Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Культура. Религия. Толерантность. Культурология

ГЛОССАРИИ

Авраамические религии — иудаизм, христианство и ислам, близкие по своей догматике. Название религиям дано от имени пророка Авраама, жившего около 2000 г. до н.э. У Авраама было два сына: Исаак, который считается праотцом еврейского народа, и Исмаил, от которого берут начало арабы.

Айат (араб, «знак», «чудо», «знамение») — наименьший выделяемый отрывок коранического текста, «стих» Корана. Айаты объединяются в суры. Термин имеет древнееврейское происхождение, заимствован в арабский язык через арамейский. В исламской коранической экзегетике (толковании Корана) существовала дискуссия о количестве айатов, их нумерации, определении начала и конца конкретных айатов. Это отразилось на формировании религиозно-правовых школ (см. Мазхаб). Обстоятельства и хронология ниспослания тех или иных айатов и сегодня являются объектом изучения, что имеет важное практическое значение для мусульманского права (см. Фикх). В результате осмысления данной проблемы была выработана теория об «отменяющих» и «отмененных» айатах. Отдельными айатами, написанными или вырезанными на камне, дереве, украшают мечети и другие здания, их воспроизводят на надгробиях. Некоторым айатам и их частям приписывается магическая сила. Их рекомендуется прочитывать в различных жизненных ситуациях — ради избавления от джиннов, излечения от тех или иных болезней, при совершении бракосочетания, наречении имени, похоронах, во время поста в месяц рамадан и т.п.

Аббасидский халифат — феодальное теократическое государство, существовавшее с 750 по 1258 г. Правящая династия — Аббасиды. Претендуя на верховную власть, Аббасиды аргументировали это тем, что Омейяды, хотя и происходили из племени курейш, к роду Пророка, то есть к Хашимитам, не принадлежали. Аббасиды же вели свое происхождение от дяди пророка Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба из мекканского рода Хашим. Последний приходился братом отцу Мухаммада, Абдаллаху, и отцу Али, Абу Талибу. Первоначально Аббасиды не играли значительной роли в государственных делах. Но по мере того как в халифате росло недовольство правящей династией Омейядов, значение этого рода возрастало. Вследствие своего близкого родства с Алидами Аббасиды могли рассчитывать в борьбе за власть на поддержку шиитов. Праправнуку Аббаса, Мухаммаду ибн Али ибн Абдалле, удалось в начале VIII в. заручиться поддержкой нескольких шиитских кланов, которые признали его своим имамом. Ибн аль-Тикгак сообщает, что Мухаммад получил имамат от одного из шиитских имамов Абу Ха-шима Абдаллы, который, умирая, объявил его своим преемником.

В состав халифата входили территории современных арабских стран Азии, часть Средней Азии, Египет, Иран и Северная Африка. До завоевания халифата Бундами в 945 г. вел самостоятельную политику. После взятия в 1055 г. Багдада сельджуками аббасидские халифы владели только прилегающей к столице областью. В государстве Аббасидов в течение двух столетий происходил подъем, однако по мере усиления феодальной раздробленности халифата и в связи с ростом политического влияния гвардии, составленной из тюркских рабов-гулямов, династия постепенно пришла в упадок.

Халиф аль-Мансур перенес столицу халифата из Дамаска в Багдад, новый город, который он построил на реке Тигр. В период с 836 по 892 г. столицей халифата был город Самарра.

Арабский халифат — теократическое мусульманское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII—IX вв. и возглавлявшееся халифами. В старорусских источниках известно также под именами царства Агарянского и царства Измаильтянского, что, таким образом, включало его в общий список царств (империй) мира, известных книжным людям на Руси того времени. Первоначальным ядром халифата стала созданная пророком Мухаммедом в начале VII в. в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманская община — умма. В результате мусульманских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья (в частности, Армянское нагорье, Прикаспийские территории, Колхидскую низменность, а также районы Тбилиси), Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Синд. Эпоха существования Арабского халифата вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской науки и культуры именуются в исследовательской и публицистической литературе Золотым веком ислама.

Ареал (культурный)— 1) пространственная характеристика функционирования и развития культур; 2) теория культурных ареалов — концепция, разработанная американскими этнологами (основатель О. Мейзон) для изучения пространственного распространения явлений культуры, одна из разновидностей диффузионизма.

Аскетизм — принцип жизни, для которого характерно ограничение и подавление чувственных влечений и желаний, отказ от благ в целях достижения нравственного совершенства. Может включать пост и медитацию, отказ от собственности и отшельничество.

Архетип — форма коллективного бессознательного. Архетипы выполняют, согласно К. Юнгу, функцию моделей познания и поведения. Архетип — это бессознательный пласт культуры, источник мифологии, аккумуляция родовой памяти человечества.

Атрибутизироваииые свойства — необходимые, постоянные свойства (от понятия атрибут — необходимый, постоянный признак).

Влечения — пограничные, по Фрейду, образования между физическим и психическим (соматически-телесным и душевным), «психические представители», возникающие в недрах телесного аппарата и достигающие души раздражители. Характеризуются четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и энергией.

Влечение к жизни — влечение, целью которого является сохранение и поддержание жизни во всех ее проявлениях.

Влечение к смерти — присущие индивиду, как правило, бессознательные, тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние. Вовне проявляется в агрессии по отношению к людям и предметам.

Гетерогенность (от греч. етерос;— «разнородность»)— составляе-мость из различных по своей природе или происхождению частей; противоположность гомогенности. В гуманитаристике — пестрота, разнородность общества.

Гипостазированные существа — существа, обладающие рядом антропоморфических признаков, минимально необходимым из которых является разум. Гипостазировать— приписывать отвлеченным понятиям самостоятельное существование, рассматривать общие свойства и качества (например, мышление, волю) как самостоятельно существующие объекты; характерно для идеалистической философии.

Гупты — династия, правившая в Северной Индии в IV—VI вв. Гуп-ты вышли из мелких князей Магадхи. При Чандрагупте I, правившем в 320 — около 340 г. и принявшем императорский титул, началось образование государства Гуптов. Самудрагупта и Чандрагупта II Викрама-дитья (правил около 380—414 гг.) покорили всю Северную Индию, кроме Кашмира, Западного Пенджаба и Раджпутаны. Самудрагупта совершил также военный поход в Декан и Южную Индию. Скандагупта (V в.) вел тяжелую борьбу с племенами пушьямитров в Западной Индии и с эфталитами на северо-западной границе государства. При Будхагуп-те начался распад государства Гуптов. От него отпали Гуджарат, Малва, в начале VI в. эфталиты овладели западной частью государства. Правивший в первой половине VI в. Нарасимхагупта признавал верховную власть эфталитов и платил им дань. В середине VI в. империя прекратила свое существование, хотя представители рода Гуптов продолжали править в Магадхе вплоть до VII в.

Диалог цивилизаций— всемирное движение. В 1998 г. Генеральная Ассамблея ООН по предложению президента Исламской Республики Иран Мухаммеда Хатами приняла резолюцию, по которой 2001 г. был объявлен ЮНЕСКО годом «Диалога цивилизаций». 2002 г. — время проведения конференций в рамках «Диалога цивилизаций» в Москве, Хелуане, Дамаске, снова в Москве и т.д.

Диффузионизм — направление в изучении культур, основной предмет исследований которого — заимствование элементов культуры. Большую роль при этом играют пространственные характеристики распространения культур.

Дзэн-буддизм — одна из самых больших и распространенных школ буддизма в Китае, Японии, Корее и прочих странах восточной Азии. Слово «дзэн» происходит от санскрито-палийского термина «дхья-на» / «джняна», означающего глубокое сосредоточение, созерцание, а также отстраненность или избавление. В ранних текстах дзэн называют школой созерцания. Дзэн является развитием буддизма Махаяны. Научное название этого пути — «Сердце Будды» («Буддха хридайя»), а «дзэн» — более популярное. На сегодняшний день дзэн — одна из самых известных школ буддизма, широко освещенная как в художественной литературе, так и в СМИ. Дзен-буддизм принес из Индии в Китай Бодхитдхарма, после чего он получил широкое распространение в странах восточной Азии (Китай, Вьетнам, Корея, Япония). Традиции китайского чань, японского дзен, вьетнамского тхиен и корейского сон развивались во многом самостоятельно и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты в учении и стиле практики. Основной целью дзэн является проникновение в истинную природу ума. В отличие от ранних школ Индии и Китая, учивших достижению нирваны посредством накапливания благой кармы в череде перерождений, дзэн провозглашает достижение освобождения здесь и сейчас, не прибегая к новым перерождениям. При этом дзэн не стремится поставить некоторую цель, которую необходимо достичь в будущем, как это делается во множестве религий, а учит жить «во имя самой жизни». Дзэн также отличается от других буддийских школ тем, что не предлагает в качестве идеала нирвану. Дзэн отличается от других буддийских школ своей прямотой, простотой, практичностью и непосредственностью, неразрывно связанной с обычной жизнью. Дзэн считается наиболее «практичной» буддийской школой, которая ставит практические действия на первое место, утверждая, что только через них можно приобрести духовный опыт. При этом дзэн не говорит об «уходе от мира». Все это превратило дзэн в самое открытое течение буддизма с миллионами последователей, среди которых доля монахов относительно невелика. Практика созерцания, которая составляет основу школы дзэн, значительно упрощена по сравнению с древнейшими школами буддизма, рассматривающими созерцание в качестве дополнительного средства. Для учения свойственен отказ от общепринятых норм морали.

Ессеи (греч. Еааг|У01, Еооакн, Оооаин), или кумраниты, — одна из иудейских сект, получившая начало в первой четверти II в. до н.э. Первоначальные сведения о них находятся у Филона Иудейского, Иосифа Флавия и Плиния Старшего. Ессеи жили сплоченными общинами у берегов Мертвого моря, а также в некоторых городах и селах Иудеи. Большая часть их оставалась безбрачной, хотя полностью брак не отрицался. У ессеев не было рабов, имущество считалось достоянием всех членов общины. Совместный труд, молитвенные трапезы, постоянное изучение Писания, строгий отбор при приеме новых членов — все это придавало ессейскому движению монашеский характер. Ессеи не приносили жертв в Храме, чуждались мирских обычаев и роскоши. Иосиф Флавий изображает их стилизованно, уподобляя пифагорейским братствам. Общины пополняли люди, «уставшие от жизни» (Плиний), а также подростки, которых ессеи брали на воспитание. Филон определяет число ессеев в 4 тыс. человек. Эта странная секта вызывала много догадок у историков, так как ее правила (в т. ч. безбрачие) отличались от традиций иудаизма. Еще рационалисты XVIII в., а за ними Э. Ренан усматривали тесную генетическую зависимость христианства от ессей-ства. После открытий кумранских текстов большинство ученых отождествили ессеев с членами кумранских общин, таким образом, появилась возможность узнать о секте из ее собственных документов. Ознакомление с подлинными рукописями ессеев показало, насколько далеко было их учение от Евангелия, но при этом выяснились и точки соприкосновения между этим течением и христианством.

Закят — обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нем и т.д. Закят — один из пяти столпов ислама. Закят является важным социально-экономическим институтом, призванным утвердить в обществе принципы справедливости, и затрагиваюет многие аспекты жизнедеятельности общества. Сегодня к услугам мусульман открыты благотворительные организации по сбору и распространению закята. В вопросе закята важно знать и разделять два понятия: «закят» и «садака». Закят — это обязательная милостыня, которую мусульмане выплачивают раз в году. Садака — это добровольная милостыня, которую человек выплачивает по собственному усмотрению и желанию.

Зикр — исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Бога. Зикр совершается после завершения намаза.

Идентификация (отождествление) — бессознательный процесс, благодаря которому человек (например, ребенок) ведет себя, думает и чувствует так, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует. Культурная (этническая) идентификация придает смысл существованию человека и культурным формам развития личности.

Идолизация — неистовое поклонение идолам (спорта, музыки, кинематографа, политики). Связано с созданием культа, аналогичного религиозному, причем в формах доисторических религий. Состоит в коллекционировании вещей, фотографий и других предметов, имеющих отношение к кумиру, и в придании им сверхъестественных свойств.

Кинизм — одна из так называемых сократических философских школ; основателями считаются, по разным данным, сократик Ангисфен Афинский и Диоген Синопский. Киническое движение просуществовало не менее 800 лет, с IV в. до н.э. по IV в. н.э. При этом, поскольку традиция была почти прервана в период II—I вв. до н.э. и затем возобновлена, можно говорить о двух периодах в истории кинизма: раннем (древнем) и римском. В отсутствие школьной институции и авторитетных текстов обучение кинической философии в ранний период происходило благодаря общению учителя с учеником, который непосредственно убеждался в преимуществе кинического образа жизни. После философского «обращения» следовал резкий разрыв с прежней жизнью, домом и отечеством, ученик принимал новую внешнюю атрибутику и начинал жить по-новому, подражая учителю в искусстве автаркии, свободы и обличения порока. Кинический дискурс отличало морализаторство, признание целью жизни добродетель, всякое отклонение от которой воспринималось как порок. Добродетель же — в разуме, порок — в неразумии. Традиционная, хотя и упрощенная постановка вопроса о добродетели сочеталась у киников с неприятием всякой традиции. Диоген Синопский призвал «переоценить ценности» того общества, которое не способно жить по разуму и добродетели вплоть до полного отвержения, вместе с его законами, которые не служат справедливости, и вместе с образованием, науками (геометрией, музыкой и т.д.) и школьной философией, которые занимают душу бесполезными вещами.

Коллективные представления — приемы действия, мышления и чувствования, внешние по отношению к индивиду и обладающие принудительной силой. Коллективные представления образуют совокупность верований и чувств, общих (в среднем) членам одного и того же общества, и обладают относительной самостоятельностью. Термин введен в науку Э. Дюркгеймом.

Конфигурация культуры — 1) особое соединение, сцепление элементов культуры, придающее специфическое своеобразие ее локальноисторическим типам; 2) графический путь развития культуры в виде пиков и падений — линия, отражающая специфику развития определенной локальной культуры (термин А. Кребера).

Креационизм — теологическая версия возникновения культуры и человека, создания их Богом уже на определенном уровне развития.

Ксенофобия (от греч. ^8уо<; — чужой + ф6(Зо<; — страх) — страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого и поэтому опасного и враждебного. Ксенофобия, воздвигнутая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей.

Культура реальная — такие явления культуры, как орудия труда, изобретения, навыки, а также особенности технологического и экономического уровня культуры (термин А. Кребера).

Культура ценностная — система идей и представлений о желаемом. Воплощается в искусстве, философии, религии, нравственных нормах и придает смысл и целостность культуре (термин А. Кребера).

Культурная безопасность— 1) способность общества сохранять свой культурный портрет несмотря на меняющиеся внешние условия и реальные или виртуальные угрозы; 2) защищенность культурной идентичности индивида.

Культурный взрыв — понятие, используемое А. Кребером для обозначения высших точек в развитии культур.

Культурный круг (культурная провинция, зона) — понятие диффу-зионистского направления в изучении культур. Выражает простран-

ственныи параметр распространения предметов материальной культуры (этнографические предметы) и некоторого комплекса верований и обрядов, специфических для данной культуры. Использовалось Ф. Ратцелем, Ф. Гребнером, Л. Фробениусом.

Культурный релятивизм — утверждение равноправности всех типов культур, отказ от выделенных систем культурных ценностей. Направлен против европоцентристской трактовки историко-культурного развития, подчеркивает уникальность, самобытность локальных культур. Составляет ядро концепции М. Херсковица, связан с утверждением относительности в понимании нормальности различных этнокультурных стереотипов поведения. Нацеливает исследователя на внутреннее понимание ценностей каждой культуры. Культурный релятивизм имеет методологическое, этическое и практическое значение.

Культурный способ деятельности — особый способ жизнедеятельности человека, выражающийся в отсутствии доминирования генетической программы развития. Ее место занимает культура как особый способ, образ жизни, каждый раз нуждающийся в воспроизведении новым поколением людей. Действия человека опосредованы характером взаимодействий, целесообразностью, осуществляемой при помощи иде-ально-планирующей функции мышления, которое, являясь достоянием не отдельного индивида, а человеческого рода, может функционировать лишь в культурном окружении. Особенностью культурного способа деятельности является вынесение вовне продуктов культурного взаимодействия, овеществление идеальных образов. Человек действует не только с предметно-вещественными образованиями, но и с идеальными сущностями.

Культурная энергия— 1) совокупность жизненных сил, энергия этноса (народа), высвобождающаяся в период резких исторических изменений (А. Кребер); 2) количество энергии (в киловатт-часах, лошадиных силах), осваиваемой определенной культурой в расчете на одного человека (Л. Уайт).

Культурология— 1) наука об особенностях развития, функционирования и воспроизводства культур, об исторических типах культур и методах их исследования; 2) теория культур Л. Уайта, один из способов познания культурного многообразия человечества.

Махалля — в мусульманских странах территория, часть поселения (города) размером с квартал, жители которой осуществляют местное самоуправление. Как правило, центром такого квартала является мечеть, служащая своего рода культурным центром, в котором проходят пятничные собрания населения махалли и совершается торжественная пятничная молитва — намаз.

Магия— 1) колдовство, ведовство— общее обозначение обрядов, связанных с верой в сверхъестественное воздействие человека на предметы природы, животных и человека; 2) стадия умственного развития человечества, основанная на вере в собственные способности воздействовать на природу. Магию как стадию развития культуры выделял Дж. Фрезер.

Мазхаб — религиозно-правовая школа в исламе.

Менталитет — относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какой-либо общности. В культурологии особенности мироощущения выражаются также понятием «сенсотип», отражающим доминирование того или иного вида деятельности.

Митраизм — древняя религия, основанная на культе Митры. Распространилась в эллинистическом мире и Римской империи во II—IV вв. Митра — древнеиранский бог, связанный с идеей договора, а также выступающий как бог солнца. Митра упорядочивает, организует землю и жизнь на ней; гарантирует устойчивость и согласие между людьми; охраняет страну от раздора и несчастья, если в ней чтут договор, и разрушает страны и наказывает врагов, если они нарушают договор, служат лжи. Митра исполняет роль посредника, различает добро и зло, правду и ложь. В этом смысле Митра — божество, определяющее морально-нравственную границу. Поскольку Митра — бог договора, он враг любого нарушения договора. Митраист не мог обмануть доверившегося. Строго говоря, ему нельзя было лгать, хотя военная хитрость допускалась. Древнегреческий историк Геродот писал с некоторым пренебрежением высококультурного эллина, но и с уважением, что молодых персов учили только трем вещам: скакать на коне, стрелять из лука и никогда не лгать. Корнелий Непот, составивший жизнеописание иранского полководца Датама, отметил, что Датам закончил свои дни как человек, «многих перехитривший, но ни разу никого не предавший».

Мультикультурализм — политика, следующая из признания гетерогенности общества; как правило, направлена на поддержание гетерогенности и культурное взаимообогащение внутри данного общества.

Намаз — каноническая молитва, один из пяти столпов ислама. Молитвы первых мусульман состояли в совместном громком произнесении формул единобожия (шахада) и возвеличения Аллаха (зикр). В Коране нет ясных предписаний совершения молитв, хотя есть многие указания на такие частности, как время молитв, молитвенные формулы, некоторые движения и др. Весь порядок моления сложился как подражание молитвенным позам и движениям пророка Мухаммада и закреплен памятью первых мусульман. Единообразие молитвы отрабатывалось практически в течение более чем полутора веков и зафиксированы письменно ханафитским богословом Мухаммадом аш-Шайбани (ум. в 805 г.). Намаз представляет собой цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул. Все позы, движения и молитвенные формулы следуют друг за другом в строго определенном порядке, нарушение которого чревато недействительностью молитвы. Все молитвенные формулы и слова должны произноситься только на арабском языке. В зависимости от богословско-правовой школы (мазхаба) некоторые молитвенные формулы могут отличаться.

Османская империя (Оттоманская империя, или Порта) — официальное название государства, созданного в 1229 г. в результате завоеваний тюркских племен в северо-западной части Малой Азии (от имени Османа I— основателя династии Османов). Территория сложилась в XV—XVI вв. в результате турецких завоеваний в Азии, Европе и Африке. С конца XVII в. стала постепенно терять завоеванные территории, а в 1918 г., после поражения вПервой мировой войне 1914— 1418 гг., окончательно распалась.

Панисламизм (др.-греч. Pan — «все» и араб. Islam — «ислам») — религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности и о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы (халифа).

Пантюркизм — националистическая идеология, согласно которой все народы, говорящие на тюркских языках, прежде всего тюрки-мусульмане, являются якобы одной нацией и должны объединиться под главенством Турции в единое государство. Пантюркизм возник на рубеже XIX—XX вв. После Младотурецкой революции 1908 г., по мере усиления националистических тенденций в политике партии «Единение и прогресс», пантюркизм стал превалировать над тюркизмом, а накануне Первой мировой войны стал преобладающим. Пантюркизм наряду с панисламизмом служил младотуркам основным средством пропаганды в пользу вовлечения Турции в войну против России. В противовес приверженцам панисламизма пантюркизм обосновывал необходимость разделения светской и духовной власти и развития тюркской нации на основе достижений европейской цивилизации. Пан-тюркистская доктрина требовала объединить под властью общетюркской демократии все тюркоязычные народы, призывала к отюрчиванию или ассимиляции национальных меньшинств в будущем. Активная пропаганда пантюркизма велась также некоторыми националистическими партиями и движениями Средней Азии и Закавказья, стремившимися отторгнуть от России ее национальные окраины. После Октябрьской революции 1917г. в России многие носители идеологии пантюркизма в Закавказье и Средней Азии выступали против советской власти. Политика пантюркизма была отвергнута руководителями Кемалистской революции, которые, восприняв основы тюркизма, отделили его от пантюркизма и даже ввели вместо тюркизма термин «национализм», ограниченный пределами Турции. Однако после смерти Кемаля Ататюрка и особенно во время Второй мировой войны 1939—1945 гг. турецкие пантюркисты активизировались, установили тесные связи с германскими фашистами, вели ожесточенную антисоветскую кампанию, призывали к захвату советских территорий. На сегодня Турция рассматривает доктрину пантюркизма как некую политику турецкого глобализма в тюрко-туранском мире, которая представляет собой многоуровневую программу действий по реализации геостратегии создания «Великого Турана». Главной целью Анкары является превращение Турции в «глобальное государство» в XXI в. При этом Турция не должна заниматься выбором между Европой и Азией. Напротив, будучи евразийской страной (то есть имеющей как европейские, так и азиатские черты) она предлагается в качестве некой модели для других государств мира, прежде всего тюркоязычных республик СНГ. Глобальное государство, по мнению турецких идеологов, это та Турция, которая может стать центром притяжения благодаря своей аккумуляции истории, культурному богатству, демократии, экономике и модернизму, ибо она является лидером тюрко-исламского мира, выступает «успешной моделью» совмещения принципов секуляризма с умеренным исламом, демократии и либерализации экономики. Сочетание европейского и азиатского векторов внешней политики Турции увязывается со стратегией пантюркизма и включает такие актуальные регионы, как Балканы, Ближний и Средний Восток, Кавказ, тюрко-исламские районы России и Центральную Азию. Концепция турецкой военной политики применительно к тюркоязычному миру сводится к стремлению занять лидирующую роль в обеспечении регионального мира. При этом Кавказ рассматривается пантюркистами в качестве окна Турции в Центральную Азию. Провозглашение новой поэтапной (политической, экономической, культурной и военной) программы реализации модернизированной доктрины пантюркизма (современного «турецкого глобализма») в форме создания «глобального (тюркского) государства» под протекторатом Турции является серьезной угрозой национальным интересам России, Армении, Ирана, Китая и других нетюркоязычных стран. Вместе с тем, глобализация пантюркизма противоречит интересам и ряда тюркских народов и стран, поскольку Турции отводится главная роль в будущем межтюркском образовании; существуют ряд противоречий политического, экономического, социального, религиозного характера в отношениях между тюркскими народами и государствами.

Политеизм — многобожие, почитание многих богов, стадия в развитии форм религиозных верований.

Праведные халифы — в суннитской традиции титул первых четырех халифов: Абу Бекра, Омара, Усмана и Али. Государство, в котором правили халифы,— Праведный халифат (632 661 гг.). В шиитском исламе праведным считается только четвертый халиф — Али ибн Абу Талиб.

Ракаат — порядок слов и действий, составляющих мусульманскую молитву.

Рецитация — чтение вслух перед аудиторией; декламация. В исламе — Кираат — чтение Корана вслух в ритуальных целях.

Ритуал — 1) церемонии, действия, организованные особым образом, преимущественно религиозного назначения, смысл которых не всегда непосредственно вытекает из характера деятельности, т.е. носит символический характер; 2) в этологии человека — действия, состоящие из атомарных составляющих, выразительных движений (жест, эмоционально окрашенное слово, положение частей тела, расположение людей, их позы, мимика и т.д.), несущие информационно-коммуникативную нагрузку и способствующие пониманию людей внутри культуры и между культурами. Система культурных взаимодействий, обеспечивающих сплоченность общности, предотвращающих конфликты и нейтрализующих агрессивность.

Садака — добровольная милостыня, которую мусульманин выплачивает по собственному усмотрению и желанию.

Саддукеи — древнееврейская религиозная секта, существовавшая в Палестине в период со второй половины II в. до н.э. до разрушения Храма римскими завоевателями в 70 г. н.э. Объединяла богатых землевладельцев, купцов и иерусалимское священничество (жречество) высших рангов. Название «саддукеи» происходит от имени Цадока, первосвященника во времена царя Соломона, и символически выражает их доктрину, согласно которой храмовый ритуал в том виде, как он предписан Библией (Лев и Втор), и связанные с ним подробные своды, регламентирующие поведение (Писаный закон), являются определяющим элементом еврейской национально-религиозной идентичности. Исключая период царствования Александры (76—67 гг. до н.э.), саддукеи находились у власти со второй половины правления Йоханана Гиркана (135—104 гг. до н.э.) до утраты Иудеей независимости (37 г. до н.э.). Их влияние сохранялось и при династии Ирода, и при римлянах, с которыми они иногда сотрудничали. Основное различие между саддукеями и фарисеями заключалось в отношении к Устному закону, который фарисеи признавали обязательным. Саддукеи же признавали лишь Писаный закон, строго придерживаясь его буквальной интерпретации. Расходились они и по теологическим вопросам. Саддукеи отрицали учения о воскресении из мертвых и об ангелах, склонялись к наделению человека большей свободой воли и самоопределения, чем фарисеи. Саддукеи подчеркивали важность священничества. Фарисеи, в свою очередь, подвергали сомнению их права на пост первосвященника. Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова считается плодом саддукейской мысли. К произведениям саддукейского круга некоторые относили и Екклесиаст. После 70 г. н.э., когда Храм был разрушен и священничество упразднено, саддукеи исчезли. Хотя фарисеи тоже прекратили существование как отдельная группировка, их традиция возобладала в иудаизме. Талмуд — порождение этой традиции — осуждает саддукеев и умаляет их роль.

Синкретизм (соединенность)— 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; 2) Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, например различных культов и религиозных систем в поздней античности — религиозный синкретизм периода эллинизма.

Сунна (араб, «образ действий, поведение, обыкновение») — мусульманское священное предание, изложенное в рассказах (хадисах), о поступках и изречениях Мухаммеда. Эти рассказы (подлинные и легендарные), переданные от имени сподвижников Мухаммеда и их учеников, как бы поясняют и дополняют Коран. Сунна сложилась в VII—IX вв., она излагает пример жизни исламского пророка Мухаммеда как образец и руководство для всей мусульманской общины (ум-мм) и каждого мусульманина. Сунна является вторым после Корана источником исламского права (фикха). Она состоит из поступков пророка Мухаммада, его высказываний и невысказанного одобрения. Сунна передавалась устно сподвижниками пророка Мухаммада и была зафиксирована в виде хадисов. Сунна тесно взаимосвязана с Кораном, объясняет и дополняет его. Для традиционалистов следование сунне пророка Мухаммада является главным содержанием жизни мусульманина.

Талмуд — многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару в их единстве. Центральным положением ортодоксального иудаизма является вера в то, что Устная Тора была получена Моисеем во время его пребывания на горе Синай, и его содержание веками передавалось от поколения к поколению устно, в отличие от Танаха (еврейской Библии), который носит название Письменная Тора (Письменный Закон). Мишна — обширное собрание законов и постановлений, регулирующих почти все сферы еврейской жизни. Ее окончательная редакция была завершена приблизительно в 200 г. н.э. в Галилее.

Толерантность — свободное следование каждого индивида, группы людей или общества свободно избранным нравственным, социально-политическим и иным мировоззренческим установкам при лояльном, терпимом, невраждебном и уважительном отношение к аналогичному выбору других индивидов, групп людей и обществ.

Толерантность религиозная — терпимое отношение к каким-либо религиям со стороны последователей других религий или неверующих.

Тотемизм — отождествление племени с определенным видом святого животного, тотема. Этот вид религиозных верований содержит утверждение о кровнородственных узах, определенной общности с животным-тотемом.

Трипитака — канонические собрания текстов школ классического буддизма, включавшие «Виная-питаку» («Корзину дисциплинарных правил»), «Сутра-питаку» («Корзину наставлений») и «Абхидхарма-питаку» («Корзину доктрин»). Эту трехчастную структуру канонических собраний текстов можно считать линией демаркации между классическим буддизмом (который принято называть хинаяной) и теми реформаторскими течениями, которые обозначали себя как махаяна и создавали иные собрания авторитетных текстов, в значительной мере имитировавшие тексты Трипитаки.

Умма — в исламе сообщество верующих (уммат аль-му’минин), то есть весь исламский мир, вне зависимости от стран, границ, национальностей и т.п.

Фарисеи (от древнееврейского перушим — «отделившиеся») — религиозно-общественное течение в Иудее в эпоху Второго Храма, одна из трех древнееврейских философских школ, возникших в II в. до н.э. которая конкурировала с не менее влиятельной партией саддукеев. В партию саддукеев в основном входила жреческая аристократия, которая по своей идеологии придерживалась буквального толкования Моисеева закона, то есть Торы; Саддукеи состояли из влиятельных людей, которые занимали видные государственные и храмовые должности. Партия же фарисеев объединяла представителей средних слоев. Фарисеи настаивали на строгом соблюдении предписаний религиозного учения для своих последователей. Однако фарисейское благочестие во многом было показным.

Фикх — 1) мусульманская доктрина правил поведения (юриспруденция); 2) комплекс общественных норм (мусульманское право в широком смысле).

Функционализм — направление в изучении культур, основанное Б. Малиновским. Главное содержание направления — выяснение функции, назначения каждого элемента культуры. Противостоит эволюционизму в понимании обрядов и ритуалов традиционного общества как пережитков, атавизмов. Рассматривает любое явление культуры в качестве связующего элемента всей культурной системы.

Хадж — паломничество, поездка в Мекку в строго определенное время и стояние там некоторое время на горе Арафат. После этого посещается и обходится Кааба. Это один из пяти столпов Ислама, совершение которого стало необходимой обязанностью мусульман с 9 года хиджры.

Хадисы — наименьшая часть Сунны, совокупность хадисов образует Сунну. Хадисы являются авторитетными для всех мусульман и составляют одну из основ шариата. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка.

им*

Халифат (араб. — ЮгаЩак — «наследник», «представи

тель») — 1) титул халифа; 2) обширное государство, созданное после Мухаммада арабами-завоевателями под предводительством его «халифов» (наместников).

Чань-буддизм — школа китайского буддизма, сложившаяся в период V—VI вв. в процессе соединения буддизма махаяны

с традиционными учениями Китая. Китайское слово «чань» происходит от санскритского термина «дхъяна» (по-китайски «чаньна»), что означает «отстраненность» или «избавление». На практике изначально это означало методы созерцания или медитации, на которые указывал канон Хинаяны (дзэн Малой Колесницы) и канон Махаяны (дзэн Большой Колесницы). Последователи чань бродили по стране, занимались каллиграфией и боевыми искусствами, обрабатывали землю и преподавали литературу, сохраняя внутреннюю тишину в самой гуще жизни. Постепенно чань стал самым массовым внемонастырским направлением китайского буддизма. Впервые учение пришло в Китай из Индии еще во II в. до н.э. Развившись и укоренившись в Китае, чань оказал сильное влияние на соседние страны — Корею, Японию, Вьетнам. Основные принципы чань-буддизма сводятся к следующему: не опираться на какие-либо писания, использовать передачу вне слов, совершать прямой контакт с духовной сущностью человека и, созерцая свою изначальную природу, достигнуть совершенства Будды. Исследования историков показывают, что точное время, когда были сформированы эти принципы, нельзя установить, однако принято считать, что их фундаментом стало учение Бодхидхармы.

Шахада — первый из пяти столпов ислама, свидетельствующий веру в Единого Бога (Аллаха) и посланническую миссию пророка Мухаммада. Необходимое и достаточное условие для принятия ислама. Широко используется во время намаза.

Эволюционизм — направление в изучении культур, первая теория культур. В центре внимания — эволюционно-прогрессивный характер историко-культурного процесса.

Эпистемология (от др.-греч. ?7Потгщг| — «научное знание, наука», «достоверное знание» и Хоуос; — «слово», «речь») — теория научного познания, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с теорией познания. Эпистемологические исследования проводились с древних времен, однако первое систематическое изложение эпистемологии принадлежит Джону Локку, чей основной труд «Опыт о человеческом разуме» (1690 г.) стал эпохальным для теории познания. Наиболее важными вопросами, относящимися к познанию объекта, были вопросы об источнике познания, объекте и о методах познания. Вопрос об источнике познания решался двумя противоположными научными школами: эмпирической и рационалистической. Эмпирики

утверждали, что знание можно получить только через опыт, ощущения, тогда как сторонники рационализма считали, что человеческому мышлению изначально присущи врожденные идеи. По отношению к объекту познания возникли два противоположных взгляда: реализм, который утверждал, что объект познания существует объективно, и субъективный идеализм, который утверждал, что объект познания является простого идеей или представлением субъекта. В отношении метода познания следует отметить появление таких двух ведущих методов, как трансцендентальный метод и диалектический метод. В конфликте между эмпиризмом и рационализмом эмпиризм в конце концов встал на позиции скептицизма, а рационализм — на позиции догматизма. И. Кант предпринял попытку синтезировать два упомянутых противоположных подхода посредством своего критического, или трансцендентального, метода. Его теория априорного синтетического суждения утверждает, что объект синтезирован субъектом. Позднее, совершив «материалистический» плагиат диалектики Гегеля, К. Маркс представил материалистическую диалектику. Эпистемология, основанная на методе материалистической диалектики, есть марксистская эпистемология, или диалектическая эпистемология — это теория копирования, или теория отражения, которая утверждает, что содержание познания и форма мышления являются действительными отражениями вещей во внешнем мире.

Этос (греч. г)0о<; — «обычай, нрав, характер») — изначально термин античной философии, обозначающий характер физического, морального, общественного и художественного явления. В настоящее время многозначное понятие с неустойчивым терминологическим статусом. У древних греков понятие «этос» имело широкий спектр значений: привычка, обычай, душевный склад, характер человека — т.е. то, что отлично от природы человека. Слово «этос» лежит в основе слова «этика» (IV в. до н.э.). В XIX в. от него было образовано слово «этология» для обозначения «науки о характере» (Дж.С. Милль), «науки о поведении животных» (Ж. Сент-Илер) или «науки о психологии народов» (В. Вундт). Аристотель трактовал этос как способ изображения характера человека через стиль его речи и через целенаправленность как основной признак человеческой деятельности. Согласно М. Веберу, понятие «хозяйственный этос» не только означает совокупность правил житейского поведения, практическую мудрость, но и позволяет предложить расширенное понимание морали: объективированной, воплощенной в укладе, строе жизни, мироощущении людей. М. Шел ер этим понятием обозначал структуру витальных потребностей и влечений новых поколений людей, что отличает их ментальность от типов чувствования и общения, присущих предшествующим поколениям. Современное понятие «этос» позволяет достаточно четко отличать феномен этоса от нравов: это понятие адекватно для обозначения промежуточного уровня между пестрыми нравами и собственно моралью, между сущим и должным. Понятие «этос» позволяет выделить нормативно-ценностную составляющую в сословно или профессионально локализованных социокультурных практиках. В этом смысле можно говорить, например, о рыцарском или монашеском этосе Средневековья или о множестве профессиональных этосов Нового и Новейшего времени, о религиозном этосе. В настоящее время этим термином обозначается система идеалов и ценностей, доминирующая в культуре и имеющая тенденции контролировать поведение ее членов (А. Кребер).

Этноцентризм — система взглядов, утверждающая преимущество и уникальную ценность только одного образа жизни (типа культуры). Другие системы ценностей объявляются низшими, недоразвитыми, несовершенными по сравнению с отстаиваемым эталоном. Обычно речь здесь идет об абсолютизации европейского типа культуры и евроцентризме как форме проявления этноцентризма. Но в истории и современности существуют и другие варианты этноцентризма (например, негритюд).

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Популярные страницы