Коррупционные практики в государствах Древнего Востока
Одно из первых упоминаний о коррупционных практиках в системе управления государств восточной деспотии связано с именем шумерского царя города-государства Лагаша в Древней Месопотамии — Урукагины (вторая половина XXIV в. до н.э.). Царь Лагаша провел реформу государственного управления, которая была направлена на пресечение злоупотреблений властью со стороны судей и чиновников, искоренения вымогательств незаконных вознаграждений царской администрации у храмового хозяйства, упорядочивание платежей за проведение обрядов1. Следовательно, уже в эпоху шумерской цивилизации было выявлено негативное влияние коррупционных практик на систему государственного управления.
Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: сб. док. / сост. В.С. Овчинский. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 7.
Правовая квалификация деяний коррупционной направленности содержалась в первой письменной кодификации Древнего Востока — Судебнике древневавилонского царя Хаммурапи (1792— 1750 гг. до н.э.). Законы Хаммурапи включали 282 статьи, из них самая многочисленная — нормы уголовной направленности.
Во введении к Законам говорится о высокой миссии справедливости, ради осуществления которой боги призвали Хаммурапи: «Чтобы справедливость в стране заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы подобно Шамашу восходить над черноголовыми и озарять страну»[1].
Считалось, что свиток с нормами был передан на землю богом солнца и справедливости Шамашем — покровителем суда. Однако принципы справедливости и соблюдения прав касались только свободных людей. При этом Законы Хаммурапи отличаются жестокостью: 30 составов преступлений карались смертной казнью, включая и преступления по неосторожности. Например, если пришедший тушить пожар, что-то крал, его кидали в этот же огонь[2].
Стоит заметить, что хотя понятия коррупции в Древнем Вавилоне еще не существовало, уже тогда сложились правоотношения, обладающие всеми признаками коррупции. Так, ст. 5 Законов Хаммурапи содержит норму о злоупотреблении судебными полномочиями: «Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде»[3].
Наличие данной нормы в Судебнике свидетельствует о распространенности случаев злоупотреблений властью со стороны судей. Санкция по этой статье: 12-кратный штраф и дисквалификация судьи (лишение права судить впредь).
Другой состав деяния коррупционной направленности — хищение государственного имущества с использованием служебного положения содержится в ст. 6 Законов Хаммурапи. В ней говорится: «Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит»[4].
В этом случае хищение государственного имущества отнесено к коррупционным при условии его совершения лицом, использовавшим свое служебное положение (жрецом, придворным И Т.П.). Данное деяние каралось смертной казнью.
- [1] Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: сб. док. / сост. В.С. Овчинский. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 7.
- [2] Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник
- [3] Древней истории. 1952. № 3. С. 225. Там же. С. 227.
- [4] Дьяконов И.М. Указ. соч. С. 227.