Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Социология безопасности

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА

Демографическая безопасность является существенным фактором обеспечения социальной безопасности, поскольку способность социальной системы к воспроизводству населения в его количественных и качественных параметрах выступает основой жизнеспособности человеческой цивилизации. С этой точки зрения демографическая безопасность может рассматриваться как способность социальной системы безопасно и стабильно функционировать на основе воспроизводства населения как процесса непрерывного возобновления его численности и структуры через смену поколений.

Существуют два основных подхода к исследованию проблемы демографической безопасности. В рамках первого подхода проблему демографической безопасности рассматривают сквозь парадигму развития человечества, которая укладывается в понятие демографического взрыва, способного потрясти планету. Речь идет о том, что ежедневно население Земли увеличивается на 220 тыс. человек, и весь этот прирост приходится на развивающиеся страны. В будущем при сохранении таких темпов роста населения Земли — 80—85 млн в год, — это может привести к демографической катастрофе, а также возможны сценарии апокалипсиса, поскольку безудержный рост населения ставит на повестку дня вопрос о минеральных ресурсах Земли и об усиливающемся давлении на биосферу планеты.

На фоне увеличивающего темпа роста населения планеты перед рядом стран Европы, а также перед современной Россией стоит проблема депопуляции, которая может быть определена как устойчивая тенденция сокращения численности населения страны на протяжении длительного периода времени, по своим последствиям таящая угрозу исчезновения конкретного народа с исторической арены. В этом заключается сущность второго подхода к изучению демографической безопасности, которая имеет свою специфику для каждого отдельно взятого общества, этноса, государства.

В рамках данного учебника предлагаются критерии измерения демографической безопасности применительно ко второму подходу как адекватному современной российской демографической реальности.

Основная причина современной депопуляции, по мнению российских ученых, заключается в изменении репродуктивных установок: современная городская семья не нуждается в большом количестве детей; экономически городская многодетная семья всегда будет проигрывать семье малодетной. В результате низкая рождаемость для большинства населения глубоко укоренилась в образе жизни и системе ценностей современных городских обществ. А.И. Антонов и С.А. Сорокин обращают внимание на то, что тенденция снижения роста населения наметилась еще в СССР, и политические потрясения 1980—1990-х гг. наложились на давно уже кризисную семейную ситуацию, и в общественном мнении возобладало представление о перестройке как причине падения рождаемости, хотя она, безусловно, сыграла свою роковую роль в процессе депопуляции российского народа[1].

Вторым по важности демографическим процессом для изучения демографической безопасности после рождаемости является смертность, исследование которой позволяет проследить характер влияния данного процесса на население, его численность и структуру. Характерной чертой российской демографии является большой разрыв между женской и мужской смертностью, который фиксируется уже в детском возрасте, достигая своих максимальных значений в наиболее активном возрасте в экономическом и социальном отношении. Высокая смертность мужчин в трудоспособном возрасте стала подлинной трагедией для России, и основная причина этой ситуации связана с поведенческим фактором — для российских мужчин характерна низкая культура самосохранитель-ного поведения. Под данным понятием следует понимать комплекс мер, направленных на поддержание и сохранение здоровья. О низкой культуре самосохранительного поведения среди российских мужчин свидетельствуют данные о росте потребления алкоголя, табачных изделий, наркотических средств мужским населением России, а также рост смертности от случайных отравлений алкоголем.

Особого внимания в контексте проблемы смертности и ее роста в современной России требует к себе молодежь, так как молодое поколение россиян катастрофически уменьшается на фоне роста в молодежной среде стилевых привычек, ухудшающих состояние здоровья молодежи и будущего потомства. Россию уже называют «стареющей» страной. Впрочем, для западного общества проблема старения населения также актуальна с той лишь только разницей, что увеличение численности населения пенсионного возраста в западных странах происходит за счет увеличения уровня и качества жизни при сокращении рождаемости (модель малодетной семьи достаточно прочно и давно утвердилась в качестве доминирующей в европейском обществе), а в России — за счет численного сокращения и ухудшения социального здоровья других, более молодых возрастных категорий граждан.

Снижение уровня здоровья российской молодежи, ее алкоголизация, рост числа самоубийств, ухудшение морального самочувствия являются следствием глубочайшего кризиса самого общества, в котором изменилось отношение к здоровью как ценности. В нездоровом обществе рождается нездоровое поколение. Для современной России это уже стало реальностью, и мы убеждены, что сегодня речь идее о проблемах «качественного» воспроизводства российского общества, нежели количественного, несмотря на то, что именно на количественных параметрах воспроизводства российского населения акцентируется внимание в современной семейно-демографической политике российского государства.

Демографическое развитие общества также определяется показателями брачности. Важность данного процесса определяется тем, что брак символизирует собой начало создания семьи и ее демографического поведения. Брак представляет собой форму урегулирования отношений между мужчиной и женщиной (сексуальных, имущественных, супружеских, родительских и др.) в виде легитимизации традиционно сложившихся брачных отношений на основе записи актов гражданского состояния (либо в форме «гражданского брака», сожительства, получившего в последнее время большое распространение в обществе). В свою очередь, брачность следует рассматривать как социально-демографический процесс, который обусловливается и регулируется социально-культурными нормами1.

На уровень брачности в каждом обществе влияют различные факторы: экономические, политические, социокультурные. Среди социокультурных факторов, влияющих на брачность, можно выделить такие, как установки, нормы, религия, ценностные ориентации, этностереотипные представления о семье, менталитет, которые регулируют брачное, репродуктивное и в целом демографическое поведение человека, связанное корнями традиций со своим народом, этнической группой.

При изучении процесса брачности большое значение имеют следующие аспекты: мотивация вступления в брак; средний возраст вступления в брак; доминирующий тип брака (официально зарегистрированный, незарегистрированный — так называемый гражданский брак); брачный договор; очередность брака; репродуктивные установки (время рождения первого ребенка и количество планируемых детей в семье). Основной тенденцией современного общества, в том числе российского, является изменение среднего возраста вступления в брак, который у различных народов России имеет свои особенности. Так, для народов Северного Кавказа характерно раннее вступление в брак, в то время как для русского населения тенденцией становятся увеличение брачного возраста и так называемая поздняя брачность, берущая свое начало из протестантской этики, в рамках которой обзаводиться семьей целесообразно, достигнув первоначально определенного уровня материального и социального благополучия (для православной традиции были характерны ранние воз-

Народонаселение. Энциклопедический словарь / Под ред. Г.Г. Меликьяна. М., 1994. С. 30.

растные сроки вступления в брачные отношения). Формирование поздней брачности в России обусловлено как влиянием модернизации, так и социально-экономическими факторами, часто препятствующими реализации желаний и потребностей в создании семьи.

Несколько слов следует сказать относительно такой формы организации брачных отношений как брачный договор, который имеет свою длинную историю, и в наши дни вновь институционализируется в качестве приемлемого варианта организации брачных отношений. Брачный договор как форма организации брачных отношений распространен в европейском обществе, а также в США, что соответствует рационально-индивидуалистической системе ценностей западного общества. В России же эта форма брачных отношений пока большого распространения не получила, но при сохранении тенденций индивидуализации и рационализации сознания и мышления россиян под влиянием социально-экономических факторов, а также глобализации, в ходе которой западные ценности с высокой скоростью распространяются в российском обществе, брачный договор может со временем стать реальностью для семейно-брачной сферы россиян.

Если брачный договор пока не получил распространение в российском обществе, то сожительствующие, официально незарегистрированные, или как их еще называют в народе «гражданские» браки становятся все более распространенной формой брака, особенно в городской местности и преимущественно среди образованного населения. Получает также распространение «гостевой» брак — как форма брачных отношений, при которой практикуются раздельное проживание супругов, а также высокая степень независимости друг от друга. Этот тип брачных отношений еще называют «встречающаяся семья», поскольку, проживая отдельно друг от друга, супруги регулярно встречаются в зависимости от своих потребностей в этих встречах.

Существует также понятие открытого брака, который предполагает возможным для супругов увлечения и связи вне семьи, как правило, по договоренности с брачным партнером. Этот тип брака также получил определенное развитие на Западе, а в России он фиксируется весьма незначительно, что не означает отсутствия подобных явлений в семейно-брачной сфере российского общества. Просто в семейно-брачной культуре россиян подобного рода договорные отношения еще не стали нормой при наличии массы случаев измен со стороны обоих супругов и разводов по этой причине.

Стабильность и демографическая безопасность общества во многом зависят от прочности брачных отношений. В свою очередь, прочность брака зависит от многих факторов как формального (доступность расторжения брака в обществе), так и неформального (отношение самого общества к разводу как брачному явлению) характера. Низкий уровень разводов в обществе не всегда свидетельствует о прочности брачных отношений, если в этом обществе на правовом уровне затруднена процедура развода или существуют сложности иного характера, сопровождающие в целом семью и в частности одинокую женщину после развода (далеко не каждая женщина в состоянии воспитать и поднять на ноги детей в одиночку в условиях крайне низкой поддержки материнства и детства со стороны государства). В то же время для обществ стабильного типа с высоким уровнем экономического развития уровень разводов может служить достаточным показателем устойчивости брачных уз и брачных отношений в целом.

Развод — это расторжение брака при жизни супругов в органах записи гражданского состояния (загс) или, в особо предусмотренных законодательством случаях, по решению суда[2]. Высокая степень разводов, фиксируемая в современном обществе, является одной из важнейших причин демографического кризиса, который отмечается во многих странах Европы, а также в России, и угрозы демографической безопасности. Во-первых, с разводом семьи сильно ограничивается, а порой и прекращается, репродуктивное поведение данной семьи; во-вторых, дети в разводных семьях часто испытывают психологический кризис или получают психологическую травму, которая может иметь свои негативные последствия в их будущей взрослой жизни. Третье последствие развода в семье — воспроизводство такого типа демографического поведения детьми в собственных семьях. Также отмечаются и другие последствия, связанные с нежеланием вступать в брак, обзаводиться потомством и т.д.

Высокий уровень разводов в современной обществе, в том числе российском, способствует распространению неполной семьи — семьи с одним родителем и детьми. Исследователи обращают внимание на то, что неполная семья является источником последующих конфликтных и асоциальных проявлений в поведении подростков и молодежи, так как кризис семейных и супружеских отношений в частности неминуемо сказывается на отношениях с детьми, их социализации, моральном и физическом самочувствии[3]. Поскольку в России фиксируется рост неполных семей, этот фактор следует рассматривать как явную угрозу демографической безопасности общества.

Исследователи, занимающиеся консультированием семьи, отмечают, что для детей самое лучшее — жить с обоими родителями, даже если родители ругаются и обижают друг друга, и тем не менее существуют ситуации, когда после развода родителей дети чувствуют себя более счастливыми и защищенными[4]. Этот вопрос недостаточно освещен в отечественной литературе, и для объективных выводов о том, какая семья (полная/неполная) в современных российских условиях является большим источником проявления асоциальных наклонностей в поведении детей, требуется серьезная эмпирическая база, которая, по большому счету, отсутствует.

Наша точка зрения, основанная на данных общероссийского характера о социальном и физическом самочувствии современной молодежи, степени девиантности и делинквентности нынешних российских подростков и причинах, вызывающих эти явления, сводится к тому, что рост асоциальных практик и ухудшение социального самочувствия в молодежной среде являются следствием влияния комплекса факторов социально-экономического и социокультурного характера, проявляющихся в поведении детей как из полных семей, так и из неполных.

Зададимся вопросами, почему в современном обществе растет уровень разводимое™ в семьях? Какие факторы оказывают доминирующее влияние на этот процесс? Прежде всего, надо иметь в виду, что это целый комплекс факторов социально-экономического, правового, социокультурного характера. Их можно представить следующим образом:

  • • либерализация семейно-брачного законодательства и упрощение процедуры развода;
  • • рост женской эмансипации и стремление выстраивать отношения на эгалитарной (равноправной) основе, что часто заканчивается разводом в семьях, не подготовленных к эгалитарным отношениям;
  • • репродуктивные установки супругов и степень их совпадения (так, нежелание иметь ребенка со стороны мужчины может стать причиной развода со стороны женщины);
  • • демографические показатели: возраст супругов и разница в возрасте (сейчас получает распространение неравный в возрастном отношении брак, который обладает большим потенциалом нестабильности по разным причинам: поколенческие различия, выражающиеся в противоположных ценностных ориентациях, в стиле жизни, мышления, поведения и т.д.); уровень образования каждого из супругов, который формирует определенный тип супружеских и родительских отношений в семье; очередность брака (негативный опыт за плечами, плюс опыт развода и преодоление страха, связанного с самим фактом развода); наличие детей от предыдущего брака, если таковой был (ключевой фактор распада повторных семей или добровольного безбрачия для разведенных женщин с детьми); продолжительность брака (известно, что существуют периоды риска для брака и его стабильности, к примеру, первые годы брака, на которые приходится максимальное количество разводов в обществе);
  • • экономические факторы: материальное благополучие семьи; наличие или отсутствие жилья, его состояние, размеры, условия проживания; наличие/отсутствие стабильной работы со стабильной оплатой труда. Все это является условием уверенности в завтрашнем дне и экономической стабильности семьи;
  • • социальные факторы: социальный статус каждого из супругов, определяемый родом деятельности, местом работы и должностью, размером оплаты труда, перспективами профессионального и карьерного роста (большая разница в статусных позициях супругов часто становится причиной развода, особенно если более высоким статусом обладает в семье женщина); наличие карьерных установок у супругов и возможность их реализации в данной конкретной семейной ситуации;
  • • культурные факторы: наличие в обществе, этнических группах определенных установок на развод, которые в той или иной степени регулируют брачные отношения (в обществе традиционного типа, к примеру на Северном Кавказе, негативное общественное отношение к разводу выступает сдерживающим фактором роста разводимости);
  • • тип брака (зарегистрированный, незарегистрированный, церковный, гражданский, моноэтнический, межэтнический и т.д.). Человеческое общество очень сильно связано с символами, которые оно создает по мере своего развития. На установки супругов, касающиеся развода, могут влиять символы, связанные с браком и его типом. Так, церковный брак, хотя он и может быть расторгнут в современных условиях, в большей степени обязывает супругов к сохранению брака и преодолению конфликтных моментов и противоречий семейной жизни иными методами, не прибегая к такому средству, как развод;
  • • поселенческий фактор: уровень разводов в городской местности всегда выше, чем в сельской, где уровень традиционализма значительно превышает этот показатель в городской местности;
  • • психологический фактор, или уровень психологической совместимости супругов в браке. Этот фактор выступает, как правило, дополнительным, при наличии других факторов, ведущих к разводу, так как его преодоление возможно при желании супругов сохранить брак. В исключительных случаях полной психологической несовместимости он может выступать в качестве определяющего;
  • • сексуальный фактор: его роль в условиях повышения фактора сексуальности вообще в отношениях между мужчиной и женщиной в современном обществе оказывается весьма значительной и определяющей уровень комфортности и стабильности брачных отношений. Соответственно, неудовлетворенность половой жизнью, сексуальная несовместимость, сексуальная безграмотность, а также измены, происходящие на этой почве, становятся причиной развода во многих современных семьях.

Итак, депопуляция — серьезная проблема современной России, однако еще более остро перед нашей страной стоит проблема духовной деградации, которая самым тесным образом связана с демографической безопасностью общества, поскольку обеспечение последней невозможно в условиях тотального кризиса духовности и духовного в социальном пространстве российского общества.

Другими словами, разработка стратегии безопасного демографического развития российского общества предполагает включение демографических аспектов в широкий социальный контекст в рамках формирования общероссийской концепции духовного оздоровления общества, ибо основой демографической и в целом социальной безопасности общества является его духовное благополучие.

  • [1] Антонов Л.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М., 2000. С. 339.
  • [2] Медков В.М. Демография: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 221.
  • [3] Закирова В.М. Развод и насилие в семье — феномены семейного неблагополучия // Социологические исследования. 2002. № 12. С. 132.
  • [4] Грюпвалъд Бернис Б., Макаби Гарольд В. Консультирование семьи: Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2004. С. 323.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >
 

Популярные страницы