Журналистика XX в.: печать, радио, телевидение, Интернет

К началу XX в. Россия подошла, имея богатые традиции и разветвленную систему печати. Но, как отмечают историки, наболевшие вопросы, поставленные и постоянно поднимавшиеся журналистами, не были решены: положение народа было тяжелым, политических свобод и конституции не было, законы не действовали. Тем не менее частное предпринимательство в журналистике крепло. В развитие печати вкладывали деньги крупные предприниматели, банкиры, состоятельные люди. Издание газеты быстро окупалось и приносило доход.

В.В. Ворошилов приводит пример, как человек приобрел за 13 руб. право на издание «Биржевых новостей» и уже через пять лет разбогател, получив значительную прибыль [2]. Примерно так же сложилась судьба сына сельского писаря И.Д. Сытина, ставшего создателем и владельцем крупного издательского дома. Его газета «Русское слово» была в начале века самой распространенной. Весьма влиятельной считалась столичная газета «Речь», возглавляемая П.Н. Милюковым, большевистская «Новая жизнь», массовая рабочая газета «Правда», открывшаяся в 1912 г.

Начиная с 1905 г., стали появляться новые издания, отличавшиеся разной направленностью и тематикой: сатирические — «Зритель», «Жало», «Топор», журнал А. Аверченко «Сатирикон»; «Мир искусств»

С. Дягилева, «Весы» В. Брюсова, «Новый путь» Д. Мережковского.

Наряду с партийной прессой, качественными изданиями появились бульварные, типа «Газеты-копейки». Имели успех дешевые массовые газеты для невзыскательного читателя среднего уровня — «Оберточный листок», «Воскресный досуг», «Московский курьер».

К 1917 г. Россия не уступала по количеству, структуре и организации печатного дела ведущим западным странам.

Этот процесс, естественно, был нарушен революционными событиями. Первый же декрет советской власти о печати предписывал немедленно закрыть все газеты и журналы, которые сеяли смуту, призывали к неповиновению властям. За любое резкое высказывание, за любую критику можно было закрыть любое издание, кроме большевистских. Многие газеты вынуждены были прекратить свое существование.

Всем оставшимся предписано было разъяснять политику партии и пропагандировать новый строй. Почти сразу же начался процесс по созданию совершенно особой, подчиненной только политике, во всем зависящей от нее системе печати, которая так и утвердилась на последующие 70 лет как партийно-советская печать. Развивался этот процесс быстрыми темпами. К началу следующего года на смену дореволюционным СМИ пришли 884 газеты и 753 журнала, через год их стало около 1 тыс. [2]. Старые журналистские кадры не подходили, у новых не было опыта, знаний, но создание партийной, советской, комсомольской, профсоюзной печати вопреки всему не приостановилось: «Комсомольская правда», «Пионерская правда», «Красная звезда», «Рабочий и пахарь», «Серп и молот» — даже в названиях отражена символика нового времени. Многое по замыслу было интересным — издания для женщин, для военных, выпуски на национальных языках, литературно-художественные журналы. Если бы при этом они еще имели право писать свободно и развиваться в условиях плюрализма мнений, представляя различные партии... Но складывалась однопартийная система, которая подавляла все во имя светлого будущего, подавая под одним углом зрения все публикации. От прессы требовалась лакировка действительности, замалчивание даже малейших перекосов, допускавшихся властью, которая использовала прессу в своих целях, заставляя прославлять фальшивых героев, описывать постоянные процессы над «врагами народа»; реальная жизнь и насущные, наболевшие вопросы были вне журналистики.

В СССР почти все передачи на радио и телевидении шли в записи, их просматривали перед выходом в эфир руководители отделов, главные редакторы и, ставя свою подпись, брали на себя ответственность.

Немного изменилась ситуация во время Великой Отечественной войны. В этих условиях количество газет и журналов уменьшилось, но появились подписные газеты, листовки — и все они звали к победе, вселяли веру в нее. Журналисты военного времени внесли большой вклад в победу русского народа.

70 лет советской власти не были однозначными. Суровые 30-е годы ломки сменились тяжелым предвоенным, военным и послевоенным периодами. После смерти И.В. Сталина в 1953 г. наступила оттепель: в экономике, политике, промышленности, сельском хозяйстве происходили некоторые изменения, коснулись они и печати. Отмечен высокий уровень публицистики, приход плеяды талантливых журналистов, ученых, занимающихся вопросами теории и практики СМИ, историей журналистики. Этот сравнительно небольшой период подготовил приход перестройки и политической гласности. Лицо прессы менялось с молниеносной быстротой. В течение XX в. в СМИ произошло немало изменений. В последнее время газеты стали выходить не только на бумаге, но и в электронном виде. Первыми в России представили свою версию в Сети «Известия» в 1995 г. Сегодня почти каждое издание представлено интернетовской версией. При этом электронные виды СМИ успешно соседствуют с ежедневными общественно-политическими газетами и журналами, по-прежнему большую роль играют информационные агентства — ИТАР-ТАСС, его дочерняя структура — агентство экономической информации «Прайм-ТАСС», негосударственное агентство «Интерфакс», а также РИА «Новости».

XX век ознаменовался не только появлением Интернета, но прежде всего, такими крупными СМИ, как радио и телевидение.

Радио

Радиовещание — второе по времени появления средство массовой коммуникации. Развивалось оно стремительно. 7 мая 1895 г. петербургский профессор А.С. Попов представил публике созданный им прибор радиотелеграфной связи. Над этой проблемой работали представители многих стран, физики и электротехники: Г. Маркони, М. Фарадей, Г. Герц, Э. Бранли, Д. Максвелл и др. Экспериментальные передачи начались в 1920-е гг. в США, Западной Европе. В России, начиная с 1924 г., проводились пробные сеансы радиосвязи и происходил процесс организации регулярного программного радиовещания, складывалась структура и организационные формы центрального, национального и местного вещания.

Для осуществления регулярного информационного радиовещания в октябре 1924 г. было организовано акционерное общество «Радио для всех», позже получившее название «Радиопередача». Вещание велось четыре раза в неделю, затем ежедневно и, наконец, дважды в день. Программы принимала вся европейская часть СССР и Западная Европа; по некоторым данным, был зафиксирован прием радиостанции им. Коминтерна в Красноярске и Нью-Йорке. Третьей московской радиостанцией стала Ходынская, которая начала регулярную передачу сигналов точного времени 1 декабря 1924 г. Совет труда и обороны СССР утвердил устав акционерного общества «Радиопередача», и к весне 1925 г. новый общественный институт полностью оформился организационно. Во многом был использован опыт печатных изданий советского периода, так как содержание и главные направления радиовещания определялись постановлениями съездов и другими партийными документами. Хотя специфические особенности нового средства коммуникации существенно повлияли на формы вещания и жанровую структуру, но идеологическая опека сковывала творческие возможности журналистов, и многие функции радио не могли осуществляться в полной мере.

Специфику каждого СМИ теоретики журналистики предлагают рассматривать по следующим критериям: по способу осуществления, выразительным средствам, качеству канала, характеру потребления информации.

Способ осуществления — если для печати это слово, фотография и другие изобразительные средства, то для радио это звук (голос, музыка, рисующие шумы).

Выразительные средства радио — устная речь, рисующие шумы, музыка, монтаж. Устная речь существенно отличается от письменной, и на использовании этих различий строится радиоречь, которая обладает не только вербальными, но и невербальными средствами (сила звука, темп речи, ритм, паузы, высота тона, ударения, тембр голоса).

К качествам канала относится прежде всего оперативность, т. е. возможность передать материалы без промедления, раньше, чем газеты, а иногда и раньше телевидения. Слушатель также может принять сообщение оперативно: ему нужно только включить приемник, повернув ручку переключателя программ. Доступность и всеохват-ность радио делает его уникальным средством связи. Радио могут слушать все (нужно только знать язык) и практически везде, ведь почти нет места, где нельзя принимать радиовещательные станции.

Характер потребления информации по радио отличается тем, что у слушателя есть возможность совмещать прием передач с другими занятиями, оно может сопровождать поездку в автомобиле, работу домашней хозяйки на кухне, занятия другими делами. Поэтому аудитория радио весьма обширна. Радио пробуждает воображение, развивает, воспитывает, информирует.

Автор учебного пособия для вузов «Формы вешания» В.В. Смирнов, рассматривая на основе функционального подхода становление, эволюцию программ, их типологию и структуру, отмечает тенденции развития современного вешания, которые стали возможными в новых политических и экономических условиях, наступивших в России в 1990-е гг. [23, с. 4—5]. В их числе:

  • • изменение содержания информационного вещания, расширение типологического спектра новостных передач;
  • • акцент на активное сотрудничество с аудиторией, увеличение числа интерактивных программ;
  • • увеличение количества разговорных передач в режиме диалога со слушателем;
  • • рост числа авторских программ и повышение роли ведущего — истинного хозяина эфира;
  • • расширение программ, рассчитанных на разные интересы, вкусы и пристрастия;
  • • из-за большого числа коммерческих радиостанций появилась конкурентность, создавшая для слушателя возможность выбора.

Среди самых значительных изменений — переход на круглосуточное вешание, повышение оперативности информационных сообщений.

На развитие радиовещания оказывает большое влияние конкуренция с телевидением и расширение сети Интернета в информационном поле России.

Поиски путей развития радиовещания «в эпоху телевидения и Интернета» журналисты, работающие на радио, ведут постоянно. Изучают и совершенствуют жанры радиожурналистики, радиоязык, на основе анализа трансляций спектаклей, опер непосредственно из театров велась работа по созданию собственного драматического радиоискусства, появились драматурги, которые пишут радиопьесы, где учтены все особенности радио в создании звукового образа. В самом начале возникновения радиовещания в России его называли «газетой без бумаги и расстояний», поэтому вполне закономерным было появление в 1930-е гг. «Радиогазеты РОСТА», состоящей из коротких сообщений, написанных именно для восприятия на слух. Сегодня почти все станции выстраивают ежедневный обзор прессы по этому принципу, одновременно используя это и как рекламу тех или иных изданий.

В советское время были созданы условия для новых форм вещания: радиопереклички, радиомитинги, радиособрания, вовлекающие десятки тысяч слушателей. Они, по мнению журналиста Ю. Летуно-ва, «были вызваны к жизни общественно-политическими причинами и позволяли добиться высокой оперативности, максимальной убедительности передач».

Тогда сложились два основных вида радиовещания — общественно-политическое и художественное, включавшее информационное и пропагандистское вещание, а также вещание для детей и молодежи, литературно-драматические и музыкальные программы, частично тоже адресованные детям и молодежи.

Первая программа Центрального радиовещания была общесоюзной, как и вторая — «Маяк», которая вещала круглосуточно, третья — художественная, литературно-музыкальная, четвертая — музыкальная, пятая программа — информационная — адресовывалась специалистам, работающим в зарубежных странах, а также морякам, рыбакам, находящимся за пределами Советского Союза. Кроме того, велось вещание для Московской области и для Москвы и существовала разветвленная сеть местного вещания — республиканского, краевого, областного.

Эта система строго управлялась и контролировалась сверху, поэтому когда Советский Союз распался и прежняя партийно-государственная система управления была сломлена, в отечественном вещании произошли кардинальные изменения. Не все шло гладко, мешала спешка, отсутствие опыта работы в условиях свободы слова, поэтому многие позиции в первые годы были проиграны западным радиостанциям — «Голосу Америки», Би-би-си, «Свободе», «Немецкой волне», которые ненавязчиво, но последовательно и умело говорили с аудиторией о свободах западной демократии, об общечеловеческих ценностях. Именно в эти годы было несколько ослаблено, а у какой-то части слушателей, возможно, и вообще исчезло чувство патриотизма, национальных интересов, самобытности. Многие достижения вещания, особенно в области искусств, литературы, культуры, многообразия форм, жанров были просто перечеркнуты. Сказались здесь новые экономические условия, начавшаяся капитализация общества, отсутствие финансовых средств на развитие государственных радиостанций, которые вынуждены были искать рекламодателей, снижая в поисках денежных средств качественный уровень своих программ. Партийная зависимость была ужасной, экономическая несла свои беды. Выравнивалось это медленно и не без потерь, хотя было много и отрадного.

В конце 1980-х гг. стали выходить в эфир «Панорама» («Маяк»), «Молодежный канал» радиостанции «Юность», радиоканал «Собеседник», радиостанция «Смена», информационно-публицистический канал «Вертикаль».

Это была новая форма, направленность, которая подчеркивалась даже новым словом «канал», — так реагировало Всесоюзное радио на изменения, происшедшие в стране.

Первая коммерческая радиостанция «Европа плюс» вышла в эфир 30 апреля 1990 г., вскоре, 22 августа 1990 г., впервые появилось в эфире «Радио-М», нынешнее «Эхо Москвы», которое вещает круглосуточно. Оно стало альтернативным государственному, его учредителями были Моссовет, журнал «Огонек» и факультет журналистики МГУ. Начиная с этого времени, в Москве каждый год появлялось по нескольку новых станций — «Надежда», «Открытое радио», «Радио-Максимум», «Ностальжи», «Радонеж», «Благовест» и др.

В 1990 г. была создана Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК), в ее состав вошли «Радио России» и телеканал «Россия», а также радиостанция «Голос России», которая вешает на зарубежные страны.

Вопреки тому, что после появления телевидения не раз предрекали потерю рейтинга радио и уменьшение объемов вещания, оно стало развиваться, создавать и расширять свою аудиторию и специализацию. Например, выпуски специальных программ для автомобили-

стов — это не только особое содержание, но и особый ритм передач. Идет разделение сфер деятельности. Одни станции («Эхо Москвы», «Надежда») стали социально-информационными, другие («Европа плюс», «Русское радио») — развлекательно-музыкальными. Отсутствие финансирования и коммерциализация СМИ привели к введению рекламных передач на радио.

Реклама на радио регулируется Федеральным законом «О рекламе» от 13 марта 2006 г. (ред. от 13 мая 2008 г.) В нем сказано, что в радио- и телепрограммах не допускается прерывать рекламой:

  • • детские и религиозные передачи;
  • • образовательные передачи более чем один раз в течение 15 минут на период, не превышающий 45 секунд;
  • • радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей;
  • • иные передачи, продолжительность которых составляет менее чем 15 минут, и те, которые указаны в специальном перечне.

Подводя итоги, следует отметить, что изменения политической системы, улучшение техники кардинально изменили радио, открыв новые возможности для его развития. К этим достижениям следует отнести: переход на круглосуточное вешание, увеличение числа информационных новостных программ, появление игровых, интерактивных передач с участием слушателей, увеличение количества авторских программ. Современное радио — одно из мощных, мобильных, быстро развивающихся средств массовой коммуникации.

Референт руководителя должен уделять специальное внимание вопросам рекламы в СМИ, изучая особенности и возможности каждого СМИ, чтобы помогать руководству грамотно и результативно размещать ее. При этом стоит учитывать, что у радио большие возможности и оно постоянно совершенствуется, так же как и другие СМИ.

Телевидение

Телевидение представляет собой синтез кино и радио. Оно «осуществляет передачу на расстояние и прием на экран средствами радиоэлектроники изображений движущихся и неподвижных объектов и звукового сопровождения» [1]

Научные опыты, изобретения и открытия русских ученых в области передачи изображения и звука на расстояние проводились с начала XX в. До 1930-х гг., когда появилось регулярное телевизионное вещание, велись опытные передачи. В первое время это были «немые» изображения, по сути дела фототелеграф. Затем, преодолев этот короткий период, «оно [телевидение] стало чем-то вроде дополненного экраном и усовершенствованного радио» [10], в 1930-е гг. даже бытовал термин «радиовидение», ведь изображение было своеобразным дополнением к звуку. Известный исследователь В. Саппак в книге «Телевидение и мы» определял, что телевидение — это «радио плюс чудесная возможность заглянуть на студию в момент передачи»; тех, кто принимал телевизионные радиопередачи, называли радиозрителями.

1 октября 1931 г. в Советском Союзе началось опытное телевизионное вещание. Тогда же ученые интенсивно вели работы по созданию передающей телевизионной трубки и кинескопа. Телевизоров было мало, экран выглядел как спичечный коробок.

В истории становления и развития российского телевидения В.В. Егоров выделяет несколько этапов. «Первый этап — от научных опытов, изобретений и открытий русских ученых в области передачи изображения и звука на расстояние до появления регулярного телевизионного вещания, то есть хронологически от начала нынешнего века до 1930-х гг. Второй этап — от выхода в эфир первых регулярных телепередач до создания системы центрального, республиканского и местного телевидения и возникновения массового вещания в 1960-е гг. Третий этап — с конца 1960-х гг., когда массовое вещание стало общесоюзным и многопрограммным, до 90-х гг.

Четвертый этап начинается в 1990-х гг., когда вместе с распадом СССР разрушается система прежнего централизованного государственного управления телевидением, возникает конкурентная борьба за телезрителя между различными телеканалами, между государственным, общественным и коммерческим вещанием» [10, с. 6]. Быстрое развитие науки и техники способствовало тому, что на каждый этап приходилось по 30—40 лет. Телевидение развивалось стремительно, хотя на первых порах было немым. Правда, период, когда оно следовало за радиовещанием и его функции сводились к функциям фототелеграфа, был недолгим. «В октябре 1931 года в Советском Союзе началось опытное телевизионное вещание на основе твердой программы, адресованное радиозрителям, как тогда называли тех, кто принимал телевизионные радиопередачи» [ 10, с. 71. В те годы бытовал также термин «радиовидение». В 1934 г. в Электрофизическом институте в Ленинграде уже испытывался макет электронной системы телевидения, а в 1938 и 1939 гг. в эфире появились передачи Ленинградского и Московского телевизионных центров. Но это были пробные передачи в эфир, в основном кинофильмов. Так, 31 марта 1938 г. был показан фильм «Великий гражданин», хотя строительство телецентра в Москве еще не было завершено и над его павильоном не было крыши.

Первые регулярные передачи Ленинградского и Московского телевизионных центров вышли в эфир в 1938 и 1939 г.

24 марта 1938 г. газета «Правда» сообщала своим читателям: «Вскоре закончится сооружение Московского телевизионного центра... Некоторое время назад начались испытания телевизионной аппаратуры. Для проверки качества передач установлены телевизионные приемники в тридцати пунктах столицы и ее окрестностях... Регулярные опытные передачи начнутся в мае. К этому времени в клубах, домах культуры, красных уголках и других местах Москвы будет установлено около ста телевизоров» [10, с. 8]. 31 декабря 1938 г. был подписан акт об окончании строительства Московского телецентра.

Программа была расширенна, намечался стремительное развитие нового средства связи, и в том числе строительство цеха по производству телевизионного оборудования. Но воплотить это пришлось только после окончания Великой Отечественной войны.

В марте 1946 г. создается Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения (ВНИИТ), который стал заниматься телевизионной техникой. В Законе о восстановлении и развитии народного хозяйства, принятом Верховным Советом СССР, предусматривалось строительство телецентров в Ленинграде, Киеве и Свердловске.

22 марта 1951 г. по постановлению Совета Министров СССР на технической базе Московского телецентра была образована Центральная студия телевидения, где вскоре открылись редакции литературно-драматического и музыкального вешания, передач для детей и общественно-политическая редакция.

Создание передвижных телевизионных станций сделало возможным выход за пределы студии — на стадионы, в парки, в концертные залы, на площади, благодаря чему появилась возможность вести внестудийные передачи. Большой удачей стали первые трансляции из

Большого театра, Колонного зала Дома Союзов, Концертного зала имени П.И. Чайковского.

1 мая 1956 г. по Центральному телевидению впервые был показан репортаж с Красной площади о параде и демонстрации.

Телевидение быстро развивалось, многие передачи были рассчитаны на телезрителей всей страны, но немало их адресовали и жителям Москвы и Московской области. В 1956 г. вышла в эфир Вторая программа Центрального телевидения.

Развивались телевизионные жанры: киноочерки, снятые с натуры; беседы; выступления в студии. Пользовались успехом передачи, созданные в помощь средней и высшей школе, ставшие впоследствии основой специальной учебной программы Центрального телевидения, которая долгие годы приносила пользу многим обучающимся.

Осенью 1967 г. вступил в строй Общесоюзный телевизионный технический центр в Останкине и начала работу Четвертая программа Центрального телевидения, а после введения в строй системы «Орбита» можно было смотреть программы по всей стране. Но по-прежнему перед советским телевидением стояли задачи, связанные с повышением роли телевидения в идеологической работе. На телевидении большое внимание уделялось подготовке кадров, была введена конкурсная система для некоторых категорий творческих работников. Начиналась эпоха телевещания с использованием искусственных спутников Земли, что расширило аудиторию за счет районов Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока.

Программы становятся содержательнее и разнообразней по форме, появляются новые передачи: еженедельное обозрение «Эстафета новостей», «КВН», игра «Что? Где? Когда?», «Кинопанорама», «Клуб кинопутешествий», «В мире животных». Публицистическая программа писателя-фронтовика С.С. Смирнова, литературные передачи И.Л. Андроникова до сих пор памятны людям старшего поколения как эталонные, глубокие, познавательные. Число телезрителей росло, хотя в отличие от радио телевидение и требует от человека большего внимания, так как его нельзя совмещать с другими делами. И радио и телевидение стали не только средствами информации в современном мире, но и видами искусства, обогащаясь новыми жанрами, форматом передач.

В.В. Егоров, автор книги «Телевидение между прошлым и будущим», считает, что радиовещание оказало огромное влияние на телевидение: «Именно от радио телевидение заимствовало внеречевые звуковые компоненты, которые дополнительно к изображению несут смысловую нагрузку». Отметив, что «психология восприятия звука по телевидению и по радио — веши совершенно разные, ибо наше ухо воспринимает для себя лишь то и лишь так, как ему подсказывает глаз», автор продолжает: «В поисках образно-выразительных звуков телевидение стремится активно использовать достижения радиовещания в создании акустических образов» [10, с. 15].

Сравнивая телевидение и радиовещание, следует отметить, что между ними много общего: они оперативнее, убедительнее, чем газета, так как действует эффект присутствия журналиста на месте события, дополняемый реакцией участников этих событий (эмоции болельщиков во время спортивных передач, аплодисменты во время митингов, реплики), ведь радио и нередко телевидение передают информацию одномоментно с происходящим событием. Прямое включение на телевидении технически осуществить сложенее, чем на радио, но в то же время, когда в действии находятся и звуко- и видеоряд, это создает более прочные связи с аудиторией. У телевидения есть и другие преимущества: кроме картинки, на экране можно воспроизвести и печатный текст; изображение сделать цветным и черно-белым.

Популярность телевидения велика, и тем выше требования к нему. В условиях свободы и гласности вместе с качественными программами приходит огромным потоком массовая культура, часто нарушающая границы нравственности и морали, нередки передачи и фильмы, пропагандирующие жестокость, насилие, эротику, что вызывает озабоченность общества и государства. Аудитория телевидения высказывает претензии ко всем каналам: к Первому, к каналу «Россия», к НТВ. Наиболее положительно отмечается канал «Культура», чьи передачи имеют высокий рейтинг и отличаются отсутствием рекламы. Назойливость рекламы, вторгающейся в показ фильмов, спектаклей, тем самым разрушая их художественную целостность, вызывает в обществе раздражение.

Есть претензии и к языку: часто живая речь, звучащая на радио и телевидении, не является примером речевой культуры, а ведь телевидение — это не только одно из средств массовой коммуникации, но и оригинальный вид искусства, вобравший в себя достижения смежных искусств и на их основе развивающий свои особые закономерности, новые тенденции. Этому вопросу уделяется большое внимание.

Язык современных СМИ России вызывает в обществе серьезную озабоченность. В стране «по последним данным, зарегистрировано 40 тыс. средств массовой информации, и это дает представление о многообразии текстов, которые производятся сегодня этим огромным конгломератом СМИ, принадлежащих частным, государственным, муниципальным, научным, учебным и другим организациям»[2].

При всех различиях печати, радио, телевидения, Интернета, своеобразии каждого из них основным инструментом журналистов является русский язык, который в условиях становления нового российского демократического государства претерпевает серьезные изменения. Засилье иностранных слов, сленга, жаргона заметно активизировалось как в устной, так и в письменной речи журналистов. Об этом пишут в редакции читатели и слушатели. Языковые проблемы вызывают острые дискуссии, в которых участвуют также и журналисты.

Большую помощь читателям и слушателям оказывают публикации и циклы передач о культуре речи, о языковой норме, о требованиях, предъявляемых к устной и письменной речи. Это программы «Говорим по-русски» и «Как правильно?» («Эхо Москвы»), «Грамотей» (радиостанция «Маяк»),

Есть на радио и ТВ отделы эфирного контроля, которые ведут системную аналитическую работу, прослушивая передачи, изучая их всесторонне, в том числе и с точки зрения языковых проблем.

Язык СМИ постоянно в поле зрения лингвистов, отмечающих, что СМИ, а особенно Интернет, отражают все богатство и всю сложность коммуникационной культуры XXI в. и во многом формируют ее, поэтому каждая языковая ошибка оказывает негативное влияние на этот процесс. Требования к речевой культуре работников СМИ постоянно повышаются.

С 2001 г. факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова издает специальный журнал «Журналистика и культура русской речи». Его основные темы отражены в названии рубрик: «Слово в эфире», «Язык и культура», «Наше наследие», «Речевой этикет», «Язык рекламы» и др. В различных проектах участвуют не только ведущие преподаватели, лингвисты, но и студенты. Например, проект «Амплуа телеведущего. Характеристика речи» позволил провести содержательный и языковой разбор текстов, звучащих в эфире, и стал настоящим мастер-классом не только для осваивающих азы радио- и телевизионной профессии, но и для широкого круга читателей журнала, который опубликовал материалы авторских программ Валерия Тодоровского, Михаила Леонтьева, Алексея Самолетова, Сергея Пашкова. От речи журналиста, его языковой компетенции зависит не только его личный успех, но и уровень культуры в обществе.

Интернет

У этого чудовища несколько имен: Компьютер, Телевизор, Иллюстрированный журнал. И то, и другое, и третье — органы Дракона, имя которому — Интернет.

Андрей Новиков

Интернет — одно из самых крупных открытий прошлого века. Появившись в 1970-е гг., он стремительно развивается. Имея две основные технологии — электронную почту и Всемирную паутину более чем на 100 тыс. серверов, он позволяет осуществлять мгновенную связь. Тысячи людей одновременно могут обмениваться письмами, регулярно получать выпуски новостей, материалов по конкретным темам, участвовать в обсуждении различных вопросов, представлять собственную информацию, имея сайт в Интернете. Такие почти неограниченные возможности делают Интернет серьезным конкурентом всем современным СМИ, хотя во многом он и облегчает работу сотрудников редакций, газет, радио и телевидения, которые используют его очень продуктивно. Сегодня каждое уважающее себя издание обязательно имеет электронный аналог. Многие читатели обращаются теперь к электронным версиям газет (газетам электронного формата), которые располагают текстом, звуком, видеорядом, цветными снимками. Можно говорить о появлении не только нового СМИ, но и нового типа журналистики, для которого характерны специфические тексты — дайджесты новостей и обозрения. Возможность практически круглосуточно иметь доступ к ресурсам Интернета привлекательна для всех кругов населения: студентов, преподавателей, бизнесменов, политиков, домашних хозяек.

Преимущества Интернета очевидны: относительная дешевизна подключения к нему, возможность хранения архива, неограниченные

объемы справочной информации. Тем не менее говорить о новом СМИ как о наиболее мобильном и подавляющем традиционные СМИ преждевременно. По большому счету, электронные технологии не привели к созданию массовых конкурентоспособных интернет-изданий. На информационных сайтах в большинстве своем представлены бесплатные газеты в электронном виде. По-прежнему существуют, развиваются и играют важную роль в обществе информационные агентства, еженедельные общественно-политические газеты и журналы, ежемесячные общие и специализированные журналы, ведущие телевизионные каналы и радиостанции.

Многие пользователи и специалисты утверждают, что преимущество остается за печатными СМИ, потому что люди не любят отказываться от своих привычек; с другой стороны, именно «благодаря интернет-СМИ стал развиваться плюрализм мнений». В указанном выше пособии «Формы вещания» В.В. Смирнов пишет, что радио открыло для себя новые перспективы: «С помощью глобальной информационной сети начинает формироваться новый тип вешания... Одной из первых стала использовать Интернет «Европа плюс». В конце сентября 2000 г., в период активного реформирования своих программ, эта радиостанция объявила web-сшт, включая real audio-вещание в Интернете в реальном времени. Этот сайт выиграл конкурс «Лучшая радиостанция в Сети», который проводила компания Peterslink». Автор также отмечает, что Интернет повышает интеллектуальный уровень аудитории, расширяет объемы и разнообразие вешания, создавая качественно новые формы общения с аудиторией; его компьютеризация выводит современное вещание на уровень вещания нового столетия, т. е. Интернет рассматривается как дополнительная техническая возможность, способствующая развитию СМИ.

Интернет полезен и важен для труда журналистов так же, как и для труда любого специалиста.

Для Интернета нет границ, и расстояния не играют никакой роли, там можно вести абсолютно свободный обмен мнениями во время телеконференций, форумов, дискуссионных клубов, но полагаться на надежность информации, полученной из Интернета, нельзя. Возможность пользоваться псевдонимами, отсутствие контроля и полная безнаказанность делают Интернет как вспомогательное средство весьма ненадежным. В этом, конечно, и есть залог того, что, совершенствуясь, он постепенно будет расширять сферы своего влияния как одно из СМИ, не вытесняя информационные агентства, печать, радио и телевидение, а дополняя и укрепляя их. Эту точку зрения разделяют и практики.

В интервью журналу «Итоги» (2006, № 47) главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов вырази пожелание многих журналистов: «Мечтаю о создании некоего мультимедийного средства, объединяющего в себе радио, ТВ и Интернет». При этом добавил: «Еще хорошо бы газету выпускать или журнал. Все же слово — воробей, в эфире прозвучало и пропало, а в письменном виде может пожить».

Выводы

Начало российской журналистики связано с именем Петра I, известного реформами, свободомыслием и стремлением ко всему новому. Его детище, первая российская газета «Ведомости», появилось несколько позже, чем печатные издания Франции, Англии и Германии. Но газета ничем особенно не уступала им. В ней было много важной информации о жизни в России, она расширяла представление читателя о политике, экономике, культуре других стран и пользовалась успехом у современников. До петровских «Ведомостей» Московское государство газет не знало, в истории русской журналистики она сохранилась как официальный правительственный орган, в котором закладывались основы журналистики, зарождались жанры, формировался тип издания. Позже в России более широкое распространение получил журнал, он развивался успешнее, чем газета, и вскоре занял приоритетное положение. Сатирические журналы Н.И. Новикова и И.А. Крылова вполне могли соперничать с такими же по типу английскими изданиями, а ведь пресса этой страны в XVIII в. считалась лучшей в мире.

К журналистике обратилась и императрица Екатерина II, став издателем и автором сатирического журнала «Всякая всячина». Однако вскоре, испугавшись сатирической направленности журналов своего времени, начала «смягчать» остроту материалов во «Всякой всячине», а затем запретила некоторые издания и ввела цензуру, что значительно ухудшило условия существования прессы в России. Тем не менее это не остановило дальнейшее развитие журналистики, оно было успешным. Именно в этот период начинают складываться традиции «толстых» литературных журналов — яркого российского явления не только XIX в., но и XX в. «Современник», «Отечественные записки», «Вестник Европы» были уникальными для читателей многих стран и стали прообразом будущих журналов такого типа. Их опыт использовался в эмигрантской печати («Современные записки» в Париже, «Новый журнал» в Нью-Йорке и др.) и в советское время, когда возникло большинство «толстых» журналов, существующих и сегодня: «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Наш современник» и др.

Введение цензуры не было кратковременным, под ее дамокловым мечом прошел весь XIX в., периодически вводилась она и в других странах. В противовес ей А.И. Герцен и Н.П. Огарев организовали за границей Вольную русскую типографию, в которой печатался первый русский периодический журнал, свободный от цензуры; «Колокол» оперативно откликался на все текущие события и вопросы русской жизни, в Россию доставлялся нелегально, выходил сначала один раз, а затем два раза в месяц. Это было оппозиционное издание, аналогов которому за границей не существовало; его традиции также использовались в изданиях русского зарубежья.

Российская журналистика XX в. прошла сложный путь. После Февральской революции 1917 г. была провозглашена свобода печати, но после Октябрьской революции ситуация с прессой резко меняется. Во-первых, была запрещена оппозиционная печать, во-вторых, была выстроена совершенно новая модель: партийно-советская печать видела свою задачу не в информировании, а в пропаганде идей новой власти и в агитации населения за нее. В 1937—1939 гг. печать поддерживала массовые репрессии, в ней все меньше и меньше появлялось актуальных материалов, большая часть газет отличалась однообразием. «Труд», «Известия», «Комсомольская правда», рассчитанные, казалось бы, на разные категории читателей, печатали полные изложения материалов съездов, выступления политиков, другие официальные материалы; в один и тот же день во всех газетах более трети материалов были одинаковыми. Конечно, можно найти и положительные моменты: создание многонациональной печати (в каждой республике издания выходили на русском и национальном языке), при редакциях создавалась корреспондентская сеть из рабочих и крестьян, появились интересные журналы для детей. Особую роль сыграла пресса в период Отечественной войны, лучшие писатели и поэты были на фронте военными корреспондентами, их патриотические публикации имели большое значение для победы.

Радио и телевидение испытывали такое же политическое давление со стороны государства и коммунистической партии, но в творческом отношении можно говорить о многих удачах талантливых журналистов.

Изменение общественного строя в России, наступившая эпоха перестройки и гласность, переход прессы к рыночной экономике привели к большой свободе СМИ, позволившей освещать демократические процессы. В структурах печати, радио и телевидения произошли преобразования, связанные не только с их демократизацией, но и с научно-технической революцией, охватившей весь мир. Новые технологии расширяют коммуникационные возможности. С появлением Интернета изменяется печать, радио и телевидение.

  • [1] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С.780.
  • [2] Засурский Я.Н. Русский язык в средствах массовой информации. Уровень исследований в новых условиях // Журналистика и культура речи. 2003. № 3. С. 3.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >