Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Культура. Религия. Толерантность. Культурология

Современное старообрядчество

К концу XX в. старообрядчество не столкнулось с резким количественным приростом числа верующих, как другие конфессии, однако социологи отмечают положительную динамику в начале XXI в. Согласно последним исследованиям Ю.Ю. Синелиной, к старообрядчеству себя относят 5 % россиян (столько же, сколько и мусульман), и это, как поясняет социолог, новое явление, требующее дополнительного изучения и анализа[1]. Причин здесь, на наш взгляд, несколько: от общеисторических к социологическим.

1. Цивилизационная причина

Цивилизационный кризис, связанный с утратой системообразующих ценностных ориентиров социума, неизбежно приводит к поиску самоидентификации, национальной идеи. Из ретроспективных религиозных концептов староверие выступает в качестве наиболее бескомпромиссной идеи русскости, традиционности, возврата к старине и золотому веку, осознания своего особого пути как единственно возможного для сохранения цивилизационной целостности в истории и импульса для нового витка исторического развития России без подражательства и на собственных основаниях и стратегиях, в том числе экономических.

2. Социокультурная причина

Старообрядчество всегда способствовало сохранению уникальных культурных форм: знания, книжности, иконы, музыки, бытового уклада, семьи. Обращение к старообрядчеству — это обращение к истокам русской культуры, укрепление семейных устоев в противостоянии масс-культу и размыванию семьи. Старообрядчество — наиболее последовательное самобытничество и реализация особого пути России, отличного как от условного Запада, так и от условного Востока, воплощение «русской идеи» и русского мессианизма в истории.

3. Общественно-политическая причина

Старообрядчество всегда было гонимо, оно никогда не отождествлялось с государством, не было государственной церковью, для него характерен дух нестяжательства и широкий внутренний демократизм. Даже в условиях гонений и исчезновения собственных священников староверы сохранили приходскую жизнь, поповцы с большими усилиями и трудностями обрели и сохранили священническую иерархию. В силу исторических обстоятельств в старообрядческой общине существует распределение обязанностей между верующими. Основным лицом всей административной и хозяйственной жизни староверской общины выступает староста и общинный совет, в функции которых не стремится вмешиваться священник. Руководство молитвенной и богослужебной практикой ведет уставщик. К нему обращается священник для того, чтобы уточнить уставные изменения службы на день. За музыкальную часть богослужения отвечает регент хора. Таким образом, за священником остаются только его сакрально-литургические функции, исповедание и исполнение треб.

Формирование кадров духовенства в старообрядчестве имеет существенные особенности. Кандидаты в священники выбираются самой общиной из своих же наиболее уважаемых членов. После наставления в основах устава, пения, богослужебной практики его отправляют для стажировки и рукоположения к правящему архиерею. Такой стиль жизни складывался десятилетиями. Именно он помогал выжить старообрядческой церкви в периоды самых жестоких гонений. Более пристальное изучение вероучения, культуры, экономического и бытового уклада древлеправославия, по утверждению как старообрядцев, так и исследователей, могли бы всемерно способствовать развитию институтов гражданского общества. У России есть свои исторически обусловленные и разработанные демократические традиции: «Христианская религия в тех случаях, когда она не обслуживает интересы государства, сама по себе крепкая основа для развития демократического

строя»

убежден сотрудник центра древнерусской духовной куль

туры «Старая Русь» Д. Лупекин.

Россия имеет собственные вековые традиции демократического устроения, что связано со старообрядческой соборностью как формой консервативной демократии. Сама организация Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) является соборной и прозрачной, с максимальным участием мирян в жизни церкви и приходов. Все должности являются выборными. Старообрядчество показывает пример возможной автономной самоорганизации без помощи и контроля государства, западных влияний в сторону формирования свободного общества с традиционными ценностями. Оно демонстрирует тягу людей к солидарности, ценность духовной жизни, истории. [2]

Современные старообрядцы, оставаясь приверженцами «старины», оставили в прошлом локальную изолированность, стали более открытыми обществу. Сегодня, как и в прошлом, главной социальной задачей староверов является сохранение старообрядческих общин и уникальной культуры старообрядчества. Именно на это направляются усилия руководства старообрядческих согласий и общин, значительная часть их материальных ресурсов.

Социальная активность старообрядческого сообщества Социальная активность старообрядческого сообщества направляется преимущественно на ряд сфер, которые мы попытаемся рассмотреть, анализируя документы соборов РПСЦ, Русской древлеправославной церкви (РДЦ), материалы старообрядческой прессы10 .

Укрепление и развитие старообрядческих общин как оплота старой веры, работа с молодежью и восстановление былых приходов

Несмотря на имеющуюся статистику Министерства юстиции, точное количество старообрядческих общин в РФ подсчитать трудно. В силу сложившейся традиции старообрядцы никогда не стремились к обязательной официальной регистрации существующих общин, к тому же многие сельские общины, особенно беспоповские, состоят из людей преклонного возраста, процедура регистрации для них затруднительна или вовсе не нужна, ибо не имеет непосредственного отношения к исповеданию веры. Рост общин и освещение новых храмов может стать началом возрождения старообрядчества только при условии развития полноценной приходской общиной жизни в них.

Наши собственные полевые исследования среди старообрядцев Нижегородской области (РПСЦ, РДЦ, поморцев) свидетельствуют о развитой приходской общинной жизни у старообрядцев, представляющих собой сплоченную общность, связанную семейными и дружескими связями. Многие старообрядцы участвуют в службе семьями. Жизнь в храме не заканчивается после богослужения, прихожане учатся знаменному распеву, изучают старопечатные книги, плетут лестовки и т.д. Обычным для старообрядцев является ношение традиционного русского костюма во время богослужений, особенно праздничных. В разное время и в приходы разных согласий мы приходили на службу с участниками конференций, студентами, иностранными гостями — всех поражало сознательное исповедание веры, то есть понимание участниками богослужения смысла всего происходящего, сплоченность верующих, желание посвятить интересующихся в суть своей культурной традиции. Она же невозможна без изучения истории и культуры старообрядчества, постоянного и сознательного участия в ней молодежи. [3]

Именно молодежь охотно участвует в реставрационных работах, социальном служении, но работу с ней, по мнению самих старообрядцев, надо начинать с семьи.

В Московской митрополии действует отдел по работе с молодежью, возглавляемый иереем Александром Масловым. В активе молодежного отдела — целый ряд успешно организованных и проведенных мероприятий: организация паломнических поездок и походов, молодежных встреч, конференций. Направления работы с молодежью разнообразны: это общественно-приходские мероприятия, приуроченные к церковным праздникам; организация культурных мероприятий по возрождению утраченных национальных традиций (древнерусское церковное пение, церковно-славянский язык, популяризация народных ремесел и традиционного уклада жизни); общеобразовательные программы для прихожан в виде паломнических экскурсий к православным святыням; работа с молодежью по воспитанию в подрастающем поколении патриотических чувств, уважения к своей стране, предкам и благочестивым традициям. РПСЦ приветствует и расширение экскурсионной деятельности для студентов и школьников в восстанавливаемой Рогожской слободе, где они не только знакомятся с архитектурными памятниками, но и узнают о традициях староверия. Более того, «в правительство Москвы <...> были внесены предложения по расширению и улучшению работы Церкви с молодежью: создание центра ремесел, центра народного творчества, репетиционной базы для певческих коллективов; создание паломнического центра, постоялого двора для паломников; учреждение медицинского центра для инвалидов и больных; организация приюта для сирот и бездомных; рассмотрение возможности выделения эфирного времени для демонстрации фильмов и выпуска телепередач с религиозной тематикой»[4]. Подобное предложение со стороны самой крупной старообрядческой церкви можно рассматривать не только как активизацию работы с молодежью, преодоление изоляционизма и привлечение внимания к традиционной культуре, но и как переход к миссии в молодежной среде.

Восстановление значимых историко-архитектурных ансамблей, связанных с историей старообрядчества

Поддержание и реставрация старообрядческих памятных мест: монастырей, мест подвижничества и мученической кончины идеологов раскола и других проповедников, святых могилок, пустошей, установление крестов на местах, значимых для старообрядцев.

Самым масштабным проектом не только последнего десятилетия, но, пожалуй, и столетия стало возрождение Рогожского архитектурноисторического ансамбля силами московского правительства. Почти десять лет на территории Рогожского ведутся реставрационные работы, начатые еще при мэре Ю.М. Лужкове, первый этап их близок к завершению. С рабочими визитами Рогожское регулярно посещают члены правительства г. Москвы, руководители департаментов культурного наследия и межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями столицы для обсуждения и решения проблем, возникших в ходе реставрации рогожских памятников архитектуры. Был обсужден ряд рабочих вопросов, в частности возможность восстановления аварийного здания богадельного дома (памятник конца XIX в.) для размещения паломников, перенос служебных помещений Рогожской общины и обустройство на их месте Соборной площади, участие городских служб в эксплуатации общедоступной территории комплекса: прудов, газонов, зеленых насаждений.

В июне 2012 года Информационно-издательский отдел совместно с департаментом культурного наследия Москвы провел на территории Рогожского пресс-конференцию, посвященную объектам культурного наследия федерального значения: Покровскому кафедральному собору и храму Рождества Христова на Рогожском кладбище, — входящим в состав Рогожского архитектурно-исторического ансамбля.

Среди общероссийских проектов реставрации старообрядческих центров можно назвать проект Древлеправославной Поморской церкви по рекультивации Русского Севера. В Нарьян-Маре в 2011 г. начато строительство паломнического комплекса на месте заключения и гибели протопопа Аввакума.

Всемерное развитие уникальной старообрядческой культуры: искусствоведческая экспертиза, сотрудничество сучеными, участие в научных конференциях и т.д.

Изучение истории и культуры старообрядчества, опыт выживания и созидательной работы в сложных обстоятельствах, по убеждению старообрядцев, «может сплотить русский народ и способствовать его духовно-нравственному возрождению»[5], ибо особенности русской национальности наиболее полно и ярко сохранились в старообрядчестве. Поэтому наиболее крупные старообрядческие согласия переходят от свойственной им ранее замкнутости к открытой информационной политике, поощрению внеконфессионального интереса к старообрядчеству, активно сотрудничают с учеными. С 2004 г. действует созданный по благословению митрополита Андриана официальный сайт РПСЦ. В Интернете работает ряд других ресурсов: РДЦ, Древлеправославной Поморской церкви, — рассказывающих о жизни, текущих новостях, истории и традициях старообрядчества. Митрополит Корнилий отмечал: «Если в прошлом о старообрядчестве чаще писали и говорили люди внешние, то сегодня доступна информация, можно сказать, из первых рук»[6]. Смысл такой информационной политики не только в изучении интересующимися исторического опыта старообрядчества, но и в желании открыть согражданам истину христианской православной веры — такова миссия в интернет-пространстве.

Научное сообщество в период насильственной секуляризации немало содействовало сохранению старообрядческой культуры в самых различных ее формах, ученым же принадлежала и до сих пор принадлежит инициатива в проведении различных конференций по истории и культуре старообрядчества, в которых принимают все более активное участие и представители старообрядческих согласий. Так, в 2009 г. делегация Русской православной старообрядческой церкви во главе с митрополитом посетила выставку «Образы и символы старой веры», проходившую в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, на которой было представлено более 1 000 экспонатов, включая иконы, старообрядческие рукописи, облачения, утварь, народные костюмы, произведения прикладного искусства, созданные представителями различных старообрядческих согласий в XVII—XIX вв. После этого состоялась VI Научная конференция памяти Н.В. Покровского «Образы и символы старой веры». Активное участие приняли старообрядцы и в научно-практической конференции «Старообрядчество: история и современность», также прошедшей в Санкт-Петербурге; в вечере памяти известного старообрядческого промышленника и благотворителя Козьмы Тереньевича Солдатенкова, состоявшемся в московском Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей. Встречи с учеными и общественными деятелями прошли во время презентации нового труда доктора исторических наук, сотрудника Государственного Исторического музея Е.М. Юхименко «Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства» во время открытия выставки «Торжество православия», организованной Министерством культуры РФ в филиале Государственного Исторического музея в Новодевичьем монастыре.

В 2011г. староверы с удовлетворением встретили выход на экраны фильма режиссера Николая Досталя «Раскол», консультантом которого был сотрудник Московской митрополии РПСЦ Глеб Чистяков. Искренний интерес к проблеме раскола XVII в. и неангажированная позиция самого режиссера позволили создать настоящее историческое полотно о событиях далекого прошлого. 2011 г. был отмечен рядом конференций по старообрядческой тематике, в которых староверы сотрудничали с учеными: в октябре прошла научно-практическая конференция «Липоване: русские старообрядцы на Дунае (история и культура)», приуроченная к 200-летию переселения в Бессарабию казаков-некрасовцев, спустя месяц в Москве открылась X Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность», в которой приняли участие десятки российских и зарубежных ученых. Всего же на прошедших с середины 90-х гг. конференциях «Старообрядчество: история, культура, современность» выступили более 630 ученых из разных стран мира, было подготовлено и издано 8 сборников материалов.

В 2012 г. старообрядчество отметило несколько исторических памятных дат. Одна из главных — 330-летие со дня казни пустозерских мучеников и исповедников: протопопа Аввакума, иерея Лазаря, дьякона Феодора и инока Епифания. 25—26 апреля 2012 г. в Костромском государственном педагогическом институте состоялась Всероссийская научная конференция, посвященная 330-летию мученической кончины протопопа Аввакума. В конференции приняли участие сотрудники Информационноиздательского и Архивного отделов Московской митрополии РПСЦ, преподаватели духовного училища, ученые — специалисты в области отечественной истории, философии, религиоведения, архивного дела, искусствоведения, филологии, краеведения, учителя, сотрудники музеев и библиотек. Проведены также вечера песнопений, совершен крестный ход на родину протопопа Аввакума в с. Григорово из Большого Мурашкино (Нижегородская область). В мае того же года в Московской митрополии состоялся круглый стол «Книжные богатства Русской православной старообрядческой церкви и доступ к ним: цели, задачи, проблемы, перспективы». Это мероприятие было организовано архивно-библиотечным отделом митрополии и проведено в рамках проекта «Общедоступный читальный зал Архива и Библиотеки редких книг и рукописей Русской православной старообрядческой церкви». Этот проект осуществился при поддержке Института проблем гражданского общества.

Не осталось безучастным старообрядчество и к 200-летию победы над французами в Отечественной войне 1812 г. В программу юбилейных мероприятий, посвященных этой дате, вошли издание буклета, проведение научно-исторической конференции, выступление хора казаков Рогожской станицы. Главным событием стало открытие выставки «Москва старообрядческая. Отечественная война 1812 г.» в здании отреставрированного Христорождественского храма. На выставке, которая была подготовлена под руководством иерея Алексия Лопатина, ярко отражена заслуга старообрядцев, проявивших мужество и стремление служить Отечеству в грозные для Родины времена. Также были представлены материалы о знаменитых старообрядцах, прославившихся в те времена. Среди них: казацкий атаман Матвей Иванович Платов, чьи войска освобождали Москву, а затем и всю Россию, старообрядец-купец Прокопий Шелапутин, который исполнял обязанности московского городского головы в военное время, протоиерей Иоанн Ястребов, сумевший сохранить православные святыни Рогожского от разграбления во время захвата Москвы французами.

Усилиями Информационно-издательского отдела Московской митрополии РПСЦ проведена третья, уже ставшая традиционной, церемония награждения авторов, издателей, журналистов за вклад в публицистическую, творческую, информационную и просветительскую деятельность, посвященную теме старообрядчества. «Представители нашей Церкви сегодня имеют возможность нести слово о православии, проповедь мира и любви, выступая на страницах газет и журналов, на сайтах различных СМИ. Это дает возможность разъяснения позиции нашей Церкви по актуальным вопросам сегодняшнего дня, формирования общественного мнения, незамутненного прежними антистарообрядче-скими мифами»,— сказал митрополит Корнилий[7]. В число награжденных вошли более двадцати ученых, писателей и работников кино, среди которых режиссер фильма «Раскол» Н.Н. Досталь. Среди награжденных были официальные представители и других старообрядческих согласий.

Для большего удобства в работе исследователей и учащихся духовного училища РПСЦ в 2012 г. продолжалась работа Библиотечноархивного отдела митрополии по составлению научных каталогов Рогожского книгохранилища и архива митрополии под руководством иерея Александра Панкратова, организации музейных выставок, подготовке научно-исторических изданий, в частности альманаха «Во время оно». Был открыт читальный зал при хранилище редких книг и рукописей, расположенном в храме-колокольне. Результатом открытия библиотеки и издания каталогов и описаний фондов стало введение в научный оборот более шести тысяч рукописей и редких книг, среди которых уникальные книги дораскольного издания. Все это способствует существенному расширению круга источников для ученых, изучающих староверческое и, в широком смысле, православное наследие, и всех, кто интересуется историей церкви, и откроет возможность прикоснуться к книжным сокровищам, сохраненным нашими предками.

Нижегородские старообрядцы по мере своих сил также сотрудничают с нижегородскими учеными, в частности с Институтом рукописной книги, помогают в деятельности археографических экспедиций. Представители РПСЦ участвовали в Международных научно-практических конференциях «Религии Поволжья: проблемы социального служения» (2008 г.), «Религии России: проблемы социального служения» (2010 г.), «Исповеди в зеркале. Межконфессиональные отношения в центре Евразии на примере Волго-Уральского региона XVII—XXI вв.» (2010 г.), «Религии России: проблемы социального служения и патриотического воспитания» (2013 г.), проводимых на базе Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова; в работе круглого стола «Религии и средства массовой информации» приняли участие также и представители РДЦ, с докладом выступил редактор газеты «Старообрядец» С.В. Рудаков, постоянный участник всех научных мероприятий, связанных с древлеправославием, что находит отражение на страницах выпускаемого им издания. Участники конференций после теоретической ее части посещают Успенский старообрядческий храм, встречаются с активом старообрядческой общины, знакомятся со знаменным пением в исполнении мужского хора РПСЦ.

Современные старообрядцы активно сотрудничают с учеными, понимая, что это один из наиболее действенных путей привлечения общественного внимания к нуждам и проблемам старообрядчества и наиболее эффективный метод сохранения аутентичной старообрядческой культуры и традиции, исследованием и реконструкцией которой и занимаются историки, филологи, фольклористы, лингвисты, искусствоведы и другие специалисты.

Образовательные программы: воскресные школы, исторические

и духовно-нравственные конкурсы, познавательные поездки, детские лагеря

Первоочередной задачей в образовательной сфере старообрядческого сообщества является развитие духовного образования, традиция которого была прервана в советский период, когда у староверов не было собственных духовных учебных заведений. Существовала практика самовоспро-изводства на основе самообразования, поэтому в старообрядчестве остро стоит проблема теологической и в целом церковной грамотности. Как свидетельствует глава крупнейшей старообрядческой церкви — РПСЦ — митрополит Корнилий, «Церковь нуждается в образованных священнослужителях, головщиках, уставщиках, преподавателях воскресных школ. Духовное образование сегодня — одна из основных задач нашей Церкви. Важность ее тем более возрастает, поскольку в ближайшее время в общеобразовательных школах вводится по инициативе Президента РФ курс «духовно-нравственного воспитания»[8].

Вопрос о развитии духовного образования актуален для всех старообрядческих согласий, так как он является основой развития духовного просвещения в приходе, работы воскресных школ, качественной просветительской и экскурсионно-паломнической деятельности среди прихожан разных категорий, а особенно среди детей и подростков.

Старообрядцы выражают обеспокоенность ухудшением духовнонравственного состояния современного российского общества, тем, что молодое поколение в результате агрессии массовой псевдо культуры лишается нравственных ориентиров «свободы выбора между добром и злом». В меру своих сил они стараются привлечь к этому общественное внимание. Так, в 2009 г. митрополия РПСЦ направила обращение к министру культуры с предложением создать общественнонаблюдательный совет с целью влияния на СМИ, пресечения выпуска безнравственных программ и изданий, для создания общественного мнения, осуждающего пропаганду порока, для воспитания чувства духовного самосохранения и раскаяния в грехах. Государство, по мнению руководства старообрядцев, понимает, что для ответа на вызовы современности необходима опора на общественное согласие, на возвращение к истокам и формам устроения духовной жизни, дававшим возможность народу Руси преодолевать любые трудности: «Все, что касается инициатив государства и других традиционных конфессий по сохранению духовности, здоровья нации, мы поддерживаем и участвуем в этом, если это не противоречит устоям и правилам нашей веры» . В 2010 г. делегация РПСЦ участвовала во Всемирном русском народном соборе, главной темой которого была проблема национального образования, формирование личности и гражданского общества. У старообрядчества появилась еще одна возможность донести свой голос до всех, кто хочет услышать их мнение о путях преодоления духовного, культурного и экономического кризиса: «Выступление на подобных форумах показывает, что старообрядчество, сохранившее веру своих предков, живо и готово участвовать в меру своих сил в духовном возрождении России»[9] [10].

Что касается дискуссий по поводу преподавания религиозного предмета в школе, старообрядцы пришли к мнению, что конфессионально неориентированное светское просвещение детей принесет больше пользы, чем конфессионально ориентированное преподавание основ религии в обществе, далеком от христианской веры.

Социальное служение: пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление традиционной семьи, материнства и детства, борьба за трезвость, богословская оценка биотехнологий и др.

Старообрядцы бережно хранят память о старообрядческих меценатах и благотворителях прошлого, говорят о необходимости возрождения традиций социального служения — помощи нуждающимся людям тогда, когда эта помощь необходима. В вопросах служения бедным и обездоленным старообрядцы выражают готовность сотрудничать с государством и другими конфессиями, если это не затрагивает основ их веры. Социальное служение становится все более значимой темой с 2012 г., хотя ни финансовых, ни людских ресурсов для полноценного участия в нем у старообрядчества (в отличие от Русской православной церкви, католиков и протестантов) нет.

Основой развития социального служения может быть исторический опыт, личный пример и образ жизни старовера, а также, что немаловаж-

но, подвижничество отдельных священнослужителей и мирян. К историческому опыту старообрядчества обращается его руководство, констатируя распространение в России алкоголизма, табакокурения и нового порока — наркомании, ибо на протяжении веков старовер был образцом трезвости и воздержания от других пагубных пороков.

Таким образом, современное старообрядчество, не имея внешней поддержки, ориентируется на свой исторический опыт, личную аскезу и необходимость вершить добрые дела и демонстрировать личный христианский пример в секулярном мире. Основой социального служения выступает как личная, так и общинная, соборная древлеправославная вера, ее внутренние демократические основания, опирающиеся на религиозную традицию староверия, культивацию традиционных форм семейных отношений и сохранения разнообразия русской этнической культуры. Социальное служение выступает и вариантом миссии старообрядчества во внешнем мире, постепенным отходом от свойственного старообрядцам изоляционизма, попыткой выйти из внутренней резервации, в которой оказался старообрядческий мир в результате гонений. Поэтому наиболее успешными проектами выступают научные и образовательно-просветительские. Идет сложный и небыстрый процесс восстановления старообрядческих общин, их постепенной легализации в современной России.

  • [1] Синелина Ю.Ю. Насколько православны наши православные // Журнал Московской патриархии. 2012. № 8. С. 78-81.
  • [2] Русские демократические традиции // Старообрядец. 2008. № 43. С. 1-2.
  • [3] Шиманская О.К. Социальная деятельность старообрядческих согласий: история и современность // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: Сборник статей. Выпуск 19. СПб.: Российское объединение исследователей религии, 2014. С. 219-242.
  • [4] Доклад митрополита Корнилия Освященному собору Русской православной старообрядческой церкви 2010г. Часть 1. Самарское старообрядчество// Электронный ресурс Интернет: http://samstar.ucoz.ru/news/doklad_mitropolita_ когпПна osvjashhennomu зоЬоги гшзкоі ргауозіаупоі staroobrjadcheskoj сегкуі 2010_§/2010-10-22-4140.
  • [5] Доклад митрополита Московского и всея Руси Корнилия Освященному собору Русской православной старообрядческой церкви. Москва, 20 октября 2009 г. Самарское старообрядчество // Электронный ресурс Интернет: http://samstar.ucoz.ru/news/doklad_mitropolita_moskovskogo_i_vseja_rusi_kornilija _osvjashhennomu_soboru_russkoj_pravoslavnoj_staroobrjadcheskoj_cerkvi/2009-10-20-2755.
  • [6] Доклад митрополита Московского и всея Руси Корнилия Освященному собору Русской православной старообрядческой церкви. Москва, 20 октября 2009 г.
  • [7] Доклад Преосвященнейшего митрополита Корнилия Освященному собору Русской православной старообрядческой церкви 2012 года// Электронный ресурс Интернет: http://rpsc.ru/mitropolit/vistupleniya/doklad-osvyashchennomu-5оЬоги-ги58ко)-ргауо5Іаупо]-8ІагооЬгуабсЬе8ко)-сегкуі-2012-§оба.
  • [8] Доклад митрополита Московского и всея Руси Корнилия Освященному собору Русской православной старообрядческой церкви Москва, 20 октября 2009 г. Самарское старообрядчество // Электронный ресурс Интернет: http://samstar.ucoz.ru/news/doklad_mitropolita_moskovskogo_i_vseja_rusi_kornilija _osvjashhennomu_soboru_russkoj_pravoslavnoj_staroobrjadcheskoj_cerkvi/2009-10-20-2755.
  • [9] Доклад митрополита Корнилия Освященному собору Русской православной старообрядческой церкви 2010г. Часть 1. Самарское старообрядчество// Электронный ресурс Интернет: http://samstar.ucoz.ru/news/doklad_mitropolita_ когпііііа 08УІа8Іі1іеппоти зоЬоги гшзкоі ргауозіаупоі staroobrjadcheskoj сегкуі 2010 §/2010-10-22-4140.
  • [10] ІГ2 Там же.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >
 
Популярные страницы