ЗНАЧЕНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИНДИВИДУААЬНОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДДЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прогнозирование индивидуального преступного поведения как важный элемент оперативно-розыскной деятельности
Известно, что вся система оперативно-розыскных учетов, тактика выявления лиц, представляющих оперативный интерес, всегда строились на предположении:
- • вероятности рецидива преступного поведения;
- • рецидива иных правонарушений, возрастания их общественной опасности;
- • вероятности формирования личности преступника с учетом тенденции к аморальным поступкам, избирательному выбору круга общений, повышенного интереса к преступному образу жизни.
По существу, прогнозирование являлось и является важнейшим элементом оперативно-розыскной деятельности, предполагающим классификацию правонарушителей и выбор форм адекватного реагирования на разные виды отклоняющегося допреступного поведения.
Элементы прогнозирования находили и находят свою реализацию в ведомственных нормативных актах МВД, определяющих систему признаков, по которым можно предполагать вероятность преступного поведения и избирать меры предупреждения или пресечения преступной деятельности.
Но практика и нормотворчество, регулируя важнейшие элементы оперативно-розыскной и профилактической деятельности, достигли лишь эмпирического уровня. И на этом уровне удается исследование причинных связей (а именно в этом главное теоретическое и практическое содержание прогнозирования), которое имеет свои преимущества: «наблюдаемость причинности», применение методов сравнения, «проб и ошибок». Именно эти методы дают материал для обобщений и группировки признаков, которые закрепляются в нормативных актах в качестве условии «выоорки» определенных категории лиц для постановки на тот или иной вид учета. Но очевидны и слабости эмпирического исследования причинности. В философской литературе отмечается громоздкость методов, значительно большая вероятность ошибок, чем при обращении к теоретическим методам.
Теоретическую разработку проблемы прогнозирования индивидуального преступного поведения можно отнести к концу 60-х — началу 70-х годов, что нашло отражение в работах В.Н. Кудрявцева, Г.А. Аванесова, С.С. Овчинского.
Однако в последующие годы исследования по данной проблеме развивались относительно медленно, хотя в публикациях, несомненно, сделан шаг от общей постановки проблемы к конкретным методическим рекомендациям. Актуальность же проблемы возрастала и по мере создания мощных автоматизированных информационно-поисковых систем оперативно-розыскного назначения, требующих устранения «неработающей» информации, и по мере совершенствования целей и методов индивидуальной профилактики, и по мере усложнения задач изучения оперативной обстановки.
Анализ опубликованных работ и проведенные нами исследования позволяют констатировать важный этап теоретических достижений советской криминологии в решении данной проблемы. Сложилась достаточно стройная концепция, которая:
- • признает необходимость и возможность прогнозирования индивидуального преступного поведения;
- • связана с теорией причин преступности и причин индивидуального преступного поведения, разработанной в отечественной криминологии;
- • предполагает комплексную методику познания, сцепки и предвидения тенденций развития столь сложных явлений, каковые представлены детерминантами преступного поведения.
Очевидно, что задача теории оперативно-розыскной деятельности заключается в том, чтобы, во-первых, способствовать получению научной информации для углубленного исследования проблемы в целом, во-вторых, создать прикладное учение прогнозирования, обеспечивающее решение оперативно-тактических и профилактических задач.
Результаты наших исследований по сформулированным выше основным положениям концепции прогнозирования индивидуального преступного поведения сводятся к следующему.