Потребность в создании централизованных систем оперативно-розыскной информации
С усложнением социальных процессов появилась потребность в создании централизованных систем. В зарубежной практике эта тенденция выразилась в организации мощных информационных центров. Например, в Национальном информационном центре США сосредоточиваются частичные (ключевые) сведения о подозреваемых и разыскиваемых преступниках. При обнаружении искомой информации запрос автоматически переадресовывается в соответствующий ИЦ штата с одновременным сообщением абоненту кодов других абонентов, которые ранее интересовались этим объектом учета. Это дает возможность устанавливать взаимодействие со всеми аппаратами, которые располагают какой-либо информацией.
юо
Автоматически решается и другая задача: каждое первоначальное сообщение об объекте учета или изменения данных о нем автоматически формируют запрос в систему, благодаря чему любая полицейская инстанция может установить, не вводил ли уже какой-нибудь аппарат аналогичную информацию (25; 207).
В Национальный центр криминальной полиции в Риме стекаются все протоколы о наиболее тяжких преступлениях. По ним сопоставляются следы и иные сведения о преступлениях. Используются эти протоколы и в аналитических целях, позволяя прослеживать тенденции преступности. Зачастую преступления, которые при локальной оценке казались обычными, в сопоставлении с другой информацией оказываются звеном в серии преступлений, совершаемых организованными преступными сообществами (79).
В отечественных органах внутренних дел, испытывая потребность в централизации оперативно-розыскной информации, с начала 70-х годов пошли по пути создания многих видов алфавитных картотек на разные категории лиц: осужденных за особо опасные преступления; наркоманов, содержателей притонов; вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность и аморальные занятия и т.д. Всего к 1974 г. в органах внутренних дел существовало до 70 названий алфавитных картотек, как предусмотренных, так и не предусмотренных нормативными актами МВД СССР. Они явились результатом стремления восполнить нехватку оперативно-розыскной информации.
В этой связи определенный интерес представляет исследование, проводившееся в ГДР. Изучив состояние оперативной информации в городах с населением свыше 200 тыс., немецкие криминалисты пришли к выводу, что успеху в борьбе с преступностью в значительной мере препятствуют недостатки в сборе, обработке и анализе оперативной информации, децентрализо-ванность и разобщенность основных ее источников — картотек и архивов (связь между преступлениями, преступниками, изъятыми следами и другими доказательствами выясняется слишком поздно или вовсе остается неизвестной).
Одним из вариантов устранения указанного недостатка стало создание информационных центров, сосредоточивших более тридцати картотек ручного поиска (по кличкам, пьяниц, опасных рецидивистов, содержателей нелегальных квартир и др.). Уже по данному перечню можно судить, что в этом варианте шли по пути создания параллельных картотек с целью расширения количества признаков, по которым можно вести поиск. Однако, как видно из названий картотек, такое расширение происходило только за счет одной группы признаков, а именно, характеризующих типы правонарушителей.
Множественность картотек была характерна для работы с информацией полиции США. В статье Т. Куна перечислены картотеки: сексуальных преступлений и извращений; наркоманов; хронологическая картотека газетных вырезок, касающихся преступников; кличек, картежных игроков и пр. Характерно, что в сыскную картотеку, где учтены все известные полиции преступники, помещали вырезки из газет, результаты наблюдения за подозреваемыми, материалы, полученные из других следственных органов. Речь идет о сосредоточении всей информации об известном преступнике в одном месте (353, с. 42—44).