ДЕТСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ

В современных условиях, когда внутри наук о человеке накоплено огромное количество вполне подтвержденных фактов, возникает необходимость разрушения границ и специализации — по выражению В.И. Вернадского, «не по наукам, а по проблемам» надо рассматривать многие серьезные вопросы, если и не все... Одной из таких комплексных проблем является проблема «детство» как особая и социокультурная, и психологическая, и педагогическая, и медицинская, и физиологическая категория. Необходимость междисциплинарного синтеза, с помощью которого возможно создание целостной панорамы представлений о закономерностях становления личности ребенка в обществе, высказана уже многими известными учеными: Р. Заззо1, С.Московичи[1] [2], А.В. Петровским, Д.И. Фельдштейном, Р. Харре[3], Д.Б. Элькониным, Э. Эриксоном и др. И действительно, проблемы детства находятся на стыке наук: философии и психологии, социологии и археологии, антропологии и этнографии, истории культуры и литературоведения.

Мир детства сложен еще и потому, что содержит в себе другие миры. Это мир общения с людьми, мир социальных взаимоотношений. Как воспринимает ребенок других и самого себя? Как познает добро и зло? Как возникает и развивается его личность? Когда и как становится независимым?

Это мир предметов и мир бесконечного познания. Как постигает ребенок идею физической причинности? Почему изгоняет из реального мира волшебников и фей? Как различает мир объективный, внешний и свой субъективный, внутренний мир? Как решает для себя вечные человеческие проблемы: проблемы истины и существования? Как соотносит свои ощущения с вызвавшими их предметами? По каким признакам отличает реальность от фантазии?

Это мир истории и культуры. Как человек любой другой возрастной категории, ребенок невидимыми, но чрезвычайно прочными нитями истории связан с нашими далекими предками. С их традициями, культурой, мышлением. Живя в настоящем, он держит в руках эти тонкие нити.

Понять детство вне его истории невозможно.

Как и когда возникло современное детство? Чем оно отличается от детства наших далеких предков? Как изменяют история и культура представления людей о ребенке, способы его воспитания и обучения?

Детство — всем хорошо известное, но (как это ни странно звучит) малопонятное явление. И сам термин «детство» используется широко, многопланово, многозначно, не тождественно заключенному внутри него смысловому содержанию.

Детство в индивидуальном варианте — это, как правило, устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние до определенного (кем?) возраста, «до взрослости». В обобщенном варианте — это совокупность детей разных возрастов, составляющих «довзрослый» контингент общества.

Специального определения детства нет ни в философских, ни в педагогических, ни в социологических словарях.

В психологическом словаре есть определение детства как термина, обозначающего:

  • 1) начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста);
  • 2) социокультурный феномен, имеющий свою историю развития, конкретно-исторический характер. На характер и содержание детства оказывают влияние конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества.

А вот и еще один словарь по психологии:

Детство — этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют период младенчества, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст. Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости.

Д.И. Фельдштейн в книге «Социальное развитие в пространстве — времени Детства» отмечает, что обобщенное наименование — Детство — чаще всего употребляется в социально-практическом, социально-организационном плане. При этом автор подчеркивает, что отсутствует научное определение детства (и функциональное, и содержательное) как особого состояния, выступающего составной частью общей системы социума, не раскрыта субстанциальная сущность детства.

В развитии общества и человека все более остро вырисовывается задача углубления познания детства, причем не только и не столько его отдельных особенностей, индивидуальных и общих аспектов поведения. Главным уже становится раскрытие закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса развития ребенка в детстве и детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития в саморазвитии растущих индивидов, возможностей такого саморазвития на каждом этапе и установление особенностей его движения к миру взрослых, «больших».

Являясь сложным, самостоятельным организмом, детство представляет неотъемлемую часть общества, выступая как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых оно объективно ставит задачи и цели взаимодействия со взрослыми, определяя направления деятельности этих взрослых с собою, развивает свой общественно значимый мир.

Актуальность научного определения детства как особого объективно существующего социального явления, имеющего свои конкретные характеристики и занимающего совершенно определенное место в обществе, уже не оспаривается.

Ученые давно заметили, что любая человеческая культура обязательно несет в себе модель мира, созданную данной этнокультурной общностью людей. Эта модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований, воспроизводится в обрядах и ритуалах, закреплена в языке, материализована в планировке человеческих поселений и организации внутреннего пространства жилищ. Каждое новое поколение получает в наследство определенную модель мироздания, которая служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека и одновременно объединяет людей этого поколения как культурную общность.

Такую модель мира ребенок, с одной стороны, получает от взрослых, активно усваивает из культурно-предметной и природной среды, с другой стороны, активно строит сам, в определенный момент объединяясь в этой работе с другими детьми.

И здесь можно выделить 3 главных фактора, определяющих формирование модели мира ребенка:

  • 1) влияние «взрослой» культуры;
  • 2) личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности;
  • 3) воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей (свидетельством того, что в последнее время возрастает интерес к изучению детской субкультуры, является и то, что это емкое понятие заняло место в психологическом словаре).

Детство отличается рядом специфических особенностей не только как определенное состояние, но и как особый процесс. Исследователями отмечено, что все более остро вырисовывается задача познания детства с точки зрения раскрытия закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса развития ребенка. Проблема развития, как известно, одна из наиболее сложных и постоянно актуальных во всех сферах научных знаний — в философии, социологии, психологии и др.

Замечательный ученый, философ, педагог, психолог профессор В.В. Зеньковский1 уделял много внимания душе ребенка, его личности, считая ошибочным мнение, что душа ребенка схожа с душой взрослого. По его мнению, личность ребенка есть живое и органическое единство, основа ее лежит во внеэмпирической сфере; с первых дней жизни личность уже окрашена чем-то индивидуальным, что сначала выступает слабо и неясно, но с годами достигает своего полного и адекватного выражения.

Невинность детской души выражает то, что дети в своей эмпирической личности не являются настоящими субъектами своей жизни, их сознание не смущено самопроверкой; лишь в чувствах стыда и совести закладываются первые эмпирические основы самооценки, первые зачатки отнесения именно к эмпирической личности своих поступков. Детская иррациональность есть обратная сторона того, что в душе ребенка доминирует эмоциональная сфера; интеллект и воля занимают второе, часто служебное, место, настоящий же центр личности лежит глубже их. Господство реального «Я», слабая власть эмпирического «Я» ведут к тому, что в детях нет ничего искусственного, намеренного, нет никакой подправки; дитя непосредственно следует всем своим влечениям и чувствам, и как раз благодаря этому детство полно настоящей духовной свободы. Эта внутренняя органичность, по словам Зеньковского, придает детям то очарование, которое с детством навсегда отлетает от нас.

К.Г. Юнг в книге «Конфликты детской души» отмечает, что душа ребенка до стадии сознательного «Я» вовсе не представляет собой нечто пустое или бессодержательное. Не только тело, но и его душа происходит из ряда предков. Душа ребенка использует не только фоновые условия психологического мира родителей, но и, в еще большей мере, бездны добра и зла, таящихся в человеческой душе.

Юнг дает свое понимание личности ребенка: то, что понимается под личностью вообще, а именно: определенная способность к со- [4]

противлению и наделенная силой душевная целостность — это и есть идеал взрослых. Личность — это не зародыш в ребенке, который развивается лишь постепенно, благодаря жизни или в ходе нее. Без определенности, целостности и созревания личность не проявится.

Наш замечательный ученый, автор известных учебников по возрастной психологии Г.С. Абрамова вводит понятие «философия жизни» в контексте детства. Она пишет, что с момента рождения ребенок сталкивается с конкретными формами философии жизни, задающими границы между жизнью и смертью, между живым и неживым. Она отмечает, что встреча ребенка с феноменом смерти связана с появлением в картине мира важнейшего ее качества — времени. Время становится осязаемым, физически присутствующим в виде преобразований свойств живого в неживое. Мертвый человек, мертвый жук, мертвая собака, мертвый цветок останавливают для ребенка время, делают его измеряемым самой глобальной единицей — жизни — смерти, обозначающей начало и конец. Понятие «философия жизни» конкретизируется в переживаниях ценности жизни ребенка, ценности жизни другого человека, ценности жизни вообще, а также в другом ряде переживаний — ответственности за жизнь, за живое, переживаниях по поводу источников собственной жизни1.

И.С. Кон[5] [6] к проблемам, не подвластным эмпирическому анализу, относит тайну человеческого «Я»: «Каждый человек — уникальный и неповторимый мир в себе, который не может быть выражен ни в какой системе понятий. Но этот уникальный внутренний мир воплощает в себе общечеловеческие ценности и обретает реальность только в творческой деятельности индивида, обращенной к другим. Открытие «Я» — не одномоментное и пожизненное приобретение, а серия последовательных открытий, каждое из которых предполагает предыдущее и вместе с тем вносит в них коррективы»[7]. Эти слова, несомненно, относятся к детству.

Итак, мы знаем, что детство — это период усиленного развития, изменения и обучения.

Человек, являясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек — наиболее совершенное существо в природе. По состоянию на момент рождения у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков парадокс природы.

В ходе истории растет состояние, изменяется качество и структура материальной и духовной культуры человечества. Но за прошедшие тысячелетия новорожденный ребенок практически не изменился. Детство — период, продолжающийся от новорожденности до полной зрелости. И как это ни грубовато, ни примитивно звучит, продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Множество интересных фактов было собрано французским демографом и историком Филиппом Ариесом1. Его интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно различалось в разные исторические эпохи. Исследования привели его к выводу, что вплоть до XIII в. искусство не обращалось к детям. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным.

В книге «Ребенок и семейная жизнь при старом режиме» (1973) Ариес утверждает, что понимание ребенка как существа привилегированного, обладающего особым, отличным от взрослых мировосприятием, зародилось лишь в XV—XVI вв. В средние века на него смотрели как на «маленького взрослого» и оценивали его поступки по «взрослой шкале». Семья не была базисной социальной группой, и с раннего возраста гильдии, корпорации были для ребенка главными институтами социализации.

Открытие детства позволило описать полный цикл человеческой жизни. Для характеристики возрастных периодов жизни в научных сочинениях XVI—XVII вв. использовалась терминология, которая до сих пор употребляется в научной и разговорной речи: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость, сенильность (глубокая старость). В старину периоды жизни соотносились с четырьмя временами года, с семью планетами, с двенадцатью знаками зодиака. Совпадение чисел воспринималось как один из показателей фундаментального единства Природы.

Наука о психическом развитии ребенка — детская психология — зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX в. Основателем детской психологии, напоминаем, является Вильгельм Прейер, который написал книгу «Душа ребенка». Он первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка.

В настоящее время предмет детской психологии — раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установ- [8] ление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.

Помимо активизации процессов обучения и воспитания возникла новая сфера практики. Это контроль над процессами детского развития. Всё это возможно осуществить только на основе глубокой и точной теории, вскрывающей конкретные механизмы и динамику развития психологии ребенка.

Рост — количественное изменение объекта, в том числе и психического процесса. Но за процессами количественного роста могут скрываться другие явления и процессы. Например, созревают железы внутренней секреции. Когда происходят существенные изменения в структурах и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.

Наиболее важные среди механизмов развития: дифференциация; появление новых сторон в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

В настоящее время разрабатываются новые стратегии исследования — стратегии формирования психических процессов. Но тезисно напомним:

  • • биогенетический принцип в психологии; Э. Геккель; концепция (закон, теория) рекапитуляции; онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза; С. Холл: ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода (игра — это необходимое упражнение для утраты бесполезных функций);
  • • нормативный подход к исследованию детского развития; А.Гезелл; практическая система диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на сравнительных исследованиях нормы и разных форм патологии с применением кинофоторегистрации, возрастных изменений, моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов — теория эмпирического эволюционизма; Л. Термен в 1916 г. создал новый вариант тестов для измерения умственных способностей — с помощью этих тестов получена кривая нормального распределения способностей в популяции и начаты многочисленные корреляционные эксперименты, которые ставили своей задачей выявить зависимость параметров интеллекта от возраста, пола, порядка рождения, расы, социо-экономического статуса семьи, образования родителей;
  • • отождествление научения и развития; общие установки бихевиоризма; идеи И.П. Павлова; связь зависимых и независимых переменных, которая наблюдается во всех исследованиях поведения не только у животных, но и у человека;
  • • теория трех ступеней детского развития; Э. Торндайк; В. Келлер; К. Бюлер: инстинкт, дрессура, интеллект; сходство примитивного употребления орудий у обезьян и у ребенка;
  • • концепции конвергенции и противоречия двух факторов детского развития; спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития — наследственная одаренность или окружающая среда; теория конвергенции В. Штерна; психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием икс-элементов наследственности и игрек-элементов среды;
  • • концепция социального научения; идея Э. Эриксона о групповой и личной идентичности; общество оказывает влияние на развитие личности по бихевиористской модели — по принципу «плюс-минус подкрепление»;
  • • подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка; 3. Фрейд, Ж. Пиаже, К. Левин, А. Валлон, X. Вернер; понимание психического развития как качественного процесса, подчиняющегося внутренним законам самодвижения; психика на всех своих уровнях порождается биологическими процессами;
  • • ортогенетическая концепция X. Вернера; ортогенез — теория развития живой природы, утверждающая, что эволюция живых организмов происходит в строго определенном направлении, признает идею изначальной целесообразности в природе; все организмы рождаются с установленными на минимальном уровне видовыми функциональными структурами, которые позволяют им взаимодействовать со средой, чтобы ассимилировать опыт и стимуляцию, — в противном случае они не могли бы развиваться, отсюда — строение организма селективно определяет характер его взаимодействия и результат его опыта; показатели функционального и структурного изменения — переходы от синкретичности к дискретности; от диффузности к отчетливости; от ригидности к гибкости и от лабильности к стабильности; три стадии умственного развития в прогрессивном конструктивизме биопсихологической эволюции — сен-сомоторное, перцептивное и умственное развитие.

Следует запомнить: Р. Заззо, С. Московичи, Г.Р. Харре, устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, модель мира, детская субкультура, детская иррациональность, внеэмпирическая сфера, В.В. Зеньковский, эмпирическая личность, философия жизни, 1/1.С. Кон, Ф. Ариес, дифференциация, се-нильность, биогенетический принцип, ортогенетическая концепция X. Вернера, концепция социального научения, концепции конвергенции и противоречия двух факторов детского развития, теория трех ступеней детского развития, отождествление научения и развития, икс-элементы наследственности, игрек-элементы среды.

Вопросы и задания по главе XIV

  • 1. В чем заключаются сложности определения понятия «детство»?
  • 2. Каковы главные факторы, определяющие формирование модели мира ребенка?
  • 3. Подготовьте сообщение о психологических воззрениях на душу ребенка В.В. Зеньковского.
  • 4. Как понимал личность ребенка К.Г. Юнг?
  • 5. Что такое «философия жизни», согласно определению Г.С. Абрамовой?
  • 6. Подготовьте сообщение о трудах Ф. Ариеса.
  • 7. Назовите предмет детской психологии.
  • 8. Расскажите об основных концепциях и стратегиях формирования психических процессов.

  • [1] Заззо (Zazzo) Рене (1910, Париж — 1995, там же), французский психолог и педагог, глава парижской школы генетической психологии. Ученик А. Валлона. Занимался преимущественно проблемами психического развития ребенка.
  • [2] Московичи Серж (наст, имя Срул-Эрш Москович; род. 14 июня 1925) — французский психолог, автор работ в области социальной психологии; глава лаборатории социально-психологических исследований в Высшей школе социальных исследований при Парижском университете.
  • [3] Харре {Harre) Гораций Ром (род. 1927) — английский философ и социальный психолог. Автор книги «Физическое бытие».
  • [4] Зеньковский Василий Васильевич (4 (17) июля 1881, Проскуров (ныне Хмельницкий) Подольской губернии — 5 августа 1962, Париж) — протопресвитер в юрисдикции Константинопольского патриархата. Философ, богослов, педагог. Автор книг «Психология детства» (1925), «Дар свободы» (1928) и др.
  • [5] Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М.: Академия, 1984.
  • [6] Кон Игорь Семенович (род. 21 мая 1928, Ленинград) — советский и российский социолог, антрополог, философ, сексолог.
  • [7] Кон И.С. В поисках себя. — М.: Политиздат, 1984.
  • [8] Ариес Филипп (1914—1984) — французский историк и социальный философ, специалист по исторической демографии. Руководитель группы в Школе высших исследований социальных наук.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >