Международные отношения во сне как наяву

Не презирай ты и снов, из блаженных ворот исходящих,

Эти блаженные сны смыслом великим полны.

Сект Проперций

Мы привыкли воспринимать сон как естественный физиологический процесс, свойственный многим видам живых существ, когда они находятся в состоянии минимального уровня мозговой деятельности и низкой реакции на окружающий мир. Однако во многих исторических традициях, в мифах, различных религиозных и мистических учениях зафиксировались практики использования этого необходимого организму периода для получения такой информации, которая недоступна уму в период бодрствования[1].

Шумеры считали сон посланием бога Солнца Шамаша. В древнегреческой мифологии богом сна был Гипнос, который жил на краю света, куда никогда не проникали лучи солнца. Уже в древности замечалось, что сон может быть союзником или противником в международных отношениях. Так, Гера уговаривает Гипноса усыпить Зевса, чтобы дать ахейцам возможность победить в сражении с троянцами. У Гипноса три сына: Морфей - бог сновидений, в которых он принимает образ человека; Фо-бетор (Пугающий) - бог сновидений, принимающий вид различных животных; Фантас - неодушевленных предметов. Дети Гипноса выступали ответственными за содержание человеческих снов, их образы помогали людям разбираться с проблемами, которые могли расшифровываться посредством декодирования сновидений.

Древнеиндийская легенда гласит, что рождение самого Будды тоже связано со сном. Майя, чье имя означает «иллюзия», будущая мать Просветленного, увидела чудесный сон, что боги, стражи четырех стран света, перенесли ее на Гималаи и оставили на ложе под тенистым деревом. Явились затем богини и омыли ее в священном озере, одели в небесные одежды. И когда она вновь возлегла, вдруг явился белый слон и вошел в ее правый бок. Наутро царица рассказала сон мужу. Царь позвал звездочетов, чтобы те объяснили чудесный сон. Они сказали: «У царицы родится ребенок, и если он останется в миру, то будет царем всей земли, а если станет отшельником, то будет Буддой - Просветленным и учением своим просветит весь мир». Так, царица стала ждать рождения сына.

Внимание ко сну как одной из непознанных областей сосуществования человека и мира, который его окружает, было присуще и другим традициям Запада и Востока. Например, в тантрической школе буддизма сновидение вообще считается основой нашего мира, когда не мы видим сны, а Создатель Сновидений видит нас, являющихся частью сновидения. Знаменитый китайский философ предположительно IV в. до н.э. эпохи Сражающихся царств, входящий в число ученых Ста Школ, Чжуан-цзы рассказал своим ученикам, что ему приснилось, что он стал бабочкой, порхающей в саду с цветка на цветок. И вот теперь он обеспокоен. Его ученики очень удивились и спросили его: «Учитель, что же вас беспокоит? Ведь это был только сон?!», на что Чжуан-цзы возразил: «Вы ошибаетесь, если думаете, что нет причин для беспокойства. Теперь, когда я проснулся, я озадачен. У меня есть серьезные сомнения: если Чжуан-цзы могло присниться, что он стал бабочкой, то почему бабочке не могло присниться, что она стала Чжуан-цзы? Так кто есть кто на самом деле? Бабочка ли я, которой снится, что она стала Чжуан-цзы, или я Чжуан-цзы, которому снится, что он стал бабочкой?»

Этот рассказ Чжуан-цзы отразил представления очень многих народов о размытости границ между сном и бодрствованием. Однако именно в области сновидений находились истоки ряда действий в период бодрствования, основанных на том, что людям привиделось во сне. Поэтому в далеком прошлом практиковалось вызывание тех сновидений, которые могли бы пролить свет на реальную жизнь. Древние греки совершали такие ритуалы в храмах Асклепия, который был богом врачевания. Схожие обряды были и в исламском мире.

Ловушка снов - изобретение индейцев. Ее идея пришла в голову шаманам, чтобы управлять своими снами. Легенда гласит о том, что ловушку сновидений изобрел шаман индейского племени- Лакота, которого посетило необычное видение. К нему явился учитель мудрости в образе паука. Они долго беседовали, и во время этого разговора паук согнул ветвь ивы в круг и, украсив его пером совы, стал плести вокруг кольца паутину. Паук поведал о том, что «Есть множество дорог, по которым двигается человек - каждый сам выбирает свой путь. И в каждый момент жизни человеком владеют страсти. Если они добрые - то направляют его по верному пути, а если они злые - человек идет по ложному пути. Паутина - это идеальный круг, но в самом центре есть отверстие. Теперь она поможет поймать твои добрые мысли и достичь верной цели, а злые мысли уйдут через отверстие». После этого у индейцев появилась традиция плести такие символические ловушки снов. Старец поведал о странном видении соплеменникам, которые стали с той поры мастерить ловушку-оберег для снов. Подобные амулеты были и у других народов, часто служа атрибутом для шаманских обрядов.

Все, что знал человек о сне, и на Западе, и на Востоке вело к систематизации информации из снов, составлению различных сонников. Одним из самых авторитетных был трактат «Волшебное сокровище сновидений» на санскрите, составленный знаменитым толкователем снов Джагаддевой вХП-ХШ вв.[2] Трактат отражает традиционные воззрения индийцев на природу сна, на связь сновидения с событиями повседневной жизни. Джа-гаддева считал, что и сама жизнь может восприниматься как сон.

Появилось множество толкователей снов, считавших свое умение даром свыше. Первое упоминание сонника Мартына Задеки приходится на конец XVIII в. Этот сонник многократно издавался на разных языках. Об этой книге пишет Александр Пушкин в главе пятой романа «Евгений Онегин», как о помощнике, к которому обращалась Татьяна Ларина в попытке найти ответ своему, как оказалось пророческому, сну. Одновременно были скептики, утверждавшие, что сны - то же самое, что иллюзии и фантазии, а потому они не заслуживают серьезного внимания. А уж сонники и подавно. Иван Андреевич Крылов с юмором отмечал приблизительность примет, на которых толкуются сны:

Кто видит льва, разинувшего пасть,

Тому судьба в полицию попасть.

Кто видит ласковую кошку, -

Того уж изведут, беднягу, понемножку.

Блины - к болезни, зеркало - успех,

Заря нам предвещает смех,

Застава - тщетное желанье,

А плеточка сулит вещанье.

Приснится ласточка - к весне,

Приснятся тучи - быть ненастью,

Меня увидите во сне -

Так это уж наверно к счастью...

Были не только сонники, но и другие пути истолкования сновидений. Один из них - путь искусства, в котором отражались все важнейшие духовные искания и представления своего времени. Образы спящих появляются на картинах художников эпохи Возрождения. «Сон рыцаря» - едва ли не самая ранняя дошедшая до нас картина Рафаэля. В основе сюжета, изображенного на маленькой картине, выполненной на дереве, лежит легенда, известная еще с античных времен и связанная с Гераклом. Это не исконный античный миф, а уже поздний, литературный сюжет - «Геракл на распутье». История повествует о том, что герою, Гераклу или рыцарю (в данном случае), во сне являются две женские фигуры, одна из которых олицетворяет Порок, а другая - Добродетель. Два жизненных пути. И каждая из них соблазняет героя следовать ее дорогой. Здесь автор использует те же приемы передачи нравоучительного послания спящему герою, что делает его выбор естественным, происходящим в атмосфере сна, где нет давления жизненных обстоятельств.

В Средние века в литературном творчестве развивается популярная с античных времен форма «видений» или их разновидности «сновидений». Ее можно встретить в сатирах Лукиана и описании путешествия в загробный мир в поэме Вергилия «Энеида». Позже в Европе «видения» стали жанром клерикальной литературы, в которой благочестиво-назидательное содержание сочеталось со злободневными намеками, критикой различных пороков современности. Сатирическая направленность выдвигается на первый план в различных вариантах «Плясок смерти» и в поэме Данте «Божественная комедия». В эпоху Возрождения «видения» утверждаются как жанр, рассчитанный на сатирическое обозрение нравственных пороков и социальных зол. Таковы, например, памфлеты «Жизнь и смерть» (1508) Хуана де Авилы, пьесы об аде испано-португальского драматурга Жила Висенте, «Диалог Меркурия и Харона» (1528-1530) Альфонсо Вальдеса, «Трактат о Страшном суде» (1589) Николаса Диаса, «Мениппова сатира» нидерландского гуманиста Юста Липсия. Цикл памфлетов испанского сатирика Франциско де Кеведо «Сновидения и рассуждения об истинах, обличающих злоупотребления, пороки и обманы во всех профессиях и состояниях нашего века» писался в 1606-1622 гг.[3] Автор, описывая разные сны, например о Страшном суде, смело шел на нарушение канонических представления католической церкви о загробной жизни.

Особое место сну отводит в своих произведениях Уильям Шекспир. Комедия в пяти актах «Сон в летнюю ночь», вероятно, была написана в промежутке между 1594 и 1596 гг. П возможно, специально к свадьбе некого аристократа или к празднованию королевой Елизаветой I дня Святого Иоанна Крестителя. Существуют споры шекспироведов о дате, накануне которой происходят необычные перерождения предметов любви героев пьесы. То ли это середина лета, что следует из названия, то ли накануне 1 мая. В любом случае чудесный сон-наваждение связан со временем волшебства природы и тех духов, которые относились к ней у разных народов. Однако чуть позже в «Гамлете» сон потеряет свое сказочное очарование[4]:

........Умереть. Забыться.

И все. И знать, что этот сон - предел Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу. Это ли не цель Желанная? Скончаться. Сном забыться.

Уснуть. И видеть сны? Вот и ответ.

Какие сны в том смертном сне приснятся,

Когда покров земного чувства снят?

Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет Несчастьям нашим жизнь на столько лет.

В «Буре», которую иногда считают творческим завещанием Шекспира, он соединяет пространства сна и яви устами Просперо:

Вот так, подобно призракам без плоти,

Когда-нибудь растают, словно дым,

И тучами увенчанные горы,

И горделивые дворцы и храмы,

И даже весь - о да, весь шар земной.

И как от этих бестелесных масок,

От них не сохранится и следа.

Мы созданы из вещества того же,

Что наши сны. И сном окружена Вся наша маленькая жизнь.

Если и Кеведо, и Шекспир говорили об общечеловеческих, нравственных проблемах, обращаясь к образам сна и сновидений без опоры на политические, а тем более международные реалии своего времени, то в наиболее известной и значительной пьесе испанского драматурга Педро Кальдерона де ла Барка «Жизнь есть сон» (исп. La vida es sueno), впервые представленной зрителю в 1635 г., в центре изложения лежит конфликт между судьбой и роком, человеком и природой, властью и личностью, который автор демонстрирует не на испанском, а на польском материале. Астольфо, один из персонажей пьесы, носит титул «князя Московского» (duque de Moscovia, буквально «герцог Московский»). При этом историческая обстановка, как было принято в литературе того времени, совершенно условна, и какой-либо местный колорит отсутствует. И все же некоторые литературоведы считают, что в пьесе Кальдерона отразились отголоски событий Смутного времени, известных в Испании по сочинениям Антонио Поссеви-но, первого иезуита, побывавшего в Москве[5]. С разрешения Ивана Грозного Поссевино провел публичные диспуты о вере, но в порыве ярости Иван Грозный чуть было не убил его. Именно при посредничестве Поссевино был заключен Ям-Запольский мир между Россией и Речью Посполитой[6].

Постепенно проблема сна перестает быть предметом художественного осмысления поэтами, писателями, живописцами и превращается в тему, требующую научного подхода. Рене Декарт оказывается первым из исследователей, кто записывает и тщательно анализирует свои сны. Кстати, Декарт считал свою концепцию систематизации знаний даром сна. Ему приснилась открытая книга, которую он для себя назвал scientia mirabilis- сумма всех наук. Перед ним предстал некий «дух истины» и убедил Декарта в том, что ему в жизни предназначено доказать, что математические принципы применимы при познании природы и могут принести огромную пользу, придавая научному знанию строгость и определенность. Концепция Декарта оказалась значимой для формирования научного мировоззрения, заложила основы современного научного метода. Однако время внимания к сну как фактору, определяющему реальность, дирижирующему поведением человека в его активной жизни, наступит гораздо позже периода, когда жили и творили энциклопедисты.

Усложнение социально-экономических и политических реалий, вызывающих повышенную нагрузку на психический мир человека, стало непосредственным условием возникновения новой области знаний - сомноло-гии, раздела медицины и нейробиологии, посвященного исследованиям сна, расстройств сна, их лечению и влиянию на здоровье человека. Есть пословица: «Как живется, так и спится». Но с развитием общества стало замечаться, что справедливым будет и прочтение ее в другую сторону: как спится, так и живется.

То, что на это обстоятельство обращалось внимание борцов за права трудящихся, было, естественно, связано с необходимостью улучшения условий работы. В 1810 г. с требованием сократить рабочий день до десяти часов выступил один из видных британских социалистических деятелей Роберт Оуэн. В 1817 г. им была сформулирована концепция восьмичасового рабочего дня: «8 часов - работа, 8 - отдых, 8 - сон». На практике в начале XIX в. британские рабочие трудились 10-16 часов в день при одном выходном в неделю. В результате выступлений за укороченный рабочий день к 1847 г. в Англии рабочий день для женщин и детей был сокращен до 10 часов. Эти же требования выдвигали трудящиеся и в других странах. В 1840-х гг. в Новой Зеландии плотник Сэмюэль Парнелл отказался работать больше 8 часов в день на строительстве магазина Джорджа Хантера. На собрании плотников он фактически повторил фразу Оуэна другими словами: «Нам даны 24 часа в сутки, 8 из них должны быть для работы, 8 - для сна, а остальные 8 - для отдыха, во время которого люди смогут делать, что они хотят для самих себя»[7]. Благодаря поддержке собрания работодатель был вынужден принять требования.

А вот в Австралии этих условий труда пришлось добиваться с помощью демонстраций. В 1855 г. Товарищество каменщиков Сиднея предъявило ультиматум о восьмичасовом рабочем дне работодателям. Это было время золотой лихорадки; начиналось массовое заселение города, и строителей не хватало. Каменщики начали забастовку и через полтора месяца отстояли свое право на восьмичасовой рабочий день. Агитация началась и в Мельбурне, вылившись в «Движение 8 часов». 21 апреля 1856 г. каменщики и рабочие строек в Мельбурне прекратили работу и прошли маршем от Мельбурнского университета до здания Парламента, ратуя за восьми часовой рабочий день. После маршей протеста в 1858 г. правительство страны согласилось установить восьмичасовой рабочий день для рабочих, задействованных на строительстве общественных сооружений. Трудящиеся Мельбурна с тех пор признаны первыми организованными рабочими в мире, добившимися перехода на 8-часовой рабочий день без потери в заработной плате. Это вдохновило остальных и, в итоге, привело к празднованию Дня труда (англ. Labour Day) или Дню мая (англ. May Day). Кстати, в Австралии 8 Hours Day -День восьми часов - и есть официальное название праздника. И сейчас, если внимательно присмотреться, можно заметить цифры - 888 - на многих зданиях Австралии. В Мельбурне установлен обелиск с этими цифрами, которые иногда называют числом пролетариата.

Рост социальной активности за установление такого рабочего дня, который бы органично сочетался со временем на отдых и сон, неизбежно влиял на поиск научных объяснений природы сна. Кроме того, на рубеже XIX и XX вв. остро осознавалась необходимость выйти на научное понимание многих явлений, которые воспринимались через призму мистики, оккультизма. Постижение сна как отражения реальности связано с именами трех выдающихся ученых - Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга и Эриха Фромма. Символичным можно считать само появление исследования Фрейда «Толкование сновидений» в 1900 г.[8] Новое столетие начиналось с признания того, что между бодрствованием и сном существуют столь сложные и глубокие связи, что понять жизнь без расшифровки снов невозможно. По Фрейду, смысл сна заключается в том, что в нем реализуется подавленное желание человека, скрытое в бессознательном. Это желание, как правило, греховное, антисоциальное. Отсюда и в снах обнаруживается много такого же греховного, эротического, насильственного. Однако поняв сон, можно представить суть бессознательных импульсов человека. Но те сны, которые не поддавались подобному прямолинейному толкованию, были снами, где не было видно исполнения желаний. Поэтому Фрейд разработал технику прочтения снов.

Юнг, создатель аналитической психологии, анализировал сон не с точки зрения, почему он снится, а зачем. Ответ на этот вопрос состоял в том, что сон несет с собой информацию из коллективного бессознательного, поэтому сон надо не только запоминать и анализировать. Это значит, что к снам следует прислушиваться, ибо они могут вести человека по его жизненному пути. Сам он и придерживался данного правила, что видно из его мемуаров с символичным названием «Воспоминания. Сновидения. Размышления»[9].

Понимание сущности сна Фроммом можно назвать гуманистическим. Следя за Фрейдом, он утверждает, что сон есть некое переживание, которое передается человеку языком символов. И в этом его позиция близка к точке зрения Юнга. Но в целом, точнее всего его отношение к декодированию сна проявилось в названии книги «Забытый язык: Введение в понимание снов, волшебных сказок и мифов»[10]. И если это язык, то он, подобно любому феномену семиосферы, позволяет осуществлять перевод изложения сути явлений и процессов на другой язык.

Следует упомянуть работу еще одного исследователя социального феномена сна, которая стала предметом полемики. Это труд известного американского философа, профессора Корнелльского университета, ученика Людвига Витгенштейна Нормана Малкольма «Состояние сна» (1958)[11]. Малкольм убежден, что сна как чего-то феноменологически данного вообще не существует. Поэтому его невозможно подвергать каким-либо измерениям. Вместо сновидений, по мнению Малкольма, есть сообщения о них, которые являются фактом языка. Отсюда следует, что существуют не сами сновидения, а рассказы о них.

В некотором смысле с учением Малкольма совпадает позиция Юрия Михайловича Лотмана, известного культуролога, признанного главы русской семиотической школы, который в книге «Культура и взрыв» называл сон семиотическим окном[12]. В 1994 г. эта фраза стала названием XXVI традиционных «Випперовских чтений», проводившихся ежегодно с 1968 г.[13] Научная конференция была организована Музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина совместно с Институтом сновидений и виртуальных реальностей в Москве и связана с выставкой «Искусство и сновидение», предоставленной Музею фондом Антонио Мадзотта (Милан), на которой экспонировалась европейская графика Х1Х-ХХ вв.

Среди недавних работ следует упомянуть книгу британского журналиста и газетного консультанта Дэвида Рэндалла «Наука сна»[14], который, стремясь избавиться от лунатизма, тщательно изучал сон и все, что с ним связано. Рэндалл выяснил, что в прежние века люди спали от наступления темноты до полуночи, затем просыпались, какое-то время бодрствовали и снова ложились спать уже до утра. Промежуток между снами считался очень продуктивным периодом, о чем сохранились упоминания, например, в «Кентерберийских рассказах» Чосера. Позже два сна слились в один. Причиной этого стало переселение большей части населения западных стран в города, где благодаря уличному освещению ночью стало светло, как днем. Менялся не только сон, но взгляд ученых на значение снов. Но одно утверждение оставалось незыблемым: недосып влияет на неспособность принимать важные решения.

Любопытно, что поиски перевода снов на язык яви предпринимали всегда не только ученые, но и деятели искусства. В XX столетии к поэтам, писателям, художникам добавились кинематографисты. Сон начал ассоциироваться с образами кино. Александр Блок в 1904 г. писал:

В кабаках, в переулках, в извивах,

В электрическом сне наяву Я искал бесконечно красивых И бессмертно влюбленных в молву.

То, что «в электрическом сне наяву» было в кинематографе, который не просто воспринимался как сон наяву, но и физически погружал человека в темноту, из которой до него доходили странные, яркие, неожиданные и загадочные образы, также напоминало обстановку подготовки ко сну. А от этого жизнь становилась столь же не прочитываемой, как сон. Буквально с самого начала появления кинематографа образы сна прочно вошли в киноязык и в целом повлияли на язык художественного творчества, сделав его расшифровку более сложной и допускающей множество смыслов. Что, например, следует из авторского комментария Сальвадора Дали к картине «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения»: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому, как падение на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся животворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы»[15].

Все это подталкивало к поиску мостиков между сном и явью. Еще с конца 1940-х гг. предпринимаются попытки собрать пророческие сновидения, предсказывающие ход истории. Для этого в Нью-Йорке даже открывается Бюро вещих снов. Ежедневно записывались сотни сновидений, сообщающих о будущих катастрофах и сменах правительств. Через 60 лет работы был проведен статистический анализ, и выяснилось, что пророческих снов о глобальных переменах было всего около десятка. Однако сны личного содержания, зарегистрированные в бюро, почти все оказались вещими.

В то же время часто именно личные сны оказываются прямо связанными с событиями отнюдь не личностного масштаба. Ряд таких историй раскрывают загадочные события древности или непонятные с точки зрения известных событий и логики действия властителей или духовных лиц.

Гигес, царь Лидии, увидел во сне бога Ашшура, который повелел ему стать вассалом Ассирии и искать у нее помощи против киммерийцев: «Обними ноги Ашшурбанипала, царя Ассирии, и именем его побеждай твоих врагов». Благодаря этому киммерийцы в VII в. до н.э. были вытеснены из Малой Азии и Лидия окрепла. Этот сюжет относится к одному из самых ранних небиблейских примеров упоминаний о влиянии снов на действительность.

Во время войны с македонцами Публий Вациний, возвращаясь в Рим, внезапно увидел перед собой двух молодых людей, прекрасных и статных, сидевших на белых лошадях. Это были Кастор и Поллукс. Молодые люди объявили ему, что персидский царь взят в плен консулом Павлом Эмилием. С этой счастливой новостью Публий отправился в Сенат. Однако сенаторы, решив не останавливаться на подобных пустяках, заключили Публия в темницу. Через несколько дней, узнав из писем консула, что персидский царь действительно был взят в плен в тот день, Вациния выпустили из тюрьмы, наградили его земельными наделами. И отсюда Сенат узнал, что Кастор и Поллукс были покровителями Римской империи.

Нерон Клавдий Друз, который был назначен императором Августом предводителем римской армии для ведения войны с немцами, готовился перейти Эльбу. Он выиграл множество сражений, что придавало ему уверенности в себе. Однажды во сне к нему явилась величественная женщина и сказала: «Куда ты так торопишься, Друз? Неужели ты никогда не насытишься победами?.. Знай, дни твои приближаются к концу...» Друз, потрясенный этими словами, велел трубить отбой. Но вскоре он умер вследствие падения с лошади.

Император Константин Великий увидел сон накануне Битвы у Мильвий-ского моста в 312 г.: так называемый Константинов крест в синем небе и солнечном сиянии с надписью «In hoc signo vinces» (Сим победиши!). Эта тема часто встречается в изобразительном искусстве, поскольку победа в битве считается поворотным моментом в истории, приведшим к принятию Константином христианства как государственной религии.

В ночь, когда умер Аттила, вождь гуннов с 434 по 453 г., объединивший под своей властью варварские племена от Рейна до Северного Причерноморья, императору Марциану приснилось, что сломался лук гуннского завоевателя.

Имя Карла Великого упоминается в контексте вещих сновидений не только в исторических хрониках, но и в «Песне о Роланде». Один из его снов повлиял на решение императора установить паломнический путь Святого Иакова. Карлу Великому приснился Млечный путь, который простирался к Святому месту через Францию и Испанию, а Господь призывал его расчистить «звездную» дорогу от сарацинов. Император повел войска через Пиренеи. В бой его воины шли под хоругвью Святого Иакова, которую украшало изображение раковины морского гребешка с нанесенным на нее крестом. Были освобождены Кастилия и Леон, Галисия, Наварра и Ла-Риоха[16].

Перед последней битвой под Ватерлоо Наполеону приснился вещий сон, в котором были все его победы в облике прекрасных женщин с символами славы в руках. Но последняя из них была в кандалах и крови - это был символ поражения. Последнее было подчеркнуто и тем, что Бонапарту приснилась черная кошка, перебегавшая из его армии к армии противника. Предсказание сбылось: на следующий день войска императора были разгромлены армией союзников.

Отто фон Бисмарк 18 декабря 1881 г. изложил свой старый сон Вильгельму 1: «Сообщение Вашего Величества поощряет меня рассказать о сне, который я видел весной 1863 г., в самые трудные дни конфликта, когда человеческий глаз не видел никакого выхода. Мне снилось, - и я тотчас же утром рассказал этот сон жене и другим свидетелям, - что я еду верхом по узкой альпийской тропе, направо - пропасть, налево - скалы; тропа стала еще более узкой, конь отказывается идти дальше, а повернуться или сойти с коня невозможно из-за недостатка места; здесь я ударил хлыстом, находящимся в левой руке, по отвесной скале и воззвал к Богу; хлыст стал удлиняться до бесконечности, горная стена рухнула, словно кулисы, и открыла широкую дорогу с видами на холмы и леса, как в Богемии, прусские войска при знаменах. Еще во сне меня занимала мысль о том, как бы поскорее доложить обо всем Вашему Величеству»[17]. Этот сон позже исполнился: в 1863 г. произошло польское восстание; в ноябре, в связи со смертью Фридриха VII Датского, в Европе вновь встал вопрос относительно Шлезвиг-Гольштейна; в 1866 г. разразилась «молниеносная» семинедельная война против Австрии.

Конечно, сложно сказать, были ли эти сны на самом деле или они создавались позже, чтобы объяснить некоторые странные факты. Например, во время Первой мировой войны, в 1917 г. капрал баварской пехоты Адольф Гитлер забылся сном в своем окопе. В сновидении он увидел себя погребенным под лавиной песка и раскаленного железа. Он истекал кровью. Придя в себя, потрясенный капрал вылез из окопа и, как лунатик, не осознавая происходящего, спотыкаясь, побрел в сторону линии фронта - к окопам французов. Он не понимал, что подвергает себя риску каждую секунду быть убитым вражеской пулей, однако, когда начался артиллерийский огонь и его отбросила в сторону взрывная волна, он, опомнившись, решил немедленно вернугься в свой окоп. И первое, что он увидел на месте окопа, была развороченная земля от прямого попадания снаряда и полузасыпанные песком трупы солдат. Возможно, Гитлер использовал этот рассказ как пример того, что обладает силой слышать послания судьбы, ведь именно на это рассчитывали немцы после поражения в войне и принятия унизительных условий Версальского мира.

Прием этот был уже апробирован. После разгрома войск Франции в Канаде в 1753 г. французские агенты пустили среди индейцев слух о том, что король Франции, который спал в течение нескольких лет подряд, только что проснулся и первые его слова гласили: «еобходимо сейчас же изгнать англичан, вторгшихся в страну моих краснокожих сыновей». Новость эта разнеслась по всему континенту и стала одной из причин знаменитого восстания Понтиака[18].

Через двести лет Мохаммед Мосаддык, премьер-министр Ирана с 1951 по 1953 г., который еще до назначения на этот пост участвовал в принятии закона о национализации нефтяных месторождений Ирана, также обратился к образам сна. Объясняя свою позицию, он обращается к образам сновидения: «Летом 1950 года, накануне голосования по вопросу национализации нефти, мой врач предписал мне продолжительный отдых. Месяц спустя я увидел во сне известную персону, сказавшую мне: “Сейчас не время отдыхать, встань и иди разбей оковы иранского народа”. Я внял этому призыву и, несмотря на крайнюю усталость, возобновил работу в комиссии по нефти. Когда через два месяца комиссия приняла закон о национализации, я убедился, что персонаж моего сна вдохновил меня на благое дело»[19]. После этого произошел конфликт Ирана с Великобританией и США. Мосаддык выслал всех английских специалистов и советников, а затем в октябре 1952 г. разорвал с Великобританией дипломатические отношения. Однако сны не уберегли его от свержения и последующей длительной ссылки.

Выясняется, что способность видеть или не видеть сны, которые можно назвать вещими, никак не связана с продолжительностью сна. Утверждают, что Леонардо да Винчи спал по собственной методике: по 15 минут раз в четыре часа. Наполеон Бонапарт говорил, что четыре часа спят мужчины, пять - женщины, шесть - идиоты. Четырехчасовым сном удовлетворялся великий изобретатель Томас Эдисон. Периодически спал по четыре часа в сутки Уинстон Черчилль. Маргарет Тэтчер могла спать всего по четыре часа в сутки, поражая британцев. Неудивительно, что именно четыре часа сна стали для британцев своеобразным мерилом работоспособности.

Считая, что четыре часа являются «мировым стандартом» для трудоголиков, многие занятые люди стремятся скорректировать свой жизненный цикл бодрствования и сна. Американский генерал, командующий Многонациональными силами в Ираке с февраля 2007 по сентябрь 2008 г., командующий Центральным командованием США с 31 октября 2008 по 30 июня 2010 г., командующий силами США и НАТО в Афганистане с июля 2010 по июль 2011 г. Дэвид Петрэус, получивший прозвище King David («Царь Давид»), перешел на одноразовое питание и спал по 4 часа. Правда, он иногда укладывался на полчаса или на час в постель сразу после обеда. Миллиардер Дональд Трамп часто обходится всего лишь тремя часами сна. Практика показывает, что политики и бизнесмены обычно спят меньше других потому, что их жизнь гораздо больше насыщена разными событиями, требующими концентрации внимания и ответственных действий. Из-за того, что они больше нервничают, в их крови оказывается повышенным содержание адреналина. Этим же объясняется, что мало спят военные во время выполнения боевых заданий. Но таких людей, которые могут ограничиваться столь коротким временем сна, в мире насчитывается менее одного процента.

Возможно, правы те сомнологи, которые утверждают, что у людей имеется разная, генетически обусловленная, потребность во сне. Для обычных людей нарушения сна обнаруживаются не только как медицинская, но и социальная проблема. Недосыпание приводит к снижению концентрации внимания и нарушению обмена веществ. Очень часто можно услышать, что такие нарушения являются одной из частых причин аварийных состояний на производстве и крупных автодорожных аварий. Человек, страдающий нарушениями сна, не может полностью реализовать себя и свои возможности в карьере, учебе, досуге. Поэтому специалисты советуют спать от семи до девяти часов. Потеря даже четырех часов сна снижает реакцию почти наполовину. Ухудшается память, возможно обострение различных заболеваний. Плохой сон, по мнению врачей, это прямой путь к инсультам, инфарктам, гипертонии и другим серьезным заболеваниям. В то же время нормальный сон - один из действенных способов профилактики сердечно-сосудистых и многих других заболеваний, ожирения. Сон помогает мозгу избавиться от всего лишнего, «счищая» с нейронных соединений ненужные белки. Возможно, таким очищением объясняется значительное количество научных открытий, идеи которых пришли к их авторам в то время, когда они находились в состоянии сна.

Можно отметить и некоторые национальные особенности сна. Согласно опросам, американцы в среднем спят меньше семи часов в день. И чуть больше семи часов на выходных. По данным Минздравсоцразви-тия 47,4% россиян спят 7-9 часов в сутки, 20% - от 6 часов и меньше, 7,9% отсыпаются на выходных. Японцы в среднем спят 7,5 - 8,5 часов в день, отсыпаясь по воскресеньям. Англичане - 7 часов 20 минут, немцы - 7 с половиной часов[20]. Традицией многих стран, отличающихся жарким климатом, является послеобеденный отдых - сиеста. Свое происхождение существительное siesta и глагол sestear ведут от латинского Йога sexta - буквально - «шестой час», в смысле «полдень»: у римлян первый час дня наступал на рассвете. Это было время примерно с 12 до 15 часов, когда ежедневно делался перерыв в работе, чтобы отдохнуть и восполнить силы. С XV111 в. в некоторых регионах Италии принято обедать в 16:20. Последователями сиесты были Альберт Эйнштейн и Уинстон Черчилль, перенявшие этот обычай на Кубе. Эта практика давала им дополнительные силы, особенно в напряженное время. Уверяют, что во время Второй мировой войны, когда окружающие к двум часам ночи были уже уставшими, они выглядели свежими и способными продолжать работу.

В 2010 г. в Мадриде прошел первый в истории города чемпионат по сиесте. Цель проведения необычного состязания заключается в популяризации дневного сна, поскольку традиция устраивать сиесту постепенно умирает в Испании, в то время как остальной мир, наоборот, начинает обращать на нее внимание. Чемпионат проходил в одном из торгово-развлекательных центров испанской столицы. Победителей выбирали в соответствии с несколькими критериями, в число которых вошли скорость засыпания, длительность сна, громкость храпа, поза и пижама. В чемпионате приняли участие 360 человек из разных стран. Всех участников делили на группы по пять человек. На засыпание и сон каждой группе было отведено 20 минут. За каждым участником наблюдал врач с импульсно-измерительным прибором, позволявшим проследить за тем, в течение какого времени человек спит. Победителем чемпионата стал эквадорец Педро Лопес Сория, уснувший по команде и проспавший в течение 17 минут[21].

Если сиеста - явление ежедневное, то зимняя спячка - ежегодное. Конечно, это свойство регуляции жизнедеятельности многих живых организмов. Под зимней спячкой понимают глубокий сон, в состоянии которого определенные виды животных проводят зимнее время. Большинство из них - мелкие существа, питающиеся насекомыми или иными кормами, исчезающими с наступлением холодов. В зимнюю спячку впадает большинство видов холоднокровных животных, таких, как земноводные и пресмыкающиеся. Они получают тепловую энергию из окружающей среды. При наступлении холодов температура их тела падает, дыхание замедляется, а частота сердечных сокращений уменьшается. Они становятся настолько медлительными, что едва могут передвигаться. В таком состоянии животные могут оставаться на протяжении многих месяцев, так как почти не расходуют энергии. Для зимовок такие животные выбирают укромные, непромерзающие места. Но в то же время мы можем легко перенести понимание зимней спячки на людей и даже на международные отношения. То, что, например, в Российской Федерации в течение нескольких лет практиковались исключительно длительные новогодние каникулы, объясняется пониженным тонусом большинства людей в период зимнего солнцестояния. Также нельзя не замечать того, что большинство мероприятий не по государственной линии, а по линии общественных организаций и движений - фестивали, слеты, форумы и пр. - сдвинуты в графике своего проведения в сторону от морозных месяцев зимы. Поэтому с известной долей допуска можно говорить, что для неправительственных организаций и структур зимняя спячка - явление отнюдь не исключительное, а вполне обыкновенное.

Значимость состояния сна, возможность через сон воздействовать на состояние бодрствования привели к тому, что с 2008 г. по инициативе Международного комитета дня сна (англ. World Sleep Day Committee) и Международной ассоциации медицины сна (англ. World Association of

Sleep Medicine) ежегодно в третью пятницу марта отмечается Всемирный день сна (англ. World Sleep Day). Впервые Всемирный день сна был проведен в марте 2008 г. под девизом «Спи крепко, живи бодро» (англ. Sleep well, live fully awake) и с тех пор проводится ежегодно в рамках проекта Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по проблемам сна и здоровья. Девизом Всемирного дня сна в 2009 г. стали слова «Выспался перед дорогой, доехал без проблем» (англ. Drive alert, arrive safe). И далее: 2010- «Спи хорошо. Оставайся здоровым» (англ. Sleep Well, Stay Healthy); 2011 - «Спи хорошо. Расти здоровым» (англ. Sleep Well, Grow Healthy)', 2012- «Дыши легко, чтобы спать хорошо» (англ. Breathe Easily, Sleep Well)', 2013- «Хороший сон, здоровое старение» (англ. Good Sleep, Healthy Aging)', 2014- «Сладко спи, легко дыши - ты здоровье сбереги!» (англ. Restful Sleep, Easy Breathing, Healthy Body!)', 2015- «Когда крепок сон, здоровье и счастье в изобилии приносит он» (англ. When sleep is sound, health and happiness abound). Девиз 2016- «Хороший сон- достижимая мечта» (англ. Good sleep is a reachable dream) соединил две категории социологии воображения международных отношений - «сон» и «мечта».

В девизах Всемирного дня сна отразились основные линии понимания роли сна в социально-экономическом развитии нашего времени, так, как его видят, прежде всего, специалисты ВОЗ.

Понимание символики сна и его влияния на явь, включая не только личную жизнь, но и общественную, до жизни глобальной, исключительно широко. Так, нельзя не затронуть проблему ночных страхов и тревожных снов. Специалисты уверены, что кошмарные сны могут быть отражением нерешенных в реальной жизни проблем. Ученые утверждают, что стоит отделять кошмары от ночных страхов. Но если кошмары, которые бывают по-настоящему жуткими, оказываются чаще всего просто видениями во сне, но, повторяясь, заставляют обратить внимание на их причину и их сюжет, то ночные страхи есть явления мимолетные и не предвещающие беды. Однако если пройтись по политической и социальной истории, то можно найти примеры, когда такие сны были поистине вещими. Известно, что о заговоре и трагическом конце Юлия Цезаря настойчиво предупреждал гадатель Спуринна. Он предсказал императору время его возможного убийства - начало мартовских ид - а также вещий сон, который Цезарю для предупреждения якобы должны послать боги. Как пишет греческий историк Плутарх, незадолго перед смертью Цезарю приснилось, будто он вознесся на небеса, и сам Юпитер подал ему руку. Кальпурнии, жене Цезаря, приснился гораздо более яркий сон: она увидела, что в их спальне рухнул потолок, а мужа закололи кинжалом прямо в ее объятьях. Взволнованная сном, Кальпурния с рыданиями уговаривала Цезаря не идти на заседание Сената, напомнив, что наступило 15 марта - дата предсказанных мартовских ид. И хотя Цезарь тоже чувствовал беспокойство, он

твердо решил пойти навстречу «беспочвенным страхам» и даже пошутил, встретив на пути в Сенат Спуринну:

  • - Гадатель, иды уже наступили!
  • - Да, но еще не прошли, - последовал тихий ответ прорицателя.

В тот день на заседании Сената Цезарь был заколот группой заговорщиков, среди которых были его близкие соратники и друзья. Плутарх рассказывает, что накануне вечером, за столом, Цезаря спросили, какая, по его мнению, смерть наилучшая. «Неожиданная», - устав от мрачных предсказаний, не задумываясь, ответил тот.

Каждая новая эпоха вносила в понимание природы сна свои представления о реальности. Эпоха глобализации с убеждениями о самых широких возможностях управленческой практики от управления микропроцессами до глобального не могла не обойти стороной управление сновидениями. Среди новых методов толкования снов подход Роберта Гонглоффа избавляет от необходимости следовать извилистыми и запутывающими путями изучения сновидений[22], поскольку предлагается маршрут с четкими указаниями, упражнениями и примерами, доказывающими, что темы снов - это кратчайший путь к сути их сообщений. Гонглофф создал «Матрицу сновидений», состоящую из двенадцати базовых тем, общих для всего человечества, и дающую возможность человеку расшифровать послания снов, а также понять скрытые мотивы своего поведения.

Есть и другая сторона этого процесса - управление своей жизнью так, чтобы сжать время сна, ведь уже давно Борис Пастернак призывал:

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты - вечности заложник У времени в плену.

  • [1] Вейн А.М. Сон: тайны и парадоксы. М.: Эйдос медиа, 2003; Вейн А.М., Хехт К. Сон человека. Физиология и патология. М.: Медицина, 1989; Ларионов А.В., Эрзяйкин П.А. Сон и сновидения. Свердловск: Издательство Уральского Университета, 1996.
  • [2] Джагаддева. Волшебное сокровище сновидений / пер. с санскрита, вступ. ст., коммент. Сыркина А.Я. / Серия: «Ex Oriente Lux». М.: Ладомир, 1996.
  • [3] Кеведо Ф. де. Сновидения и рассуждения об истинах, обличающих злоупотребления, пороки и обманы во всех профессиях и состояниях нашего века. Л.: Художественная литература, 1980.
  • [4] Пер. Бориса Пастернака.
  • [5] Балашов Н.И. Испанская классическая драма в сравнительно-литературном и текстологическом аспектах. М.: Наука, 1975.
  • [6] Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М.: Издательство Московского университета, 1983.
  • [7] Первомай. Как благодаря анархистам у нас появился восьмичасовой рабочий день // иЯТ: 1Шр://хп—ВОааПфхп—р1а1/424-регуотау-как-Ь^о
  • [8] Фрейд 3. Толкование сновидений. Ереван: Камар, 1991 (Репринтное воспроизведение издания 1913 г.).
  • [9] Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления = Erinnerungen, tr?ume, gedanken / пер. И. Булкина. Киев: AirLand, 1994.
  • [10] Фромм Э. Забытый язык: Введение в понимание снов, волшебных сказок и мифов / пер. с англ. Ангарск: Формат, 1994.
  • [11] Малкольм Н. Состояние сна. М.: Прогресс; Культура, 1993.
  • [12] Лотман ЮМ. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992.
  • [13] Сон - семиотическое окно. XXVI Випперовские чтения: сб. ст. / под общ. ред. И.Е. Даниловой. Москва, 1993; Milano: Edizioni Gabriele Mazzotta, 1994.
  • [14] Рэндалл Д. Наука сна. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
  • [15] Энциклопедия современного и классического изобразительного искусства // 1ЖЬ: http://www.linteum.ru/picture2.html.
  • [16] Ищенко К. Дорога на Сантьяго-де-Компостелу // Вокруг света. 1995. № 7.
  • [17] Бисмарк - Вильгельму I // Книга сновидений / сост. Хорхе Луис Борхес. СПб.: Амфора, 2005 // URL: http://lib.ru/BORHES/kniga_snow.txt_with-big-pictu res.html.
  • [18] Дулитл Х.Д. Разбросанные мысли о мировой истории // Там же.
  • [19] Мохаммед Моссадык. Сессия иранского парламента, 13 мая 1951 г. // Книга сновидений / сост. Хорхе Луис Борхес. СПб.: Амфора, 2005 // URL: http://lib.ru/BORHES/kniga_snow.txt_with-big-pictu res.html.
  • [20] Занимательная сомнология // URL: http://polit.ru/article/2013/04/13/ps_right sleep.
  • [21] В Испании прошел чемпионат по сиесте // URL: http://www.destinations.ru/ news/?id=3426.
  • [22] Гонглофф Р.П. Матрица сновидений. Новый подход в исследовании снов / пер. Н. Микшина. М.: Весь, 2009.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >