ЮНОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Юность выделилась в самостоятельный период жизни человека относительно недавно — исторически ее тоже относят к «переходному этапу», но теперь уже к этапу возмужания, взросления. А критерием взросления становится не просто физическое возмужание, но и овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда.

Внутри перехода от детства к взрослости границы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересекаются. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17—21 годом для юношей и 16—20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22— 23 годам у юношей и 19—20 годам у девушек. Современные представления о границах возраста охватывают период от 14—15 до 18 лет.

Образы юности в различных культурах и временах существенно отличаются друг от друга. Так, античные и средневековые авторы обычно ассоциируют юность с расцветом физической силы и воинской доблести, но одновременно — с необузданностью и интеллектуальной незрелостью. Буйный юношеский возраст отнюдь не вызывал у старших умиления. Но стоит сказать всё же, что в тех условиях молодой человек имел и мало возможностей для самоопределения — от него требовали прежде всего послушания и почтения. Важнейшим критерием взрослости считалось создание собственной семьи, с чем ассоциировалась самостоятельность и ответственность.

В Новое время положение изменилось. Ускорение темпа общественного развития, ослабление влияния семьи, расширение диапазона индивидуального выбора профессии, стиля жизни способствовали появлению нового образа юности как эпохи «второго рождения», «бури и натиска», подчеркивающего момент сознательного самоопределения.

Большинство психологов XIX и начала XX в. исходили из «романтической» модели юности. Начиная с 20-х годов XX в. картина изменилась. Этнографическими исследователями были установлены значительные различия в процессах и способах социализации в юности. В социологии юношеский возраст связывается с изменением общественного положения и социальной деятельности личности.

В древних обществах переход с одной возрастной ступени на другую оформлялся специальными обрядами — таинствами посвящения, инициациями, благодаря которым индивид не только обретал новый социальный статус, но и как бы рождался заново.

Мы уже давно традиционно считаем, что юность — завершающий этап первичной социализации, однако социальный статус юношества неоднороден. Подавляющее большинство юношей и девушек — это учащиеся либо общеобразовательной школы, гимназии, лицея или колледжа, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений. Пытаясь задать единый критерий зрелости, многие исследователи соотносят его с началом трудовой деятельности, экономической самостоятельностью, приобретением стабильной профессии и т.д. Но эти процессы весьма вариативны. Так (опять употребим слово «традиционно») раньше других начинает трудиться сельская молодежь, потом — рабочая, затем — учащаяся молодежь, студенты; кроме того, многие, даже начав трудиться, не обретают финансовой и материальной самостоятельности; некоторые, обретя трудовую и финансовую самостоятельность, не имеют сформированной социальной ответственности; многие юноши и девушки учатся и работают одновременно и т.д. И здесь явно наблюдается гетеро-хронность: юноша может иметь образование и профессию, быть достаточно зрелым в профессиональном плане и при этом оставаться на подростковом уровне в межличностных отношениях, в сфере культурных запросов и т.д.!

Основной сферой жизнедеятельности старшеклассников, естественно, продолжает оставаться школа. Но в школе статус современного старшеклассника неоднозначен.

С одной стороны, положение старшего накладывает на него дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой — в отношении своих прав — он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Он обязан безусловно выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их (что греха таить, многие учителя отрицательно относятся к критике и никогда не вступают в дискуссии с учениками...). Отношение старшеклассника к школе в целом характеризуется растущей сознательностью и одновременно постепенным «вырастанием» из школы, «перерастанием» ее. Круг его интересов и общения всё больше выходит за пределы школы, делая ее только частью его жизненного мира. Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность.

В психологических периодизациях А.Н.Леонтьева и Д.Б. Элько-нина акцент делается на смене ведущего типа деятельности, которой в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными. У юношей и девушек появляется интерес к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем. Учебная деятельность приобретает черты избирательности, осознанности, ответственности за ее процесс и результаты.

Л.И. Божович определяет данный возраст в соответствии с развитием мотивационной сферы: юношество она связывает с определением своего места в жизни и внутренней позиции, с формированием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием.

Да, период юности — это период самоопределения. Самоопределение — социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое — составляет основную задачу юношеского возраста. В качестве главного результата самоопределения психологи выделяют потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы «кем быть?» и «каким быть?». С определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. В возрастной психологии установлено, что при переходе от подросткового к юношескому возрасту происходит изменение в отношении будущего: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий.

Характерное приобретение ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненные планы старшеклассников, как по содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и охватываемой временной перспективе различны. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши и девушки достаточно реалистичны, но в сфере образования, карьерного, профессионального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высокими моральными устремлениями. У многих юношей и девушек желание иметь и получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно конкретны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления.

Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек — недостаточные самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Отдаленная перспектива рисуется многим из них более ясной и отчетливой, нежели ближайшее будущее, зависящее от них самих. Все юноши и девушки размышляют о будущем и строят всевозможные планы, но лишь немногие отдают себе отчет в том, что реальное будущее — это не будущее вообще, а будущее как определенным образом построенное настоящее, и что насыщение будущего целями есть лишь предпосылка для насыщения настоящего соответствующей практикой. Непонимание этого является типичным для старшеклассников.

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения. Юность — решающий этап становления мировоззрения. В этот период жизни у человека появляется потребность свести всё многообразие фактов к конкретным принципам, построить стройную систему взглядов на мир, определить свое место в этом мире. Юноша ищет формулу, которая осветила бы ему и смысл собственного бытия, и перспективы всего человечества. Устремленность в будущее, связанная с ожиданием того, что жизнь должна принести еще много неизведанного, сопровождается стремлением как-то понять и осмыслить окружающую действительность, построить целостное видение мира. Эта тяга к системному пониманию различных сторон мира и социальной жизни нередко приводит юношей и девушек к недостаточно продуманным, но претендующим на высокую степень обобщения идеям о мироустройстве. При этом через некоторое время сверхценные идеи достаточно легко сменяются новыми утверждениями, которые кажутся теперь более совершенными.

В одной из самых знаменитых книг по юности — книге Л. Коула и Дж. Холла «Психология юности» перечислены проблемы, которые должно решить юношество, прежде чем попадет в «рай взрослого бытия». Речь идет о следующих девяти пунктах:

  • 1) общая эмоциональная зрелость;
  • 2) пробуждение гетеросексуального интереса;
  • 3) общая социальная зрелость;
  • 4) эмансипация от родительского дома;
  • 5) интеллектуальная зрелость;
  • 6) выбор профессии;
  • 7) навыки обращения со свободным временем;
  • 8) построение психологии жизни, основанной на поведении, базирующемся на совести и сознании долга;
  • 9) идентификации «Я».

Достижение взрослого бытия, собственно, и является конечной целью юности.

Сами юноши и девушки наступление зрелости связывают с внутренними изменениями в себе и в отношениях с другими людьми. Они пытаются установить время, когда почувствовали себя взрослыми, — следует отметить, что процесс профессионального и личностного самоопределения не завершается в период ранней юности — вопросы правильности жизненного выбора актуальны и для молодого, и для взрослого человека.

Одним из важнейших новообразований интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становится развитие теоретического мышления. Старшеклассники и студенты младших курсов чаще задаются вопросом «почему?», их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна; они более критично относятся как к преподавателям, так и к содержанию получаемых знаний.

Второй особенностью интеллектуального развития в юношестве следует считать выраженную тягу к обобщениям, поиску новых закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Никто так, как старшеклассники, не любит «больших» теорий и не тяготеет к глобальным, «космическим» обобщениям. Однако широта интересов, как правило, сочетается в этом возрасте с разбросанностью, отсутствием системы и метода в получении знаний и навыков — интеллектуальным дилетантизмом.

Третьей характерной чертой является распространенная юношеская склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности и силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности, тяга к показной, вычурной интеллектуальности. Учеба кажется им прозаичной и примитивной по сравнению с возможностями реальной жизни.

Одна из главных особенностей раннего юношеского возраста — смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Этот период считается возрастом разворачивания проблемы отцов и детей. Мы и Они (взрослые) — одна из ведущих тем юношеской рефлексии, основа формирования особой юношеской субкультуры.

С одной стороны, сохраняет свою актуальность потребность освобождения от контроля и опеки родителей — актуальны процессы обособления, стремления эмансипироваться, обособиться от влияния семьи, освободиться от зависимости. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, а порой очень резкое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающими сыном или дочерью. Неумение или нежелание родителей принять автономию своих детей часто приводит к конфликтам. Хорошо для всех, если в конце этого периода юноша или девушка окажутся обновленными духовно, с любовью и доверием к своим близким.

С другой стороны, в юности сильна тенденция на отождествление со взрослыми. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения юношей, которые не были бы связаны с семейными условиями.

Среди тем, на основе которых могли бы строиться общение и сама общность со взрослыми, в первую очередь с родителями, называются:

  • • выбор будущей профессии;
  • • учебные дела;
  • • взаимоотношения с окружающими;
  • • нравственные проблемы;
  • • увлечения;
  • • вопросы о себе и своем прошлом, настоящем, будущем;
  • • все то, что связано с жизненным самоопределением.

Но общение со взрослыми, по мнению самих юношей и девушек, возможно лишь при условии его диалогичности и доверительности. Юные люди стремятся быть со старшими на равных и хотели бы видеть в них друзей и советчиков, а не наставников.

Поскольку идет интенсивное освоение «взрослых» ролей и форм социальной жизни, они часто нуждаются во взрослых, поэтому достаточно часто можно наблюдать, как юноши и девушки ищут совета и дружбы у старших по возрасту. Но, безусловно, следует добавить и то, что молодые люди также часто и быстро попадают под влияние взрослых, особенно сильных и целеустремленных людей, что может иметь и негативные последствия, — создание молодежных неформальных группировок, экстремистских и криминальных объединений и т.п. практически всегда идет под влиянием и при активнейшем содействии взрослых.

Родители, конечно, могут долго оставаться примером, моделью поведения. По многочисленным опросам установлено, что примерно 74% юношей и девушек хотели бы быть похожими на родителей.

В целом, на ступени персонализации (согласно периодизации В.И. Слободчикова1), в юности реальным партнером по общности, с которым каждый отождествляется лично и по-своему, становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей [1] и частично персонифицированный в таких культурных позициях, как Учитель, Мастер, Наставник, а далее — Консультант, Эксперт. Взрослый ценен и значим прежде всего своей реальной (а не идеальной — как у подростка) взрослостью, которая содержательно раскрывается, обнаруживает себя через правила, понятия, принципы, способы организации деятельности во всех сферах социально-культурного бытия — в ремесле, науке, искусстве, религии, морали, праве. Именно через приобщение к деятельным формам взрослости человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы своей самотождественности (самоидентификации, принятия себя) внутри совместного бытия с другими.

Общение со сверстниками имеет для юношей и девушек очень важное значение. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, юноши и девушки не могут выработать необходимых для самостоятельной взрослой жизни коммуникативных качеств. В этом возрасте появляются первые дружеские и любовные привязанности достаточно длительного, хотя, по преимуществу, романтического характера. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку и юноше обособление от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. В то же время именно в юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности, чтобы сохранить собственную индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет молодому человеку «сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровнях общения. В юности ценится одиночество — чем самостоятельнее юноша или девушка и чем острее потребность в самоопределении, тем сильнее у него потребность быть одному.

Общение со сверстниками решает целый ряд особых задач:

  • 1) это очень важный канал специфической информации (которую нельзя получить у взрослых);
  • 2) это специфический вид деятельности и межличностных отношений (усвоение статусов и ролей, отработка коммуникативных навыков и стилей общения);
  • 3) это специфический вид эмоционального контакта (осознание групповой принадлежности, автономия, эмоциональное благополучие и устойчивость).

Одно из достижений юности — новый уровень развития самосознания.

Центральное психологическое новообразование юношеского возраста — становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира в его индивидуальной целостности и уникальности. Юноши и девушки осознают себя в качестве неповторимой, не похожей на других личности, с собственным миром мыслей, чувств и переживаний, с собственными взглядами и оценками. И эту свою личность как нечто особое, не похожее на других, юный человек хочет утвердить среди окружающих. Он хочет, чтобы его, такую особенную личность, заметили. Отсюда — тенденция к манифестации себя в разных формах: в манере двигаться, говорить, одеваться; в своеобразных оценках явления быта, школьной жизни; в каких-то особенных словечках и выражениях, в неприятии некоторых общепринятых положений.

Переживание собственной уникальности приводит к открытию одиночества, поэтому чувство текучести и необратимости времени сталкивает юношество с проблемой конечности своего существования и темой смерти, что свидетельствует о формировании еще одного элемента юношеского самосознания — философской рефлексии.

Изменившееся отношение к себе, осознание своей особости сочетается с интересом к себе, со стремлением к самопознанию. Отсюда — саморефлексия, способность замечать и примечать проявления характера, свойств воли, те или иные особенности переживаний, понимать природу возникающих желаний и устремлений. Отсюда — рост интереса к самоанализу. Центральный психологический процесс в самосознании — формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения.

Чрезвычайно важный компонент самосознания — самоуважение. Юноши и девушки с низким самоуважением (неприятие себя, неудовлетворенность собой, презрение к себе, отрицательная самооценка), как правило, менее самостоятельны, более внушаемы, неприязненно относятся к окружающим, более конформны, ранимы и чувствительны к критике, насмешкам. Пониженное самоуважение и трудности в общении сочетаются еще и со снижением социальной активности личности. Наоборот, юноши и девушки с высоким самоуважением (принятие и одобрение себя, уважение к своей личности и поступкам, положительная самооценка) более самостоятельны, контактны, открыты, легче «принимают» окружающих и их мнения, не скрывают свои слабости и неумения, проще переживают неудачи, в них сильнее развит мотив достижения, соревновательности.

Фактически самосознание юношества акцентировано на трех существенных для возраста моментах:

  • 1) физический рост и половое созревание;
  • 2) озабоченность тем, как юноша или девушка выглядит в глазах других, что из себя представляет;
  • 3) необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества.

Знакомое нам по концепции Э. Эриксона чувство эго-идентичности заключается во всё возрастающей уверенности в том, что внутренняя индивидуальность и целостность, имеющие значение для себя, равно значимы и для других.

Для описания кризиса юности (« 18—21 год) необходимо указать исходные условия его развития.

При выходе в самостоятельную жизнь перед молодыми людьми открывается широкое пространство приложения сил и способностей. Субъективно — весь мир перед ними, и они войдут в него тем путем, который каждый наметил для себя. В своем выборе юноши и девушки выстраивают перспективу своей жизни: выход в самостоятельную жизнь начинается с реализации личных жизненных планов.

Наиболее очевидное проявление кризиса юности, перехода к самостоятельной жизни встречается у юношей и девушек, не поступивших в вузы или колледжи. Крушение надежд переживается очень тяжело — необходимо снова начинать работу по самоопределению. Часть юношей и девушек настаивает на своем выборе и откладывает поступление в вузы на следующий год. Другие выбирают учебные заведения, где меньше конкурс, меняют свой первоначальный выбор. Однако этот путь таит в себе опасность последующего разочарования.

Процесс адаптации первокурсников к вузу обычно сопровождают отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; с неподготовленностью к обучению в вузе; с неумением осуществлять психологическое саморегулирование собственного поведения и деятельности, усугубляемым отсутствием привычного, повседневного контроля педагогов; с поиском оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; с налаживанием быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие и т.п.

Из-за недостаточного жизненного опыта молодые люди часто путают идеалы с иллюзиями, романтику с экзотикой. В поведении юношей и девушек зачастую проявляется внутренняя неуверенность в себе, сопровождающаяся иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости и даже представлением о собственной неполноценности.

В студенческом возрасте нередки и разочарования в профессиональном и жизненном выборе, несоответствие ожиданий и представлений о профессии реальности ее освоения.

Для юношей и девушек, сделавших своим выбором практическую профессиональную деятельность, трудности связаны прежде всего с расхождением идеальных представлений об условиях и содержании деятельности и реальным характером ее протекания. Чем больше расхождение, тем сильнее внутренние переживания и конфликты. Но для всех молодых людей одинаково важно найти свое место в обществе, построить новые отношения с другими.

В кризисе юности молодые люди впервые сталкиваются с экзистенциальным кризисом — кризисом смысла жизни. Теперь актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о назначении человека, о собственном Я. Отсюда интерес к нравственно-этическим проблемам, к психологии самопознания и самовоспитания. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к таким негативным вариантам развития, как наркомания, алкоголизм. Крайняя форма неспособности справиться с кризисом приводит к суициду. Из протеста против массовости и обезличенности отношений взрослой жизни вырастают объединения и движения хиппи, рокеров, панков и т.п., а также с сожалением добавим, движения профашистского и расистского толка.

Кризис юности — это начало становления подлинного авторства в определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни. Обособляясь от образа «Я» в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачастую складывалась не по воле и без ведома ее носителя. Этот мотив пристрастного и неустанного «рассекречивания» собственной самости, переживания чувства утраты прежних ценностей, представлений, интересов и связанное с этим разочарование и позволяет квалифицировать этот период как критический — кризис юности.

Переход к взрослой жизни, как и всякий переходный этап, содержит в себе внутренние противоречия, связанные с особенностями развития личности.

С одной стороны, молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь в обществе, получает статус взрослого человека. Но с другой стороны, опыта «взрослой» жизни у него еще нет, молодому человеку еще только предстоит его приобрести. Различные «взрослые» роли усваиваются им не сразу и не одновременно. Молодые люди стараются всячески подчеркнуть свою самостоятельность в выборе и принятии решений, но сам этот выбор нередко осуществляется импульсивно, под влиянием обстоятельств. Юноша болезненно воспринимает, когда ему кажется, что ограничивают его самостоятельность, когда критикуют его непродуманные решения, однако внутренний самоконтроль у него развит еще недостаточно.

Как и всякий критический период в психическом развитии, кризис юности имеет свои негативные и позитивные стороны.

Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни — взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности — и вступлением в новый период жизни, для которого нет еще необходимых органов жизнедеятельности.

Позитивное начало кризиса юности связано с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования. Начало ступени индивидуализации (по периодизации В.И. Слободчикова) означает вступление человека в период не только возрастного (общего для всех), но и индивидуального становления.

Следует запомнить: «переходный возраст», самостоятельность и ответственность, «второе рождение», «буря и натиск», сознательное самоопределение, изменение общественного положения и социальной деятельности личности, инициация, «вырастание» из школы, учебно-профессиональная деятельность, период самоопределения, формирование жизненных планов, решающий этап становления мировоззрения, теоретическое мышление, поиск новых закономерностей и принципов, интеллектуальный дилетантизм, гипотетико-дедуктивное мышление, философская рефлексия, саморефлексия, становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я», экзистенциальный кризис, адаптация к вузу, кризис юности.

  • [1] Слободчиков Виктор Иванович (род. 1944 г.) — доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, директор Института развития дошкольного образования РАО (Россия), автор книг «Духовное развитие ребенка», «Парадигмы развития современной психологии и образования» и др.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >