Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Америка Синклера Льюиса

Комментарии «Рассерженный американец»

  • 1 Член Шведской академии писатель Карл Аксельфельдт на торжественной церемонии заявил: «Синклер Льюис — американец. Он пишет на новом языке, американском, как представитель 120 миллионов людей, на нем говорящих. Новая, великая американская литература вышла на арену, неся с собой дух национальной самокритики» (цит. по кн.: «After the Genteel Tradition». N. Y., 1964, p. 4).
  • 2 В.Л. Паррингтон. Основные течения американской мысли, т. III. М., 1963, стр. 441.
  • 3 Уже в первых работах 20-х годов (П. Бойнтона, С. Бехховера, С.П. Мэ, Режи Мишо и др.) принижалось значение его сатиры, Льюис истолковывался по большей части как плоский бытописатель «средних классов». Первым серьезным опытом анализа творчества писателя явилась монография Карла Ван Дорена «Синклер Льюис. Биографический очерк» (1933). В 30-е годы, по мере того как сатира Льюиса стала приобретать острополитическую направленность, о нем все настойчивее стали говорить как о художнике исписавшемся, переживающем упадок сил (А.Х. Куин. Американская литература, 1936). Альфред Кейзин в книге «На родной почве» (1942) характеризует творчество Льюиса как «домашний бунт», а его эволюцию — как движение от критики бэббитизма к его апологии. С Кейзином солидаризировался и Дональд Адамс («Облик книг будущего», 1945), объявивший Льюиса фотографом. В диссертации Л. Фейнберга «Синклер Льюис как сатирик», (1946) были сделаны полезные наблюдения над художественными приемами писателя, хотя последний характеризовался как «мятущийся радикал», лишенный сколько-нибудь четких воззрений. Наконец, видный литературовед Максуэлл Гайсмар в своей интересной книге «Последние из провинциалов» (1947) в главе о Льюисе рассматривает его как талантливого живописателя «среднего класса», во многом ограниченного рамками изображаемого им мира. Критик Марк Шорер, автор пространной биографии писателя (1961), стремился объяснить желчь и сарказм Льюиса по отношению к Америке его «трудным», неуживчивым характером. Большей объективностью отличаются некоторые труды о Льюисе, появившиеся в 60-е годы (Ш. Гребстайн. Синклер Льюис, 1962; Дж. Дули. Искусство

Синклера Льюиса, 1967), хотя и в них чувствуется предвзятость буржуазных исследователей (о работах М. Шорера и Ш. Греб-стайна см. в обзоре М. Мендельсона в кн.: «Современное литературоведение США». М.: «Наука», 1969, стр. 148—157). В 1962 году под редакцией М. Шорера вышла антология критических работ о С. Льюисе (о ней см. рецензию: «Сатирик и его критики». — Иностранная литература, 1963, № 9). Самая объемистая работа, написанная за пределами США о Синклере Льюисе, принадлежит перу французского литературоведа Робера Силхоля («Трагические тираны. Синклер Льюис — патетический свидетель наших дней». Париж, 1969) и рассматривает творчество писателя в духе фрейдистского психоанализа.

  • 4 Т.К. Whipple. Sinclair Lewis. — New Republic, 15.IV 1925, p. 3.
  • 5 Saturday Review, 25.VI 1960, p. 291.
  • 6 Советская критическая литература о Льюисе до сих пор исчерпывается журнальными статьями, главами в монографиях и учебниках и предисловиями. Первые серьезные работы, появившиеся о нем в 20-е годы, принадлежат С. Динамову и Р. Куллэ. В 1934 году в «Литературной энциклопедии» появилась небольшая, но содержательная статья о нем А. Елистратовой. Затем интерес к Льюису повышается: роман «У нас это невозможно» (1935) был переведен и получил высокую оценку нашей критики (А. Дейч, А. Елистратова, С. Динамов и др.). Самую положительную прессу (рецензии Т. Мотылевой, А. Старцева, И. Анисимова и др.) имели и изданные вскоре после войны романы «Гидеон Плениш» и «Кингсблад, потомок королей». Появление статьи Т. Мотылевой «О творчестве Синклера Льюиса» (Иностранная литература, 1955, № 4), а также начавшееся переиздание его лучших романов в новых переводах знаменовали начало нового этапа изучения писателя (статьи Т. Мотылевой, М. Мендельсона, А. Ромм, Б. Гиленсона) (см.: Синклер Льюис. Биобиблиограф, указатель. ВГБИЛ, 1959).

По дороге к «Главной улице»

  • 1 S. Lewis. From Main Street to Stockholm. N. Y., 1952, p. 48.
  • 2 Джон Голсуорси писал Синклеру Льюису: «Эта, безусловно, замечательная книга... Мне кажется, что такого всеобъемлющего, верного и сатирического подхода почти не было в американской литературе... Я думаю, что ваша книга привлечет общественное внимание к Главным улицам и другим больным вопросам национальной жизни» (цит. по кн.: М. Schorer. Sinclair Lewis. N. Y., 1961, p. 274).
  • 3 С. Льюис посвятил годам своей литературной юности несколько интересных очерков и статей («Я пробиваюсь в печать», «Мой первый день в Нью-Йорке», «Я бывший газетчик» и др.).
  • 4 Роман «Бюро убийств» увидел свет в 1963 году, конец к нему написал литератор Роберт Л. Фиш, удачно имитировавший манеру Джека Лондона. Из купленного у Льюиса сюжета выросла и повесть о боксерах «Лютый зверь». Интересная зарисовка Лондона дана Льюисом в его очерке «Я бывший газетчик». Подробно о взаимоотношениях двух писателей см.: «Letters from Jack London Containing an Unpublished Correspondence between London and Sinclair Lewis». Ed. by K. Hendricks and J. Shepard. N. Y., 1965.
  • 5 R. O'Connor. Jack London. A Biography. N. Y., 1964, p. 118.
  • 6 Радикальный журнал «Мэссис», приветствуя эту книгу Льюиса и видя в ней проявление «юношеского идеализма» писателя, считал ее заявкой на «настоящий американский роман». Тепло отозвался об этой книге и «декан американской литературы» У.Д. Хоуэлле, направивший личное письмо молодому автору.

Льюис и «люди 20-х годов»

  • 1 М. Горький. Собр. соч. в 30 томах, т. 25. М., 1953, стр. 106.
  • 2 Там же.
  • 3 V.W. Brooks. In the Days of the Phoenix. N. Y., 1957, p. 16.
  • 4 Civilization in the United States. N. Y., 1922. p. 29.
  • 5 Подробней о движении «макрейкеров» см. статью Л.Д. Болотовой «Возникновение американских массовых журналов и движение «разгребателей грязи» («Журналистика», Вестник МГУ, 1971, № 1) и разделы в исследовании И.А. Белявской. Буржуазный реформизм в США (М., 1968). См. также: The Muckrakers. The Era of Journalism that Moved America to Reform. Ed. by A. and L. Weinberg. N. Y., 1961 и главы в монографиях по истории американской журналистики У. Дэвенпорта, Р.С. Бейкера, Ф.Л. Мотта и др.
  • 6 В.Л. Паррингтон. Основные течения американской мысли, т. III. М. 1963, стр. 482.
  • 7 К. Чуковский. Мой Уитмен. М., 1966, стр. 214.
  • 8 L. Steffens. The Shame of the Cities. N. Y., 1904, p. 7.
  • 9 В.Л. Паррингтон. Основные течения американской мысли, т. 111. М., 1963, стр. 441.

Льюис против Гофер-Прери

  • 1 «Моделью» для образа Кэрол Кенникотт отчасти послужила Грейс Хеггер Льюис, первая жена писателя, оставившая о нем интересную книгу воспоминаний «С любовью от Грейси» (1955) (G.H. Lewis. With Love from Qracie; Sinclair Lewis: 1912—1925. N. Y., 1955).
  • 2 Образ Уила Кенникотта был навеян отцом Льюиса и отчасти его старшим братом Клодом, тоже медиком, к которому Льюис относился с большим уважением.
  • 3 Буржуазные критики, как правило, не увидели или не поняли «общественного плана» в личной судьбе главной героини, бунт которой показался им надуманным. Авторы академической «Литературной истории США» (1953) упрекали Льюиса за «искусственность» образа Кэрол Кенникотт, в которой якобы «нет ничего реального, нет даже реальности чувств» (Literary History of the United States. N. Y., 1953, p. 1246).
  • 4 Отвечая критику Карлу Ван Дорену, высказывавшему такую точку зрения, Льюис подчеркнул, что до написания «Главной улицы» он вообще не читал Флобера. В письме к Ван Дорену Льюис выступил против прямолинейного истолкования литературных влияний, напомнив, что на писателя прежде всего воздействуют «дух времени» и «окружение» (См.: S. Lewis. Man from Main Street. N. Y., 1953, p. 137).
  • 5 Подробно о Г. Вуде см.: «Кино, театр, музыка, живопись в США». М., 1964, стр. 301-302.
  • 6 В путевых заметках В. Некрасова «По обе стороны океана» мы находим такое наблюдение: «В чистом виде средний или рядовой, как принято сейчас говорить, американец (рабочий, конторский служащий, студент) не очень склонен ко всякого рода рассуждениям и философствованиям. Это не примитивность, как некоторые считают, и не умственная лень — это, скорее, я бы сказал, своеобразная инфантильность (даже внешне американец выглядит всегда моложе своего возраста) или, как сказал мне один веселый студент Колумбийского университета: «Мы не любим, когда нам забивают голову всякой ерундой» (Новый мир, 1962, № 12, стр. 119—120). Эти же черты инфантилизма в героях Льюиса подмечают некоторые американские критики.
  • 7 На выборах 1924 года соперничали три кандидата: Кальвин Кулидж от республиканской партии, Джон Дэвис от демократической и, что особенно существенно, сенатор Роберт Лафоллет-старший от «третьей», рабоче-фермерской партии, выступавший с общедемократической, антимонополистической программой. Лафоллет получил на выборах около 5 млн голосов, после чего его движение резко пошло на убыль. В очерке Льюиса обыватели из Гофер-Прери, прежде всего Уил Кенникотт, заявляют о своем намерении поддержать Кулиджа; только адвокат Гай Поллок говорит Льюису, что будет голосовать за Лафоллета.

Рождение Бэббита

  • 1 G.H. Lewis. With Love from Gracie. Sinclair Lewis: 1912—1925. N. Y. 1955, p. 143.
  • 2 B.T. Кольер. Американизм — мировая угроза. М,—Л., 1925, стр. 25.
  • 3 Иностранная литература, 1968, № 8, стр. 222.
  • 4 D. Cohn. The Good Old Days. N. Y., 1940, p. IX.
  • 5 Цит. по кн.: James Miller. F. Scott Fitzgerald. N. Y., 1964, p. 80.
  • 6 D.J. Dooley. The Art of Sinclair Lewis. Univ. of Nebrasca press, 1967, p. 244.
  • 7 Либеральный американский социолог Райт Миллс свидетельствует: «Джентльменский клуб является одновременно и важным деловым центром, в котором вершатся финансовые и коммерческие дела, и важным светским центром, визирующим общественное достоинство своих классов» (Р. Миллс. Властвующая элита. М., 1959, стр. 9).
  • 8 М. Горький. Собр. соч. в 30 томах, т. 25, стр. 18.
  • 9 W. Lipptnann. Men of Destiny. N. Y., 1927, p. 75.
  • 10 H.L. Mencken. Americana (N. Y., 1926); Prejudices (N. Y., 1919-1927).
  • 11 «Слышу, поет Америка. Поэты США». Сост. и пер. И. Кашкин. М., 1960, стр. 50.
  • 12 Американский социолог Лео Гурко в книге «Кризис американского духа» (1956), показывая, как ортодоксальность и конформизм пронизывают не только экономическую и политическую жизнь, но и проникают в самые будничные, бытовые сферы, ссылается на роман С. Льюиса. «Торговец из маленького городка, — пишет он, — намекнувший, что забастовка рабочих не так уж беспричинна, может удостоиться такого визита, какой был нанесен Бэббиту при аналогичных обстоятельствах».
  • 13 Критик Ф. Уортон писал на страницах прогрессивного журнала «Мэссис энд мейнстрим», что сценой, когда к Бэббиту являются три представителя Лиги и пытаются его заставить вступить в их организацию, писатель предвосхитил приемы, которые применялись маккартистами в период «холодной войны» (Masses and Mainstream, 1951, April, p. 83).
  • 14 О масштабах чисто американской популярности автора «Бэббита» свидетельствуют такие факты. Одна галантерейная фирма настойчиво упрашивала романиста принять в качестве подарка ее продукцию — занавески на окна, а известный журнал мод «Вот» жаждал увидеть на своих страницах четырехлетнего сына Льюиса — Уэллса, демонстрирующего моды детской одежды.
  • 15 G.H. Lewis. With Love from Gracie, p. 221.
  • 16 M. Schorer. Sinclair Lewis. An American Life. N. Y., 1961, p. 350.
  • 17 L. Feuchtwanger. Pep J.L. Wetchecks Amerikanisches Liederbuch. Aufbau-Verlag, Berlin, 1957.
  • 18 Цит. по кн.: А. Исбах. Во главе колонны. М., 1970, стр. 197— 198.
  • 19 М. Горький. Публицистические статьи. Л., ГИХЛ, 1933, стр. 355.

Судьба ученого

  • 1 S. Lewis. From Main Street to Stockholm. N. Y., 1952, p. 90.
  • 2 S. Lewis. Selected Short Stories. N. Y., 1935, p. X.
  • 3 Один из основоположников научно-художественной литературы Поль де Крюи (1890—1971), бактериолог по профессии, до встречи с Льюисом сотрудничал в знаменитом рокфеллеровском научно-исследовательском институте, откуда был уволен за то, что в своей первой книге «Деятели нашей медицины» (1922) нелестно отозвался о магнатах американской фармацевтической промышленности. В 1926 году вышла принесшая ему мировую известность книга «Охотники за микробами». «Я не мог бы стать писателем, не будь я учеником у бурного гения Льюиса», — признавался он позднее.
  • 4 Отклонив такие варианты заголовков, как «Цивилизованный», «Дикарь», «Разрушитель», «Варвар», Льюис в разговоре с Полем де Крюи выразил намерение вынести на обложку имя собственное. «Я никогда на находил названия более удачного, чем «Главная улица». Она стала частью американского просторечия... Бизнесменов уже называют бэббитами. Мы должны придумать такое имя, которое подошло бы для всех чуждых предрассудкам великих медиков-исследователей».
  • 5 Р. De Kruif. The Sweeping Wind. N. Y., 1962, p. 93-94.
  • 6 Все главные образы романа, за исключением Густава Сон-делиуса, имели своих прототипов. Например, прообразом верной и мужественной Леоры послужила Ри Барбарин, вторая жена Поля де Крюи, с которой тот познакомился в 1919 году в лаборатории Мичиганского университета. Обстоятельства их знакомства были использованы Льюисом в эпизоде встречи Мартина с Леорой. Прототипами для Макса Готлиба послужили профессор Джордж Нови (1864—1957), химик и бактериолог, активный борец с эпидемиями, и знаменитый Жак Леб (1859—1924), американский биолог немецкого происхождения, покинувший, как и Готлиб, Германию в знак протеста против разгула шовинизма и милитаризма (см.: П. Остер-гауг. Жизнь Жака Леба. М., ОГИЗ, 1930).
  • 7 Здесь Льюис имел в виду рокфеллеровский институт экспериментальной медицины, существовавший на средства известного миллиардера, о котором историк Ф. Ландберг писал: «...По мере того как он становился все богаче, он увеличивал свои дары церквам, госпиталям, школам, политическим деятелям, своевременно заглушая критику методов, какими он вел свои дела» (Ф. Ландберг, 60 семейств Америки. М., ИЛ, 1948, стр. 395).
  • 8 Т. Драйзер. Собр. соч. в 12 томах, т. 12. М., 1955, стр. 70.
  • 9 М. Schorer. Sinclair Lewis. An American Life. N. Y., 1961, p. 415.
  • 10 Об этом свидетельствует сборник критических работ о романе, составленный Р. Гриффином (Twentieth Century Interpretations of Arrowsmith. A Collection of Critical Essays. Ed. by R. Griffin. N. Y., 1968).
  • 11 Думается, что не без влияния художественной беллетристики в последнее время получил распространение жанр научно-художественной книги о людях науки (назовем в этой связи «Ярче тысячи солнц» К. Юнга, «Неизбежность странного мира» и «Резерфорд» Д. Данина, «Эйнштейн» Б. Кузнецова и др.); в них мы находим удачный сплав образности, популярности и научной точности.

Когда «торгуют спасением»...

  • 1 H.L. Mencken. Prejudices. N. Y., 1919—1927, р. 88.
  • 2 Советский публицист Л. Митрохин свидетельствует: «Без религии невозможно понять духовную жизнь Америки, думы и настроения американской молодежи. О боге в этой стране говорят все, в том числе люди, которые никаких чувств к всевышнему не испытывают. Религиозность считается неотъемлемым атрибутом «американского образа жизни», непременным свойством стопроцентного гражданина США» (Л. Митрохин. Американские миражи. М., 1962, стр. 165).
  • 3 М. Schorer. Sinclair Lewis. An American Life. N. Y., 1961, p. 219.
  • 4 H.L. Mencken. Book of Prefaces. N. Y., 1927, p. 253.
  • 5 ф. Фонер. Марк Твен — социальный критик. М., 1961, стр. 186.
  • 6 Подробно о развитии антиклерикальной темы у Льюиса см. монографию В. Эденера (W. Edener. Die Religions Kritik in den Romanen von Sinclair Lewis. Heidelberg, 1963).

Стиджер, в ту пору методистский священник, не раз переходил из одной религиозной секты в другую, сообразуясь с выгодой. Считая полезным для привлечения паствы соединить торговую рекламу с музыкальным водевилем, он намеревался обнародовать этот свой опыт в книге, с которой познакомил Льюиса. В ней имелись, например, такие разделы: «Пища, Веселье и Вера», «Лозунги для спасения души» и т.д. Стиджер стал применять техническую новинку — электрифицированный крест, что способствовало увеличению прихожан в несколько раз (см.: J. Moore. The Sources of «Eimer Gantry». — New Republic, 8. VIII 1960).

  • 8 M. Schorer. Sinclair Lewis, p. 474. Со страниц клерикальных газет в адрес романа непрерывно сыпались эпитеты вроде «мерзкий», «низкий», «грязный», «вонючий» и т.п. Подобная истерия церковников продолжалась около года.
  • 9 R. West. The Strange Necessity. London, 1931, p. 270.
  • 10 M. Горький. Собр. соч. в 30 томах, т. 30, М., 1956, стр. 42.
  • 11 В «Одноэтажной Америке» И. Ильфа и Е. Петрова рассказывается, как на одном молитвенном собрании Эйми Макферсон потребовала собрать 100 тысяч долларов на постройку храма, для чего она обратилась к присутствующим с предложением пожертвовать по одному центу с каждого фунта их тела. Это произвело самое благоприятное впечатление как своей оригинальностью, так и сугубо практическим характером, импонирующим американцам.
  • 12 Культ насилия, один из характерных элементов американского образа жизни, как это отлично показано Льюисом, имеет глубокие исторические основания. Интересные разыскания по этому вопросу см. в кн.: В.Э. Петровский. Суд Линча. Очерк истории терроризма и нетерпимости в США. М., 1967.
  • 13 S. Lewis. Dodsworth, N. Y., 1929, р. 11.
  • 14 Bookman, 1929, April, p. 192.
  • 15 H. Hartmann. Lexicon der Nobelpreistr?ger. Berlin, 1967, S. 228.

После Стокгольма

  • 1 Цит. по кн.: S.N. Grebstein. Sinclair Lewis. N. Y., 1962, p. 28.
  • 2 Некоторые критики, в том числе и биограф Льюиса Марк Шорер, пытаются объяснить сатирическую направленность творчества писателя исключительно чертами его характера. По мнению Дж. Эделстейна, «протест Льюиса против провинциальной Америки, против Америки дельцов, торгашей и лицемеров» якобы вытекал из «его собственных неудач и провалов» и «неспособности ужиться с людьми» (Америка, 1962, № 70, стр. 47).
  • 3 После появления романа Томаса Вулфа «Оглянись на дом свой, ангел» (1929) к нему пришла известность. Синклер Льюис в своей Нобелевской речи говорил о Вулфе как о надежде американской литературы; в начале 30-х годов между ними завязалась переписка, они несколько раз встречались. Льюис, вообще по-отечески относившийся к молодым, талантливым литераторам, поддержал первые шаги Вулфа.
  • 4 Т. Wolfe. You Can’t Go Home Again. N. Y., 1942, p. 560.
  • 5 Вот уже многие годы вокруг наследия «красных тридцатых» в США не прекращается острая идейная борьба. В работах критиков консервативного толка (А. Кейзин, Л. Триллинг, Д. Аарон, Д. Браун, У. Райдаут) предприняты попытки оклеветать и принизить достижения прогрессивной литературы, объявить поворот многих писателей „влево” «заблуждением», результатом «коммунистических интриг». Вместе с тем в последние годы в связи с общественным подъемом в США наблюдается рост интереса к этому славному двадцатилетию американской литературной истории; не только левые (Д. Норт, Ф. Боноски), но и радикальные критики (М. Гайсмар, М. Каули) показывают, сколь плодотворным оказалось сближение литературы с жизнью, с борьбой масс, с передовым общественным движением. На этом фоне пристального внимания заслуживает позиция Синклера Льюиса в 30-е годы.
  • 6 Л. Guttman. The Wound in the Heart. America and Spanish Civil War. N.Y., 1962, p. 200.
  • 7 Цит. no kh.: Д. Норт. Нет чужих среди людей. М., 1958, стр. 212.
  • 8 Юджин Дебс (1855—1926), которого В.И. Ленин назвал «выдающимся вождем американских рабочих», воспринимался многими писателями как человек высокой чистоты и честности. Джек Лондон посвятил, ему рассказ «Мечта Дебса»; в июле 1918 года с ним встретился Джон Рид, написавший очерк «С Джином Де-бсом в день Четвертого июля». Льюис отмечал в Дебсе «мудрость, доброту, благородство и в то же время чертовски бойцовский характер».
  • 9 Выдержанная в боевой традиции «макрейкеров», брошюра Льюиса «Дешевая и довольная рабочая сила» явилась своеобразным предвестником тех многочисленных документальных исследований, которые появились в 30-е годы.
  • 10 S. Lewis. From Main, Street to Stockholm. N. Y., 1952, p. 288.
  • 11 Nation, October 1930. Биограф С. Льюиса M. Шорер свидетельствует, что зрелище народных страданий больно ранило писателя. Во время одной из поездок в Англию, познакомившись с трущобами Глазго, он воскликнул: «Будь проклято общество, позволяющее подобную нищету!», «Будь проклята религия, поддерживающая подобную систему!».
  • 12 М. Schorer. Sinclair Lewis.., р. 548.
  • 13 Цит. по журн.: Интернациональная литература, 1936, № 4, стр. 148.
  • 14 Подробно о взаимоотношениях С. Льюиса и Д. Томсон см. кн.: Vincent Sheean. Dorothy and Red. Boston, 1963.
  • 15 В 10-е годы движение суффражисток находилось в центре общественного внимания; Льюис был близок к нему, знаком с некоторыми его руководителями. В 1912 году в Нью-Йорке он был свидетелем большого суффражистского парада, а однажды выступал на митинге, организованном поборниками женского равноправия. Он также принимал участие в деятельности народных домов, описанных в романе, а в годы войны был в рядах пацифистов.
  • 16 Э.Г. Флинн. В Олдерсоновской тюрьме. М., 1964, стр. 183.

Пророчество сатирика

  • 1 М. Schorer. Sinclair Lewis. N. Y., 1961, p. 609.
  • 2 Хьюи Лонг (1893—1935) — реакционный американский политический деятель, был сначала губернатором штата Луизиана, а затем был избран от этого штата в сенат. Превратив Луизиану в свою вотчину, Лонг развернул в 30-е годы бурную демагогическую кампанию, претендуя на роль народного вожака и ратуя за «раздел богатств». Был убит своими политическими противниками, находясь на подъеме своей карьеры, послужил «моделью» для образа главного героя романа Роберта Пенн Уоррена «Вся королевская рать» (1946) Вилли Старка.
  • 3 Католический священник Чарльз Кофлин был главой созданной в 30-е годы профашистской организации «Христианский фронт», в которую были включены штурмовые отряды, проходившие военную подготовку. В своих выступлениях по радио и в газете «Сошиал джастис» («Социальная справедливость») Кофлин использовал пропагандистские материалы, полученные непосредственно из германского посольства в США. Прозванный «американским Геббельсом», он обращался с демагогическими радиопроповедями к аудитории, насчитывавшей от 10 до 60 млн человек. Льюис метил в Кофлина, выводя фигуру «современного Савонаролы» — попа Пола Питера Прэнга.
  • 4 Вопрос социальной утопии в литературе США разработан советской критикой недостаточно. Из американских исследований см.: V.L. Farrington, Jr. American Dreams. A Study of American Utopias, N. Y., 1947; A Morgan. Nowhere was Somewhere. Chapel Hill, 1946. См. также: Б.Л. Гипенсон. Американская литература конца XIX — начала XX веков (О роли социалистических идей в развитии реализма). Орехово-Зуево, 1969.
  • 5 Выражение «забытые люди», характеризующее жертв «депрессии», безработных, выбитых из колеи бедняков, впервые появилось в предвыборных речах Рузвельта в 1932 году.
  • 6 Помощь в работе над романом оказала писателю Дороти Томпсон, которая в 1934 году посетила Германию, намереваясь «изучить и описать современную немецкую социально-философскую систему». Это всерьез встревожило нацистские власти, которые выслали Томпсон «в двадцать четыре часа».
  • 7 Слово «минитмен» («минутные молодцы») не было выдумано Льюисом. В пору войны за независимость 1776—1783 годов так называли народных ополченцев, готовых «в любую минуту» подняться на защиту свободы. Льюис верно уловил склонность реакции к мимикрии, к камуфляжу с помощью «патриотической» фразеологии. Писатель предугадал появление «минитменов», этой военизированной организации крайне правых сил на американской политической арене в 60-е годы.
  • 8 S. Lewis and Lloyd Lewis. Jayhawker. A Play in Three Acts. N. Y., 1935, p. 24-25.
  • 9 См. В.И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 27, стр. 409.
  • 10 В.Л. Паррингтон. Основные течения американской мысли, с. II. М„ 1962, стр. 189.
  • 11 Синклер Льюис плохо представлял себе реальное положение в коммунистическом движении США. Как известно, на протяжении многих лет марксистское ядро партии, возглавляемое У.З. Фостером, вело борьбу против разного рода ультралевых, сектантских и троцкистских группировок. В известной мере Карл Паскаль представлен именно как носитель догматических, ультралевых взглядов. При этом нельзя забывать, что роман писался в то время, когда в деятельности компартии имелись ошибки. Уже после выхода книги, с осени 1935 года, в свете решений VII конгресса Коминтерна произошла важная переориентация ее политической линии: коммунисты выступили как вдохновители кампании за создание единого фронта, за союз всех демократических сил против фашизма.
  • 12 D. Platt. Why the Big Money Suppressed Antifascist S. Lewis’s Film «It Can’t Happen Here». — Daily Worker (N. Y.), 15.1. 1951, p. 11.
  • 13 H. Flanagan. Arena. An Adventure in the American Theatre. N., 1940, p. 124-125.
  • 14 W.Z. Foster. History of the Communist Party of the United States. N. Y., 1952, p. 334.
  • 15 Когда в 1936 году американский журнал «Колофон» распространил среди своих читателей анкету: «Какие десять из ныне живущих американских писателей с точки зрения важности и значимости их тематики имеют шансы считаться классиками в глазах читающей публики в 2000 году?», Синклер Льюис оказался во главе этого списка, собрав наибольшее число голосов.
  • 16 Об оценке этого романа см.: Г. Хикс. Письмо из Америки. — Интернациональная литература, 1938, №4, стр. 195—196.
  • 17 S. Lewis. Bethel Merriday. N. Y., 1940, p. 345.

Бэббит в царстве «филантрёпов»

  • 1 И здесь, как обычно, Синклер Льюис опирался на конкретные факты американской действительности. Так, один из «классических» благотворителей, архимиллионер Рокфеллер, самым злостным образом уклонялся от уплаты налогов; когда о его спекуляциях становилось известно и против него выступала пресса, Рокфеллер делал «широкий жест», откупаясь очередным филантропическим взносом, и немедленно превращался в «бескорыстного благодетеля». Например, большую сумму денег он израсходовал на изучение тропических болезней: это было ему выгодно, так как многие концессии семейства Рокфеллеров находились в Южной Америке. Один из членов этого семейства выделял большие суммы на изучение проблем диетического питания, будучи весьма заинтересован в собственном долголетии. Он действительно прожил 99 лет.
  • 2 Вообще же пренебрежительное отношение к этому роману Льюиса стало «общим местом» консервативного литературоведения, например, в академической «Литературной истории США» под редакцией У. Торпа «Гидеон Плениш» даже не упоминается. Между тем Льюис на экземпляре, подаренном Йельскому университету, сделал многозначительную надпись: «Моя наиболее серьезная книга, которую обычно не воспринимают всерьез». Прохладные отзывы рецензентов, однако, контрастировали с очевидным успехом произведения у читателей.
  • 3 M. Schorer. Sinclair Lewis..., p. 698.
  • 4 S. Lewis, D. Shary. Storm in the West. N. Y., 1963, p. 192.

«Я не могу поступить иначе»

  • 1 М. Schorer. Sinclair Lewis.., p. 741.
  • 2 «Джейхокер» — просторечное название участника партизанского движения против рабовладельцев, которое развернулось по преимуществу в штатах Канзас и Миссури в канун войны между Севером и Югом.
  • 3 S. Lewis and Lloyd Lewis. Jayhawker. N. Y., 1935, p. 143.
  • 4 К концу 1944 года в американской армии находилось более 700 тыс. негров, из которых нередко формировались самостоятельные воинские подразделения, от полка до дивизии, проявлявшие мужество на поле боя. Один из генералов, обращаясь к своим солдатам-неграм, заявил: «Я никогда не видел солдат, которые сражались бы лучше, чем вы». Но, в то время как негры защищали в сражениях демократию, в Конгрессе США в 1942— 1945 годах было провалено или погребено в процедурной волоките более полутора десятков биллей о справедливом найме на работу и смягчении дискриминации.
  • 5 Man from Main Street. N. Y., 1953, p. 150.
  • 6 M. Schorer. Sinclair Lewis.., p. 759.
  • 7 M. Geismar. The Last of the Provincials. N. Y., 1947, p. 145.
  • 8 S. Lewis. Mr. Lorimer and me. — Nation, 25.VII 1928, p. 81.
  • 9 В 70-х годах XIX в. в Миннесоте была создана «антимонополистическая партия», которую сменили «гринбеки», затем началось движение «популистов». В период «нового курса» Рузвельта в Миннесоте были очень сильны позиции рабоче-фермерской партии; с некоторыми ее деятелями Льюис был лично знаком. В романе «У нас это невозможно» Льюис показал, что именно на Среднем Западе началось восстание против фашистского режима.
  • 10 Впервые обратившись к историческому полотну, Льюис провел основательную подготовительную работу, много занимался в архивах и библиотеках Миннесоты, составил подробный план книги объемом почти в 300 страниц, нарисовал «генеалогическое древо» главного героя Аарона Гадда.
  • 11 Горэс Грили (181 1 — 1872) — радикальный американский журналист, аболиционист, редактор газеты «Нью-Йорк трибюн», в которой, в частности, в 1850-е годы печатались некоторые статьи К. Маркса.
  • 12 S. Lewis. God-Seeker. N. Y., 1949, р. 386.
  • 12 Ibid., p. 390.
  • 14 «The Merrill Guide to Sinclair Lewis. 1970, p. 50.

Жив ли Синклер Льюис?

  • 1 Если в США художественные произведения Льюиса перепечатываются крайне редко, то в Европе, особенно в социалистических странах, в 50—60-е годы было много переизданий. Так были изданы: во Франции — «Кингсблад, потомок королей» (1965); в Англии — «Бэббит» (1968); в Польше — «Главная улица» (1957), «Элмер Гентри» (1959), «Бэббит» (1960); в ГДР — «Элмер Гентри (1957), «Кингсблад, потомок королей» (1956), «Главная улица» (1953); в Румынии — «Кингсблад, потомок королей» (1962); в Чехословакии — «Бетель Меридей» (1967), «Главная улица» (1960), «Эроусмит» (1958); в Норвегии — «У нас это невозможно» (1955); в Дании — «Бэббит» (1955) и др.
  • 2 Наши критики (Я. Засурский, М. Мендельсон, Р. Орлова, М. Тугушева, А. Зверев и др.) не раз обращались к развитию ан-тирасистской темы в послевоенной литературе США. Отметим, в частности, статью А. Зверева «К хаосу или к сообществу» («Негритянская революция и современная литература США»), — Иностранная литература. 1970, № 3.
  • 3 См.: Америка, 1967, май, № 127.
  • 4 См.: Н. Михайлов. Бэббит идет в гору. — Неделя, 1967, № 9.
  • 5 См.: Н. Михайлов. Полвека Соук-Сентра. — Неделя, 1967, № 23.
  • 6 New Statesman, 30.VIII 1968, р. 263.
  • 7 Американский литературовед Роберт Гриффин, редактор антологии критических статей об «Эроусмите», пишет: «Синклер Льюис начал печататься в то самое время, когда каждый писатель мечтал создать великий американский роман. Это была безумная мечта. Как бы ни были близки Дос Пассос и Фицджеральд к созданию великого американского романа, как бы сам Синклер Льюис ни приблизился к реализации этой мечты, он обладал достаточно здравым смыслом, чтобы ясно представить себе, что одна книга не может вобрать в себя все многообразие жизни. Вместо этого он попытался написать великую американскую серию романов. И он это сделал, во всяком случае, достаточно хорошо, чтобы выдержать сравнение с Бальзаком. Если в своей совокупности написанное Льюисом не совсем подходит к определению «человеческая комедия», то писатель, несомненно, внес ощутимый вклад в создание американской комедии» (цит. по кн.: Twentieth Century Interpretations of Arrowsmith, 1968, p. 11).
  • 8 T. Wolfe. You Can’t Go Horne Again. N. Y., 1942, p. 741—742.
  • 9 Sherwood Anderson’s Notebook. N. Y., 1926, p. 53—54.
  • 10 Masses and Mainstream, 1951, April, p. 94.
  • 11 В 1960 году Дороти Томпсон написала в журнале «Атлантик» об авторе «Бэббита»: «Синклер Льюис оставил неизгладимый след в истории американской культуры двадцатых и тридцатых годов. И тот, кто хочет воскресить в памяти или изучить быт, нравы, социальные сдвиги, язык, чаяния, стремления, радикальные течения, реакции, всевозможные кампании и смехотворные нелепости в жизни Америки тех лет, не может пройти мимо него».
  • 12 Т. Wolfe. Letters. N. Y., 1953, р. 271.
  • 13 Цит. по кн.: М. Schorer. Sinclair Lewis.., р. 812.
  • 14 Вопрос о льюисовской традиции в современной американской прозе затрагивается в некоторых работах М.О. Мендельсона (см., например, сб. статей: «Проблемы литературы США XX века». М., «Наука», 1970).
  • 15 Об издании и изучении С. Льюиса в СССР см.: В. Gilenson. Sinclair Lewis’s Books in the Soviet Union. — Soviet Life, 1971, N1.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >
 

Популярные страницы