией Galhip International ежегодному глобальному опросу Global Barometer оп Норе and Despair («Глобальный барометр надежды и отчаяния»).

Каждый из таких опросов и составляемых на их основании рейтингов говорит о том, что в глобальном мире появляются новые категории, отражающие суть глобальных отношений. Даже если измеряется счастье или надежда в какой-либо отдельной стране, то эти данные не только сопоставляются с информацией по другим странах, а служат важной деталью международного имиджа государства со всеми отсюда вытекающими следствиями для развития торговли, туризма, финансовых связей, для отстаивания позиции на мировой арене.

Для того чтобы судить, насколько это справедливо, требуется разбираться не только в особенностях составления рейтинга, айв природе самой категории «надежда». Надежда - это не само благо, а его ожидание. Поэтому из древности до наших дней дошло представление о том, что надеждой (греч. eXnlq) может быть и иллюзия, добровольный самообман, как в ящике Пандоры, в котором осталась лишь одна надежда. Затем пришло понимание, что в зависимости от субъекта ожидания ожидаемое событие с ценностной точки зрения может быть как и хорошим, так и плохим. А еще позже закрепились представления о надежде как об исключительно положительной ценности, которую стали относить к основополагающим добродетелям наряду с верой и милосердием. В трудах П. Рикера[6], Э. Блоха[7] [8], Э. Фромма[7], К.С. Льюиса[10] надежда сущностно связана со свободой и творчеством, а потому является необходимой и эффективной движущей силой развития как в личностном, так и в социальном, историческом и даже космическом аспектах. То, что исследователи зафиксировали изменение отношения людей к надежде как, прежде всего, к положительно окрашенной эмоции, связанной с ожиданием удовлетворения потребности, позволило им расширить рамки этого концепта, связав его с фиксацией и осмыслением состояния людей, испытывающих такую эмоцию.

Gallup International проводит ежегодный опрос «Глобальный барометр надежды и отчаяния» с 1977 г. и находит 2011 г. одним из самых пессимистичных за всю историю проведения опроса. Глобальный опрос был проведен в более чем 50 странах мира, охватив значительную часть населения планеты. В каждой стране респондентов опрашивали по национальной вероятностной выборке с помощью личных интервью, телефонных интервью или с помощью онлайн-опроса. Согласно барометру, 31% населения мира с надеждой смотрели на экономические перспективы 2012 г., 34% населения земного шара полагали, что этот год будет хуже уходящего, а 8% респондентов затруднились ответить на данный вопрос. Эксперты сделали вывод, что растет глобальное уныние: на общемировом уровне Индекс уровня надежды упал на 6 пунктов - от +2% в конце 2010 г. до -4% в конце 2011 г.[11]

Что касается России, то она заняла 26-е место по Индексу уровня надежды. Уровень оптимизма по отношению к наступающему году снизился на 27 пунктов. Индекс уровня надежды в Российской Федерации равен-21%, где 17% респондентов надеются на перемены к лучшему, 39% респондентов настроены пессимистично, а остальные респонденты либо не ожидают никаких перемен в наступающем году, либо затруднились ответить на данный вопрос. Россияне не спешат расстаться со своими страхами и тревогами, лишь 16% надеются на более благополучную и счастливую жизнь. Страна не первый год занимает серединные позиции в этом рейтинге. И это во многом объясняется включением в процессы глобализации, во многих европейских странах, в США и Японии индекс надежды также очень низок. Между тем в Молдавии, Нигерии, Тунисе и Узбекистане вера в лучшее сильнее, несмотря на пустые карманы[12]. Самыми позитивными оказались жители Фиджи, самые негативно настроенные люди живут в Румынии.

Из 50 стран, в которых проводился опрос, 34 являются в целом пессимистично настроенными, т.е. согласно опросу среди жителей этих стран пессимистов больше, чем оптимистов, 15 государств являются оптимистично настроенными. Лишь в одной стране мира (Индия) пессимистов было зарегистрировано ровно столько же, сколько оптимистов. Глобальный опрос показал, что чувство отчаяния в отношении экономических перспектив наиболее сильно выражено в Европе, на втором месте - США. Многие респонденты в других странах мира, что особенно заметно на примере Китая, продолжают смотреть на ситуацию с оптимизмом и надеждой. За 2011 г. резко улучшился Индекс уровня надежды в таких азиатских странах, как Азербайджан, Турция, Пакистан и Ирак; в африканских государствах Камерун и Нигерия; в латиноамериканской Колумбии, а из европейских стран - в Исландии. Лидером по пессимизму среди стран-участников опроса является Франция, где Индекс уровня надежды равен -80%, тогда как лидером по оптимизму является Нигерия, где уровень надежды равен +80%. Другие страны продемонстрировали различные показатели между этими двумя полярными индексами. В число стран, где Индекс уровня надежды сильнее всего ухудшился, входят в основном европейские государства (Австрия, Бельгия, Швеция, Германия, Босния, Дания, Швейцария, Финляндия и Россия).

Одним из важнейших наблюдений, следующим из данного опроса, является то, что природа изменения уровня оптимизма, как при его росте, так и при снижении, во всех этих странах разная, и обусловлена, как правило, локальными факторами. Понять эту природу можно с помощью рейтингов, акцентирующих внимание не в целом на проблеме надежды, а на возможности ее реализации в какой-либо значимой области. Исследовательский холдинг Ромир в январе 2012 г. провел на территории России и стран постсоветского пространства опрос на тему надежд на мирную жизнь в рамках ежегодного глобального международного опроса «Глобальный барометр надежды и отчаяния». Gallup International отслеживает Индекс мира, начиная с 1977 г. (в СССР - с 1988 г.). Индекс вычисляется как разность между долей оптимистов, считающих, что наступающий год станет более мирным, чем предыдущий, и долей пессимистов, полагающих обратное. Глобальный показатель Индекса мира, отражающий надежды жителей разных стран на мирную жизнь, оказался по итогам 2011 г. самым высоким за десять лет, прошедших с 11 сентября 2001 г. 27% респондентов во всем мире рассчитывали, что 2012 г. будет более мирным, чем предыдущий год. 32% придерживаются противоположного мнения.

В период с 1998 по 2005 гг. динамика общемирового и российского показателей была практически синхронной. Но, начиная с 2006 г., «мирные настроения» в России зеркально противоположны общемировым показателям. Страна погружается в тревогу относительно возможных конфликтов. Индекс мира России (-18%) существенно ниже общемирового (-5%). Россия заняла лишь 42 место в общемировом рейтинге надежд на мирную жизнь из 59 стран, принявших участие в опросе. 34% уверены, что число военных и террористических конфликтов будет возрастать, 35% полагают, что обстановка не изменится[13]. Однако исследователи обращают внимание на то, что этот показатель говорит и о том, что в России проявляется эффект развитых стран, когда населению есть, что терять.

Глобальный опрос показал, что страны, которые в последние годы больше всех остальных пострадали от войн и насилия, сильнее надеются на то, что 2012 г. будет в целом более мирным, чем предыдущий. Например, в Ираке Индекс мира составляет +34%, в Афганистане он равен + 18%. Индекс обеих стран значительно выше общемирового. При этом население наиболее процветающих стран мира, в частности стран Европы и США, продолжает пребывать в достаточно мрачном настроении. Лишь в одной стране из списка 30 наиболее благополучных и богатых стран -Саудовской Аравии - Индекс мира имеет положительное значение. Положительные значения Индекса были зарегистрированы в 17 из 29 наименее благополучных (более бедных) стран, участвовавших в опросе. В этих странах большинство опрошенных ожидает, что жизнь в 2012 г. станет более мирной.

Еще одна важная категория - категория «счастье». Большинство жителей планеты (53%), как показывают исследования в рамках опроса Global Barometer он Норе and Despair, считают себя счастливыми, и их в четыре раза больше, чем несчастливых (13%). Россия заняла 40-е место в рейтинге уровня счастья среди 58 стран-участниц опроса. В стране счастливых людей больше, чем несчастливых, хотя их доля значительно ниже общемировой - 39% и 8% соответственно. При этом Россия вошла в десятку стран, где наиболее высока доля респондентов, давших нейтральный ответ - «ни счастлив, ни несчастлив» (42%; в мире в целом - 13%). В пятерку наиболее счастливых стран мира вошли Фиджи, Нигерия, Нидерланды, Швейцария и Гана, где счастливыми себя считают 82-89% населения. В числе лидеров рейтинга оказались самые разные страны как по уровню доходов на душу населения, так и по уровню пессимизма в отношении собственных экономических перспектив в 2012 г. Соседи России по рейтингу счастья - Пакистан и Гонконг. Рядом расположились США.

Так как состояние счастья является культурной особенностью той или иной страны, оно не зависит впрямую от ее реального экономического положения и связанных с ним ожиданий. В то же время глобальный опрос позволил сделать несколько важных выводов: счастье приносят не деньги сами по себе, а относительно высокий социально-экономический статус, занимаемый человеком именно в том обществе, частью которого он является. Согласно опросу, среди тех, кто находится на вершине социально-экономической лестницы в своем обществе, вдвое больше счастливых людей, чем среди тех, кто занимает нижние ступеньки, вне зависимости от того, богатой или бедной является страна и каким является доход респондента в материальном выражении.

Было бы странным, если бы такой расклад респондентов по их представлениям о надеждах на будущее не связывался с их же политическими ожиданиями. В России эти ожидания активно стали проявляться после внесения изменений в Федеральный закон РФ «О политических партиях»[14]. Законом была создана площадка не только для действия новых политических сил, но и для дискуссии о судьбах демократии в целом и в российском контексте. Ранее такой дискуссии было свойственно то, что ключевыми при обсуждении являлись два тезиса: демократия имеет выраженные национальные особенности; она небезгрешна и подвержена коррозии[15]. При этом, директор Центра либеральных стратегий (Болгария) главный редактор болгарского издания журнала Foreign Policy Иван Кра-стев считал, что демократия в наше время стала казаться идеальным типом управления, а масса людей поверила в то, что демократия означает мир без войны и экономический рост. Сегодня доверие к демократическим институтам и к процедуре выборов снижается, в отличие от прежних волн демократизации очередная волна в разы увеличила имущественное неравенство в новых демократических странах. И еще Крастев замечал, что «очень многие люди говорят об институтах, ценностях и интересах, но их конкретная конфигурация зависит от того, как тот или иной агент пережил последние двадцать лет»[16].

И этот индивидуальный опыт, и влияние новых демократических условий на некоторых людей оказываются сильнее, чем наследие тоталитарной партийной системы. Вместе с тем один из главных смыслов политических партий заключается в формировании новых элит. А под влиянием глобализации изменяются требования к политическим элитам, также как к элитам денежным, промышленным и пр. Прежние же партийные элиты постепенно, а иногда весьма быстро, вырождаются в нечто подобное тоталитарным орденам, а партийные разногласия приобретают характер, приближенный к религиозным войнам. Отсюда следует появление предложений, что политические партии вообще должны уйти из общественной жизни, а представительство в выборных демократических обществах может устанавливаться с помощью методики, близкой к традиционному опросу общественного мнения. Если произойдет массовый отказ от партий, то возможно рождение новой угрозы со стороны разрозненных индивидов, которые не объединены ни в одно политическое образование. Именно о такой угрозе предупреждает классик французской политической социологии Морис Дюверже[17]. Глобализация способна придать этой угрозе общемировой характер. Многовариантность партийных систем ограничивает возможность как отказа от участия граждан в партийной жизни, обеспечивая право и свободу выбора, так и широкого распространения партий закрытого типа - военного, религиозного, тоталитарного. То есть таких, которые не в меньшей степени, чем действия не организованных в партийные структуры индивидов, в состоянии дестабилизировать мировой порядок.

В России сразу же после внесения изменений в ФЗ «О политических партиях» более 70 организаций заявили претензии на регистрацию в Минюсте как политические партии. В списке немало структур с экзотическими названиями - Нетократическая партия, Субтропическая партия, Партия добрых людей России, Партия любви, «Коалиция Неба», Пирацц-кая партия[18]. Даже по названиям некоторых объединений можно заметить, что история партийного строительства в чем-то сделала возврат в начало 1990-х гг., когда на политической сцене обозначились партии различного уровня. Анализируя их, Д.А. Левчик предложил следующую типологию[19].

К номенклатурному уровню относятся почти все созданные «сверху» и освещаемые официальными средствами массовой информации партии, выражающие интересы правящей номенклатуры. Базой для них являются государственные структуры. Для партий подобного уровня характерно стремление занять весь идеологический спектр, имитируя собственную идеологию. «Непримиримо оппозиционные» партии составляют периферию номенклатурного уровня. И такие партии можно назвать псевдопартиями.

Неноменклатурный уровень формируется партиями, созданными «снизу» и живущими, в основном, за счет негосударственного финансирования. Правый фланг занимают партии, институционализирующиеся, например, в форме союзов акционеров, а левый - представители низовых гражданских инициатив. Партии данного уровня являются протопартиями: они могут стать в будущем настоящими партиями, способными выполнить и самостоятельную организационную роль, и функцию политического представительства, и задачи независимой от государства электоральной и политической мобилизации населения.

Корпоративный уровень представлен партиями и движениями, существующими на деньги корпораций, которые они обслуживают, и выполняющими функции комитетов политических действий при корпорациях, организациях по распределению материальных благ (в 1990-х гг. - Народно-патриотическая партия при Союзе ветеранов Афганистана или Партия самоуправления трудящихся при МНТК «Микрохирургия глаза»). Как правило, партии этого уровня стараются придерживаться «центристской» политической фразеологии.

Смеховой уровень занят нетрадиционными партиями. Термин «Смеховой мир» ввел в научный оборот академик Д.С. Лихачев[20]. Возникновение и развитие партий, подобных Партии одиноких мужчин, Партии дураков, Партии любителей пива, Партии любви, движения «Субтропическая Россия» и т.п., является реакцией политизированной части общества на активность номенклатурных партий. Действия таких партий отражают аб-сентеистские и антипартийные настроения избирателей, склонных к высмеиванию, дегероизации номенклатуры, обогащают арсенал политической полемики. При этом смеховые партии обладают необходимыми для политической партии свойствами, отсюда их можно считать парапартиями.

Простор для партийного творчества всегда возникает в период таких общественных перемен, целью которых провозглашается свобода. В Восточной Европе всплеск парапартийной активности пришелся на первые постсоциалистические годы. Некоторые партии и общественные движения открыто парадировали бывшие лозунги и формы политической организации социалистических времен. Так, еще в единой Чехословакии была зарегистрирована новая общенациональная партия Независимая эротическая инициатива (НЭИ). Ее учредительный съезд состоялся осенью 1990 г. Под президиумом висели транспаранты: «С эротикой на вечные времена» (парафраз известного коммунистического лозунга «С Советским Союзом на вечные времена!») и «Друзья эротики всех стран, соединяйтесь!» (парафраз лозунга «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!»). В выступлении председателя партии на учредительном съезде говорилось о том, что партия будет стремиться к гуманному обществу без лжи, насилия и психических стрессов, потому что из-за депрессии на почве любви умирают больше граждан, чем их гибнет в автокатастрофах. А один из делегатов назвал статью уголовного кодекса о запрете распространения порнографии бессмыслицей и пережитком того времени, когда «граждане открыто могли любить исключительно родную КПЧ». НЭИ даже приняла участие в ноябрьских 1990 г. коммунальных выборах, но провалилась, несмотря на весьма актуальную программу, к тому же выдержанную в духе демократии - срочное открытие публичных домов, охрана окружающей среды. В 1992 г. партия сменила свое название, убрав из него слово «эротическая», что указывало на новый этап политического карнавала. Эта смена названия позволила партии попытаться подняться на европейский уровень и в 2004 г. принять участие в выборах в Европейский парламент.

В Польше в конце 1991 г. была зарегистрирована Партия любителей пива, а затем Польская партия лысых (ППЛ), лидер которой избрал себе псевдоним Короля Плешатого. В начале 1995 г. лысые во главе со своим лидером объявили голодовку, требуя назначения своих представителей в ведомства президента и обеспечения гарантий их участия в структурах государственной власти. У голодовки был установлен строгий регламент: она длилась ежедневно с 7 утра до 3 часов дня с перерывом на обед. При этом, утверждали лысые, укреплялась не только партийная дисциплина, но и чувство юмора. Лысые готовы были голодать по своей методике до тех пор, пока президент страны или премьер-министр не удовлетворит их требования. «Т.е., пока из блеска наших лысин не возгорится пламя», -пояснил один из деятелей ППЛ. Требования ППЛ нашли поддержку в туманном Альбионе: британский «Клуб лысых» объявил о своей солидарности с ППЛ. «Наступил миг, когда наши лысины засияют еще больше», - заявил представитель этого клуба. Так же, как и в Польше, в Великобритании считали, что лысые везде подвергаются необоснованной дискриминации.

Пожалуй, символом парапартий могла бы быть польская партия «Абсурдная акция». Ее устав, по мнению Министерства юстиции государства, «содержит в себе очевидный абсурд», поскольку в нем, в частности, заявлялось, что членами партии могут быть «люди, птицы, звери, пришельцы из других миров при условии, если они предъявят удостоверение личности», а каждый член партии является ее председателем.

С внесением изменений в ФЗ «О политических партиях» процесс партийного строительства в России оказался вписанным в мировую тенденцию. Почти повсеместно не просто возникают, но и набирают популярность маргинальные и экзотические партии. Здесь можно отметить взаимосвязь кризиса партийной системы с кризисом экономическим. Но есть и внутренние причины ослабления устойчивости имеющейся партийной модели во многих странах: на выборы стало ходить меньше людей; все реже люди вступают в партии, чтобы создать условия для своего политического участия; молодежь теряет интерес к традиционным политическим объединениям; избиратели в большей степени отдают предпочтение не партии, а конкретному кандидату. Там, где длительное время угвер-ждалась модель двух- или трехпартийной системы, избиратели стали терять ощущение глубоких различий не между предвыборными обещаниями, а между проводимой после выборов политикой. И это вызвало всплеск интереса к иным партиям, как проводникам в жизнь надежд и чаяний определенных общественных групп.

Отход избирателей от традиционных партий и форм политической активности стал основанием для развития нового протестного движения. Это проявилось в Германии, Польше, Финляндии. В парламент Берлина прошла Пиратская партия, набрав 8,9%. В Польше в октябре 2011 г. на парламентских выборах 10% голосов получило придерживающееся антиклерикальных позиций движение Паликота (польск. Ruch Palikota), названное по имени основателя и лидера Януша Паликота1. В Финляндии третье место на выборах в парламент получила умеренно-националистическая партия «Истинные финны»[21] [22]. Но после электорального успеха обнаружились различия между состоянием парламентской и непарламентской партии. Например, между группами немецких «пиратов» возникла несогласованность по ряду вопросов. «Истинные финны» не договорились об участии в правительстве, ушли в оппозицию из-за разногласий по вопросу финансовой помощи, которую Европейский союз планировал оказать Португалии[23].

Если для этих стран появление в электоральном пространстве таких партий стало отражением новых реалий, то в других странах нетрадиционные партии давно нашли возможность заявить о себе. Например, французская политическая партия «Охота, рыбалка, природа, традиции» (фр. Chasse, p?che, nature et traditions) была основана A. Густаи и Ж. Сен-Жос-сом в сентябре 1989 г. в виде ассоциации. Политическая платформа партии - защита традиционных ценностей сельской Франции. Сейчас партию возглавляет Ф. Ниу, который был кандидатом от нее на президентских выборах 2007 г., где он получил чуть больше процента голосов. А до 2009 г. партия даже была представлена в Европарламенте.

В Таиланде политическая формация Таксина Чинавата «Тайцы любят тайцев» не принадлежала к традиционным для тайского общества партиям. Название партии, с одной стороны, грешило популизмом, а, с другой - национализмом. Свергая Чинавата с поста премьер-министра во время военного переворота 2006 г., верхушка офицерства делала основной упор не на этом, а на коррупционных обвинениях в адрес главы кабинета. Однако партия «Пхыа Тхаи» («Для Таиланда»), возглавляемая младшей сестрой Чинавата, сумела завоевать первое место на парламентских выборах 3 июля 2011 г. И это говорит о сохранении значимости отмеченных идей для многих обществ.

На парламентских выборах 2014 г. наряду с основными соперниками -Индийским национальным конгрессом (ИНК) и Бхаратия джаната парти (БДИ) в борьбе за голоса избирателей под знаменем искоренения коррупции приняла участие «Аам Аадми Парти» («Партия простого человека»)[24]. В Индии продолжается процесс формирования субъектов федерации. 2 июня 2014 г. из-за разделения на две части штата Андхра-Прадеш появился новый 29-й штат. В состав этого штата Теленгана вошли 10 из 23 районов Андхра-Прадеш, в том числе самый крупный город - Хайдарабад. Это решение отразило требование местных жителей, считавших, что правительство уделяет их области недостаточно внимания.

Предшественницей Партии простого человека в Индии можно считать созданную в 2003 г. жителем индийского города Бхубанешвара (штат Орисса), работником городской службы социального обеспечения Виш-ванатом Рамчандрой Чампой Свапнаджи Цалиме Вольтером Любовниче-ской зеленой глобалистской богосвободной гуманистической партии Индии (ЛЗГБГПИ) или Партии любви. Ее главная задача заявлялась как пропаганда межкастовых и межрасовых браков, которых в Индии, несмотря на официальный запрет каст, не очень много.

Обращение к простому человеку развивает идеи популизма, которые в каждой стране выражаются в соответствии не только с национальной партийной системой координат, но и традициями воображения. В Италии 4 октября 2009 г. была образована политическая партия «Движение пяти звезд» (итал. Movimento 5 Stelle, M5S). Ее основателями стали популярный комик Беппе Грилло и предприниматель Джанроберто Касаледжио. Помимо популизма ее программу отличают энвайронментализм и в некоторой степени евроскептицизм. Членам партия близки идеи прямой демократии. Они осуждают коррупцию и отстаивают всеобщий свободный доступ в Интернет, как одно из фундаментальных прав человека. Все это обеспечило заметные успехи в политической борьбе и третье место с более чем 25% поддержки на парламентских выборах в феврале 2013 г. Для активистов партии приемлемы эпатажные действия. А ее лидер Беппе Грилло 3 марта 1914 г. был осужден на четыре месяца ареста и штраф в 200 евро за проведение несанкционированного протеста против строительства скоростной железнодорожной магистрали.

Совсем близки к поэтизации популизма партии, в названия которых вынесена цель достижения счастья народа и государства. О подобной структуре в Японии говорилось выше. В Турции Происламская Партия Счастья стала организатором акции протеста против визита в эту страну Папы Римского Бенедикта XVI. Радикально настроенные турки не раз угрожали терактами после того, как стало известно о визите понтифика. Их недовольство связано с лекцией о соотношении веры и разума в университете Регенсбурга в сентябре 2006 г., в которой, по мнению мусульман, Бенедикт XVI некоторыми своими высказываниями оскорбил ислам.

Заметим, что и в России, и за рубежом появление новых игроков на партийном поле отражает самый широкий спектр надежд и отчаяний различных групп населения. Сами различия этих групп, определяемые их возрастными, гендерными, профессиональными, конфессиональными, региональными и иными особенностями, создают благоприятную почву для того, чтобы на этом поле возникали партии разных уровней и характеристик: псевдопартии, протопартии, корпоративные и смеховые партии.

Не обошли вниманием партийное строительство авторы антиутопий. Одна из самых ярких партий - Коммунистическая партия государственной безопасности (КПГБ) - описана в книге Владимира Войновича «Москва 2042»[25]. Своему рождению эта партия обязана взятию власти органами госбезопасности, организованному действующими и отставными офицерами КГБ, многие из которых ранее состояли в членах Коммунистической партии Советского союза (КПСС), комсомоле и пионерской организации.

Представить, какой в реальности будет картина партийной жизни, можно отталкиваясь от данных глобальных рейтингов надежды и отчаяния, мира и счастья; поскольку понимание этих базисных категорий исключительно широко, то и расклад ожиданий по воплощению в жизнь данных чаяний дает же широкий веер возможных партийных (протопар-тайных, псевдопартийных и др.) вариаций. Понятно, что для того, чтобы эти варианты воплотились в жизнь, нужен комплекс условий. Среди них есть и такие, которые не относятся к национальной политической сцене, а зарождаются в иной среде, как, например, пиратские партии, появившиеся сначала в Швеции и Германии и «захватывающие» все большую часть электората во все большем числе стран. Их сторонники имеют надежду на свободное распространение знаний и свободную культуру, реформу законов об авторском праве, борьбу за сохранение гражданских прав и свобод в Интернете, в частности, в сфере противодействия электронной слежке и цензуре. Свои надежды стремятся воплотить сторонники любителей пива и других форм досуговой деятельности.

И если уже в названии самого опроса «Глобальный барометр надежды и отчаяния» очерчена дихотомия надежды и отчаяния, то это положение также важно учитывать при анализе тенденций формирования партийных предпочтений граждан. Когда набор имеющихся партийных образований не отвечает запросам на реализацию надежды, в ход вступает механизм действий от обратного - от отчаяния. И в истории не так уж мало примеров поддержки тех партийных моделей, которые выстраивали свою политическую программу на желании людей, отчаявшихся найти работу, дать детям образование, обеспечить спокойную старость, возродить уважение к своей стране после ее поражения в войне или после кризиса и т.д. Механизм этот простой, жесткий и жестокий.

Какими бы порой экзотическими ни казались попытки создания новых партийных структур, если смотреть на них через призму категории «надежда», то становится ясным, что каждая такая партия способна выполнить свое предназначение - стать частью (от лат. pars - «часть») чей-то надежды на лучшее будущее, мир и счастье. А это и есть те индикаторы общественного состояния, на которые обращают внимание рейтинги надежды.

Можно эти индикаторы связать с индикаторами географическими. В 1488 г. португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш во время экспедиции, предпринятой с целью найти морской путь в Индию вокруг Африки, открыл мыс, который назвал мысом Бурь, потому что его корабли несколько дней трепали сильнейшие бури. Диаш уступил требованиям взбунтовавшейся команды и повернул флот обратно. Но португальский король Жуан 11 переименовал мыс в мыс Доброй Надежды, надеясь, что морской путь в Индию откроется. В 1497 г. Васко да Гама, обогнув мыс Доброй Надежды, проложил этот морской путь до индийского побережья. Несмотря на новое поэтичное название это место слияния двух великих океанов - Атлантического и Индийского оправдывает и свое первое наименование- мыс бурь. Так и с надеждой, ее реализация может спровоцировать подлинные бури как в повседневной жизни, так и политической.

  • [1] Global Connectedness Index // URL: www.dhl.com/content/dam/flash/gO/gci/ download/DHLGlobalConnectednessIndex.
  • [2] E-Govemment Survey 2012: E-Government for the People // URL: http://www. unpan.org/
  • [3] URL: http://internet.cnews.ru/news/top/index.shtml72012/03/06/480310.
  • [4] URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_FinancialDevelopmentReport_ 2011 .pdf.
  • [5] URL: http://stop-news.com/sobytiyafakty/429-mirovoy-reyting-fmansovogo-razvitiya. html.
  • [6] Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.: Искусство, 1996.
  • [7] Bloch Е. Das Prinzip Hoffnung. Bd. L-3. Berlin, 1954-1959.
  • [8] Фромм Э. Революция надежды // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
  • [9] Bloch Е. Das Prinzip Hoffnung. Bd. L-3. Berlin, 1954-1959.
  • [10] Льюис К.С. Просто христианство [III, X] // Льюис К.С. Любовь, страдание, надежда: Притчи. Трактаты / пер. с англ. М.: Республика, 1992.
  • [11] Пессимизм в тренде // URL: http://www.romir.ru/studies/298_1324843200.
  • [12] В России и США падает индекс надежды // URL: http://www.rbcdaily. ru/video/ 562949983748928.
  • [13] Саратова Л. Опрос: надежда на мир возвращается // URL: http://www. romir.ru.
  • [14] Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» // Российская газета - Федеральный выпуск. 2012. 4 апреля.
  • [15] Бусыгина И.М. Методы дискуссии: Присвоение демократии // Ведомости. 2010. 12 ноября.
  • [16] Крастев И. Мы хотели увидеть новый российский мейнстрим // Русский журнал. 2009. 3 июля // 1ЖЬ: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/My-hoteli-иуМе^поууГгоззУзку-те^Цлт.
  • [17] Дюверже М. Политические партии / пер. с франц. М.: Академический Проект, 2000.
  • [18] Маловерьян Ю. Минюсту России понравилась «Пираццкая партия» // Русская служба Би-би-си // 1ЖЬ: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2011/07/110718_ р1га1е8_ёита_е1ех.5Ь1т1
  • [19] Левчик Д.А. Становление общественного самоуправления в России: территориальные и производственные протестные движения. 1988-1993: дис. ... д-ра ист. наук. М., 2005.
  • [20] Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984.
  • [21] Polish parliamentary election, 2011 // URL: http://wybory2011.pkw.gov. pl/wyn/pl/ OOOOOO.html#tabs-1.
  • [22] Реутов А. «Истинные финны» напугали Евросоюз // Коммерсантъ. 2011. 18 апреля.
  • [23] Истинные финны решили уйти в оппозицию // URL: http://yle.fi/novosti/ novosti/ article2585611 .html.
  • [24] Скосырев В.А. Выборы в Индии стали предсказуемыми // Независимая газета. 2014. 29 января.
  • [25] Войнович В.Н. Москва 2042. М.: Эксмо, 2014.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >