Дизайн и представления о пространстве

3

Дизайн и представления о пространстве 3.1. Античные представления о пространстве / 3.2. Средневековые представления о пространстве / 3.3. Представления о пространстве в эпоху Возрождения / 3.4. Представления о пространстве в Новое время / 3.5. Представления о пространстве в немецкой классической философии / 3.6. Неклассическое понимание пространства / 3.7. Свойства пространства

Культура воплощается в жизни в реальных носителях: предметах, текстах, действиях, поступках, намерениях, чувствах и т.д., и имеет особое пространственное и временное бытие. Пространственный параметр культуры находится в тесном взаимодействии с различными практиками дизайна, о чем свидетельствует наличие примеров связи культуры и предметно-пространственной организации. Так, У. Эко в книге «Отсутствующая структура. Введение в семиологию», пересказывая наблюдение американского антрополога и кросс-культурного исследователя Эдварда Холла, приводит следующий пример: «Холл рассказывает об одном строительном замысле с целью обеспечения более комфортабельным жильем некоторых этнических групп — негров и пуэрториканцев, — проживающих в Америке. Предприятие провалилось, поскольку их предполагалось поселить в прямолинейном пространстве, между тем как общественная жизнь этих групп всегда ориентировалась на центростремительное пространство и «тепло», источаемое центром»[1]. Таким образом, культурные традиции и дизайн как средство организации пространства обнаруживают свою связь.

Пространство является важнейшим атрибутом бытия, а такие его характеристики, как объемы, размеры, границы, полностью определяют условия жизни человека, который заполняет его объемы, определяет размеры, преодолевает границы, т.е. взаимодействует с пространством. В концепциях пространства и времени воплощается рефлексия эпохи и деятельности, интерпретация сложившейся культуры, ритмы социальных трансформаций и эффективность прогностического сознания. Кроме того, представле-

ния о пространстве всегда выражались в искусстве: «Мы видим вещи такими, какими нас учит их видеть искусство. Мы воспринимаем пространство через те формы, какие придает ему архитектор, мы переживаем ландшафт так, как он организован религиозной архитектурой... Мы воспринимаем природу и человека так, как нам раскрывает их сущность пластика, рисунок, живопись»[2]. Поскольку дизайн тесно связан с искусством, раскроем аспект реализации представлений о пространстве через архитектуру и другие виды искусства в их историческом развитии.

  • [1] Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М., 1998. С. 247.
  • [2] Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998. С. 185.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >