ГАРМОНИЗАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА
В условиях нарастания процессов глобализации коррупция преодолела государственные границы и стала явлением международным. Из локальной опасности для отдельно взятого государства в конце XX в. коррупция постепенно превратилась в глобальную угрозу мировому порядку. По этой причине создание международных правил и процедур по противодействию коррупции стало крайней необходимостью.
На протяжении веков в России формировалась правовая база для противодействия коррупционным проявлениям. Однако антикоррупционное законодательство не обладало системным характером, а борьба с коррупцией сводилась к периодическим кампаниям, проводившимся чаще по поводу последствий противоправных действий, связанных с коррупцией, а не с ее причинами. В нынешних условиях обострилась потребность в международном сотрудничестве в этой области, что требует гармонизации национального права с нормами международного антикоррупционного законодательства. Этот факт представляется глобальным трендом, реализация которого видится гарантией успеха в противодействии с коррупцией.
Современное антикоррупционное законодательство РФ признает нормы и принципы международного права в качестве основы национального антикоррупционного права. Однако в основу системы антикоррупционного законодательства положен Федеральный закон «О противодействии коррупции», в соответствии со ст. 2 которого правовую основу противодействия коррупции в Российской Федерации составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты.
Россия учитывает в политике противодействия коррупции основной тренд международного антикоррупционного законодательства, которое направлено прежде всего на профилактику коррупции. Это обусловлено общим подходом международного сообщества к противодействию коррупционным проявлениям. Одним из базовых документов антикоррупционной направленности на международном уровне является Конвенция ООН против коррупции. Положения Конвенции ООН направлены на содействие принятию антикоррупционных мер, упрощение международного сотрудничества и технической помощи по противодействию коррупции, а также поощрение честности, неподкупности и ответственности в ходе реализации властных полномочий.
В Конвенцию ООН против коррупции включены вопросы, касающиеся мер по предупреждению коррупции и возвращению активов, механизмов осуществления борьбы с коррупцией и международного сотрудничества в указанном вопросе, технической помощи и обмена информацией о коррупционных деяниях, а также криминализации и правоохранительной деятельности. В соответствии со ст. 6 Конвенции каждое государство-участник обеспечивает в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы наличие органа или в надлежащих случаях органов, осуществляющих предупреждение коррупции.
Достаточно далеко в реализации основополагающих международных актов продвинулся Евросоюз — экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Так, Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (08.11.1990) (ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 28.05.2001 № 62-ФЗ) наряду с уголовно-правовыми рассматривает также и гражданско-правовые аспекты международного сотрудничества по противодействию коррупции.
В ноябре 1996 г. Комитет министров Совета Европы принял программу действий по борьбе с коррупцией, в рамках которой были подготовлены Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 25.07.2006 № 125-ФЗ) и Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (не ратифицирована Российской Федерацией, и следовательно, ее положения пока на территории России юридической силы не имеют).
Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию содержит положения о криминализации коррупционных деяний, регламентирует вопросы правовой помощи и выдачи (экстрадиции) по уголовным делам о коррупции, обмен информацией по инициативе сторон и т.д. Конвенция также прописывает требования для каждой из стран-участниц: принятие законов, квалифицирующих в качестве уголовных правонарушений активный и пассивный подкуп чиновников, подкуп в частном секторе, подкуп должностных лиц международных организаций, подкуп судей, использование служебного положения в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией. В соответствии с положениями Конвенции должна быть создана специально уполномоченная структура по борьбе с коррупцией, и проведен мониторинг всего действующего законодательства стран-участниц.
Российская Федерация стремится гармонизировать антикоррупционное международное и национальное законодательство, проведя значительную работу по имплементации международных правовых актов. В целях реализации положений ст. 29 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и п. 13 ст. 46 Конвенции ООН против коррупции Президент РФ издал Указы от 18.12.2008 № 1799 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи» и от 18.12.2008 № 1800 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества», в соответствии с которыми центральными органами Российской Федерации, ответственными за реализацию положений указанных Конвенций, касающихся взаимной правовой помощи, являются Минюст России — по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел, и Генеральная прокуратура РФ — по иным вопросам взаимной правовой помощи.