ПРЕДИСЛОВИЕ
О социальном партнерстве заговорили в России в 1991 году, заговорили как о новом механизме регулирования отношений между работодателями и работниками, что не могло не вызвать некоторого недоумения и даже непонимания. Если социальное партнерство и заключение коллективных договоров и соглашений - это одно и то же, то зачем все то, что было раньше, ещё при советской власти - переговоры между администрацией и профсоюзами, подписание коллективных договоров, контроль за их выполнением, - называть никому непонятным словосочетанием "социальное партнерство"? Если же социальное партнерство - это нечто новое, доселе нам неведомое, то почему все разговоры о социальном партнерстве сводятся к заключению коллективных договоров и соглашений. В общем, как ни крути, непонятно.
Пока большинство пыталось разобраться в том, что такое социальное партнерство, органы государственной власти на разных уровнях активно пропагандировали идеи социального партнерства. Юристы упорно трудились над созданием законов, которые, по их мнению, должны были обеспечить реализацию социального партнерства на практике. Их активно поддерживали профсоюзы, которых переход к рынку застал врасплох. В условиях советской системы хозяйствования профсоюзы выполняли роль собеса и занимались преимущественно распределением дефицитных товаров. Когда в начале 90-х гг. Фонд социального страхования был передан в управление государства, а товарный дефицит исчез в результате либерализации цен, профсоюзы растерялись. Исчезло то, чему раньше они уделяли основное внимание. И что осталось? А осталось то, что многие стали называть социальным партнерством, где профсоюзам отводилась если не главная, то уж никак и не последняя роль. И профсоюзы активно включились в строительство российской системы социального партнерства.
Сегодня социальное партнерство - это главный предмет гордости ФНПР. Это то, за что Федерация независимых профсоюзов России постоянно хвалит себя, подчеркивая тем самым свою причастность к созданию рыночной экономики в России. По мнению руководства ФНПР, система социального партнерства уже реально существует в России. И главная задача профсоюзов в том, чтобы всячески содействовать её дальнейшему развитию, поскольку альтернативой социальному партнерству может быть только классовая борьба. Если мы хотим двигаться в сторону цивилизованного рынка, считает руководство ФНПР, то должны способствовать развитию переговорного процесса профсоюзов с работодателями и государством. Социальное партнерство, по их мнению, это тот механизм, благодаря развитию которого уже сегодня можно существенно изменить ситуацию в социально-трудовой сфере и поднять уровень жизни большинства граждан.
Мы позволили себе усомниться в выводе, который из уст руководства ФНПР звучит столь категорично, и решили проанализировать ситуацию, которая складывается сегодня в России в сфере социально-трудовых отношений. Мы попытались понять, какие же реальные процессы скрыты сегодня за внешне блаполучным и чаще всего бесконфликтным процессом заключения коллективных договоров и соглашений, переговорами профсоюзов, государства и работодателей. Насколько это согласуется с тем, что в других странах принято называть социальным партнерством? И можно ли вообще применительно к российским условиям говорить о социальном партнерстве?
о