Азарт, карты и геополитическое воображение

Не впадай ни в тоску, ни в азарт ты Даже в самой невинной игре,

Не давай заглянуть в свои карты И до срока не сбрось козырей.

Отключи посторонние звуки И следи, чтоб не прятал глаза,

Чтоб держал он на скатерти руки И не смог передернуть туза.

Владимир Высоцкий

Если история азартных игр теряется в веках, то происхождение понятия «азарт» прозрачно и указывает на его международный характер. Оно происходит от фр. hasard - «случай», «риск», «игра в кости», а во французский оно пришло через испанский и португальский azar- «игра в кости», из арабского языка (аль-захр) - «игральная кость». Связь этого понятия с костями объясняется археологически доказанными фактами, что наиболее ранней азартной игрой были кости, а самым древним обнаруженным атрибутам игры около четырех тысяч лет. Популярность игры в кости отмечена повсеместно. Однако также везде существовали ограничения на эту игру. Например, самый ранний известный закон, который запрещал игру в кости, дошедший до нас, датируется III в. до н.э. А в Древнем Риме плебеи могли играть в кости только в определенные сезоны. Также всюду практиковались многочисленные способы обхода запрета на игру. В Средние века изобрели особые кости для духовенства, вместо очков на них были нанесены изображения добродетелей.

Прямое влияние на геополитические игры игра в кости не оказала по ряду причин. Во-первых, в эпоху Просвещения, на которую приходится становление первой, Вестфальской, системы международных отношений, увлечение игрой в кости уже шло на спад. Во-вторых, эта игра позволяла иллюстрировать примеры проявления теории вероятностей в международной жизни, но не давала возможности визуализировать геополитических игроков. И хотя геополитическое соперничество можно выразить практически с помощью любого сегмента игрового пространства, обнаруживаются достаточно тесные связи геополитики и карточной игры. «Друзья! Кто хочет быть умен, тот по пословице поступит: продаст он книги, карты купит». Эти слова из стихотворения «Выдержка» П.А. Вяземского, написанного в 1927 г.

Карты - такие же давние спутники человека, как и книги. Очень часто, разочаровавшись в книжных знаниях, люди брали в руки карты, чтобы

испытать судьбу. Происхождение карт точно не установлено. Их изготавливали из разных материалов - бумаги, слоновой кости, кожи, металла. Известны карты разной формы. Также разнообразным было изображение фигур на картах и их интерпретация. Например, при французском короле Карле VI Красивом (1380-1422) появилась игра в тарок, для которой требовались 22 ведущих и 56 второстепенных карт, распределенных по четырем разрядам - динарии, жезлы, кубки и мечи. Они соответствовали современным трефам, бубнам, червам и пикам. Туз меча трактовался как «забава», сексуальное приключение, блуд. Пиковая дама, дама мечей, называлась «девственницей». В колоде карт, посвященных Орлеанской деве, Жанна д’Арк выступала в роли пиковой дамы, а ее герб украшал карту, означающую пикового туза. В то же время в игральных картах пиковую даму часто называли Юдифью.

Карты своим рисунком всегда отражали дух времени, ярко и образно рисовали политическую реальность, что придавало игре особый характер, давало людям, даже далеким от принятия политических решений, чувствовать себя сопричастными большой политике. Так, Виктор Гюго в романе «93-й год» писал, что в это трудное время Французской революции на каждом парижском перекрестке картежники дулись в карты, отмеченные вихрем революции: королей заменили «гениями», дам - «свободами», валетов - «равенствами», а тузов - «законами».

Игральные карты способны разбудить историческое и геополитическое воображение, они играют просветительскую и пропагандистскую роли. Например, с помощью карт можно прославить правящую династию. В феврале 1903 г. в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге состоялся костюмированный бал. Главным требованием к приглашенным было явиться в костюмах эпохи XVII в. Фотографами были запечатлены все именитые участники этого мероприятия. Благодаря этому появилась возможность воссоздать эти образы в игральных картах. В 1911 г. немецкие мастера фабрики «Дондорф» разработали эскизы для карт. В 1913 г. их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре. Выпуск колоды под названием «Русский стиль» был приурочен к 300-летию Дома Романовых. После революции мануфактура была закрыта, но в 1923 г. она возобновила работу и опять начала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позже советский художник-иллюстратор Юрий Иванов срисовал карты «Русский стиль» с оригинальной колоды для офсетной печати.

Первые изображения Владимира Ильича Ульянова-Ленина на открытке и марке появились в конце 1917- начале 1918 г. Можно считать это игрой судьбы, но первый портрет вождя мирового пролетариата был напечатан в типографии Маркса на бумаге для карт. Картон, на обратной стороне которого осталась рубашка игральной колоды, оказался очень хорошего качества.

Эти примеры указывают на то, что нельзя считать современным американским изобретением раздачу солдатам антииракской коалиции карт, на которых Саддам Хусейн представлял пикового туза, а его сыновья тузов других мастей[1]. Позже, к Встрече по запрещению ядерного оружия в мае 2003 г., появились пародийные карты движения «Гринпис». На них в виде главных персонажей были представлены лидеры стран «большой восьмерки», наиболее угрожающих природе: США (Дж. Буш-младший) -как пиковый туз, Великобритании (Т. Блэр) - бубновый, Франции (Ж. Ширак) - трефовый, России (В. Путин) - червовый. На пародийных картах во время избирательной кампании 2004 г. в США в виде дам были выведены два основных кандидата в президенты Дж. Буш и Дж. Керри.

Конечно, имеется множество вариантов соединения игральных карт и карт географических, использования карт для запоминания и пр. Например, немецкий монах-францисканец Томас Мюрнер около 1502 г. разработал первую колоду карт для запоминания «Краткий свод Институций в виде карточной игры» с задачей помочь изучающим Кодекс Юстиниана. Сначала была выпущена колода игральных карт, а позже, в 1518 г. «Свод Институций» вышел уже в форме книги.

Chartiludium Institute является старейшим примером дошедшей до XXI в. педагогической игры в карты. На обратной стороне каждой карты изображены оружия двенадцати наиболее важных отделений имперских должностей (ведомств): император, семь курфюрстов, герцоги Швеции, Брауншвейга, Баварии и Лотарингии. 16 мастей: колокол, рыба, желудь, скорпион, омары, гребни, сердце, кузнечик, солнце, звезды, птицы, луна, кошка, щит, корона и змея. Эти объекты появились рядом с изображением принца (курфюрста, герцога) и представляли на первой карте серию, которую она открывает, на лицевой стороне - его оружие. Знаки мастей несут полную транскрипцию названий некоторых глав Институций, где они излагают коротко и с сокращенными формами объяснения различных правил. В ходе игры учащийся должен был ответить параграф из Институций, на который указывала взятая им карта. Архиепископ Майнца (туз гребней), король Богемии (туз корон), граф Пфальц (туз бочонков) и архиепископ Трира (туз сердец) обладают теми же атрибутами, что и четыре фигурные карты придворных ведомств (нем. Hof?mterspiel), заимствованы из иллюстраций, сопровождающих Liber Chronicarum («Нюрнбергские хроники» - иллюстрированная Всемирная история), труд Гартмана Шеделя, напечатанный в Нюрнберге в 1493 г.

В 1883 г. в Германии была создана колода Neue Deutsche Spielkarte только с мастями: листья (плющ), желуди, редис и подсолнечник. Королями в ней являлись известные правители Германии: король редиса - император Максимилиан I, король подсолнухов - Рудольф Габсбург, король желудей - Карл Великий, король плюща - Фридрих Барбаросса. В качестве тузов были представлены гербы этих правителей.

В США выпускаются карты, на которых на лицевой стороне вместе с мастями изображены 50 американских штатов, их гербы и флаги, а на «джокерах» напечатаны списки штатов и стран с наибольшим населением. Есть вариант карточной колоды с информацией о странах мира, их площади, столице, языках и т.д. Правда, такие карты надо считать, прежде всего, учебными. Они плохо подходят для азартных игр, но служат хорошим наглядным пособием в играх геополитических.

С помощью карт можно любого исполнителя чужой воли, участника военной операции превратить в азартного игрока. Карточная игра способна проиллюстрировать геополитический прогноз. Например, в 1995 г. фирма Steve Jackson Games выпустила карточную игру «Иллюминаты». В ней есть карты, которые представляют события, произошедшие до года выпуска, но большинство сюжетов совпало с теми фактами международной жизни, что случились после 1995 г. Эта разработка была отмечена как лучшая карточная игра наградой 1995 Origins Award for Best Card Game. В качестве цели игры указывалось становление мирового господства и создание нового мирового порядка, что совпадало с задачами так называемого мирового правительства.

События, которые были до 1995 г., отражены на карте, которая называется «Переписанная история». Поразительно, что авторы игры сразу же признаются в том, что, как правило, большинство политиков и государственных деятелей пытаются скрыть, правдивая история бывает неудобной, а потому ее следует исправить, приукрасить либо очернить. Прежде всего, следует акцентировать внимание на заслугах в области продовольственной безопасности. На карте представлены достижения в области создания ГМО и подобных им продуктов. Авторы игры уверяют, что без этого современной цивилизации не выжить. Далее идет информация из карты под названием «Сублимация». Понятно, что изображение на трех кубиках льда в стакане и на трех пирожных слова SEX должно подтолкнуть людей к простому выбору развлечений и занятий сексом вместо выражения недовольства работой, властью и т.п. Есть карта, указывающая на врагов, мешающих достижению счастливой жизни, в частности на Сионский приорат.

Гораздо интереснее, что создатели карт попытались увидеть будущее. И представляемая ими картина оказалась в значительной степени реализованной. Карту «Террористическая атака» можно было прочесть как предсказание событий 11 сентября 2001 г., что подкрепилось следующей за ней картой «Пентагон», который, как известно, вместе с башнями-близ-нецами стал объектом теракта. Названия карт «Рыночные спекуляции», «Энергетический кризис», «Национализация», «Поглощение банков», «Новый федеральный бюджет», «Сокращение расходов», «Нефтяная катастрофа» мало чем отличаются от заголовков газет в годы после 1995 г.

Интереснее то, что карты предлагают рецепты борьбы с новыми вызовами. Например, в связи с появлением новых эпидемических заболеваний следует создать тот орган, который обозначен на карте - «Центр по контролю заболеваний». Это только начало. Далее следуют карты: «Налоговая реформа» и «Радикальные реформы», которые, конечно, порождают «Страх и ненависть». А с этим возникает серия катастроф. Любопытно, что на карте «Комбинация катастроф» изображены часы. Указанное время на них 11:03 совпадает со временем начала катастрофы в Японии - началась 11 марта 2011 г. А в пояснении к карте дан исчерпывающий комментарий: «Вы можете комбинировать два бедствия в одном и том же месте... Выберите одно из бедствий главным ...добавьте к другому “Энергию”, “Землетрясение”, “Цунами”, “Проблемы на АЭС”». Фактически был изложен процесс развертывания этой природной катастрофы Японии, которая соединилась с техногенной аварией на АЭС «Фукусима».

Естественно, во время катастроф надежды связываются с приходом мессии. Именно так и названа одна из карт. Он требует покаяния, уничтожения государств и установления новой власти. Все это делает цель игры более чем прозрачной.

В геополитическую символику можно включить карты без персонификации основных фигур мировой политики. Например, пиковый туз (англ. Асе of spades) - самая старшая карта в колоде, одновременно является символом смерти. Он может обозначать презрение, бесстрашие или равнодушие перед лицом опасности и смерти, а то и символизировать защиту от смерти. Во время Первой и Второй мировых войн изображение пикового туза наносилось на боевую технику. Пикового туза можно увидеть на фотографиях или в фильмах о войне во Вьетнаме (1964-1975). Американские солдаты носили его на касках, рисовали на технике, поскольку верили, что вьетконговцы боятся этого знака. Наиболее отчаянные джи-ай (англ. G.J., сокр. government - правительство и issue - задание) мечтали засунуть именно эту карту в рот убитому вьетнамцу.

Вместе с тем карты могли во время войн играть роль помощника в побеге. По заказу правительства США в годы Второй мировой войны известная американская компания-производитель игральных карт Bicycle делала специальные колоды, которые отправлялись пленным американцам в немецкие концентрационные лагеря. При намокании на картах проступали кусочки топографической карты, на которой были показаны маршруты побега.

Азарт игры сближает карты и геополитику. Неудивительно, что к числу любителей карточных игр относились многие вовлеченные в решение мировых проблем персоны. Среди страстных поклонников карточных игр был первый министр Франции кардинал Джулио Мазарини, при котором в 1648 г. был заключен Вестфальский мир, не только завершивший Тридцатилетнюю войну, но и открывший первую страницу системной истории международных отношений. А кроме этого Мазарини изобрел популярную карточную игру под названием «Нос». Великий французский математик и философ Блез Паскаль, решив две задачи, связанные с карточными играми, заложил основы теории вероятностей. Увлеченный игрою в карты Иоганн-Вольфганг Гете, однако, считал это своим недостатком. Британский премьер-министр Уинстон Черчилль был заядлым приверженцем игры в бридж. Британский парламент учредил специальную должность - партнер сэра Уинстона Черчилля по бриджу, поскольку премьер отказывался от всех рекомендаций врачей заниматься каким-либо иным видом спорта. Помимо У. Черчилля к поклонникам бриджа относятся М. Тэтчер, Дэн Сяопин, Б. Гейтс и др. Существует легенда, что место члена Коммунистической партии Китая определялось, в том числе в партийной иерархии, успехами игры в бридж. О достоверности этой легенды можно судить по тому, что единственный официальный пост, который сохранил себе в последние годы жизни Дэн Сяопин, был пост почетного председателя Всекитайской ассоциации бриджа.

Кстати, бридж - единственная карточная игра, признанная Международным Олимпийским Комитетом в качестве вида спорта. А название широко распространенных сейчас кредитных карт, появившихся в конце 1940-х гг., также позаимствовано из мира игры, поскольку они первоначально напоминали игральные карты.

Многообразие карточных игр впечатляет. Не менее интересны национальные особенности распространения карточных игр. И надо заметить, что в этой сфере Россия не отставала от европейских государств. Известно, что еще царь Алексей Михайлович с разрешения отца - Михаила Федоровича- с детства имел карты для забав и обучения[2]. Но в Соборном уложении 1649 г. с игроками предписывалось поступать как с татями. Может быть, поэтому Петр I привечал шашки и был первым, кто привез в Россию бильярд. Это было сделано с учетом дипломатических потребностей, так как Петр приказал: «...Установить сей стол возле приемной, дабы посланники разные и дипломаты не били баклуши»[3]. Русские государи считали карточные игры достаточно прибыльным делом для казны. Павел I пожаловал дворянство купцам Чеблокову и Злобину, занимавшимся производством карт, однако последний счел неудобным для себя в силу такой деятельности находиться среди дворян, поэтому от предложения отказался. А вот жена Павла I Мария Федоровна сама организовала продажу игральных карт, направляя выручку на обеспечение учрежденных ею благотворительных заведений.

Особым пристрастием к карточным играм отличались на Руси деятели культуры. Страстными игроками были Державин, Крылов, Пушкин, Алябьев, Некрасов, Толстой, Достоевский и многие другие. Достоевский, как известно, вывел гениальный образ игрока, который не знает ни национальных, ни хронологических границ. А ряд выдающихся произведений русских художников появился в результате необходимости расплатиться с карточными долгами, например, повесть Л.Н. Толстого «Казаки». За карточными или бильярдными столами встречались соперники по художественному цеху, не признающие друг друга в повседневной жизни.

Игорный бизнес прочно вошел в жизнь многих стран. В Германии первый в Европе игорный дом был открыт в 1378 г. во Франкфурте-на-Майне. И с тех пор отношение к таким играм в стране почти всегда оставалось лояльным. Правда, в 1872 г. имперское правительство азартные игры запретило, и владелец небольшого игорного заведения под Гамбургом перенес свой бизнес в Монако. С тех пор началась история казино в этом княжестве. Указом от 16 июля 1929 г. Муссолини запретил не только целовать игральные фишки и карты, но и сами азартные игры. А Гитлер в 1933 г. ограничил игорные заведения только одним - в Баден-Бадене. Но при этом был инициирован закон, по которому казино позволялись в местах, ежегодно посещаемых более чем 70 тыс. туристов, из которых не менее 15% являлись иностранцами. Этим требованиям как раз соответствовал Баден-Баден, а на территории современной Польши - Сопот. Открытые там казино имели стопроцентно государственный капитал[4]. В США же, где до 1931 г. азартные игры были запрещены законом, их легализация стала одним из путей осуществления нового курса и выведения страны из Великой депрессии. Все это, как и богатый современный опыт, говорит о многообразии государственных подходов к решению проблемы азартных игр. Но надо помнить, что их запрет в одной стране приводил к тому, что игроки находили казино в соседнем государстве. Сейчас же такие возможности вовсе неограниченны. Может быть, поэтому в 2006 г. Конгресс США одобрил законопроект о запрете интернет-казино. Для того чтобы сохранить такую форму бизнеса, израильский миллиардер Ави Шахед, владелец крупнейшего интернет-казино 888.com, выразил желание потратить часть своего состояния, заработанного на сетевом игорном бизнесе, на ближневосточное урегулирование. Он даже предложил конфликтующим сторонам по миллиарду долл., если они прекратят военные действия и заключат мир. Его предложение нашло понимание лишь у бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра, являвшегося европейским посредником в урегулировании Ближневосточного конфликта.

С помощью карточных игр человеку, действительно, можно уйти от многих проблем. Достаточно заменить азартные игры пасьянсами. Пасьянсные раскладки относят к очень ранней истории. По некоторым источникам, они возникли при французском королевском дворе во времена царствования Карла IV Красивого, последнего из Капетингов. Название этой карточной игры для одного человека происходит от французского слова «терпение» - patience. Уже тогда было ясно, что раскладка карт по определенной схеме требует терпения и настойчивости. Распространению пасьянсов способствовали наполеоновские войны. По крайней мере, в России они стали широко известными именно после Отечественной войны 1812г. Об этом говорят некоторые названия пасьянсов, дошедших до наших дней: «Наполеон», «Переход через реку Березину», «Гробница Наполеона», «Святая Елена». В названиях пасьянсов отразилась и история создания новой системы международных отношений после победы над Наполеоном. Один из пасьянсов назван именем создателя системы европейского Концерта наций - князя Меттерниха. Утверждают, что он был любителем раскладывания пасьянсов. Помимо князя Меттерниха любителем пасьянсов был скрипач-виртуоз Паганини. Великий ученый-физиолог И.П. Павлов каждый день находил время, чтобы разложить любимый пасьянс «Косынка».

Сейчас, также как и после наполеоновских войн, мы переживаем период становления новой системы международных отношений. А реалии глобализации, ее риски, угрозы, вызовы заставляют не только политиков или исследователей, а и всех, кто ощущает изменения в своей жизни под влиянием глобализации, искать исторические аналогии. Однако они всегда опасны, потому что сравнение может привести к ложным выводам только из-за того, что нельзя сравнивать идеальное с реальным. Но одновременно исторические сравнения исключительно привлекательны. И хотя они не позволяют найти ответ на какой-то конкретный вопрос современности, в результате поиска аналогий неминуемо убеждаешься в справедливости мудрости: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. I, 9).

Глобализация при том, что несет кардинальные перемены во всех областях жизни, продолжает тенденцию углубления взаимозависимости стран и народов. А названия многих пасьянсов невольно напоминают реалии глобализации. И это дает возможность, раскладывая пасьянс, подумать о том, что глобализация привносит в нашу жизнь и с точки зрения политических изменений, и с позиций личностных трансформаций. Может быть, пасьянс «Узник» напомнит судьбу Саддама Хусейна или Слободана Милошевича, а пасьянс «Блокада» поможет задуматься об эффективности таких экономических санкций. Хотелось бы только, чтобы пасьянс «От нечего делать» не вызывал прямых ассоциаций.

По мере эволюции игрушки и игры будут все более и более отражать реальный мир. Так было и в прошлом. Ведь во многом именно игре обязана и сложившаяся избирательная традиция, полностью основанная на таком элементе игры, как состязательность. Так, первая лотерея произошла в Генуе, когда генуэзцам понадобилось усовершенствовать процедуру выборов в магистрат Генуэзской торговой республики. Во-первых, на должность старшин совета имело право претендовать самых почтенных и зажиточных 90 горожан[5], а такое обилие кандидатов затрудняло возможность выбора. Во-вторых, жители Генуи успели разочароваться в своих избранниках, поэтому договорились выбирать старшин по жребию. Затем серебряный кубок заменили прозрачным «колесом счастья». А в 1620 г. магистратский чиновник Бенедетто Джентиле предложил присутствующей на выборах публике заключать пари, кто же на этот раз станет избранником судьбы. В качестве названия процедуры положили готское слово, означавшее «жребий», к которому прибавили итальянское окончание, чтобы слово не воспринималось как иностранное. Так и появилось название ставшей быстро популярной «лотереи».

Порой результаты выборов напоминают лотерею. И все же сейчас мы вправе сказать, что политика чаще определяет отношение к лотереям, чем наоборот. Самый кощунственный пример этой зависимости можно найти в популярной испанской лотерее. Осенью 2001 г. в этой стране шла упорная охота за «бенладенами». Под таким названием ходили билеты лотереи из серии 11091, по нумерации напоминающей дату террористической атаки на Нью-Йорк и Вашингтон. Это вопрос политической психологии, почему испанцы решили, что такой номер может принести им счастье. Правда, «бенладены» оказались в проигрыше[6].

Страсть к лотереям в Испании так велика, что все попытки властей обложить лотереи налогами традиционно заканчиваются неудачей. Испания здесь не является исключением. В условиях глобализации открылись возможности любому человеку любого государства участвовать в мировых лотереях. Одна из самых популярных и любимых азартных игр Лотерея SuperLotto Plus родом из Соединенных Штатов Америки. Она предлагает достаточно крупные Джек Поты, один из которых достиг рекордной суммы 193 млн долл. Традиционно рекордные джекпоты разыгрываются на всемирно известной американской лотерее Mega Millions. Не отстают от США в организации мировых лотерей и страны Старого Света. Но то, что лотереи стали глобальными, не изменило ни их суть, ни снизило случайность выигрыша, что только подстегивает азарт их многочисленных участников. Азарт, как правило, заразителен. И он умеет переходить с одного предмета интереса на другой. Поэтому дистанция в этом вопросе от частного интереса до глобального может оказаться минимальной.

  • [1] Шкуренко О. «Иракская колода» пять лет спустя // Коммерсантъ-Власть. 2008. № 10. С. 21.
  • [2] Варкан Е. Откуда вышла русская культура // Независимая газета. 2001. 22 сентября.
  • [3] Там же.
  • [4] Креславский В. Карты, деньги, два ствола. Заметки об истории игорного бизнеса // Наше время. 2006. № 15. С. 16.
  • [5] Рубинов А. Зачем человеку нужен азарт // Московская правда. 1994. 6 декабря.
  • [6] Кобо Ж. «Бенладен» так и не выиграл // Независимая газета. 2001. 30 декабря.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >