ЮНИТ 4. ИМЕНА ПЕРЕМЕННЫХ В ЯЗЫКЕ 1С

В предыдущем юните мы узнали, какие бывают данные, и научились совершать с ними простейшие операции.

Назначение имен для данных

Задание имен для программы — очень увлекательное занятие, но требуется соблюдать ряд правил:

  • • Имя может состоять только из букв русского и английского алфавитов, цифр и знаков подчеркивания.
  • • Имя не должно начинаться с цифры.

Пример. Количество планет нашей системы — 8. Это числовой тип данных.

Подходящим именем в данном случае будет Количество Планет. Чтобы связать наше имя и цифру 8, используем знак равно. Не забудем поставить в конце точку с запятой, так как связывание цифры 8 и имени — отдельная команда для компьютера.

КоличествоПланет = 8;

Теперь, после выполнения связывания имени КоличествоПланет с восьмеркой, мы можем обращаться к цифре 8, используя это имя.

КоличествоПланет = 8;

Сообщить( КоличествоПланет);

Код программы стал более наглядным.Это одно из назначений имен — делать код программы более понятным.

Сравните два примера одного и того же кода:

Без использования имен

Сообщить('2000123Г + 24 * 60 * 60);

С использованием имен

СекундВМинуте = 60;

СекундВЧасе = 60 * СекундВМинуте;

СекундВСутках = 24 * СекундВЧасе;

ПоследнийДень20Века = '2000123 Г;

ПервыйДень21 Века = ПоследнийДень20Века + СекундВСутках; Сообщить(ПервыйДень21Века);

Второй пример получился длиннее, но понятнее. А понятность — очень важный критерий при написании кода.

Нужно всегда помнить, что программа пишется не только для компьютера, но и для других программистов. Они будут ее дорабатывать, исправлять наши ошибки.

И нет ничего хуже, если программа написана плохо, неряшливо, подобраны неудачные имена для данных, а вам требуется не только разобраться, как она работает, но еще и добавить в нее что-то новое.

Итак, мы можем и даже должны придумывать для наших данных понятные и красивые имена. Это отличает хорошего программиста от плохого.

Проверьте себя

Задание ./V?//. Пройдите следующий тест, используя правила для составления имен, описанные выше.

Являются ли допустимыми следующие имена для данных:

  • 1. ПервыйКосмонавт
  • 2. 7 Цветов Радуги
  • 3. СемьЦветовРадуги
  • 4. ЦветовРадуги7
  • 5. Гора"Эверест"
  • 6. Цветов_радуги_7
  • 7. _НазваниеНашейПланеты
  • 8. Рассвет_в космосе
  • 9. Северный<полюс>

Ответы

ПервыйКосмонавт — верное имя.

7ЦветовРадуги — так называть данные нельзя, так как имя не должно начинаться с цифры.

СемьЦветовРадуги — верное имя.

ЦветовРадуги7 — верное имя.

Гора"Эверест" — нельзя использовать кавычки в имени.

Цветов_радуги_7 — верное имя.

_НазваниеНашейПланеты — верное имя.

Рассвет_в космосе — нельзя использовать пробелы в имени. Северный<полюс> — нельзя использовать угловые скобки в имени.

Дополнительная настройка

Для выполнения последующих заданий необходима дополнительная настройка базы.

1. Нажмите правой кнопкой мыши на элемент "Конфигурация" и выберите пункт "Свойства" (рис. 15).

Конфыурадея

Осмоогаде

ЛҐ

ИМ

ни

  • ? I
  • 1

а

и

Й

Общие

Ксктаиты

? Оредст

Ш

V

а

Документы Журналы документов Пвре*«слв*«я Ответы Обработки

Плат видов характерно** Платы счетов Плачея аилов расчета Регистры сведет* Регистры ижоплетыя Регистры бухгалтерам Регистры расчета

Постаошж

Версия

Адрес каталога обновлен

Вк/яочвтъ в содержа** справки Слраво*<ая ю'Формаїия

Режим улравлегмя блокировкой дамы Режим автокумераиы объектов Режим испо/ъэовагмя модагъности Режим совместимости кмтерФейса Режим совместимости

Управляє»**

Не освобождать автоматик

Испогмовать

Тжси

Не испогмовать

Задаем

I ^ Внеияме исто*я*и да*я>ос

Рис. 15. Таблица свойств "Конфигуратора"

2. Внизу открывшейся справа панели найдите пункт "Режим использования модальности". Установите его значение в "Использовать" (рис. 16).

?Совместимость:

Режим управления блокировкой данны Управляемый

-

Режим автонумерации объектов

Не освобождать автоматиче

-

| Режим использования модальности

I ' с п о г ь з о в а тъ (

-

Режим совместимости интерфейса

Такси

-

Режим совместимости

Не использовать

-

Режим использования модальности

Рис. 16. Режим использования модальности

3. Нажмите на значок дискеты, чтобы сохранить изменения (рис. 17).

Д1 Конфигуратор - Конфигурация

I Файл Правка Конфигурация Отладка Администрирование I

!? а а I и чьи II® а|**| сз о,|

Конфигурация* _ X

Действия ? в#6Х4*0?

Конфигурация

9

® о® Общие йз Константы 1111 Справочники

Рис. 17. Сохранение изменений

Ввод данных от пользователя

Задание 12. Требуется, чтобы пользователь ввел два числа, а компьютер посчитал и вывел их сумму.

Задача простая — складывать числа мы умеем, выводить тоже. Но как получить их от пользователя?

Для этого существует специальная команда ВвестиЧисло. В качестве параметра она принимает имя, с которым будет связано значение, введенное пользователем.

Введем первое число:

Число А = 0;

ВвестиЧисло(ЧислоА);

Обратите внимание, что в первой строчке мы связываем имя со значением ноль. Проводим первоначальную инициализацию имени. Это нужно сделать обязательно перед первым использованием имени в качестве параметра для команды.

Введем второе число:

ЧислоБ = 0;

ВвестиЧисло(ЧислоБ);

Теперь вычислим сумму введенных чисел и свяжем ее с именем СуммаЧисел:

СуммаЧисел = ЧислоА + ЧислоБ;

Чтобы показать получившуюся сумму пользователю, используем еще одну новую команду ОткрытьЗначение:

ОткрытьЗначение(СуммаЧисел);

Весь код целиком

ЧислоА = 0; // объявили первое число и указали, что оно равно нулю

ВвестиЧисло(ЧислоА); // ввели его новое значение от пользователя

// сделали то же со вторым числом ЧислоБ = 0;

ВвестиЧисло(ЧислоБ);

// сложили оба введенных числа СуммаЧисел = ЧислоА + ЧислоБ;

// и вывели их значение пользователю ОткрытьЗначение(СуммаЧисел);

Задание 13. Разработать программу, которая вводит от пользователя радиус круга, а затем вычисляет и выводит длину его окружности. Формула для вычисления длины окружности:

2 * Пи * Радиус, где Пи = 3.14.

Решение.

РадиусОкружности = 0; // объявили имя РадиусОкружности и // присвоили ему значение ноль

ВвестиЧисло( РадиусОкружности); // ввели число от пользователя Пи = 3.14; // объявили новое имя со значением 3.14

ДлинаОкружности = 2 * Пи * РадиусОкружности; // по формуле

// вычислили длину окружности // вывели полученное по формуле значение пользователю ОткрытьЗначение(

"Длина окружности радиусом " +

РадиусОкружности + " равна" + ДлинаОкружности);

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >