ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из новых взглядов на мир, на события и процессы в нем является синергетическая теория. Синергетика изучает сложные саморегулирующиеся системы, каковыми являются и Земля, и человек, и его язык. С позиций синергетики принципиально сходны все процессы бытия, в которых ту или иную роль играет случайность; акцент переносится с изучения инвариантов системы, положений равновесия, на изучение состояний неустойчивости, механизмов возникновения нового, рождения и перестройки структур. Синергетический подход к исследованию языка поэзии возможен потому, что поэтический язык представляет собой нелинейную открытую динамическую систему, и как таковой подчиняется общим универсальным синергетическим законам. Синергетический подход к исследованию языка поэзии позволяет изменить ракурс наблюдения, при котором возможно обнаружить ранее не выявленные сущностные признаки исследуемого объекта.
1. В теории синергетичности центральным понятием являются параметры порядка (order parameters), или контрольные параметры (control parameters). В любой системе их немного, но именно они подчиняют поведение остальных элементов системы. Например, в животном мире это четыре основных инстинкта: пищевое поведение, репродуктивное поведение, страх, агрессия. Параметрами порядка в языковой системе (и в системе поэтического языка в частности) являются следующие: цельнооформленность лексем, нормативность грамматических категорий, стандартность словообразовательных моделей, форм слов, синтагматических связей, системные (словарные) значения лексем. Если параметры порядка стабильны, находятся в состоянии с «очень немногочисленными степенями свободы», то и система находится в стабильном состоянии. Если параметры порядка перестают управлять системой, то возможны два следствия: 1) система качественно не изменяется, адаптируясь к изменениям; 2) она переходит в состояние с «многочисленными степенями свободы», т.е. происходит качественное изменение системы. В языке поэзии изменение параметров порядка - это изменение стандартных, нормативных языковых форм; стандартность «превращается» в нестандартность, узуальность - в неузуальность, нормативность - в ненормативность. Особенно активно такие изменения проявляются в поэзии.
В поэтической системе изменение параметров порядка превращает их в маркеры синергетичности. Под маркерами синергетичности мы понимаем следующие:
- 1) нестандартные синтагматические связи лексем;
- 2) специфическое проявление и оформление грамматических категорий;
- 3) влияние означающего (фонетический облик слова) на означаемое (лексическое значение);
- 4) интертекстуальность;
- 5) дискурсивность;
- 6) лексикализация.
Мы допускаем, что данный список может быть продолжен или оспорен другими исследователями, что объективно предполагает любая научная работа. Но в диссертации мы постарались доказать правомерность именно данных языковых явлений быть представленными как маркеры синергетичности.
Кроме того, на синергетичность поэтического текста (хотя в значительно меньшей степени) влияет окказиональное словообразование, синтаксические факторы (например, повтор, сравнение, параллелелизм и под.) и даже пунктуация (например, значимое отсутствие знаков препинания), но анализ их влияния на синергетичность поэтического текста требует отдельного изучения и, возможно, он станет предметом исследования в будущих диссертациях. В тех поэтических текстах, где такой тип маркированности играл заметную смыслообразующую роль, мы его учитывали и анализировали.
Введение в научный обиход понятия маркеры синергетичности позволяет решить важную и сложную проблему объективизации интуитивных представлений исследователей о ряде параметров текста, в частности, определение «сложности, легкости, трудности» текста для восприятия и интерпретации. В диссертации предлагается решение этой проблемы, а именно: синергетичность / несинсргетичность текста определяется количеством и качеством грамматических и текстовых маркеров в контексте.
Для определения синергетичности текста нами введен коэффициент синергетичности КС, который определяется формулой: КС = А / МІ, где А -количество маркеров, N - количество строк. Чем больше соотношение А/ГМ, тем синергетичнеє текст. Коэффициент синергетичности (КС) необходим для анализа степени синергетичности поэтического текста. При помощи КС мы выделили синергетические тексты, которые анализировались в диссертации.
Исследовав более 8 тысяч поэтических контекстов, мы пришли к выводу, что критической точкой, за которой текст не представляет синергетической ценности, является КС= 0,25 (т.е. один маркер на 4 строки: 1/4 = 0,25). «Построфное» исследование не исключает, а, наоборот, предполагает исследование полных поэтических текстов, если коэффициент синергетичности всего текста составляет не менее 0,25.
Таким образом, синергетический текст - это текст множественного кодирования, содержащий глубинные, непосредственно не наблюдаемые смыслы и представляющий собой сложную совокупность внутритекстовых нелинейных отношений и процессов.
2. Синергетический потенциал дискурсивных связей в поэтическом тексте проявляются за счет координации нескольких основных систем. Во-первых, поэтическое произведение отражает слияние собственно текста, с одной стороны, и авторских интенций, биографических элементов, мировоззренческих установок автора - с другой, т.е. в нем проявляется координация двух систем: текст - личность. Во-вторых, текст, созданный автором в некоторой культуре, воспроизводит речевые и эмотивные характеристики, типы поведения, восприятие жизни, характерные для носителей данной лингвокультурной общности, т.е. в нем проявляется координация систем: текст - социум. В-третьих, в поэтических текстах некоторые смыслы выявляются в условиях коммуникативной и временной дистанции между автором и читателем, что позволяет находить в поэзии те смыслы, которые могут появляться в процессе существования текста в «большом времени»: каждое произведение искусства ведет диалог и с голосами из прошлого, и обогащается новыми смыслами в будущем своем существовании, т.е. в нем проявляется координация систем: текст - время. Координация одновременно функционирующих нескольких систем объективно не может быть однозначной: все три типа дискурсивных связей становятся источником новых глубинных смыслов, которые отражают экстралингвистические феномены и тем самым создают синсргетичность поэтического текста.
Интертекстуальность как одна из смыслопорождающих категорий получает конкретное воплощение в разных видах и формах межтекстового взаимодействия. Зонами бифуркации становятся конкретные отрывки текстов, прецедентные имена, системы приемов, темы, мотивы, мифологические и психологические архетипы. Реализация интертекстуальных смыслов очень разнообразна - от преемственности до конфронтации. Диссипативные процессы в диалогах между текстами, включающими элементы биографии авторов и реальных жизненных ситуаций; в полемических диалогах автора с другими поэтами прошлых эпох и современниками; в диалогах с художественными образами литературных произведений. Диссипация новых смыслов, не присущих тексту-источнику, возникает также в процессе гиперболизации предтекста, заимствования его фонетического рисунка или пародирования на любом языковом уровне. Типы интертекстуальных маркеров выражаются по-разному: от имплицитных, глубоко скрытых в подтексте, до явных прямых цитат.
3. Синсргетичность поэтического текста создается за счет актуализации фонетического значения слова, т.е. звуковая форма слова может быть источником смысловых ассоциаций. Означающие языковых знаков могут иметь между собой самые разнообразные связи (полного или частичного сходства, контраста, дизъюнкции), создающие разнообразные оттенки смыслов, которые представляют собой нелинейное пространство, поскольку они не могут следовать друг за другом в определенной последовательности. В поэтическом тексте в силу особой асимметрии в нем языкового знака образуются зоны бифуркации, которые организуются за счет сближения или, наоборот, намеренного расподобления слов, различающихся только одним звуком; повторов с зеркальным отражением звуков; повторов одного или нескольких звуков; за счет системного повторения ударных гласных соседних лексем в каждой строке стихотворения. Диссипация возникает также в результате звукосмысловой изотопии, которая репрезентируется повтором через все стихотворение звуков, лежащих в основе ключевой лексемы. Такие фонетические явления в поэтическом тексте превращают «линию» восприятия высказывания в сложную смысло-звуковую комбинацию, задавая ему семантическую неоднозначность, что объективно «организует» синергетичность поэтического текста.
Когерентное взаимодействие фонем на любом отрезке поэтической системы - явление очень тонкое, его восприятие практически полностью лежит в области бессознательного, а не в логико-понятийной сфере человека, поэтому и анализ диссипативных процессов, происходящих на фонетическом уровне поэтического языка, объективно трудно вербализуем.
- 4. Синергетичность поэтического текста возникает за счет пограничных грамматических явлений, которые проявляются в превращении отдельных звуков, комплексов звуков, морфем, сочетаний слов, предложно-падежных сочетаний в знаменательные слова. Сам процесс лексикализации представляет собой синергетическое явление, поскольку соединение языковых единиц разного уровня и последующее их превращение в знаменательные слова объективно предполагает их семантическую многозначность. Способы лексикализации разнообразны: членение слова; лексикализация корневых морфем, которые в современном естественном языке употребляются только в составе производных слов; превращение комплекса звуков в знаменательное слово; словообразовательный процесс сложения разных слов; превращение словосочетаний и предложений в знаменательные слова. Лексикализованные элементы представляют собой маркеры синергетичности поэтического текста, поскольку каждая лексикализованная единица не имеет строго закрепленного за ней словарного языкового значения, а получает его только в контексте, в процессе лексикализации, представляя собой «пучок» новых смыслов.
- 5. Синергетичность поэтического текста возникает за счет специфических межсловных отношений между лексемами, в результате которых между ними происходит не просто трансформация словарных значений, но появляются новые смыслы на ином, более сложном уровне абстрагирования и художественной образности. Особенно ярко нестандартная сочетаемость проявляется в трех основных разновидностях: глагола с существительным, прилагательного или причастия с существительным и в сочетаниях существительных.
Основными зонами бифуркации, возникающими как результат нестандартной сочетаемости глагола с существительным, являются следующие: связь непредметного существительного в функции подлежащего с глаголами физического действия; связь предметного существительного с глаголом психического действия; связь непредметного существительного в функции обстоятельства с глаголом движения; значимое отсутствие глагола физического действия или состояния при беспредметном существительном; связь фазисного или психического глагола с предметным существительным в роли дополнения. Взаимоналожение значений глагола и существительного является причиной возникновения активных зон бифуркации, в которых самоорганизуются новые смыслы либо возникают дополнительные «смысловые кварки» в специфическом сочетании лексем.
Синергетичность поэтического текста создается за счет нестандартных сочетаний прилагательных или причастий с существительными. Она базируется на семантическом взаимопроникновении, диффузии двух фракталей: 1) «человеческая душа, внутреннее бытие личности» и 2) «внешний вещественно-предметный мир».
При нестандартной сочетаемости существительных явно выделяются две зоны бифуркации - родительный и творительный падежи, в которых особенно активно происходит переход от парадигматически и синтагматически упорядоченных значений лексем к новым самоорганизующимся смыслам.
Анализ нестандартных сочетаний показывает, что их объединение в поэтическом тексте не выливается в простую комбинацию лексических значений. Данные сочетания репрезентируются в сознании как сложные концептуально-когнитивные структуры: каждое такое сочетание не только рождает новый художественный смысл, но и вбирает в себя, одновременно и органично, все логические противопоставления, часто несовместимые с точки зрения обыденного сознания с реальной жизнью. Таким образом, в нестандартных сочетаниях ярко проявляются диссипативные процессы, в результате которых происходит самоорганизация новых глубинных смыслов.
6. Синергетичность поэтического текста возникает в результате модификации грамматических значений знаменательных и служебных частей речи. Синергетический потенциал грамматических категорий в поэтической системе русского языка определяется тремя основными составляющими, а именно: синергетическими возможностями переносного употребления грамматических форм, окказионального формообразования и частей речи.
Синергетический потенциал переносного употребления грамматических форм реализуется на уровне глагольных категорий. Наиболее активно себя проявляют категории наклонения, лица и времени. Возникновение новых смыслов происходит за счет осложнснности проявления значений повелительного и сослагательного наклонений, обращение к «обобщенному» собеседнику.
Диссипативные процессы смыслопорождения происходят за счет рассогласования форм грамматического лица, наложения значений разных форм лица, присвоения говорящим потенциальной речи адресата. Глубинные смыслы в таких ситуациях возникают в результате «наложения» обозначения себя как субъекта речи и одновременно себя как объекта восприятия, т.е. возникает некое «стереообозначение». Синсргетичность поэтического текста усиливается за счет актуализации категории безличности, смысловой противопоставленности неопределенно-личных форм (проявление человеческой деятельности при имплицитном субъекте действия) и безличных форм (природная естественность, стихийность, бессубъектность действия).
Важную смыслообразующую роль в поэтическом тексте играет категория времени. Диссипация дополнительных смыслов возникает при противопоставлении временных глагольных форм; в некоторых случаях она может проявляться как жанровая или идиостилевая закономерность, обусловленная поэтикой грамматических категорий.
Синергетический потенциал окказионального формообразования реализуется на уровне окказионального образования форм числа, рода, одушевлен-ности/неодушевленности существительного, категории вида глагола, кратких форм и форм сравнительной степени прилагательных.
Диссипация новых смыслов возникает при семантически значимой перемене грамматического рода существительного, при диффузии одушевленности/ неодушевленности, а также за счет семантического потенциала категории числа существительного. Диссипативные процессы возникают при образовании форм множественного числа у существительных 8ш§и1апа 1апШт: каждая такая форма в поэтическом тексте становится точкой бифуркации, т.к. в результате использования существительного в^Ыапа 1апШт во множественном числе в лексеме появляется новый смысл, отличный от ее словарного значения. Образование форм единственного числа от существительных р1и-гаНа 1апШш проявляется в лирике заметно слабее, но оно также участвует в создании синсргетичности поэтического текста.
Синергетические возможности активно проявляет категория вида. Самоорганизация новых смыслов интенсивно происходит в условиях грамматической антитезы (противопоставление личных и безличных форм, возвратных и невозвратных, форм совершенного и несовершенного вида), концентрации однотипных грамматических форм, в результате чего создается синергетичность поэтического текста.
Синергетичность поэтического текста создается за счет окказиональных форм имени прилагательного. Выявляются сравнительные степени прилагательных, выражающих большую или меньшую степень постоянного признака, что представляет собой синергетический процесс рождения ирреальных смыслов (вечнее, снеговее, крылатей). В поэтических текстах краткие формы прилагательных могут образовываться от относительных прилагательных, что обусловлено развитием нового качественного значения у относительного прилагательного, т.е. представляет собой синергетическое явление.
Синергетические возможности частей речи выявляются в различных случаях синкретизма, семантизации, актуализации, концентрации / отсутствии форм разных частей речи.
Синкретизм частей речи потенциально представляет собой синергетическое явление, поскольку в лексемах одновременно проявляются значения разных частей речи. Грамматическая неопределенность, благодаря которой в зонах бифуркации развиваются диссипативные процессы, проявляется в поэзии по-разному. Наиболее активно проявляется субстантивация прилагательных и причастий, реже фиксируется употребление глаголов, наречий, служебных частей речи в функции существительного. В поэтических текстах действие или состояние может выражаться через существительное не суффиксальным словообразованием, а частеречной трансформацией, которая является потенциальным источником возникновения сложных смыслов, создающих синер-гетичность поэтического текста.
Служебные слова, не имеющие в русском языке самостоятельного лексического значения, в определённых поэтических контекстах могут частично “наполняться” значением. Диссипация дополнительных оттенков смысла возникает в случае смыслового и экспрессивного выделения служебного слова (в начале или в конце строки, в позиции переноса, в случае инверсии) в результате чего наблюдается синкретизм смыслов и грамматических характеристик слова.