ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Идентичность — это существенное, постоянное «Я» человека, внутреннее, субъективное понятие о себе [32J. Р. Бернс рассматривает идентичность как динамичную структуру, которая развивается в процессе всей жизни человека, причем это развитие нелинейно и неравномерно, может идти как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении [27]. На наш взгляд, более эффективно опираться на многомерную модель идентичности, разработанную E.S. Abes и

S.R. Jones (см. рис. 3).

Многомерная модель идентичности (E.S. Abes, S.R. Jones, 2004)

Рис. 2.2. Многомерная модель идентичности (E.S. Abes, S.R. Jones, 2004)

(по [136, с. 8-47])

Авторы выделяют центральное ядро, называемое ими «чувство Я», личностная идентичность человека. Личностная идентичность человека формируется в процессе жизни и социализации посредством механизма идентификации и может подвергаться изменениям за счет влияния контекстных воздействий в виде внешних факторов (социокультурных, профессиональных, семейных И Т.Д.). При этом влияние внешних (контекстных) факторов будет определяться характеристиками осмысления человеком собственной жизни, регулируемыми личностными идентификациями. Необходимо отметить, что авторы также рассматривают различные формы идентификации (раса, гендер, сексуальная ориентация, религиозная и культурная принадлежность и т.д.) как равнозначные измерения идентичности.

Гендерная идентичность является одним из компонентов идентичности личности и соотносится с другими аспектами общей идентичности. Под гендерной идентичностью понимается аспект самосознания, связанный с переживанием принадлежности к определенному полу, включая сформированные типы свойственного для данного пола поведения и личностные характеристики. Конструирование гендера происходит на протяжении взросления человека и включает в себя не только собственный образ, но и образ группы, к которой он принадлежит [52].

Вопросы гендерной идентичности крайне важны для понимания сформированности структуры личности и ее особенностей. Анализ подходов различных авторов к исследованию гендерной идентичности позволяет сделать вывод, что понимание данного термина имеет специфические различия в зависимости от подхода, на котором базируется исследование. Среди наиболее часто встречающихся пониманий гендерной идентичности — биполярный подход, который предполагает наличие дихотомического разделения качеств на мужские и женские [85]. На этом же подходе базируется теория О.А. Ворониной (2004), которая рассматривает гендерную идентичность через понятие мужественности и женственности [51]. Н.К. Радина и Е.Ю. Терешен-кова (2006) описывают гендерную идентичность на основе по-лового признака или принадлежности к той или иной социальной группе [164]. Дж. Гангнон и Б. Хендерсон понятие гендерной идентичности рассматривают через процессы психосексуального развития личности, обучение определенным социальным нормам, сексуальным предпочтениям. Андрогинный подход говорит об андрогинии как о психологических харак-теристиках личности и о смещении ярко выраженных типов гендера в сторону их объединения. Социальнопсихологический подход к исследованию гендерной идентичности связан с понятием формирования конструктов маскулинности и фемининности и отождествлением себя с определенным полом [75]. Достаточно популярен в настоящее время подход И.С. Клециной (2004), которая гендерную идентичность определяет через аспекты самоописания или самопереживания человеком себя как представителя определенного пола [91]. Необходимо отметить, что практически все авторы, рассматривающие гендерную идентичность, отмечают ее системный характер. В этом смысле идентичность не просто становится компонентом гендера, т.е. показывает связи идентичности с культурой, социумом, полом, а является характеристикой, напрямую связанной с различными аспектами принимаемого личностью образа «Я». Главенствующей в теориях формирования гендерной идентичности является социально конструктивистская позиция, которая отмечает, что гендерная идентичность формируется социумом или дается социумом, а впоследствии переживается индивидом как личностная. Поэтому гендерная идентичность — всегда личностная характеристика.

Мультиполярный подход рассматривает гендерную идентичность как сложный конструкт, включающий в себя следующие параметры гендерной направленности: представления, стереотипы, интересы, установки [91,143]. Переплетаясь с другими компонентами идентичности (этнической, профессиональной, социальной и т.д.), гендерная идентичность становится важной категорией самосознания, определяющей самореализацию и специфику жизнедеятельности.

Процесс формирования пола условно можно разделить на два этапа. Первый этап — это возникновение хромосомного ряда, благодаря которому происходит формирование генетического пола с этапами дифференциации. Второй — это период от рождения ребенка до формирования его половой идентичности. По мнению ученых (А.И. Захаров, И.С. Кон, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган и др.), формирование половой идентичности происходит к концу дошкольного детства. К этому возрасту у ребенка появляются знания об особенностях строения своего тела и противоположного пола, о процессе деторождения и особенностях внешнего вида. У ребенка формируется свой социальный статус, личные особенности характера, половые предпочтения. Большинство детей начинают дифференцировать свой пол и осознают социальные ожидания. В этот возрастной период происходит интенсивная ориентировка в социальных нормах; усиливается половая дифференциация совместной деятельности детей в играх, происходит установка интересов, предпочтений партнеров в социальных отношениях; возникает способность оценивать себя и сверстников в группах детского сада. Успешность процесса формирования гендерной идентичности зависит от компетентности и престижности родителя того же пола, что и ребенок, от эмоционального отношения родителя другого пола, огромное влияние также оказывает сложившаяся вокруг ребенка социальная среда и отношения в коллективе сверстников.

Анализ эпигенетической концепции Э. Эриксона (1996) позволяет выявить несколько факторов и условий, являющихся основополагающими для гендерной идентичности [190]:

  • • степень близости и доверия между матерью и младенцем, на которых основывается «чувство внутренней идентичности» как психическая целостность;
  • • специфика синтезирующей функции Эго в процессе переработки воздействий внешней среды. Таким образом, воздействия, оказываемые социальной реальностью в контексте их преломления через Эго, также являются значимыми факторами формирования идентичности. С точки зрения формирования гендерной идентификации важным является представление Эго об отнесении себя к определенному полу;
  • • модели, существующие в ближайшем социальном и культурном окружении, воспринимаемые ребенком через процессы идентификации и механизм проекции. В первую очередь это модели поведения родителей одного с ребенком пола, социальные герои, сказочные персонажи и т.д.;
  • • принимаемые роли и эффективные механизмы защиты, связанные с ведущими потребностями и конституционально обусловленными свойствами личности;
  • • признание значимыми другими ощущения тождества личности, непрерывности своего существования в пространстве и времени. Непризнание со стороны ближайшего окружения ценности определенной половой принадлежности может приводить к нарушению гендерной идентичности (например, родители хотели мальчика и осуждают девочку за ее половую принадлежность). Рассматривая факторы формирования гендерной идентичности,

нельзя не отметить позицию Петерсона и Мейлора [98], которые рассматривают половую идентичность как фенотип, состоящий из врожденного и приобретенного. Данное положение отражено на рис. 2.3. Автор отмечает, что, несмотря на комплексность воздействия, механизмы половой идентичности и их иерархия окончательно еще не определены.

Факторы

Биологические Социокультурные Индивидуальные

Факторы и механизмы формирования половой идентичности (по [82, с. 12])

Рис. 2.3. Факторы и механизмы формирования половой идентичности (по [82, с. 12])

Таким образом, как факторы и условия формирования гендерной идентичности могут быть выделены: конституционально обусловленные свойства личности, преломляемые через ведущие потребности; характеристики ближайшего семейного окружения и степень доверия в отношениях между матерью и ребенком; наличие поддержки и признание ценности личности со стороны значимых других; специфика синтезирующей функции Эго на границе столкновения личности с реальностью; специфика образцов поведения в социальном окружении и культуре.

Существенным социально-психологическим фактором становления гендерной идентичности личности является воздействие культуры. Принадлежность личности к какой-либо социальной группе в конкретном социокультурном пространстве является основой самотождественности и формирует базовые системы ценностей, выступающие ядром культуры. Такими ценностями, формирующими гендерную идентичность личности, выступают: традиции, нормы, стандарты (мужского (женского)) поведения, культурные коды, символы и образцы поведения. Все вышеперечисленное формирует единое культурное поле, делающее социальное поведение упорядоченным и предсказуемым и определяющим приоритеты дальнейшего развития личности в контексте своего гендера. А.В. Шаров, рассматривая воздействие культур на формирование идентичности [79, с. 171 — 176], вводит понятие «аккультурация» как процесс принятия господствующих в данном обществе ценностей, элементов сознания, вкусов и т.д. Изучая влияние образцов культуры на становление гендерной идентичности, необходимо отметить наличие в русской культуре огромного количества примеров ожидаемого поведения мужчин и женщин, позволяющих социально идентифицировать себя с соответствующим полом. Так, практически во всех сказках женщине приписывается страдание и наивность, которая возводится в ранг добродетели. Например, «Золушка», младшая дочь купца Настенька в «Аленьком цветочке». Мужчина же в сказке должен завоевывать, побеждать, преодолевать.

Достаточно жестко закреплены гендерные роли в контексте ведущей религии. В христианстве существуют четкие представления как о характерных личностных чертах мужчин и женщин, так и о специфике их взаимоотношений. Большое влияние на формирование гендерной идентичности оказывают социальные мифы, особенно в отношении женской идентичности. С точки зрения социальной мифологии, женщина должна посвятить себя заботам о муже и воспитанию ребенка и изначально предназначена для страданий. Данное явление закрепляется в рамках материнских установок и посланий. Так, некоторые мамы говорят девочкам: «Не плачь, ты еще настрадаешься в этой жизни», «Женская доля тяжелая, учись терпеть» и т.д.

Обширный вклад в формирование гендерной идентичности вносят средства массовой информации, восхваляя роль женского жертвенного терпения в фильмах, книгах и т.д.

Несомненно, основополагающей структурой для формирования гендерной идентичности является воздействие семьи. Вопрос формирования идентичности в рамках семейного воспитания многогранен. Среди факторов, по мнению авторов, исследующих этот аспект, выделяется характер привязанности между родителями и ребенком и типы семейного воспитания. Наличие здоровой привязанности позволяет сформировать адекватную идентичность, характеризующуюся общительностью, независимостью и высокой степенью любопытства, принятием собственного пола. Безответственный или индифферентный стили семейного воспитания становятся основой для формирования у ребенка небезопасной привязанности, характеризующейся меньшим энтузиазмом в деятельности, низким уровнем настойчивости в достижении своих целей, непринятием своего пола или возраста. Серьезное влияние на формирование гендерной идентичности личности оказывает игнорирование и жестокое обращение в семье. У младенцев, подвергающихся в семьях жестокому обращению, часто наблюдаются задержки формирования чувства «Я», снижение навыков самоконтроля, искажение социальных навыков. Такой ребенок для обретения психологической безопасности чаще всего идентифицируется с агрессором независимо от собственной половой принадлежности.

Достаточно много исследований показали наличие причинной зависимости между спецификой стиля семейного воспитания и возникновением нарушений идентичности. Выявлено, что жестокие наказания в семье приводят к повышению агрессии и негативной трансформации идентичности, а недостаток контроля коррелирует с возникновением антисоциальных установок. К негативным состояниям, влияющим на семейную ситуацию, относят нарушения семейных границ и семейное чувство вины, агрессию по отношению к лицу определенного пола, половую сегрегацию.

Раскрывая процессы половой типизации, обратимся к интегративной теории. Д. Шеффер (2003), рассматривая специфику развития половой идентичности в возрастные периоды, выделяет следующие особенности, представленные в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Обзор процессов половой типизации с точки зрения интегративной теории

(Д. Шеффер, 2003) [180]

Период

развития

События и результаты развития

Соответствующие

теории

Пренатальный

У плода развиваются мужские и женские гениталии, на которые реагируют после рождения окружающие ребенка люди

Биосоциальные

(психобиосоциальные)

Период

развития

События и результаты развития

Соответствующие

теории

С рождения до 3 лет

Родители и другие окружающие ребенка люди определяют ребенка как мальчика или девочку, часто напоминают ребенку о его половой принадлежности и начинают поощрять адекватное полу поведение.

В результате такого социального опыта, стимулированного развитием нервной системы, и приобретения базовых классификационных умений маленький ребенок вырабатывает склонность к определенным, обусловленным половой принадлежностью модусам поведения и осознает, что он или она — мальчик или девочка (базовая гендерная идентичность)

Социального научения (дифференциального подкрепления; психобиосоциальные)

С 3 до 6 лет

Приобретя базовую половую идентичность, ребенок начинает искать информацию о половых различиях, формирует гендерные схемы и становится внутренне мотивированным на выполнение действий, рассматриваемых как адекватные для представителей того же пола. Формируя гендерные схемы, ребенок обращает внимание как на мужские, так и на женские модели. После прочного установления своих гендерных схем ребенок данного возраста приобретает склонность к имитированию поведения, рассматриваемого как адекватное для представителей того же пола, независимо от половой принадлежности человека, служащего моделью (эталоном)

Гендерных схем

С 7 лет до начала пубертата

Дети наконец приобретают чувство половой согласованности — устойчивого, ориентированного на будущее образа «Я» как мальчика, который должен стать мужчиной, или как девочки, которая обязательно станет женщиной. С этого момента дети начинают в меньшей степени опираться на гендерные схемы, ориентируясь на поведение служащих моделями представителей того же пола, для того чтобы приобрести те же манеры и характеристики, которые согласуются с уверенным отнесением себя к категории мальчиков и девочек

Когнитивного развития (Колберг)

С пубертата и далее

Биологическая революция подросткового возраста вместе с новыми социальными ожиданиями (половая идентификация) приводит подростков к пересмотру представлений о себе в ходе формирования взрослой гендерной идентичности

Биосоциальные (психобиосоциальные); социального научения; гендерных схем; когнитивного развития

Таким образом, гендерная идентичность будет иметь специфическое направление в зависимости от принадлежности к тому или иному полу. Так, женская идентичность, по сути, это категоризация себя как представителя женского пола, относящаяся к женской социальной

группе. Зависит от женского опыта и биологической принадлежности, навязывается социальным окружением и непосредственно связана со специфичным для женщины опытом. Данный женский опыт девочки приобретают в процессе социализации, начиная с младенческого возраста, так как родители уже на ранней стадии начинают формировать гендерно-нормированный образ девочки, т.е. платье, банты и т.д. Кроме того в девочке поощряется гендерно нормированные типы поведения, которые закрепляются в дальнейшем различными институтами социализации.

Мужская идентичность, т.е. категоризация себя как представителя мужской социальной группы, связана с идеологией мужественности, являющейся составной частью культуры. Структура мужских ролевых норм является нормой статуса и содержит такие требования, как умный, физически сильный, неэмоциональный, и, по сути, является структурой антиженственности. Центральной характеристикой мужской идентичности является потребность в доминировании, напрямую связываемая в культуре с мужской ролевой моделью.

Рассматривая условия становления гендерной идентичности, необходимо отметить следующие основные факторы, оказывающие влияние на формирование половой идентификации: 1) биогенетический фактор; 2) роль семьи как основание для половой социализации; 3) влияние культуры и общественного сознания на формирование половой роли; 4) влияние социальной среды, существующей вокруг ребенка. Половые различия формируются по каждой из этих сфер, а также обусловлены эволюционными законами половой дифференциации, озвученными В.А. Геодакяном [54].

Как мы уже говорили, гендерная идентичность является одной из базовых структур самосознания личности. В случае дисгармоничности самосознания может возникать эффект непринятия своего или другого пола. Такие эмоциональные реакции, связанные с отвержением пола, формируются в результате гендерного конфликта, основанного на представлении о полярности мужских и женских качеств. В случае несформированности или искажения гендерной идентичности могут появляться серьезные психологические нарушения, которые требуют психологической коррекции, в числе способов которой — тренинг гендерной коррекции. Такой тренинг ориентирован в первую очередь на развитие необходимых личностных свойств и формирование более четкого представления о сущности собственного психологического пола, смягчение непринятия противоположного пола, развитие взаимоотношений между мужчинами и женщинами, включая сексуальные. Одной из задач тренинга гендерной идентичности будет являться реабилитация травм, связанных с гендерной специализацией и развитием сексуальности. Тренинг представлен в работах Малкиной-Пых «Гендерная терапия» [126], И.К. Клециной «Практикум по гендерной психологии» [94]. В любом случае подобный тренинг должен включать несколько важнейших блоков:

  • • блок «вводный», направленный на «примерку» гендерных ролей с их последующим обсуждением;
  • • теоретическое обсуждение и наполнение представлений о гендерных ролях;
  • • блок принятия различных ролей;
  • • работа с возникающими гендерными конфликтами;
  • • обсуждение сексуальных аспектов гендерной социализации;
  • • заключительный блок, усвоение поведенческих аспектов гендерной социализации и перенос их в реальную жизнь.

Другим важным аспектом работы с гендерной проблематикой является тренинг гендерной толерантности. Гендерная толерантность — это непредвзятое отношение к представителям другого пола. Вопросы гендерной толерантности стали актуальными в связи с высокой нетерпимостью друг к другу, основанной на идее значимого превосходства одного пола над другим. Проявлениями такой гендерной нетерпимости является сексизм (поведение, дискриминирующее женщин) и т.д. Толерантность же предполагает принятие представителя противоположного пола таким, какой он есть, без проявления насилия во взаимоотношениях. Такой тренинг должен быть направлен на развитие умения принимать другого человека, повышение психологической культуры, умение управлять своим поведением, саморегуляцию. В рамках тренинга участники должны научиться:

  • • развитию способностей к самоанализу и анализу других;
  • • эмпатии;
  • • рефлексии;
  • • осознанию многообразия мира;
  • • развитию чувства собственного достоинства и уважения к себе и другим;
  • • повышению социально-психологической компетентности.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >