Представления о пространстве в Новое время

В Новое время продолжается процесс новой интерпретации пространства. В целом философская мысль Нового времени науко-центрична и складывается под влиянием двух целостных систем теоретико-познавательных воззрений: эмпиризма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм) и рационализма (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц). Формируется механистическая картина мира (Т. Гоббс, Р. Декарт): мир как машина (Декарт) и как часовой механизм (Ньютон). В эту эпоху формируются новые системы ценностей, такие как свободолюбие, здравомыслие, познание и преобразование природы, польза, «разумный эгоизм». А также формируется представление о естественных правах человека на жизнь, свободу, частную собственность, социальное, национальное и религиозное равноправие.

Философия этого времени в лице Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха и др. естественно влияет на формирование новых тенденций в искусстве и архитектуре, а именно, развитие стилей барокко и классицизма, а также закладывает эстетические и теоретические предпосылки европейского градостроительства. Философскими истоками стиля барокко становятся пантеистическое миропонимание, сенсуализм, идеи контрреформации, которые ориентируют на чувственное восприятие, переживание человека, его эмоции. Архитектура характеризуется динамичностью, сложностью, многообразием деталей и пышности, стремится к величию, асимметрии, нарушению границ. Под влиянием философских идей рационализма XVII—XVIII вв. барокко сменяется классицизмом. Вера в способность разума изменить мир и человека заставляет соотносить искусство не с конкретной действительностью, а с законами разума: логичностью, строгой организованностью, нормативностью. Классицизм превращается в единый художественно-архитектурный стиль Европы.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >