Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования

Ценностный подход к разработке программы воспитания нравственной культуры учащихся общеобразовательной школы

Приведенные в настоящей концепции факты в пользу актуализации исследования проблем нравственного воспитания требуют особого выделения нравственной культуры среди других известных явлений культурной жизни: армия и государственная власть, искусство, наука, политика, право, производство, религия, спорт, экология, экономика и др. Данные компоненты культуры воспроизводятся в обществе как спонтанно (в результате социализации под влиянием случайных событий и обстоятельств жизни), так и целенаправленно (под воспитывающим воздействием педагога, учителя, наставника, родителей, авторитетного товарища). Воспроизводство данных компонентов культуры осуществляется также благодаря реализации культуросообразных направлений воспитания (военно-патриотического, эстетического, нравственного, умственного, идейно-политического, правового, трудового, физического, экологического, экономического воспитания, формирования научного мировоззрения, формирования религиозного мировоззрения, воспитания информационной культуры и др.), а также институционально обусловленных направлений воспитания в воспитательных организациях: семье, школе, общественных объединениях, производственных коллективах, религиозных учреждениях, маргинальных общественных структурах- «контркультурных организациях», в которых соответственно реализуются семейное, религиозное, социальное, коррекционное, диссоциальное воспитание [67; 68]. При этом воспитание и социализация осуществляются благодаря субъектному влиянию [89] значимого для воспитанника лица, а также объективно действующим социализирующим факторам среды культуры.

Мы считаем, что педагогическая роль личности воспитателя, наставника, родителя, старшего товарища состоит в посреднической функции, благодаря которой осуществляется связь между опытом культурной жизни общества и индивидуальным опытом, определяющим поведение и деятельность воспитанника, между общественными ценностями и идеалами и ценностными основаниями базовой культуры личности воспитанника. По нашему мнению, действие социализирующих факторов культурной среды аналогично целенаправленному педагогическому влиянию учителя, наставника, родителя, но вместе с тем это действие отличается неупорядоченностью своего влияния и непредсказуемостью последствий случайного эффекта социализирующего воздействия. В процессе стихийной социализации ребенок бесконтролен, больше предоставлен самому себе, следовательно, применение педагогических методов в процессе социализации хаотично, постановка целей воспитания в процессе социализации невозможна, а результаты социализации непредсказуемы. В процессе воспитания ребенок, напротив, ограничен в своих возможностях, следовательно, его деятельность строго регламентирована, цели воспитания четко обозначены, применяемые педагогические средства целесообразны, а результаты воспитания прогнозируемы (хотя могут появиться отсрочен-но).

Из сказанного следует: педагогическая роль личности воспитателя, наставника, родителя, старшего товарища в процессе воспитания состоит также в ориентировании воспитанника в мире ценностей жизни и культуры. Напротив, осуществление ценностно-ориентационной деятельности в процессе социализации весьма противоречиво, приобретаемые ценностные представления о реальной действительности у субъекта социализации весьма размыты и неустойчивы. Как наставническая, ориентирующая воспитанника в мире ценностей деятельность педагога, так и случайные события и обстоятельства жизни, являющиеся факторами стихийной социализации, в конечном итоге направлены на формирование базовой культуры личности ребенка. Но при этом они существенным образом отличаются от воспитательной деятельности педагога по своей эффективности формирующего воздействия на развивающуюся личность.

Как известно, среди компонентов базовой культуры личности В.А. Сластениным и учениками его научной школы И.Ф. Исаевым, А.И. Мищенко, Е.Н. Шияновым [91] были выделены патриотизм и гражданственность, эстетическая культура, нравственная культура, мировоззрение личности с преобладанием научной или религиозной составляющей, культура мышления, политическая культура, правовая культура, культура труда, физическая культура, экологическая культура, экономическая культура и др. Последние исследования, связанные с выявлением инвариантной структуры системы ценностей личности [129], показали, что структурные элементы этой системы - ценности свободы и самостоятельности; ценности гармонии и защищенности; ценности конкретных поступков как способов поведения человека в определенных жизненных ситуациях; ценности, выражающие общие законы и правила поведения личности; ценности развития социально значимых качеств личности; жизненная позиция как ценностная категория; ценности профессиональной деятельности и профессиональной компетентности специалиста; трансляция жизненного и профессионального опыта - как ценность, с одной стороны, присутствуют как в общественном сознании в виде общественных ценностей и идеалов, так и в индивидуальном сознании в виде ценностных оснований личности. С другой стороны, каждый из компонентов инвариантной структуры системы ценностей выражен в наблюдаемых явлениях культурной жизни и обусловливает общественные нормы и традиции культуры, определяет цели соответствующего культуросообразного

направления воспитания, обеспечивая при этом развитие того же компонента базовой культуры личности как ожидаемого результата воспитательно-образовательного процесса. Следовательно, ценностные основания нравственной культуры в своей структуре идентичны ценностным основаниям физической, экономической, эстетической культуры и др.

Например, проследим последовательные этапы переходов в процессе трансляции ценностей нравственной культуры: а) гуманистической составляющей ценностей и идеалов нравственной культуры общества, Ь) постановки на базе выделенных ценностных оснований личности целей воспитания нравственной культуры и с) результата воспитания нравственной культуры как компонента базовой культуры личности.

1. Ценности свободы и самостоятельности:

a) общественные ценности и идеалы свободы и самостоятельности, на которых образуются нормы и традиции нравственной культуры, - осознание свободы нравственного выбора как необходимости следования нравственным нормам общественного поведения, традициям культуры;

b) цели воспитания нравственной культуры, построенные на ценностях свободы и самостоятельности, - воспитание ответственного отношения к самостоятельному поиску возможностей совершения нравственных поступков, развитие творческих способностей нравственной самореализации личности в конфликтных жизненных ситуациях, развитие способности к нравственному самовоспитанию;

c) показатели сформированности свободы и самостоятельности как ценностного основания нравственной культуры личности - нравственная направленность личности на совершение «добрых дел», конструктивное нравственное развитие и саморазвитие.

2. Ценности гармонии и защищенности:

a) общественные ценности гармонии и защищенности, содержащиеся в нормах и традициях нравственной культуры, - общественное моральное сознание, выражающееся в нравственных оценках событий и явлений культурной жизни;

b) цели воспитания нравственной культуры, поставленные на основании ценностей гармонии и защищенности, - предупреждение и профилактика негативного поведения детей и молодежи, противоречащего общепринятым нравственным нормам культуры, нравственное просвещение;

c) показатели сформированности гармонии и защищенности как ценностного основания нравственной культуры личности - отсутствие фактов вызывающего, асоциального поведения в детской, молодежной среде, доброжелательное отношение к окружающим, положительный моральнопсихологический климат в группе учащихся, внимательное отношение детей друг к другу, старшим, осмотрительность и аккуратность, проявляемые в межличностных отношениях.

3. Ценности конкретных поступков как способов поведения человека в определенных жизненных ситуациях:

a) общественные ценности поступков как способов ситуативного поведения, обозначенные в нормах и традициях нравственной культуры, -помощь при восстановлении утерянной информации, борьба с вызывающим поведением, лживостью, неуважительным отношением к страшим, эгоистическими проявлениями в межличностных отношениях;

b) цели воспитания нравственной культуры, обозначенные ценностями поступков как способов ситуативного поведения, обозначенные в нормах и традициях нравственной культуры, - воспитание доброжелательного отношения к другими людям независимо от возраста, нацеленность воспитания на соблюдение этических норм в общении;

c) показатели сформированности нравственных поступков как ценностного основания нравственной культуры личности - проявление чувства товарищества, поддержки, отсутствие признаков агрессивного поведения в ходе межличностного взаимодействия и межличностного конфликтного поведения.

4. Ценности, выражающие общие законы и правила поведения личности:

a) общественные ценности, заложенные в соблюдении норм законов и правил нравственной культуры, - преодоление негативных явлений в моральном сознании: борьба с нарушениями общественного порядка, правил приличия, общежития, нарушениями этических норм межличностных взаимоотношений; социальная поддержка соблюдения нравственных норм национальных культурных традиций, стимулирование соблюдения законности и правопорядка в общественной жизни. Социальная поддержка фактов соблюдения правил приличия, норм общественного поведения;

b) цели воспитания нравственной культуры, обоснованные ценностями выполнения общих законов и правил, - воспитание личной ответственности перед законом за нарушение норм общественной морали, непослушания; воспитание чувства меры в общении с людьми, ответственности за свои действия и поступки;

c) показатели сформированности готовности к соблюдению общих законов и правил как ценностного основания нравственной культуры личности - понимание нравственных границ, за которые личность не должна переступать в своих желаниях и стремлениях, осмысление разумных потребностей, строгое соблюдение принятых на себя моральных обязательств, соблюдение распорядка дня, нравственная саморегуляция личности, самокритичность, способность правильно отражать нравственные требования общества и сверять по ним свое нравственное поведение, критическое отношение к неблаговидным поступкам окружающих, умение осознать свои безнравственные действия и искренне покаяться за их совершение, испытание чувства стыда при понимании безнравственности своих поступков.

5. Ценности развития социально значимых качеств личности:

a) общественные ценности и идеалы социально значимых качеств личности, реализованные в нормах и традициях нравственной культуры, -преодоление иждивенческих настроений, эгоизма, себялюбия, противопоставления своей личности интересам окружающих и др. Социальная поддержка порядочности, доброжелательности, отзывчивости, искренности, готовности оказать посильную необходимую помощь нуждающимся в ней, толерантности к представителям других культур, уважения к мнению оппонента и др.;

b) цели воспитания нравственной культуры, актуализированные посредством педагогического осмысления ценностей развития социально значимых качеств личности,- воспитание отзывчивости, усидчивости и целеустремленности в учении, формирование представлений об идеальных нравственных качествах личности конструктивного содержания, формирование критичности в выборе друзей;

c) показатели сформированности социально значимых качеств как ценностного основания нравственной культуры личности - успешность в общении с товарищами на основе гуманных проявлений качеств личности, участие в разрешении ситуаций нравственного конфликта, нравственная основа авторитета и уважения товарищей, приобретенного вследствие проявления общественно одобряемых нравственных качеств личности.

6. Жизненная позиция как ценностная категория:

a) общественная значимость жизненной позиции, представленная в нормах и традициях нравственной культуры, - борьба с недобросовестным отношением к выполнению общественного долга, с безответственностью, недобросовестным отношением к чужой собственности, нарушению договорных отношений, расхождениями между данных обещаний и реальных дел. Социальная поддержка нравственного осмысления культурно-исторических событий, выработка личной и общественной позиции в нравственной оценке исторических и литературных героев;

b) цели воспитания нравственной культуры, предложенные в педагогической интерпретации ценностей жизненной позиции личности, - воспитание устойчивой негативной нравственной позиции к проявлениям нечестности, проявления корысти, лицемерия, воспитание требовательности к себе в отношении соблюдения норм морали, воспитание достойного отношения человека к себе самому, идентичному традиционной культуре;

  • с) показатели сформированное™ жизненной позиции как ценностного основания нравственной культуры личности - отсутствие фактов злого умысла, недоброжелательности в отношениях учащихся, постоянная забота о ближних, критическое отношение к занятиям деструктивного и агрессивного содержания; достойные способы личного самовыражения в различных формах межличностной коммуникации. Сознательное нравственное поведение, невозможность склонить воспитанника к совершению неблаговидных действий. Положительное настроение воспитанника в результате совершения нравственных поступков. Сформированное™ нравственного кредо личности.
  • 7. Ценности профессиональной деятельности и профессиональной компетентности специалиста:

a) общественные ценности профессиональной деятельности и профессиональной компетентности специалиста, выраженные в нормах и традициях нравственной культуры, - уважительное отношение к дельным, деятельным людям, почет ветеранам груда, поощрение людей за добросовестный труд, порицание иждивенческих настроений;

b) цели воспитания нравственной культуры, намеченные в рамках ценностей профессиональной деятельное™ и профессиональной компетентности специалиста, - воспитание у специалиста профессиональной чести и достоинства;

c) Показатели сформированности профессиональной деятельности и профессиональной компетентности специалиста как ценностного основания нравственной культуры личности - проявление активности в овладении профессиональной этикой, поиск возможностей для разрешения противоречивых ситуаций, возникающих в трудовой деятельности с нравственных позиций, использование честных способов конкурентной борьбы, чувство морального удовлетворения от работы, «выполненной на совесть», появление чувства стыда от недобросовестной работы.

8. Трансляция жизненного и профессионального опыта как ценность:

a) общественные ценности передачи жизненного и профессионального опыта, обозначенные в нормах и традициях нравственной культуры, - установление «родительского контроля» за доступом детей к информационным ресурсам в среде Интернет, организация обсуждения значимых общественных событий в средствах массовой информации и выражение моральной оценки этих событий;

b) цели воспитания нравственной культуры, преследуемые педагогом, строящим работу с учетом ценностных приоритетов передачи жизненного и профессионального опыта, - воспитание потребности обмениваться нравственным опытом, прислушиваться к мнению старших и их моральным оценкам моральных поступков, формирование критического отношения к нравственному опыту ложных кумиров массовой или криминальной культуры;

с) показатели готовности к передаче жизненного и профессионального опыта как ценностного основания нравственной культуры личности-проявление желания разъяснить, помочь найти выход из затруднительной жизненной ситуации нравственного выбора, проявление желания поделиться с другими личным нравственным опытом, проявление чувства морального удовлетворения при совершении нравственных поступков другими людьми и появление чувства стыда, если другие люди совершают неблаговидные поступки.

Приведенный перечень универсальных ценностей культуры показывает целостность подхода к решению аксиологических проблем развития нравственной культуры общества, а также возможность его эффективного использования в постановке целей и мониторинга результатов воспитания нравственной культуры личности. При этом формирование нравственной культуры личности осуществляется как спонтанно, так и в ходе целенаправленного процесса. Процесс спонтанной нравственной социализации личности осуществляется посредством множества случайных факторов, в том числе восприятия дистанционных компьютерных сообщений. Целенаправленное воспитание нравственной культуры личности реализуется под влиянием специально организованной культурной образовательной среды с заданными ценностными свойствами в условиях воспитательных объединений (семьи, школы, трудовых коллективов и пр.), сосредоточивающей внимание воспитанника на значимых явлениях нравственной культуры для позитивного гуманистического развития его личности, при этом содержательно включает все существующие культуросообразные направления воспитания.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >
 

Популярные страницы