РЭНДОЛЬФ БОРН: МУЖЕСТВО КРИТИКА. «...ЧУТКИЙ И ОБЕЗОРУЖИВАЮЩИЙ УМ»

XX век открыл перед американскими писателями новые горизонты. В стране набирало силы массовое антимонополистическое, антитрестовское движение. Социалистическая партия увеличивала число своих сторонников.

Кандидат социалистов на президентских выборах Юджин Дебс (1855—1926) с каждым разом собирал все больше миллионов избирателей. Позднее за антивоенную агитацию был заключен в тюрьму (позднее к этой благородной фигуре мы будем не раз возвращаться). Общественный подъем на переломе столетий сказался на литературе. Засверкали новые писательские имена: Т. Драйзер, Ф. Норрис, Дж. Лондон, Э. Синклер, К. Сэндберг. В канун мировой войны началось «Поэтическое возрождение», а позднее в связи с Ю. О’Нилом — театральное. Появились и авторитетные имена критиков.

ЛИТЕРАТУРА НА ЗАРЕ СТОЛЕТИЯ: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Мягкие, пастельные тона, «безопасная» тематика писателей, усилия сторонников «традиции благопристойности», апологетов пуританизма — все это становилось анахронизмом. Не салоны бостонских «аристократов духа», а индустриальная Америка, страна рабочих и фермеров, с ее суровыми контрастами властно притягивала к себе художников слова. Новые эстетические принципы жизненной правды, документальности, фактографической достоверности стали поистине знамением времени. Успех писателей-натуралистов, «золаистов», был своеобразной реакцией на «бостонские» каноны. Хэмлин Гарленд, например, сделал объектом своего внимания тяжелую жизнь и труд фермеров (сборник новелл «Главные проезжие дороги»). Стивен Крейн вторгся в такую запретную с точки зрения «респектабельности» сферу, как «дно» жизни и падение женщины («Мегги — девушка с улицы»), Фрэнк Норрис, явивший, по словам Ван Вик Брукса, «образец социального мышления», создал в «Спруте» новаторское для американской литературы эпическое полотно, запечатлев схватку фермеров с всесильным железнодорожным трестом.

Но поистине пионерскую роль в литературе сыграл в это время Теодор Драйзер, открывший новую литературную эпоху. Его знаменитая «Сестра Керри» (1900) стала вызовом не только воинствующему пуританизму и ханжеству. Это был также вызов официальному оптимизму, культивирующему неодолимую веру в успех, за который, однако, приходилось расплачиваться моральными, нравственными уступками и потерями. Позднее, в «Финансисте» и «Титане», он бесстрашно вступил в джунгли каупервудовской Америки, создав классическую фигуру дельца, символизирующую мир большого бизнеса. Тогда же, в первые десятилетия XX в., в творчестве Драйзера намечалась тема «другой Америки»: об этом свидетельствовали и сцена забастовки трамвайщиков в «Сестре Керри», и ранний рассказ «Рурк и его избиратели», и пьеса «Девушка в гробу», в центре которой образ народного вожака Фергюсона, и наконец, те сцены «Титана», в которых народные массы Чикаго выступают против Каупервуда.

Показательно и другое. В начале 1910-х гг. Драйзер по совету своих друзей-социалистов стал готовить к печати сборник «Идиллии бедных», а социалистическая газета «Нью-Йорк колл» перепечатала его очерк «Люди во мраке», посвященный нью-йоркским обитателям ночлежек, изгоям общества. Сближение Драйзера с рабочей Америкой произойдет позднее, в 1930-е гг. Но тогда, в начале века, социалистическое движение привлекло к себе Эптона Синклера, Джека Лондона, Карла Сэндберга, Эрнеста Пула. Позднее в рядах социалистической партии состоял молодой Синклер Льюис. Социалистами называли себя в молодости Юджин О’Нил, Шервуд Андерсон, Флойд Делл, а также Джон Рид.

В отличие от Беллами и Хоуэллса, писателей кабинетного склада, литераторы «драйзеровской школы» черпали свой материал из самой гущи американской жизни. Нередко они обращались к арсеналу публицистики и социологии, многие работали в газетах, писали репортажи. В начале века выступили «разгребатели грязи»: журналисты, социологи во главе с Линкольном Стеффенсом, либеральные публицисты,

В 1901 г. на страницах социалистического журнала «Кэмрид» была сформулирована следующая задача, стоящая перед художниками слова: «Запечатлеть социалистическую мысль, так как она отражается в литературе и искусстве... развить эстетический импульс в социалистическом движении».

Какие же проблемы волновали критиков леворадикальной ориентации? Особым вниманием пользовались произведения Джека Лондона, Эптона Синклера, Карла Сэндберга и других писателей, последовательно антикапиталистической направленности. Уолт Уитмен — и это знаменательно — рассматривался как один из предтеч социалистической литературы. Шли споры вокруг творчества Л.Н. Толстого: его социальный критицизм и реализм приветствовались, но философия непротивления не получила поддержки в радикально настроенных литературных кругах. Приезд Горького в США явился стимулом, способствовавшим углублению интереса к его произведениям.

Рецензируя «Фому Гордеева» М. Горького, «Спрута» Ф. Норриса, «Джунгли» Э. Синклера, Джек Лондон усмотрел в этих произведениях принципиально новый дух в искусстве. А поэт Эдвин Маркхэм, автор знаменитого стихотворения «Человек с мотыгой», выражал убеждение: «...мы стоим на пороге расцвета литературы не только у нас в стране, но и в других странах. У нее будет более широкая основа, чем у литературы былого, она даст более глубокую концепцию жизни»1. Правда, на многих ранних выступлениях радикальных критиков лежала печать прямолинейности, схематизма и социологизма, проистекавших из упрощенно-прямолинейного представления о взаимозависимости между литературой и экономической структурой общества.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >