МОДЕРНИЗАЦИЯ В РОССИИ И ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР
Модернизация как ведущий вектор российских преобразований. Глобализация и мировая политика. «Исламский вызов». Международный терроризм.
Модернизация как ведущий вектор российских преобразований
Модернизация (социальная модернизация) — эти принятие ценностей, институтов и культурных моделей «современности», стремление уподобиться лидеру в значимых для его культурной модели характеристиках. Модернизация включает в себя индустриализацию, урбанизацию, развитие образования, рост благосостояния и социальной заботы, секуляризацию, демократизацию. Именно это позволяет охарактеризовать ее как процесс, имеющий качественную специфику, создающий «ощущение современности» как единого целого у людей, живущих по ее законам.
Модернизация — это возрастание способности социальных систем адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие, что обусловлено как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность элиты осуществить более или менее эффективное изменение общества) факторами. Возможные варианты модернизации и их выбор обусловлены такими факторами, как общее состояние социума на момент начала реформ; социокультурная динамика общества; соотношение традиций и новаций в механизме развития; религиозно-культурная среда, обеспечивающая органическое единство духовных и практических, индивидуальных и нормативных источников поведения субъекта с акцентом на отображении персонализированных, творческих механизмов культурно опосредованной активности групп и индивидов; спектр политических сил.
Вместе с тем, мировой опыт свидетельствует, что страны, которые пробовали идти по прямой столбовой дороге, наталкивались на серьезные противоречия и трудности. Попытки введения демократии в странах без устоявшихся традиций политической и правовой культуры, когда отсутствует сильный средний класс, чреваты серьезной дестабилизаций. Через это прошли Иран, республики бывшей Югославии, ряд государств Центральной Азии и Кавказа и т.д. Темп, ритм и последствия модернизации различаются в разных странах и в разных сферах общественной жизни; движущей силой (агентами) модернизации признаются не только политическая элита, но и общественные движения; считается необходимым учет не только эндогенных, но и экзогенных факторов развития (например, мировой геополитической расстановки сил), а сама модернизация рассматривается не как однозначно позитивный процесс, а как движение, связанное с неизбежными трудностями, преградами, отступлениями.
Российская модель трансформационной эволюции кардинально отличалась от классической теории, описывающей последовательную смену традиционных механизмов социального регулирования на модернизованные. Кризис трансформационного перехода связан с тем, что в результате раскола были подорваны религиозные основания нравственности и социального этоса. Возник вакуум этических оснований социальной жизни, что подкреплялось твер-долобостью власти, не желавшей искать диалога с нравственно живыми силами общества. Внутри государственной машины утвердился дуализм: тайная приверженность «интеллигентской религии», основанная на ощущении ее нравственной правды, сочетающаяся с предельным цинизмом в практических делах.
Главной проблемой сегодняшней России, определяющей как логику социального развития, так и характер массовых общественных умонастроений, является дилемма: модернизация или деградация? Модернизационное развитие общества представляет собой процесс социальной самоорганизации, который реализуется в форме взаимодействия социального порядка и социального хаоса. В обществе постоянно действуют противоположные тенденции к порядку и беспорядку. В результате дисбаланса социум попадает в ситуацию, далекую от равновесия, а затем, если процесс продолжается, в режим катастрофы.
В постсоветской России реформирование было направлено на институциональные аспекты преобразования плановой экономики в рыночную и практически отсутствовало внимание к социальной сфере. Трансформация социальной структуры российского общества приобрела в подобных условиях стихийный характер. Соответственно, направленность реформ 90-х гг. XX столетия выразилась в концентрации наибольшей активности в торгово-финансовой и топливно-сырьевой сферах, где и сосредоточился основной слой современных российских собственников. Следствием стало нарастание кризисных процессов: социальных, культурных, этнических. Сказывается и период предшествующего развития. Социалистическое общество, в отличие от буржуазного, не выработало механизмы разрешения системного социокультурного кризиса. Поэтому различные попытки разрешить кризис обнаружили его высокую устойчивость, наличие скрытого механизма самовоспро-изводства. На каждое действие по его преодолению возникало нейтрализующее противодействие, создававшее очередную тупиковую ситуацию.