ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХОТЫ КАК ВИДА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА
ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНЫМ МИРОМ, ОХОТЫ И СОХРАНЕНИЯ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1] (далее — Закон об охоте), «охота» определяется как деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. «Сохранение охотничьих ресурсов» — деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства. В свою очередь «охотничьи ресурсы» — объекты животного мира, которые в соответствии с Законом об охоте и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.
Необходимо показать терминологическую связь и преемственность в части понятий и принципов правового регулирования между Федеральным законом «О животном мире» (далее — Закон о животном мире) и Законом об охоте.
Среди основных понятий, сформулированных в ст. 1 Закона о животном мире, насчитывается пять определений, имеющих отношение к пользованию животным миром: «использование объектов животного мира», «устойчивое использование объектов животного мира», «охрана животного мира», «пользование животным миром», «пользователи животным миром». Все они имеют и самостоятельное значение, и связь с правом пользования животным миром — одним из видов природных ресурсов, относящегося к биологическому компоненту окружающей среды.
Отчетливо видно, что наряду с понятием «пользование животным миром» в ст. 1 Закона о животном мире определено понятие «исполь-
зование объектов животного мира», причем в определении первого термина использован второй.
Так, «пользование животным миром» — юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира. В свою очередь, «использование объектов животного мира» — изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового.
Сопоставление приведенных определений наглядно показывает, что в терминологии Закона о животном мире присутствует тавтология, которую можно было бы избежать, объединив их в одно определение — «пользование животным миром (его объектами)». По нашему мнению, такое терминологическое решение позволило бы уйти от имеющейся проблемы некорректности и неопределенности понятий и нашло бы соответствие с гражданско-правовой терминологией, а именно, с правом пользования.
Такой подход обеспечил бы и реализацию права государственной собственности на объекты животного мира (ст. 4 Закона о животном мире), когда государство — собственник предоставляет право пользования таковыми другим субъектам — гражданам и юридическим лицам, а также реализацию права на объекты животного мира лиц, не являющихся их собственниками (ст. 33 Закона о животном мире).
В приведенных определениях: 1) под пользованием понимается деятельность, разрешенная законодательством; 2) называются субъекты этой деятельности; 3) обобщенно представлены виды и способы пользования животным миром.
Понятие «право пользования животным миром» в ст. 1 Закона о животном мире не дано, его содержание раскрыто в гл. V этого Закона, которая называется «Пользование животным миром».
Специально оговорено, что объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным Законом о животном мире и Законом об охоте (ст. 33). Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться такие виды пользования животным миром, как: охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.
Что касается способов пользования животным миром, то, исходя из толкования ст. 34, пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.
Перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без разрешения запрещено, определяется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации1.
Одним из самых распространенных видов пользования животным миром является охота.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется упомянутым выше Законом об охоте, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законом об охоте регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (они же — отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов). Имущественные отношения, связанные с оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты, регулируются гражданским законодательством. Действие Закона об охоте не распространяется на отношения, связанные с использованием и защитой диких животных, содержащихся в неволе.
В статье 1 Закона об охоте определены понятия, которые тесно связаны с понятием «охота»: так, «способы охоты» — это методы и приемы, применяемые при осуществлении охоты, в том числе с использованием охотничьих сооружений, собак охотничьих пород, ловчих птиц, а «орудия охоты» — огнестрельное, пневматическое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», а также боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты.
См. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии от 30 апреля 2010 г. № 138 (ред. от 17 июня 2014 г. № 267) «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» // Российская газета. 25.06.2010.
Основные принципы правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, закрепленные в ст. 2 Закона об охоте, соответствуют основным принципам в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Это принципы: обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия; установления дифференцированного правового режима охотничьих ресурсов с учетом их биологических особенностей, экономического значения, доступности для использования и других факторов; использования охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными, и другие.
Установленные в фаунистических законах принципы демонстрируют характерную особенность правовой охраны животного мира, включая охотничьи ресурсы, согласно которой их охрана осуществляется, прежде всего, посредством законодательно установленных требований по их рациональному использованию.
Следует отметить, что в Законе о животном мире (ст. 39), как и в Законе об охоте (ст. 10) установлены антимонопольные требования относительно приобретения и реализации права на пользование животным миром, и соответственно — в области охоты и сохранения природных ресурсов. Несмотря на то обстоятельство, что такие требования отсутствуют в статьях законов, непосредственно посвященных принципам правового регулирования, по нашему мнению, защита конкуренции, в частности, в отношениях, возникающих в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, имеет важное, причем принципиальное, значение. Таким образом, установлен принцип защиты конкуренции, согласно которому не допускаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом, группой лиц1.
Государственный контроль за экономической концентрацией в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
- [1] СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3735..