Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow История arrow История

Культура России

Особенности развития культуры. XIX в. получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре. Начало XIX в.— время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война ускорила рост национального самосознания. Культурному подъему содействовала также политика «просвещенного абсолютизма», которой придерживался Александр I в начале своего правления. Особенности социально-политического развития России в первой половине XIX в. обусловили одновременное развитие двух взаимосвязанных и в то же время противоречивых тенденций. С одной стороны, культура верхушки общества все больше отрывалась от интересов народа. С другой, нарастал интерес общества к народной культуре, под влиянием которой были созданы многие художественные произведения.

Русская культура второй половины XIX в. испытывала на себе огромное влияние реформ 60—70-х гг. С падением крепостного права происходит духовное раскрепощение народа, расширяется круг лиц творческого труда — носителей культуры. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и фактором, и показателем уровня культурного развития. В то же время сложная социально-политическая обстановка, подъем общественного движения, развернувшаяся идеологическая борьба, ужесточение режима при Александре III обусловили сложность, противоречивость и неравномерность культурного развития.

Образование и просвещение. Окончательно сложилась система начального, среднего и высшего образования. В 1802 г. создано Министерство народного просвещения. Изданное в 1803 г. Положение об устройстве учебных заведений предусматривало создание 4-ступенчатой бессословной системы образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты. Позднее, в соответствии с Уставом учебных заведений 1828 г., учреждалась 3-сту-пенчатая система образования: для детей самых нижних состояний (кроме крепостных крестьян) предназначались приходские училища; для детей городских обывателей — уездные училища, для дворянских детей — гимназии.

Значительно выросла сеть высших учебных заведений. Открыты Дерптский, Виленский, Казанский и Харьковский университеты; Главный педагогический институт в Петербурге (с 1819 г.— университет) и др. Университетский устав 1804 г. предоставлял университетам значительную автономию. Однако при Николае I университетский устав 1835 г. полностью уничтожил автономию и регламентировал все стороны университетской жизни, для контроля над которой учреждалась должность попечителя учебного округа.

Продолжалось развитие системы женского образования. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске. Перед этими институтами ставилась цель воспитывать «добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек».

В 1864 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах, предоставившее общественным учреждениям и частным лицам право открывать начальные школы. Развитие среднего образования регламентировалось Уставом гимназий и прогимназий. Устав провозглашал принцип бессословности среднего образования, но устанавливал значительную плату за обучение. В соответствии с уставом семиклассные гимназии разделялись на классические и реальные.

Значительные изменения произошли в высшем образовании. В 1863 г. был утвержден самый либеральный университетский устав. В соответствии с этим уставом в полтора раза увеличивалось число штатных профессоров, вводились новые дисциплины и создавались новые кафедры; университетам предоставлялась широкая автономия. Позднее Университетский устав 1884 г. ликвидировал автономию университетов. Был усилен надзор за поведением студентов, а для его облегчения вновь вводилась форменная студенческая одежда. В несколько раз повысили плату за обучение.

Образование по-прежнему не было всеобщим, обязательным и бессословным. Особенно остро ощущалась нехватка начальных и средних школ. И все же по сравнению с предшествующим периодом уровень грамотности населения существенно вырос: согласно переписи 1897 г., удельный вес грамотных среди россиян составлял 21%, в то время как до реформ среди государственных крестьян грамотных было не более 4—6%, а среди крепостных — 1—2%.

Наука. Мировую известность приобрела русская математическая школа. Открытая в 1826 г. Н.И. Лобачевским неевклидова геометрия радикально изменила научные представления о пространстве. Большой вклад в изучение прикладной математики внес П.Л. Чебышев. М.В. Остроградский проводил исследования в области математической физики, аналитической и небесной механики. В.В. Петров заложил основы электрохимии и электрометаллургии, П.П. Аносов — основы металлографии. Химик Н.Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина, употреблявшегося в текстильной промышленности в качестве закрепителя красок. Значительных успехов достигла медицина. Н.И. Пирогов заложил основы военно-полевой хирургии. Он первый применил при операциях эфирный наркоз и антисептические средства, ввел неподвижную гипсовую повязку. А.М. Филомафитский разработал теорию переливания крови. В ходе первой русской кругосветной экспедиции под командованием Н.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Ли-сянского (1803—1806) были изучены острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин, полуостров Камчатка. Экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819—1821) была открыта Антарктида.

В 1895 г. А.С. Попов продемонстрировал первый радиоприемник. Электротехник П.Н. Яблочков создал дуговую лампочку, А.Н. Лодыгин изобрел лампу накаливания. Возможность создания летательных аппаратов изучали А.Ф. Можайский, Н.Е. Жуковский. Д.И. Менделеев создал периодическую систему химических элементов; Н.Н. Зинин и А.М. Бутлеров заложили основы современной органической химии. К.А. Тимирязев исследовал явление фотосинтеза. Создатель русской физиологической школы И.М. Сеченов внес большой вклад в развитие микробиологии, патологии, анатомии и хирургии. И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности. В это время жили и творили выдающиеся историки С.М. Соловьев и В.О. Ключевский. Значительное развитие получила русская философия, представленная различными направлениями. Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Г.В. Плеханов отстаивали в своих трудах материалистические традиции. Им противостояли религиозные мыслители В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов.

Формировавшаяся в условиях начавшегося кризиса крепостнической системы и подъема национального самосознания литература отличалась высокими гуманистическими идеалами, политической заостренностью, гражданственностью, пропагандой освободительных идей и поиском социальной справедливости. В начале XIX в. сохранились лишь отдельные черты классицизма. Влияние этого направления прослеживается в одах Г.Р. Державина и Н.М. Карамзина, в раннем творчестве В.А. Жуковского и

А.С. Пушкина. Зародившийся на исходе XVIII в. сентиментализм существовал недолго. Романтизм начал формироваться накануне Отечественной войны и развивался в значительной степени под ее влиянием. Во второй четверти XIX в. зарождается реализм, характеризующийся отражением реальной жизни различных социальных слоев России и широкой постановкой социальных и нравственных проблем (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь).

Литература отражала распространенные в обществе социально-политические, философские и религиозные идеи, оказывала огромное влияние на развитие театра, живописи, музыки. Ведущим направлением в литературе был реализм, характеризующийся не только правдивым отражением действительности, но и глубоким психологизмом, живым откликом на социально-политические события.

Изобразительное искусство отличалось динамизмом, разнообразием стилей и направлений. Усилилась государственная регламентация изобразительного искусства. В 1802 г. был принят новый устав Академии художеств, который узаконил ее главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. Деятельность Академии способствовала расцвету классицизма, ставшего официальным направлением в искусстве, и препятствовала развитию других направлений. К середине века Академия превратилась в консервативное учреждение, насаждавшее казенное, отвлеченное от жизни искусство.

Ведущим жанром оставался портрет. Расцвет портретной живописи связан с поиском новых принципов художественного творчества и распространением в России романтизма, выступившего против свойственной классицизму чрезмерной регламентации искусства и провозгласившего свободу творческого самовыражения художника. Романтизм присущ портретам художников О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова. Лучшими произведениями исторического жанра стали работы Ф.А. Бруни, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Родоначальником жанровой живописи стал А.Г. Венецианов. Традиции Венецианова продолжил П.А. Федотов.

С течением времени в живописи началась борьба двух направлений — академизма и реализма. Академия художеств оставалась высшим правительственным учреждением, регламентировавшим художественную жизнь России, однако ее авторитет среди творческой интеллигенции падал. Академизму противостояли демократические тенденции, выражавшиеся в утверждении в живописи реализма и национального начала. В 1870 г. по инициативе И. Крамского в Петербурге было создано «Товарищество передвижных художественных выставок», которое объединило худож-ников-реалистов, сторонников демократического направления: Н. Ге, Г. Мясоедова, В. Перова, А. Саврасова, И. Шишкина. Передвижники стремились приблизить искусство к народу. С этой целью они организовывали выставки в провинциальных городах.

Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой, являясь неотъемлемой частью архитектурного декора или городских ансамблей. Это обусловило господство монументально-декоративной скульптуры. Тематические особенности были связаны с преобладанием героических и национально-патриотических тем (И.П. Мар-тос, Б.И. Орловский).

Архитектура является неотъемлемой составной частью общеевропейской архитектуры. В ее развитии проявились общие закономерности архитектурных процессов этого периода, переосмысленные в соответствии с традициями национального зодчества и особенностями переживаемого Россией исторического момента. Большое значение приобрела общая композиция, популярным стало создание крупных архитектурных ансамблей: ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей архитектора К.И. Росси; Манежной площади, созданный архитекторами Д.И. Жилярди (здание Университета) и О.И. Бове (здание Манежа); ансамбль Биржи на стрелке Васильевского острова архитектора Ж. Тома де Томона; Александровский сад у Кремлевской стены и ансамбль Театральной площади, созданные О.И. Бове.

В развитии театрального искусства в первой половине века проявились две тенденции: освобождение от европейского влияния, достаточно заметного в XVIII в., и укрепление национальных традиций; отход от традиций классицизма и сентиментализма и становление романтизма и реализма. Ведущее место окончательно занял профессиональный театр. Были основаны два знаменитых драматических театра: Малый в Москве (1824 г.) и Александринский в Петербурге (1832 г.) Во второй половине столетия в театральном искусстве окончательно утвердились реалистические тенденции. Театр приобрел большое воспитательное и общественно-политическое звучание, на его сцене нашли отражение насущные проблемы российского общества. Главными центрами драматического театрального искусства оставались театры Малый в Москве и Александринский в Петербурге, продолжавшие сложившиеся ранее реалистические традиции.

Музыкальное искусство развивалось в русле общих культурных процессов. Композиторы А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев создали замечательные произведения камерного жанра. С их именами связано рождение русского городского романса. М.И. Глинка заложил основы двух важных направлений отечественной оперной классики: народной музыкальной драмы и сказочно-эпического жанра. Во второй половине века в музыке преобладали реалистические тенденции, возросло влияние национальных народных мелодий. Значительное развитие получило музыкальное образование. По инициативе пианиста и дирижера Н.Г. Рубинштейна в 1866 г. была открыта Московская консерватория. Реалистические и демократические тенденции в музыке развивал один из величайших русских композиторов П.И. Чайковский.

Итоги развития культуры. В целом культура XIX в. отличалась высокими темпами развития всех ее областей, поиском новых художественных методов, сочетанием различных стилей, направлений и жанров, дальнейшим сближением с западноевропейской культурой при сохранении национального характера. Были сделаны выдающиеся открытия в науке и технике, имеющие мировое значение. Многие шедевры русской литературы, живописи, музыки стали достоянием общечеловеческой культуры.

В то же время сложный социальный фон, на котором развивалась отечественная культура, обусловил нарастание в ней к середине столетия противоречий, отразивших кризис общества. С одной стороны, возрастание социально-политической значимости и воспитательной роли литературы и искусства способствовало огосударствлению культуры, с другой — бурные исторические события этого времени способствовали ее общей демократизации. В тематике художественного творчества важное место стали занимать социальные проблемы. Несмотря на углубление раскола между элитарной и народной формами культуры, наметилась тенденция их синтеза: творчество А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, Глинки и А.С. Даргомыжского впитало в себя многовековые традиции народной культуры, стало достоянием всего народа, а не только социальной верхушки.

Демократизация стала доминирующей тенденцией в развитии всех областей отечественной культуры, оказав влияние как на тематику, методы и принципы художественного творчества, так и на социальный состав представителей творческой интеллигенции. Возросли не только культурные запросы народа, но и возможности их удовлетворения. Сформировалась широкая духовная оппозиция существующему режиму. Значительно расширилась система образования, сформировались зачатки бессословного образования; в социальном составе образованных людей заметно усилился разночинный слой. Тем не менее, несмотря на достигнутые успехи, система образования по-прежнему не соответствовала потребностям времени, в области просвещения Россия заметно отставала от стран Западной Европы.

Отечественная наука вышла на уровень мирового признания. Неразрывная связь культурной жизни с общественно-политическими процессами обусловила социальную заостренность искусства, повысила его нравственно-этическую, философскую и политическую значимость. Под влиянием общественного движения во второй половине XIX в. господствующее положение в искусстве занял реализм. Реалистическое искусство было максимально приближено к повседневной жизни, его отличительной чертой стало умение показать типические черты жизненных явлений, многие произведения имели не только реалистический, но и критический характер.

Сократился, хотя по-прежнему оставался значительным, разрыв в уровне культурной жизни центра и провинции; расширилась сфера духовной жизни всех социальных слоев российского общества; музеи, картинные галереи, выставки, библиотеки стали неотъемлемой частью культурной жизни значительной части российского общества, а не только его социальной верхушки. Творчество многих русских писателей и поэтов, художников-передвижников, композиторов Могучей кучки впитало в себя многовековые традиции народной культуры, становилось достоянием все более широких масс.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >
 

Популярные страницы