История развития института юридического образования в России под воздействием культурного наследия римского права и европейских традиций образования

ВЛИЯНИЕ РИМСКОГО ПРАВА НА СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИНСТИТУТА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Высшее образование насчитывает почти две тысячи лет: его древнейшие, «неточные» формы возникли не в средневековой Европе XII в., а в Римской империи I в. Это положение, одно из наиболее важных в концептуальном осмыслении данного исследования, прежде всего требует разъяснения самого термина «высшее образование» применительно к античной эпохе, как и обоснования оправданности использования понятий, которыми оперируют современные гуманитарные науки при изучении учебно-воспитательной деятельности древних народов .

Высшее образование на протяжении длительного времени было важным фактором историко-культурного генезиса римской цивилизации, ставшей фундаментом для развития общественно-правовых систем многих государств мира. Оно гарантировало сохранение и диссеминацию таких формообразований культуры, как знания и достижения, опыт и навыки в интеллектуальных видах деятельности, ценности и моральные нормы, обеспечивая тем самым создание однородного социокультурного пространства государства, играло доминирующую роль в производстве культуры в эталонном выражении ее духовного пласта, картины мира, культурных смыслов позднеантичной эпохи. Таким образом, как верно отмечает Т.Б. Перфилова, высшее образование было неотъемлемым компонентом истории и культуры древнеримской цивилизации, жизни человека и общества Римской империи[1] [2].

Современные зарубежные исследователи античных образовательных систем, к числу которых принадлежит и высшее образование в Римской империи, утверждают, что «все современное западное образование до сих пор чувствует на себе влияние двух великих сил - Римской империи и христианской церкви», так как философия образования XIX в. глубоко уходит своими истоками в прошлое, где возникли многие принципы и образовательные идеи, лежащие в основе «новейших» методов обучения.

Являясь важнейшими социальными институтами, право и культура пронизывают собой все сферы общественных отношений, все виды деятельности, и базируются на принципах морали. Юридическая культура личности реализует важнейшие функции, связанные с организацией общественной жизни, социального взаимодействия людей. Здесь задаются границы и структура социального порядка в обществе, а также обеспечиваются механизмы его поддержания и легитимного изменения[3].

Отечественные исследователи истории Древнего мира, занимающиеся изучением процессов и явлений от самых их истоков, внесли весомый вклад в осмысление культурного наследия древних цивилизаций. Однако образовательный процесс, и особенно феномен высшей школы, почти полностью обойден их вниманием, хотя современные формы высшего образования уходят своими корнями в Римскую империю, где впервые в истории человечества была создана классическая система обучения и школы третьего, высшего уровня, - древнейшие, «неточные» образцы высшего образования, - венчая весь учебный процесс, предоставляли своим выпускникам обширную ученость, знание «благородной» профессии, гарантировали достойное место в обществе[4].

Понятие «юридическая культура» («правовая культура») является результатом синтеза таких базовых категорий, как «культура» и «право», «юриспруденция». Культура в переводе с латинского, означает возделывание, обрабатывание. Культура - это социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (сознания ценностей, норм, знаковых систем) и распредмечивания (освоения культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека. Культура является искусственным, созданным людьми миром воплощенных желаний, стремлений, ориентаций, ограниченный природными возможностями человека[5].

Право, как и культура, является сложным и многоплановым социальным феноменом. Как духовное образование право представляет собой систему норм, правил поведения, которые исходят от государства, выражают волю и интересы определенных слоев населения, либо большинства общества. Эти нормы сформулированы в специальных государственных документах - нормативных актах и являются обязательными для всех членов общества, охраняются от нарушений не только силой общественного мнения, но и в необходимых случаях мерами государственного принуждения. С известной долей условности право может быть интерпретировано как особая научная форма общественного сознания и как оценочное духовное освоение общественного бытия. В процессе модернизации Российского государства роль права, правовой культуры личности в обществе неуклонно возрастает. Проблема развития правовой культуры личности постоянно находится в центре пристального внимания правоведов, политологов, социологов, философов и т.д. Их усилиями были разработаны вопросы, касающиеся сущности права, проблемы взаимосвязи моральных и правовых норм, специфики правового сознания и др.[3]

В результате правового воспитания у гражданина избирательно формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые в значительной мере предопределяют выбор соответствующих действий и поступков. Правовая потребность активизирует субъекта, побуждает его оценивать правовую действительность, систематически обращать внимание на правовые явления и предметы, которые так или иначе способствуют ее удовлетворению. В этой связи формируются интересы - важный компонент социально-психологической регуляции правомерного поведения. Они сопряжены с осмыслением объективных условий, в которых существует норма права, способов надлежащей реализации предоставленных прав, исполнения юридических обязанностей, что является крайне важным в условиях становления правового государства[7]. «Конечная цель воспитания, - справедливо замечает Л.С. Мамут, - превращение смысла и ценностей демократиче-ски-правовой государственности через их рефлексию, одобрение и принятие гражданином во внутренние регуляторы его поведения. Просто знание людьми законов, устройства государства, судопроизводства и т.д. еще не гарант гражданственности действий этих людей в политико-правовой сфере»[8]. Стоит согласиться с данным утверждением и констатировать необходимость создания всеобщего института правового воспитания всех граждан и общества в целом[9].

Правовая культура также связана с правовой активностью и в преломлении через человеческий фактор имеет профилирующее значение в условиях построения правового государства. Данная категория выступает внешним фундаментом правовой активности граждан. Представляется, что правовая культура - это не только высокий уровень юридического мышления, но и столь же высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура в наибольшей степени способствует правомерному и социально активному поведению. По мнению П.П. Баранова и В.В. Денисенко, правовая культура есть целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права[10].

В онтологическом плане право, как и культура, является результатом общественного развития и обладает следующими сущностными характеристиками:

  • а) право - это социальное явление, без которого цивилизованное общество не может существовать;
  • б) право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, учитывать интересы и потребности личности как первоосновы общества;
  • в) право - обязательная равная и относительно справедливая мера поведения людей, которая установлена в государственных официальных актах и охраняются им.

Являясь важнейшими социальными институтами, право и культура пронизывают собой все сферы общественных отношений, все виды деятельности, и базируются на принципах морали. Правовая культура личности реализует важнейшие функции, связанные с организацией общественной жизни, социального взаимодействия людей. Здесь задаются границы и структура социального порядка в обществе, а также обеспечиваются механизмы его поддержания и легитимного изменения. Основными функциями такого рода являются следующие.

  • 1. Определение правовых процессов и их нормативное закрепление, т.е. выделение тех аспектов культурной жизни общества, которые становятся объектами специального контроля.
  • 2. Регулирование отношений между людьми в процессах социального взаимодействия, т.е. установление правил обмена действия, а также норм, регламентирующих границы и формы взаимодействия.
  • 3. Создание оптимальных условий для формирования и развития процессов, социально значимых взаимодействий за счет нормативного регулирования социальных напряжений и конфликтов, а также гарантий соблюдения заключаемых членами общества договоров. Не случайно на уровне правовой области культуры выделяются и фиксируются наиболее устойчивые типы социально значимых отношений в обществе, среди которых, в первую очередь, следует отметить: трудовые отношения, в основе которых лежат требуемые специализация и уровень квалификации труда, условия груда и его оплата; отношения, связанные с обеспечением здоровья и безопасности людей; брачные и семейные отношения; отношения в сфере правопорядка и др.

Составными элементами юридической культуры личности являются правовое сознание, правовое поведение, правовое воспитание. Характеризуя эти элементы, отметим, что правовое сознание - это право в том виде, как оно отражается в сознании человека, с выражением эмоций и чувств по поводу права, волевые составляющие, а также формирующиеся на их основе правовые взгляды, убеждения, принципы, ценности. Глубокие правовые знания личности являются показателем его профессиональной культуры, причем объем знаний характеризует его правосознание с количественной стороны. Качественной стороной правосознания является глубина усвоения правовых знаний, степень их восприятия индивидуальным сознанием человека, то, в какой мере они стали потребностями, интересами, мотивами .

В ходе изучения права у личности формируются необходимые знания, которые в повседневной жизни, а также в ходе профессиональной деятельности преобразуются в правовые умения и навыки, правовые убеждения и, в конечном счете, в высокую социально-правовую активность в использовании своих прав и обязанностей. Одним из основных показателей индивидуальной правовой культуры личности является социально-правовая активность. Социальная ценность правовой культуры и заключается в том, что она является необходимым условием активной правовой политики. Правовая культура выражает не пассивно-потребительское отношение к ценностям правового характера, а активнотворческое, направленное на реализацию его интересов, которое находит свое выражение в правовой деятельности[3] [12] [13].

Важнейшим средством формирования юридической культуры личности является правовое воспитание, которое представляет собой целенаправленную деятельность по формированию у нее правосознания и соответствующего ему поведения, по повышению ее правовой культуры. Правовое воспитание можно рассматривать как процесс воспитательного воздействия на личность и как результат этого процесса. Исходя из этого, с одной стороны, правовую культуру личности можно рассматривать как конечную цель правового воспитания по отношению к объекту воспитания и как важнейшую предпосылку по отношению к субъекту воспитания. С другой стороны, когда речь идет о правовой воспитанности, правовая культура выступает как совокупность качеств личности, характеризующих ?е правовое сознание и правовое поведение в их непрерывном единстве .

К таким качествам личности можно отнести: знание права и понимание его сущности и принципов, ценностных свойств; уважение закона; убеждение в справедливости норм права; привычка к соблюдению требований нормативно-правовых актов; высокая правовая ответственность за результаты своей деятельности. Формирование правовой культуры применительно к воспитанию личности - это сложный, многогранный процесс, включающий воздействие объективных социальных условий, а также целенаправленное воспитание и самовоспитание под влиянием субъективного фактора. Теоретические пути формирования правовой культуры включают: а) создание концепции формирования правовой культуры личности; б) нормативное творчество, связанное с совершенствованием нормативно-правовой базы, созданием универсальных нормативных правовых актов; в) разработка специальных учебных пособий, рекомендаций, связанных с повышением и развитием правовой культуры личности. Практические пути формирования правовой культуры личности: совершенствование системы правового обучения личности на основе последних достижений науки; постоянное формирование правовых качеств, необходимых личности для эффективной профессиональной деятельности; развитие правовых установок и ценностных ориентаций, направленности личности. Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, техникум, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества.

История человечества свидетельствует о том, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.) с которыми сталкивается общество, так или иначе, сказываются на сфере образования. Поэтому система образования и требования к его содержанию должны эволюционировать вместе с развитием общества. Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы[14].

Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, в основе своей направлены на: обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов; совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы; улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров; быстрое реагирование образовательной системы на потребности различных категорий населения, а также стилей и темпов обучения. Внедрение образовательных стандартов третьего поколения (а также 3+), подразумевающих компетентностный подход, является объективной необходимостью, обусловленной переходом от постиндустриального общества к обществу инновационному, основанному на знаниях, а также интеграции российского образования в европейское образовательное пространство. Суть компетентностного подхода заключается в том, что специалист «на выходе» не только соответствовал рыночным ожиданиям, но и мог быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в работе. Стандарты предыдущего поколения для профессионального образования подразумевали формирование у учащихся, так называемых ЗУНов - т.е. знаний, умений и навыков. Сегодня эти понятия практически исключены из стандартов, теперь говорится о формировании компетенций. Компетенция с точки зрения образовательного процесса представляет собой способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области[15].

С точки зрения организации (как заказчика и потребителя образовательного продукта-выпускника) компетенция - это набор определенных качеств и поведенческих характеристик, которыми должен обладать сотрудник. Говоря о компетенциях, стоит отметить, что это сквозное понятие, которое формируется на протяжении всего процесса обучения. Новые образовательные стандарты также позволят разнообразить образовательные программы, сделать их более удобными для конкретного потребителя, для будущего работодателя. В новых стандартах предусмотрен как дисциплинарный подход, так и модульный подход при освоении профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности. Несмотря на все положительные моменты новых государственных образовательных стандартов, есть и проблемы, связанные с их применением в конкретных образовательных учреждениях:

  • 1) недостаточно разработана нормативная и учебно-методическая база внедрения ФГОС, существуют ряд вопросов практического характера, которые, имеющаяся база не позволяет разрешить;
  • 2) высшие учебные заведения неохотно идут на разработку сокращенных программ обучения выпускников СПО, что в свою очередь негативно отражается на осуществлении принципа непрерывного образования;
  • 3) введение нового положения об аттестации педагогических работников направлено на обеспечение высокого уровня компетентности педагогических кадров, однако находится в полном отрыве от реальных потребностей рынка труда;
  • 4) для реализации нового поколения ФГОС определяющим для образовательного учреждения является создание условий, обеспечивающих изучение дисциплин на основе практического или деятельностного компонента. Наличие в образовательных учреждениях современных лабораторий и учебно-производственных мастерских даст возможность реализовать образовательные стандарты нового поколения. Однако учебно-материальная база колледжей и техникумов не всегда отвечает современным требованиям.

Внедрение новых образовательных стандартов после решения выше перечисленных проблем позволит учитывать интересы работодателей при подготовке квалифицированных специалистов и, сделать выпускников профессиональной школы конкурентоспособными на рынке труда. В настоящее время увеличивается спрос на количество и качество образовательных услуг, возрастают образовательные потребности граждан и всего общества, меняются способы их удовлетворения. Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования начали функционировать негосударственные образовательные организации. Это закономерно возникающие явления в условиях перехода к многоукладному типу экономики. В законодательстве ясно очерчены возможности ослабления государственной монополии в сфере образования[16].

Для того чтобы начать осуществление своей деятельности, высшее учебное заведение должно, прежде всего, получить статус юридического лица. Такой статус возникает с момента государственной регистрации и подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве юридического лица. Получение лицензии выступает очередным этапом законодательного оформления образовательной деятельности. Государственная аккредитация образовательного учреждения - это завершающий, наиболее важный этап на пути официального закрепления и признания образовательной деятельности. Свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования[17].

Анализ ситуации показывает, что большинство негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования не могут выдерживать конкуренцию с государственными образовательными учреждениями. Однако, негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования имеют возможность более полно пользоваться своей автономией, т.е. имеют большую степень самостоятельности в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности[18].

Различие между государственными и негосударственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования присутствует также в правовом режиме их имущества. Государственные образовательные учреждения владеют имуществом на праве оперативного управления. Кроме того, государственные образовательные учреждения могут владеть земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования. Негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования могут быть собственниками имущества. Это дает им определенное преимущество перед государственными (собственник всегда имеет возможность более эффективно использовать свое имущество в силу непосредственной заинтересованности и наличия более широкого круга полномочий в отношении этого имущества)[19].

В соответствии с действующим законодательством образовательное учреждение высшего профессионального образования вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом, перечень которой определен Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Многие государственные учреждения высшего профессионального образования, чаще всего в силу недостаточного бюджетного финансирования, вынуждены вступать в несвойственные им предпринимательские отношения. Данная деятельность также свойственна и негосударственным. В настоящее время предпринимательская деятельность, осуществляемая образовательными учреждениями высшего профессионального образования, является одним из наиболее обсуждаемых вопросов в части правового регулирования их деятельности. Образовательные учреждения высшего профессионального образования вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в его уставе. В уставе в свою очередь могут быть зафиксированы только такие виды предпринимательской деятельности, которые прямо разрешены законом, в силу требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и, соответственно, не противоречить уставным целям[20].

Формирование юридической культуры применительно к воспитанию личности - многогранный процесс, включающий воздействие объективных социальных условий, а также целенаправленное воспитание и самовоспитание под влиянием субъективного фактора, создание концепции формирования правовой культуры личности; - нормативное творчество, связанное с совершенствованием нормативно-правовой базы, созданием универсальных нормативных правовых актов; разработка специальных учебных пособий, рекомендаций, связанных с повышением и развитием правовой культуры личности[21]. Практические пути формирования правовой культуры личности: обучения личности на основе последних достижений науки; постоянное формирование правовых качеств, необходимых личности для эффективной профессиональной деятельности; развитие правовых установок и ценностных ориентаций, направленности личности. Учитывая приоритетность высшего профессионального образования как направления в государственной политике и государственном развитии, необходимо особое внимание уделять совершенствованию нормативного правового обеспечения деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования как средства реализации и воплощения в жизнь государственной образовательной политики.

  • [1] См.: Митин А.В. Правовая культура личности: сущность, содержание и пути формирования // Образование-экономика-право: процессы трансформации и критерии эффективности: материалы VII Международной научной конференции / отв. ред.: проф., д.э.н. В.Е. Бочков; проф., д.п.н. Ю.С. Руденко; проф., д.э.н. А.В. Семенов. М.: МИЭМП, 2011.712 с.
  • [2] См.: Перфилова Т.Б. Высшее образование в Римской империи. Ярославль, 2004. С. 5-6.
  • [3] См.: Митин А.В. Указ. соч.
  • [4] См.: Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 70.
  • [5] См.: Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики / дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 47.
  • [6] См.: Митин А.В. Указ. соч.
  • [7] См.: Малько А.В. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления: учебник для вузов / под ред. А.В. Малько // Государство и право. 2001. №5. С. 5-13.
  • [8] См.: Мамут Л.С. Народ в правовом государстве: монография. М.: Норма, 1999. С. 136.
  • [9] См.: Добрачев Д.В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан // Законодательство и экономика. 2005. № 1. С.15-20.
  • [10] См.: Затонский В.А. Сильное государство и активная личность: теоретикоправовой аспект: учебник для вузов / под ред. А.В. Малько. Саратов: 2005. С.180-181.
  • [11] См.: Митин А.В. Указ. соч.
  • [12] Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков. [Электронный ресурс]. иКТ: http://tsu.tmb.ru
  • [13] Затонский В.А. Указ. соч. С. 180-181.
  • [14] См.: Лохман Н.Н. Новые стандарты Спо, как фундамент новой системы образования России // Материалы VII междунар. науч. конф. / отв. ред.: проф., д.э.н. В.Е. Бочков; проф., д.п.н. Ю.С. Руденко; проф., д.э.н. А.В. Семенов. // Сост.: В.Е. Бочков; Д.Н. Баранов, К.Г. Буневич, В.Т. Горбачев, С.И. Горелова, Н.И. Дорохов, И.Г. Ефименко, А.Ю. Лавриненко, А.С. Жидков, Н.А. Кобиашвили, Т.В. Лебедева, Б.В. Мелкумян, Ю.В. Николаева, В.А. Потатуров, Ю.С. Руденко, А.В. Семенов, В.К. Сибирский, Л.Б. Ситдикова. М.: Миэмп, 2011. 712 с.
  • [15] См.: Морозова В.С. Государственные и негосударственные вузы в России: взгляд на проблему / Материалы VII междунар. науч. конф. / отв. ред.: проф., д.э.н. В.Е. Бочков; проф., д.п.н. Ю.С. Руденко; проф., д.э.н. А.В. Семенов. // Сост.: В.Е. Бочков; Д.Н. Баранов, К.Г. Буневич, В.Т. Горбачев, С.И. Горелова, Н.И. Дорохов, И.Г. Ефименко, А.Ю. Лавриненко, А.С. Жидков, Н.А. Кобиашвили, Т.В. Лебедева, Б.В. Мелкумян, Ю.В. Николаева, В.А. Потатуров, Ю.С. Руденко, А.В. Семенов, В.К. Сибирский, Л.Б. Ситдикова. М.: Миэмп, 2011. 712 с.
  • [16] См.: Морозова В.С. Указ. соч.
  • [17] См.: Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 834; № 30. Ст. 3754.
  • [18] См.: Дмитриева А.В. Петербурге идет процесс слияния вузов. К чему это может привести? [Электронный ресурс]. 1ЖЬ: http://www.online812.ru/2015/05/ 04/009/.
  • [19] См: Иванова С.А., Анюшин С.В. Некоторые проблемы нормативно-правового обеспечения деятельности высших учебных заведений // Юридический мир. 2008. №11; Козырни А.Н. Школа и современные проблемы систематизации образовательного законодательства // Реформы и право. 2009. № 1.
  • [20] См.: Дмитриева А.В. Указ. соч.
  • [21] См.: Иванова С.А., Анюшин С.В. Указ. соч.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >