З. ПСИХОЛОГИЯ МУЖЧИН и психология ЖЕНЩИН

ЖЕНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Рассматривая аспекты гендерной дифференциации, необходимо отметить, что большинство встреченных нами материалов нацелены на сравнительный анализ женского и мужского. Целостное описание психологии женщины, как и психологии мужчины, практически не представлено. Другой подход в исследовании гендерной дифференциации — это аспекты взаимоотношений мужчин и женщин. Есть лишь отдельные попытки описать мужское или женское в контексте предпочтений, специфики поведения, жизненных целей или задач.

Какая же она — женщина? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо описать субъективную картину разнообразных характеристик женщины, ее внутренних переживаний, мироощущения, внешних взаимоотношений.

Мы уже говорили, что специфика формирования женственности, как и мужественности, имеет биологическую детерминацию, но формируется в социуме в рамках социального становления и взросления. Поэтому специфику гендерного наполнения женственности и мужественности, понимание и их внутреннее содержание необходимо, на наш взгляд, искать в социальных взаимоотношениях, социальных представлениях о том, что есть женщина. Для этого необходимо обратиться к сказкам, мифам, родительским посланиям, на базе которых сформированы те самые понятия — женственность и мужественность.

Существует лишь незначительное количество работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии, в которых представлены попытки описания мужского и женского в структуре личности. В данном направлении наиболее известны работы А. Уотс (1999), А. Менегети (2001, 2004), Т.Б. Василец (2004), Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.А. Тихонова (2003). Основой подобных исследований является аналитическая психология, в первую очередь — архетипический подход.

Родоначальником архетипического подхода считается К. Г. Юнг1, который утверждает, что во многих существенных отношениях

По мнению К.Г. Юнга, структура личности состоит из сознательного, индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного, представлена определенными структурами — архетипами, имеющими индивидуальное наполнение. Как универсальные для всех культур архетипы индивидуального бессознательного К. Г. Юнг выделял: Эго, Персону, Тень, Аниму (или Анимус) и Самость.

женская душа отличается от мужской. Это проявляется как в различиях между женской и мужской Персоной, так и в разнице между Анимусом и Анимой [192, с. 90—95]. Архетип считается К. Юнгом бессознательным образом инстинкта, т.е. это — априорная форма психической деятельности, активизирующаяся при возникновении ситуации, соответствующей данному архетипу. К. Юнг говорил о существовании двух базовых архетипических структур личности (Анима и Анимус), которые являются основой мужского и женского начала. К. Юнг утверждал о двойственности мужского и женского. В каждой женщине есть внутренний мужчина, и в каждом мужчине есть внутренняя женщина, которые создают специфические взаимоотношения в процессе жизни [193, с. 135]. Женская Персона — это адаптивно организованный образ себя, который женщина представляет миру, т.е. социально определенный аспект личности. Разница между мужской и женской Персоной определяется культурными нормами и ролевыми различиями. Образ души более глубоко бессознателен, чем Персона: в женской психике это Анимус, в мужской — Анима. Анимус и Анима — сексуально определенные образы идеального мужчины для женщины и идеальной женщины для мужчины, происходящие из архетипического структурирования эмоциональной жизни и тенденций противоположного пола, подавляемых в сознании [192, с. 44]. Анимус (или для мужчин Анима) может быть патологически доминируемым в результате отождествления с архетипическими образами (например, заколдованного принца, романтического поэта, призрачного любовника, мародера, хищника) и (или) преувеличенной фикцией [192, с. 164—169]. Фигура идеального мужчины является персонификацией подчиненной функции, связывающей женщину с коллективным бессознательным. Собирательный образ Анимуса индивидуален для каждой женщины и несет в себе черты из бессознательного. Часто этот образ похож на отца, любовь к которому имела большое значение во время Эдипова комплекса. Противоположный этому образ героя-любовника из далеких стран, пришедшего, чтобы однажды встретиться и снова уйти, помогает освободить женщину от подлинно архетипических образов родителей (отца). Это закреплено в культуре и ритуалах многих народов (право первой брачной ночи, ритуал храмовой проституции). Все эти обряды призваны освободить девушку от образа отца и избежать переноса агрессии, связанной с детским Эдиповым комплексом, на будущего мужа. Для женщины, по мнению К.Г. Юнга, процесс психологического развития связан с диалогом между Персоной и Анимусом. Анимус первоначально воспринимается как совершенно отдельная личность. Когда Анимус и его влияние на человека распознаны, он начинает играть роль связующего звена между сознательным и бессознательным, пока постепенно не становится интегрированным в Самость. Качество единства противоположностей мужского и женского в человеке К. Юнг рассматривает как основной определитель женской личности. Подобный же процесс взаимодействия происходит между Анимой и мужской Персоной у мужчины. Этим К. Юнг, как и 3. Фрейд, подчеркивает по существу бисексуальную природу каждого индивидуума, хотя К. Юнг приписывает меньшее значение биологической природе сексуальной дифференциации, которую проходит развивающаяся личность [193, с. 133—149]. Качества женской Персоны и Анимуса ясно отличимы от качеств мужской Персоны и Анимы. Анима, по Юнгу, обладает эротическим, эмоциональным, восприимчивым характером, в то время как Анимус преимущественно рационален и активен. Эти различия в природе Анимуса и Анимы дополняют различия мужской и женской Персоны. Эстер Хардинг {Ester Harding), юнгианский аналитик, описывает женскую Персону как соединение способов действования, фундаментально женских. Эти способы тяготеют к зависимости, восприимчивости, застенчивости, они не агрессивны, наивны, не рефлексивны [170]. Эти характеристики, однако, лишь частичны для самосознания женщины. Когда женщина начинает сознательно обращаться со своим бессознательным Анимусом, в ней начинают развиваться качества, которые считаются мужскими: независимость, сила, способность к логическому и аналитическому мышлению. Ее основная женская природа выражает то, что называется Инь-принципом в восточной традиции, но она становится интегрированным, психологически развитым индивидуумом, только когда обретает и свой мужской Ян-принцип, находящийся в ее бессознательном Анимусе. Если она не признает и не узнает его, она выражает лишь Инь-сторону себя, не принимая бессознательную «мужскую» сторону как часть самой себя, а продолжая проецировать ее на различных людей в своей жизни.

Многие интересные особенности психологии женщины и ее Анимуса отражены в мифах и сказках. Особое значение мифам придавал К.Г. Юнг, так как считал, что именно в них заложена первооснова психологической структуры человека. В работе аналитика юнгиан-ской школы Роберта Джонсона (1996) имеется интерпретация мифа об Эросе и Психее с точки зрения женской психологии [65]. Личность женщины отражена двумя великими богинями — Афродитой и Психеей. Афродита как бы олицетворяет неземную природу женственности в ее архетипической форме, находясь в ярком контрасте с человеческим происхождением Психеи. Афродита почти недоступна обычному сознанию, и установить с ней связь чрезвычайно трудно. Задача Психеи состоит как раз в смягчении и обуздании проявлений бессознательного. Афродита (великая богиня-мать) на каждом шагу чинит препятствия своей невестке Психее. Такая драма характерна для любой культуры и вносит свою лепту в развитие личности каждой молодой женщины. Совладать с властью свекрови — значит достичь женской зрелости. Афродита представляет «старые», наиболее устойчивые структуры личности, но она же способствует развитию личности и стимулирует к росту (в «старом» сознании зарождаются и вызревают ростки нового). Противостояние двух внутренних сущностей женщины, Афродиты и Психеи, часто очень болезненно. Но именно противостояние двух противоположных установок, находящихся в сознании и (или) вытесненных в бессознательное, дает возможность через трансценденцию и синтез прийти к процессу индивидуализации и эволюции личности. Подобные интерпретации можно найти и в работе В. Мершавки «Кто же „она“ такая:...» [65], посвященной мифологическим исследованиям русских волшебных сказок и фольклору. Особенно показательна схема психодинамического процесса трансформации мужского и женского начала, сделанного в результате юнгианского анализа русских народных сказок. «Верх» и «низ» в этой схеме, с одной стороны, связаны с древней архаичной символикой Неба-Отца и Матери-Земли, ас другой — в достаточной степени условны. Эта схема отражает мысль о зависимости процесса индивидуации от способности индивидуума к интеграции своей Эгоидентичности со своей архетипической сущностью (рис. 5).

Влияние архетипов на формирование психологии личности огромно. Существуют типичные образы, которые часто человек видит во снах, фантазиях или видениях. Это человеческие образы — тень, мудрый старец, младенец, мать («Предвечная Мать» и «Мать-Земля»), ее двойник дева, Анима у мужчин и Анимус у женщин. Образ Коры проявляется в архетипах, названных Юнгом Самостью, или супраординатной1 личностью, с одной стороны, и Анимой — с другой [191, с. 179—190]. Важной чертой этих психических образов является то, что они имеют двусторонний характер или, по крайней мере, способны к удваиванию. При любых обстоятельствах они биполярны и колеблются между позитивными и негативными значениями. Образ, соответствующий Коре, у женщин обычно двойствен, к примеру, мать и дева. Дева может быть представлена как образом незамужней девушки, образом дочери, так и нечеловеческим существом, странно выглядит и имеет явно мифологическое происхождение. Мать часто олицетворяет Мать-Землю, которая является проявлением могущества. Из этого можно заключить, что каждая мать содержит в себе дочь, и наоборот, это дает ощущение пребывания вне времени и несет с собой чувство бессмертия. Такого рода переживания обеспечивают личности место и значение в

I

Человек, каким он является в действительности, а не тот, кем он себя представлял, включая сознательные и бессознательные стороны.

жизни поколений. Отсутствие этого знания и оторванность от предков может вести к изоляции индивида и развитию невроза. При всем этом необ-

Архетип божественного Абсолюта

индивидуализации

Процесс интеграции

Процесс интеграции ХОД И МО ПОМНИТЬ, ЧТО археТИП

IV ужская и ^ентичност!

ренская эго-идентичност

не обладает определенным содержанием, иными словами, это разновидность бессознательной идеи. Архетип сам по себе пуст и формален, это лишь форма проявления, а не содержание. Носителем архетипа в первую очередь становится конкретная мать, все мистические качества которой в процессе взросления ребенка передаются наиболее близкому к ней человеку, например бабушке [191]. С этой точки зрения, образ Анимуса, как и образ матери, изначально дан ребенку лишь как форма, Архетип Праматери содержание которой заполняет

ся образами людей, которые его Рис. 3.1. Схема трансформации окружают

мужского и женского начала Формирование как Пер

соны, так и Анимы продолжается в течение всей жизни. Но основные ее структуры, которые по большей части находятся в области индивидуального бессознательного, складываются в детстве женщины, совместно с формированием базальной системы эмоциональной регуляции. Отсюда видна огромная роль семьи в образовании психологии женщины.

Архетипический образ не представляет собой нечто целостное, а составлен определенным количеством архетипических фигур — функций. Достаточно подробно описание этих архетипических фигур дано Б. Уилкинсоном (1995) (рис. 6) [43]. Автор на основе опросов женщин и мужчин выделил семь архетипических мужских и семь женских фигур, в отличие от К. Юнга, который выделял по два противоположных полюса архетипа. При этом специфика архетипических фигур заключается в том, что развитие женских и мужских функций начинается с наиболее архаичных полюсов, имеющих агрессивную природу, идя к духовно развитым высшим полюсам.

Как мужское, так и женское начало проходит свое становление в процессе неосознаваемой, но постоянной эволюции. При этом

Базовые мужские и женские архетипы в структуре личности

Рис. 32. Базовые мужские и женские архетипы в структуре личности

по Т.Б. Василец [43]

женственность может инициироваться только в случае, если мужское начало способно защитить личность. Если мужское начало не способно защищать, то женственность, даже появляясь, уходит в глубины бессознательного или оказывается плененной гиперматеринским комплексом, который К. Юнг назвал «драконом». В этом случае формируется защитная структура психики (внутренняя злая мать), в задачи которой входит самостоятельная защита личности в виде ярко выраженной агрессии и подавление как женского, так и мужского [43]. Подобное структурное состояние, по мнению Т.Б. Василец, свойственно современной женщине и современному мужчине. Так называемое истинное мужское начало с соответствующими архетипическими образами, ответственное за функцию защиты, оказалось серьезно ослабленным у большинства людей. Это приводит к неизбежному перенапряжению материнской структуры, отвечающей за функцию выживания. Разрастаясь внутри личности и вбирая в себя все активные женские архетипы (ведьма, амазонка, королева), материнская структура формирует крайне агрессивный гиперматеринский комплекс, подавляя истинные мужские и женские энергии. Данный процесс приводит к формированию у личности огромного энергетического потенциала псевдомужской природы. Исследователь данного явления С. Вецлер отмечает, что гиперматеринскому комплексу пытается противостоять истинное мужское начало, однако из-за дефицита сил данное противостояние безуспешно и выражается как пассивная энергия (перекладывание ответственности, невыполнение обязательств и т.д.). Кроме того, такое противостояние приводит к смещению гиперматеринского комплекса в сторону женского, приводя к тотальному подавлению истинно женского. Такое подавление будет выражаться как в ин-фантилизации развития мужского и женского, так и в угнетении интуитивной стороны жизни человека, эмоциональной депривации. Многие практические психотерапевты, работающие с мужчинами, отмечают, что достаточно часто проблемой современного мужчины является пассивная агрессия, хотя подобные проблемы свойственны и женщинам. Рассмотрим подробнее специфику влияния данного архетипического комплекса на психологию реальных мужчин и женщин. Так, если в мужчине гиперматеринская структура личности находится в области Анимы, а мужское начало представлено в виде ослабленного истинно мужского, то мужские черты будут замещены на негативные фемининные, например, пассивная агрессия, которая проявляется в деструктивной форме (самоповреждение, алкоголизм). Кроме того, такие мужчины склонны к выбору в реальной жизни гиперконтролирующих, авторитарных женщин. Специфика такой личностной структуры приводит к тому, что мужчины находятся в постоянной агрессии и готовности к конкуренции с окружающими (в первую очередь с женщинами) и используют для этого негативные формы женской конкуренции: интриги, неожиданные нападения амазонки и т.д. Реальная женщина является для такого мужчины проекцией собственного комплекса и объектом для постоянной борьбы.

Присутствие гиперматеринского комплекса в структуре реальной женщины также полностью подавляет ее истинное женское начало. В структуре Анимуса базовым элементом становится «ослабленное мужское начало» и гиперматеринский комплекс. В реальной жизни это подталкивает женщину к выбору мужчины пассивно-агрессивного типа, который является отражением ее внутренних конфликтов. Такого мужчину женщина с гиперматеринским комплексом, с одной стороны, защищает, а с другой — постоянно унижает. Часто данная ситуация связана с явлением созависимости. Все это так или иначе опосредует серьезное искажение образов мужчины и женщины. В результате, описывая образ мужчины или женщины, мы встретимся с серьезными сложностями, кроющимися в том, что описания будут касаться не истинной женственности или истинной мужественности, а комплекса превалирования тех или иных архетипов в структуре личности. Так, привычно описываемый в литературе образ женщины-матери, проявляющийся в тревоге за свое потомство, готовности к самопожертвованию, стремлению жить жизнью мужчины, великой жалости к нему, является классическим описанием гипертрофированной материнской позиции, «комплекс дракона». Все это приводит к угнетению здоровых женских качеств: эротизма, гедонизма, умения восстанавливать силы, радоваться жизни и т.д. Описание современной женщины-лидера также далеко от здоровой женственности. Такие качества, как властность, инициативность, напористость, стремление к контролю, по сути, являются псевдомужскими в контекстном женском исполнении и скрывают гиперматеринский комплекс. Как еще одно проявление гиперматеринского комплекса Т.Б. Василец (2010) отмечает наличие таких нарушений, как булимия[1], анорексия2, чрезмерная худоба, склонность к истерии и т.д. [43]

Рассматривая вопросы женской сущности и женской психики, необходимо отметить, что существует большое количество концепций, выделяющих те или иные архетипы как основополагающие. Так, Г. Бедненко (2005), разрабатывая вопросы мужских (Аполлон, Гермес, Арес, Гефест, Дионис, Зевс, Посейдон, Аид) и женских (Диметра, Кора, Афина, Артемида, Афродита, Гера, Гестия, Геката) архетипов, описывает образы восьми сценарных архетипов, беря за основу греческих богов [15]. Автор считает, что каждый архетип несет за собой специфический жизненный сценарий и ролевую модель. Т.Б. Василец выделяет структуру, состоящую из шести мужских и шести женских архетипов, разделенных по принципу земного или духовного, мужского или женского. К мужским архетипам относятся: защитник, кормилец, разведчик, священник, целитель, царь (отец). К женским — ведьма, амазонка, гейша, королева, фея, богиня. При этом автор отмечает, что архетипы имеют определенную градацию, связанную с развитием архетипических свойств. Так, архетипы ведьмы и защитника являются отражением базовых потребностей, связанных с выживанием, тогда как царя (отца) и богини являются зрелыми архетипами, связанными с духовным ростом. Тест для определения ведущих архетипов женщины приведен в приложении (тест 16).

Еще один, близкий к юнгинианскому, подход рассматривает сущность женственности через понятие «ипостась» (лицо, сущность). Чаще всего считается, что женская сущность представлена четырьмя ипостасями, соответствующими четырем основным эволюционным задачам женщины.

Рассматривая женские образы в контексте выполнения эволюционной задачи, Ю. Качалова (2011) отмечает, что для производства потомства и обеспечения жизнеспособности детей женщина должна: сохранить себя; привлечь сексуальных партнеров; осуществить выбор самого лучшего кандидата; зачать, родить, выкормить и сохранить потомство [88].

Для выполнения данной эволюционной программы в структуре

личности женщины существует четыре ипостаси.

  • 1. Ипостась Девы. Связана с инстинктом самосохранения, в который входят как специфические формы реагирования на угрозу, так и психические структуры, связанные с необходимостью распознавать эту угрозу. Исходя из этого, специфика данной ипостаси связана с интуитивным восприятием ситуации, позволяющей практически мгновенно получать прогноз развития событий. Кроме того, исходя из специфики генетической структуры, женский способ сохранения себя связан со стратегиями убегания и замирания. Именно эта ипостась может приводить женщину к невротической ситуации, связанной с преувеличением опасности вплоть до превалирования воображения над восприятием. Еще одна способность данной ипостаси — это возможность побега в воображаемую реальность прошлого от тягостной ситуации в настоящем.
  • 2. Ипостась Первоженщины. Связана с задачей привлечения сексуальных партнеров. При этом специфика привлечения заключается в отсутствии открытой демонстрации сексуального интереса при использовании огромного арсенала сигналов (одежда, украшения, парфюм, особый взгляд и т.д.), скрыто свидетельствующих о ее заинтересованности. Достаточно важным параметром привлечения партнеров является женское кокетство или флирт.
  • 3. Ипостась Подруги. Связана с так называемой «разумной женщиной». В задачи данной ипостаси входят выбор и удержание лучшего партнера. Ей присущ изощренный ум и огромное количество завуалированных психологических манипуляций. Одна из стратегий данной ипостаси — организация любовной конкуренции с мужчинами, связанная с ожиданием сильнейшего, который сможет победить. В рамках этой же ипостаси формируется женская конкуренция.
  • 4. Ипостась Матери. Является максимально важной для решения жизненных женских задач. Программа данной ипостаси может приводить даже к конфликту с инстинктом самосохранения (женщина может стремиться забеременеть, независимо от запретов врачей). Основой этой программы является специфическое поведение — «сострадательная забота». В рамках данной программы берет свое основание так называемая женская солидарность, которая направлена на организацию лучшей защиты потомства. Основным психическим свойством, на которое опирается данная ипостась, является ощущение.

Таким образом, все четыре ипостаси организуют комплексное

участие психических процессов в формировании мироощущения

женщины (Дева — интуитивное восприятие, Мать — сенсорное восприятие, Первоженщина — чувства, Подруга — мышление).

Формирование ипостасей продолжается на протяжении всего возрастного развития женщины, однако достаточно часто можно столкнуться с ситуацией предрасположенности какой-либо ипостаси. В процессе развития и воспитания девочки большое влияние на образование тех или иных ипостасей оказывают родители, социум, культура. Какая-либо ипостась может последовательно осуждаться или стимулироваться. Так, в христианстве активно стимулируется ипостась Матери. В период СССР активное развитие получила ипостась Подруги, сегодня же идет активная пропаганда ипостаси Первоженщины. Необходимо отметить, что, актуализируясь, ипостась начинает окрашивать мысли, чувства и желания женщины в определенные тона и определяет выбор стратегий поведения. Идеальной считается ситуация, когда в женщине в равной степени представлены энергии всех четырех ипостасей.

Доминирование одной из ипостасей приводит к формированию специфических личностных качеств женщины. Рассмотрим их более подробно [89].

  • 1. Женщина с доминирующей ипостасью Девы. Данная женщина ведет себя в зависимости от ожиданий окружающих, чаще пассивна, обладает развитой интуицией. Любит себя жалеть. Бывает зависима от человека с ярко выраженной родительской функцией. В состоянии влюбленности становится легковерной, склонна к идеализации, тяжело переживает душевные травмы, вплоть до ухода в мир фантазий. Если не находится в состоянии влюбленности склонна концентрироваться на неприятных ощущениях, раздувать собственные сложности, может стать ханжой.
  • 2. Преобладание Первоженщины приводит к превалированию поиска эмоциональных реакций. Склонна к эпатажу, любит быть в центре внимания, импульсивна, при этом собственные желания не умеет откладывать на потом, живет настоящим моментом. В попытке получить желаемое способна довести до нервного истощения как себя, так и окружающих. Агрессивна. Неудовлетворенная Первоженщина провоцирует вокруг себя огромное количество столкновений и конфликтов. В состоянии влюбленности сексуально ненасытна, при этом сексуальностью пользуется в первую очередь для достижения собственных целей. При превалировании Первоженщины в личности со склонностью к логическому восприятию мира такая женщина становится «роковой». В этом случае главенствует стремление к тому, чтобы ею восхищались. Стремится к порабощению влюбленных мужчин.
  • 3. Женщина с превалирующей ипостасью Подруги умеет эффективно распределять ресурсы и планировать свои действия для достижения желаемого. В современном мире такая женщина более ориентирована на профессиональную сферу (на карьеру), нежели на мужчин. В обществе мужчин чувствует себя комфортно, являясь для них советчицей, соратницей, наставницей и т.д. Достаточно часто ориентируясь на мышление, данная женщина обделена положительными эмоциональными ощущениями. В ситуации, когда главной ценностью для нее является собственное благополучие, такая женщина становится хитрой, корыстной, крайне тщеславной. Рациональная женщина с превалированием ипостаси Подруги испытывает только одно чувство — любовь к власти. Предпочтения отдает мужским методам управления.
  • 4. Превалирование ипостаси Матери. Данный тип женщины являет собой прекрасную хозяйку, умеющую создать тепло и уют. Склонна испытывать повышенное беспокойство о близких, ответственна, исполнительна. Любовь такой женщины часто носит жертвенный характер. Склонна отказывать себе в удовлетворении личностных потребностей, которые в дальнейшем проявляются в виде тоски, депрессии или страхов. Несчастна в отношениях с близкими, склонна к гиперконтролю. Превалирование чувственной стороны у такой женщины приводит к развитию альтруистичности, однако отказ от своих интересов и явное пренебрежение к себе обычно сопровождаются высоким чувством одиночества и обидчивостью. При превалировании рациональных черт такая женщина может превращаться в деспота, пытаясь заботиться об окружающих и контролировать их.

Еще один подход к описанию мужчин и женщин касается выделения типов. Среди максимально известных — характерологическая классификация В.Г. Заводюк, С.А. Исупова; социальные типы Е. Весельницкой (хозяйка, воин, приз и муза, хозяин, подарок и авантюрист); пять типов женщин, выделенных В.П. Шейновым [179].

О.И. Шушляпин (2007), базируясь на идее о разделении мужчин и женщин на субъекты (являются источником симпатии и антипатии) и объекты чувств (те, кто зажигается на чувства другого) и сексуальных предпочтений, выделяет следующие типы женщин [185]:

  • • женщина-мать — склонна опекать партнера мужского пола. Предпочитает выбирать мужчин интеллигентных, слабых, которые будут подчиняться им;
  • • женщина-агрессор — находится в ситуации постоянного соперничества, в том числе и в эротических отношениях. От мужчин ожидает заискиваний, эмоциональной неустойчивости, любит чувствовать собственное превосходство над мужчинами, склонна к насмешкам и иронии;
  • • виктимная женщина — любит ощущать себя жертвой, ей присущи мазохистические черты. В партнеры выбирает физически сильного мужчину. В сексуальных играх стремится разжечь страсть партнера, вплоть до появления открытой агрессии;
  • • инфантильная женщина — идеал такой женщины — это взрослый состоятельный мужчина с богатым жизненным опытом, рядом с которым она занимает позицию наивной девочки. В любовных отношениях отдает предпочтения душевным беседам, заботливости и вниманию со стороны партнера, ласкам.

Автор выделил также мужские типы, соответствующие женским. Достаточно часто в психологии для описания специфических особенностей и характеристик мужчин и женщин используется сценарный подход, основанный на идее трансактного анализа.

Создателем трансактного анализа американским психиатром Э. Берном[2] (1992) была выделена основная цель психотерапевтического процесса — реконструкция личности на основе пересмотра существующих жизненных позиций, осознания непродуктивных стереотипов поведения, мешающих принятию адекватных настоящему моменту решений, формирование новой системы ценностей исходя из собственных потребностей и возможностей [25].

Трансактный анализ включает в себя:

  • 1) структурный анализ — анализ структуры личности (ребенок, взрослый, родитель);
  • 2) анализ трансакций — вербальных и невербальных взаимодействий между людьми;
  • 3) анализ психологических игр — скрытые трансакции, приводящие к желаемому исходу (выигрыш во взаимоотношениях с людьми и самим собой);
  • 4) анализ сценария (скриптанализ) — рассмотрение жизненного сценария, которому человек невольно следует, сам не подозревая об этом.

Подкреплением жизненной позиции, которую индивид выбирает в самом раннем детстве, служат психологические игры. Основываясь на опыте первых лет своей жизни, дети принимают ранние решения, касающиеся того, как они чувствуют себя в жизни по сравнению с окружающими. Жизненная позиция содержит итоговое убеждение, касающееся того, каковы они сами и каковы окружающие. Возможны следующие четыре жизненные позиции: 1) «Я о’кей — ты о'кей»; 2) «Я не о'кей — ты не о'кей»; 3) «Я не о'кей — ты о'кей»; 4) «Я о'кей — ты не о'кей». Формирование жизненной позиции в возрасте 6—7 лет, касающейся восприятия себя «о'кей» или «не о'кей», является ключевым определяющим фактором жизненного сценария, который выбирает индивид. Решение человека, что он «рожден побеждать», реализовать успешный жизненный план, сценарий «преуспеть в этом», совпадает с решением человека о том, что он действительно «о'кей». Сценарии, приводящие к хроническим неудачам и напрасным попыткам, сценарии «с этим ничего не поделать» значительно чаще выбирают люди, убежденные в том, что они «не о'кей». Общее направление, таким образом, заключается в том, что сценарий составляется в соответствии с жизненной позицией, которую выбирает индивид [150, с. 157].

Элементы жизненного сценария формируются родительскими запретами, внушениями и поощрениями, семейными историями, в том числе сказками и детскими книгами. Они также являются важным источником образцов для составления жизненного сценария [150].

Принятие нездоровой жизненной позиции с очевидностью ведет к возникновению жизненных неприятностей. Например, люди, которые решают: «Я о'кей — ты не о'кей», предрасполагают себя к преступности или социопатии1. Эксплуатировать других, обворовывать, избивать, обманывать, добиваться успеха за чужой счет — все это выступает в качестве дальнейшего подтверждения того, что индивид был абсолютно прав, решив, что «Я о'кей, а ты — нет». Подобный человек не обязательно должен стать преступником, чтобы разыгрывать свою жизненную позицию. Он может быть безжалостным начальником, эксплуатирующим подчиненных, или авантюристом-сердцеедом, который бросает женщин одну за другой, потому что это все, на что годятся окружающие [150, с. 158].

Тех, кто решил «Я не о'кей — ты о'кей», постоянно преследует чувство собственной неполноценности в присутствии тех, кого они считают «хорошими». Такая жизненная позиция может привести к формированию жизненного сценария, требующего отчуждения от окружающих, поскольку оставаться в их присутствии, постоянно напоминающем о том, что сам ты «не о'кей», слишком больно. Отчуждение не только подкрепляет данную позицию, но и еще больше усугубляет пораженческие настроения, поскольку лишает индивида всяческих шансов на получение достаточного количества поглаживаний от окружающих, которые могли бы вызвать у него ощущение того, что он «о'кей». Зачастую замкнутые люди придумывают себе насыщенную фантастическую жизнь: так, если бы они были достаточно мудрыми, безупречными, богатыми или привлекательными, то они были бы «хорошими». Неспособность осознавать несбыточность своих фантазий, в конечном счете, может привести к трагической развязке — к госпитализации или самоубийству. Индивид может создать также контрсценарий, основанный на репликах своих родителей: «Ты можешь стать хорошим, если...» В этом случае индивид движим желанием добиться выполнения тех условий, которые требовали его родители в обмен на поглаживания. Индивид постоянно выискивает в других Родителя, способного обеспечить поглаживания и одобрение, и такие поглаживания могут, по крайней мере, облегчить боль от того, что он «не о'кей». Труднее всего найти подход к людям, занявшим позицию «Я не о'кей, но и ты не о'кей». Эти люди просто влачат существование в своей жизни, если не совершат самоубийства или не начнут уничтожать других и себя. Состояние такого человека часто характеризуется крайним отчуждением, выражающимся в шизофрении или психотической депрессии. Они могут регрессировать к инфантильному состоянию, движимые примитивной надеждой вновь получать поглаживания от того, что их будут брать на руки и кормить. Без вмешательства заботливых близких индивид с данной установкой обречен на самодеструктивное существование, заполненное периодическими госпитализациями, неизлечимым пристрастием к алкоголю или наркотикам, бессмысленными убийствами или заканчивающееся трагическим суицидом [150].

Трагичность жизненных сценариев усугубляется еще и тем, что личность, в конце концов, начинает выступать во всех ролях, образующих треугольник любой драмы: жертва, гонитель и спасатель [150].

Развивая идеи Эрика Берна, Стефан Карпман разработал эффективную диаграмму для анализа игр — драматический треугольник. Он показал, что все многообразие ролей, лежащих в основе «игр, в которые играют люди», может быть сведено к трем основным — Спасателя, Преследователя и Жертвы.

Опираясь на книгу И.Г. Малкиной-Пых «Психология поведения жертвы», дадим определение ролям драматического треугольника [127, с. 230-232].

Преследователь — это человек, который унижает и принижает других людей, считая их стоящими ниже себя и «не о'кей». Спаситель также считает других ниже себя и «не о'кей», однако предлагает свою помощь, исходя из своего более высокого положения. Он считает: «Я должен помогать этим людям, так как они не в состоянии себе помочь». Жертва сама ощущает свое приниженное положение и состояние «не о'кей». Иногда Жертва ищет Преследователя, чтобы он ее принизил и поставил на место, в других случаях Жертва ищет Спасителя, который поможет ей и подтвердит убеждение жертвы в том, что «я не могу сам справиться со своими проблемами».

Согласно Малкиной-Пых (2006), каждой роли в драматическом треугольнике присуще игнорирование. Как Преследователь, так и Спаситель игнорируют различные способности, ценности других людей, вплоть до возможности самостоятельно думать и принимать решения. «Жертва сама игнорирует свои способности. Если она стремится найти Преследователя, то соглашается с действиями Преследователя и считает, что она того стоит, чтобы ее отвергали и принижали. Если Жертва ищет Спасителя, то она считает, что нуждается в помощи Спасителя для того, чтобы правильно думать, действовать и принимать решения» [127].

Далее И.Г Малкина-Пых пишет, что «все три роли драматического треугольника являются не аутентичными. Играя одну из этих ролей, люди реагируют исходя из своего прошлого, а не из реальности «здесь и теперь», используя старые сценарные стратегии, которые они взяли на вооружение детьми или заимствовали у родителей» [127].

Согласно Эрику Берну, люди играют в игры с той целью, чтобы укрепить свой сценарий, а также для подтверждения своей жизненной позиции.

Общение в пределах этого треугольника — это весьма эффективный способ не брать ответственность за свои поступки и решения, в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы, постоянно обвиняя кого-то, только не себя. Это замечательный способ вызывать чувства сострадания, внимания к своей личности, ощущать себя благодетелем, осознавать свою значимость, важность, а где-то и превосходство над другой личностью. Играя в игры, люди следуют стратегиям поведения, сформированным еще в детстве, которые были предложены им родителями или другими авторитетными лицами, навязанные социумом, СМИ, художественной литературой и т.п.

Структурный анализ женской роли. Так как от женщин требуются качества, отличающиеся от мужских, то их сценарное программирование кардинально отличается от мужского:

  • • основная идея женского сценария — это ощущение беспомощности, что означает слабую взрослую часть;
  • • развитая заботливая часть, так как основная задача женщины — забота о мужчине и детях;
  • • иметь хорошо развитого маленького Профессора, т.е. доверять своей интуиции и чувствовать, что хотят окружающие;
  • • не проявлять естественного Ребенка, т.е. не вести себя в соответствии со своими потребностями.

Таким образом, для женщины характерно: сильный заботливый Родитель, слабый Взрослый, сильный маленький Профессор и слабый естественный Ребенок.

Подобное программирование приводит к формированию определенных половых ролей, закрепленных социально и не позволяющих мужчине и женщине вернуть свои природные способности.

К. Штайнер (Claude Steiner) выделяет наиболее распространенные женские сценарии, разработанные Ходжи Викофф (H. Wyckoff) [184].

Матушка Хаббард (женщина на службе семьи). Всю жизнь посвящает себя семье, практически не обращая внимания на собственные потребности. Ее ценность определяется тем, сколько она сделала для семьи. Основными увлечениями является просмотр телесериалов, ток-шоу и журналов, особенно где демонстрируются стройные модели, на фоне которых она чувствует себя ущербной. Часто сидит на диетах, которые не помогают. Из психологических игр ей свойственна игра в «треугольник спасения» и роль спасателя. К концу жизни такой женщине свойствен комплекс ощущений, связанный с депрессией, одиночеством, чувством ненужности, использованности. Склонна к накоплению лишнего веса, пренебрегает собственным здоровьем. Иногда в рамках контрсценария такая женщина может устраиваться на работу, однако так как работа мешает заботиться о семье, то становится обузой. Основные запреты и предписания, свойственные данному сценарию: будь хорошей матерью; уступай; жертвуй собой ради других. Психологические игры: «загнанная домохозяйка»; «видишь, как я старалась»; «фригидная женщина». При консультировании таких женщин необходимо научить ее прислушиваться к своим желаниям, принимать и удовлетворять их. Ценить себя как личность, а не за то, что делает для других. Важным аспектом является забота о собственном теле не с точки зрения достижения стандарта красоты, а для достижения хорошего самочувствия. Кроме того, необходимо помочь найти другие интересы.

Искусственная женщина. Это женщина, основной ценностью которой является ее физическая красота и привлекательность, доведению которой до совершенства она посвящает все свое время. Утрата внешней красоты психологически расценивается как потеря жизни и приводит к депрессии, алкоголизму или увлечению транквилизаторами. Основные внутренние переживания — пустота и неудовлетворенность, которые перестают быть болезненными только в ситуации, когда она получает восхищение со стороны окружающих. Большую часть времени проводит в салонах красоты или бутиках. Так как купить красоту и душевное спокойствие у нее не получается, то чаще всего ощущает себя в роли жертвы. Запреты и предписания: не старей; не будь собой; будь всегда привлекательна. Психологические игры: «купи мне что-нибудь»; «неудачница»; «шопо-голик (токсикоманка, алкоголик и т.д.)». Консультирование в рамках данного сценария направлено на поиск и принятие естественного «Я» (естественный ребенок), развитие тех сторон личности, которые не связаны с внешностью. Важно развивать эмоциональную сферу, научить распознавать собственные чувства и потребности.

Женщина за спиной мужчины. Самое важное для такой женщины — это карьера мужа, которую она помогает делать. Это крайне преданная женщина, которая может быть даже талантливее своего супруга, однако основное удовольствие получает от его достижений. Внимательно следит за делами конкурентов, устраивает вечеринки для начальства мужа, проводит рекламную компанию по поводу его достижений, создает всевозможные условия для его деятельности. Нуждается в том, чтобы муж оценивал ее вклад в собственные достижения, выражал благодарность. Если же такой оценки нет, чувствует себя несчастной, неуспешной. Запреты и предписания: помогай; не принимай похвал; будь позади мужчины. Психологические игры: «рада помочь»; «вы великолепны»; «если бы не ты». Консультирование данных женщин должно быть направлено на принятие личностных качеств: таланта, честолюбия. Необходимо научить женщину реализовать собственные стремления к достижениям и избавиться от внутренних посланий, запрещающих успех.

Я — бедняжечка. Практически всю жизнь такая женщина проводит в роли жертвы, которая ждет своего спасителя. Ее родители обычно все делали за нее, так как она девочка (а девочки беспомощны). В результате женщина становится полностью подконтрольной и зависимой. Замуж выходит за человека, который может играть отцовскую роль. В основном находится в состоянии ребенка: бывает по-детски беспомощна, спонтанна, умеет изобретательно «сходить с ума». В основном находится в депрессивной позиции. Часто жалуется на свои несчастья, чтобы спровоцировать окружающих помогать ей. Выглядит обычно по-детски, имеет грустное выражение лица, широко открытые и удивленные глаза, нарушенную координацию движений. Запреты и предписания: не взрослей; не думай; делай то, что гово-рят родители. Любимая сказка: «Золушка». Психологические игры: «дурочка»; «подумай, какой ужас»; «сделай для меня что-нибудь». В рамках консультирования необходимо развитие взрослого состояния Эго и отказ от роли жертвы. Часто в консультировании необходимым аспектом является усиление физической части, связанной с занятиями на различных курсах самозащиты (например каратэ-до). Важным аспектом является принятие ответственности за собственную жизнь.

Непривлекательная красавица. Женщина обладает всеми стандартными признаками женской красоты, но не верит в то, что она привлекательна. Сосредоточена на своих изъянах и совершенстве, часто имеет синдром «красивой женщины». Тех, кто думает, что она красивая, считает глупыми и боится разоблачения (что они увидят на самом деле, как она ужасна). Находится в постоянном поиске «прекрасного принца», который полюбит ее как личность и этим сделает ее действительно красивой. Злится на окружающих, стремясь мстить им за то, что они не ценят ее как личность, для чего может появляться в затрапезном виде. Много курит, уродует себя косметикой. Сотрудничать с окружающими не умеет, так как из-за красоты привыкла получать все легко. Чувствует себя жертвой. В более позднем возрасте, кода ее красота увядает, а агрессивное отношение к окружающим остается, ее считают стервой. Запреты и предписания: не будь близка с другими; не будь собой; ты красива только внешне. Психологические игры: «если бы не ты»; «изъян»; «насилие». Любимая героиня: Мэрилин Монро. Консультирование: научение принимать поглаживания за внешний вид, прекращение игры «изъян», научение сотрудничать с окружающими, развитие уважения к собственной личности.

Медсестра. Жизненный план данной женщины — это профессиональное спасение окружающих. Хорошо умеет чувствовать потребности других людей и удовлетворять их. В результате данной чувствительности она надеется, что окружающие также хорошо поймут ее потребности и позаботятся о ней. Вслух о своих потребностях не говорит. В случае если она устает спасать, то становится недовольной или превращается в преследователя. Часто в супружеских отношениях связывает свою судьбу с зависимыми мужчинами, которых так же спасает. Еще один вариант данного сценария — это самостоятельное воспитание детей, из-за чего ей приходится приносить себя в жертву и много работать. Не умеет отдыхать, склонна принимать психостимуляторы по утрам и седативные вечером. Депрессивна. В старости много болеет из-за подорванного здоровья. Может иметь заболевания спины и варикозное расширение вен. Запреты и предписания: в первую очередь заботься о других; не проси чего хочешь; трудись больше. Любимая героиня: всепоглощающая страдалица. Психологические игры: «почему бы вам не... — да, но»; «подумайте, какой ужас»; «если бы не ты». В рамках консультирования такой женщине необходимо научиться ставить свои нужды на первое место и строить реальные отношения вместо игры во спасение.

Полная женщина. Вся жизнь этой женщины вращается вокруг показания весов. Вредные привычки в еде она приобретает еще в детстве в результате семейных посланий. Обычно не умеет выражать свой гнев, так же как и не умеет отказывать окружающим. Полнота чаще служит для нее оправданием тому, чего она не добилась в жизни, и средством, отпугивающим мужчин. Чувствует себя жертвой собственного тела. Не любит физической активности, однако заставляет себя время от времени заниматься чем-либо, пока не получит травму, чаще всего ног. Основные интересы в жизни — это строгие диеты как способ самонаказания, сменяющиеся пищевыми оргиями. Даже если ей удается потерять вес в результате какой-нибудь жесткой диеты, то в дальнейшем потерянный вес быстро восстанавливается. Любимая героиня: Элизабет Тейлор, Лариса Долина. Запреты и предписания: не говори «нет»; не злись; не люби себя. Психологические игры: «обжора»; «подумайте, какой ужас»; «деревянная нога». Консультирование строится на основе принятия собственного тела, таким, какое оно есть, и организация заботы о нем. Научившись слушать потребности собственного тела, такая женщина научится есть то, что необходимо ей, а не все подряд. В процессе изменений ей необходимо научиться отказывать другим и выражать свой гнев. Важным является процесс получения удовольствия от других жизненных аспектов, кроме как от еды. Необходимо также научить осознавать собственные чувства и переживания, реализовывать их, включая негативные. Принятие и переживание негативных чувств позволит обходиться без обезболивающего действия еды.

Учительница. Все свое рабочее время такая женщина проводит с детьми, практически не общаясь с ровесниками. По сути, являясь интеллектуальной нянькой для детей и обучая их правилам, она попадает в ловушку невозможности других отношений. Обычно бывает достаточно счастлива в начале учебного года и категорически несчастна в середине его. Закрепляясь в постоянной позиции родителя, перестает получать удовольствие от естественных радостей жизни. Склонна к головной боли и депрессиям. Запреты и предписания: будь независимой; не будь собой; выполняй правила. Психологические игры: «если бы не ты»; «почему бы вам не... — да, но»; «они будут счастливы, что знали меня». Консультирование направлено на наработку навыков установления равноправных отношений со своими коллегами и учениками. Необходимо активизировать социальную жизнь и различные хобби, которые позволят общаться со сверстниками.

Демоническая женщина. Имеет определенную власть над окружающими, использовать которую она не умеет. Считает, что отличается от других женщин именно этой властью, связанной с колдовскими возможностями. Тревожна, параноидальна, любит скандалить. Основная жизненная роль: преследователь. Много времени посвящает увлечениям мистикой, колдовством, астрологией. Не получая от окружающих то, что она хочет, мстит им через сплетни или «насылает порчу». Способна управлять людьми, создавая напряжение между ними, раздувая конфликт. Всю энергию направляет на создание проблем другим людям с целью мести. Запреты и предписания: не доверяй; не будь близка с людьми; ты не такая как все (особенная). Любимый телесериал: «Зачарованные». Психологические игры: «а ну-ка, подеритесь»; «ну что, попался, негодяй»; «скандал». Консультирование связано с изменением идеи о ее особенности и непохожести на других, научением сотрудничать и ценить окружающих людей. Ей необходимо научиться свои подозрения проверять реальностью, вступая в диалог с окружающими людьми.

Сильная женщина. Находится в постоянной борьбе за выживание, так как родители приучили ее, что никому нельзя доверять. В детстве воспитывалась как мальчик, в рамках постоянной конкурентной борьбы. Озабочена выживанием и игнорирует все, что выходит за его рамки. Любит спортивные соревнования, находится в постоянных конфликтах с более сильными мужчинами и женщинами, которые имеют какие-либо привилегии. Из болезней более всего склонна к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Основная роль: преследователь. Относится к окружающим с надменностью, что приводит ее к одиночеству. Запреты и предписания: не доверяй; борись; в первую очередь заботься о себе. Психологические игры: «ну что, попался, негодяй»; «судебное разбирательство»; «скандал». Любимая героиня: Марлен Дитрих. В консультировании необходимо научить доверять людям, отказаться от доминирующей позиции и начать строить равные отношения. Кроме того, важно научить просить у окружающих и не чувствовать себя униженной.

Королева пчел. Это женщина, которая добилась своего в «мужском мире» и сделала успешную карьеру. Является сторонницей мужского шовинизма и никогда не помогает другим женщинам в их карьере. Запреты и предписания: старайся больше; не будь близкой к другим; не доверяй. Психологические игры: «судебное разбирательство»; «агрессор, жертва, спасатель»; «они будут счастливы, что знали меня». В рамках консультирования необходимо помочь принять собственную женственность и все ее составляющие, научить взаимодействовать с другими женщинами, развить часть заботливого родителя, позволяющего проявлять сочувствие к окружающим.

Таким образом, попытки описать женскую сущность достаточно многообразны, однако единого описания нет и, на наш взгляд, быть не может. Специфика воспитания, особенности, прожитый жизненный опыт — все это сказывается на структуре личности женщины, выстраивая как ценностное ядро ту или иную функцию (рождение ребенка, отношения с мужчиной и т.д.). Однако анализ множества подходов к пониманию психологии женщины позволяет сделать вывод, что максимально эффективно структура личности женщины рассматривается в подходе Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой [77]. Описывая психологию женщины, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает рассматривать структуру личности с точки зрения выявления всего комплекса составляющих через три основных критерия:

  • 1) ипостаси личности женщины (Эго, Инстинкт, Душа);
  • 2) базовое стремление ипостаси личности;
  • 3) феноменология (проявление в реальности жизни).

Структура личности женщины (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева)

Таблица 3.1

Ипостаси

Базовое стремление

Феноменология

ЭГО

Стремление к безопасной, комфортной жизни, процветанию. Базовую потребность женского Эго по отношению к партнеру можно охарактеризовать строчками из некогда популярной песни: «Чтоб не пил он, не курил и цветы всегда дарил, в дом

Ресурс: защита от негативных воздействий на основании прежнего опыта (как личного, так и материнского и социального), отождествление с социальными моделями комфортной счастливой жизни и женской самореализации.

Ипостаси

Базовое стремление

Феноменология

зарплату отдавал, тещу мамой называл, был к футболу равнодушен, а в компании не скучен, и к тому же чтобы он и красив был, и умен!»

Теневые аспекты (поврежденное Эго):

предосудительное отношение к эмоциональной и духовной близости с мужчиной, другими людьми. Проявление теневых структур социального плана (жадность, стервозность, стяжательство, интриганство и пр.). Стремление к контролю над людьми, ситуациями, компенсация одиночеством страха быть уязвленной и пр. Поврежденное Эго «заковывает в цепи» инстинкт и душу женщины, не дает им проявляться, заставляет страдать вместо заботы о благополучии. Поврежденное Эго заставляет женщину привыкать к внутреннему напряжению, тревоге, одиночеству и страданию

ИНСТИНКТ

Стремление к близости, продолжению рода, материнству, свободе, независимости

Ресурс: потребности в близости с мужчиной, рождение ребенка, материнство, долгое вскармливание, любопытство, независимость, связь с архаическими ипостасями женской природы (понимание природных женских циклов, обрядов; чутье; ощущение собственной территории и потребность в ней).

Теневые аспекты (поврежденный Инстинкт): асоциальное поведение, неоправданное бунтарство, сексуальные полигамные эксперименты, потеря чутья к ситуации, ловушкам, подвохам, неразборчивость в связях, выборе партнера

ДУША

Стремление к постижению духовного знания, росту, самореализации

Ресурс: бесстрашие в духовных поисках, умение черпать энергию из разнообразных событий, отсутствие негативной оценки и интерпретации событий, восприятие событий как уроков развития души и бесценного опыта, стремление к «священному союзу», духовному слиянию и сопереживанию с партнером, высокие нравственные ценности, осознание смысла происходящего и вселенских закономерностей; глубинное переживание любви, ощущения полета, «крыльев за спиной», божественного покровительства.

Теневые аспекты (поврежденная Душа):

злоупотребление жизненными испытаниями, злоупотребление трансцендентными переживаниями, склонность к суициду (суицид воспринимается как окно в высший мир или освобождение от тягот мирской жизни), отрыв от реальности, возможны зависимости от наркотиков в силу склонности к путешествиям сознания по другим мирам

Рассматривая структуру личности, исходя из предложенного автором подхода, можно сделать вывод, что основной задачей женщины является гармонизация всех трех ипостасей, направленная в реальности на организацию счастливой жизни, связанной с духовным союзом, замужеством, материнством и т.д. В результате можно говорить о том, что истинная или зрелая женственность будет характеризоваться такими качествами, как:

  • • признание собственной женственности с внутренним и внешним принятием женского проявления;
  • • здоровый эгоцентризм, способствующий умению не терять внутреннего комфорта;
  • • ориентация на собственное мнение без выраженной тенденции к похвале или одобрению;
  • • умение понимать собственные недостатки и принимать их;
  • • гибкость в отношениях;
  • • умение жить в собственном ритме, подстраивая под него жизненные события.

Важным аспектом описания женской психологии, по мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, является женская самореализация.

Этапы и сценарии достижения истинной женственности автор выделяет, ссылаясь на анализ сказок и мифов. Пути самореализации связаны в первую очередь с актуализацией энергии ипостаси, которые создают потребность и приводят к необходимости изменений. Основные сказочные сюжеты описывают программы удовлетворения потребностей, вызванных инстинктом или душой. Существует множество историй, рассказывающих об удовлетворении потребностей, вызванных поврежденным Эго, однако все персонажи с подобными потребностями (корысть, алчность) непременно наказываются или погибают.

Процессуально выделены четыре основных этапа женской самореализации, соответствующих определенному возрасту. В идеале выделенные этапы соответствуют определенным возрастным промежуткам (девочка, девушка, женщина, старуха), проходят последовательно и имеют собственное психологическое содержание, соответствующее задачам возраста и женской зрелости. Однако в реальной жизни зачастую эти этапы перемешиваются, актуализируя фрагментарные потребности, исходя из текущих жизненных задач. Первичный этап связан с принятием женственности как таковой, усвоением женских моделей поведения. Следующий этап связан с пробуждением женственности, в задачи которой входит поиск партнера как в контексте стремления к эротическим отношениям (инстинкт), так и поиска духовного партнера (душа). На уровне Эго идет попытка выстроить комфортные отношения. Достаточно часто этот этап называется «священный брак». Следующий этап — «осознание родовой идентичности» — связан с поиском взаимосвязей со своим родом, пониманием женских родовых сценариев, обращением к архетипическому прошлому, поиску женской силы. Т.Д. Зинкевич-Евсигнеева выделяет еще один важный этап женской реализации — социальную самореализацию, связанную с нахождением собственного социального предназначения [77]. Последний этап — обретение женской мудрости. На этом этапе изменяется тело, и женская красота и сексуальность перестают быть ведущей в контексте взаимоотношений. Возникает ситуация, требующая принятия происходящих изменений и обретения ощущения жизненной гармонии, зрелости. Прохождение этапов всегда связано с испытаниями, преодолевая которые женщина получает истинную женственность и мудрость.

  • [1] Булимия — это расстройство пищевого поведения, характеризующееся циклом переедания и вызыванием рвоты для освобождения от съеденного. Нервная анорексия — болезненный отказ от еды с целью преднамеренного снижения веса, который впоследствии приводит к необратимым психическим и физическим изменениям, влекущим в 40% случаев летальный исход.
  • [2] Личность с точки зрения Э. Берна состоит из трех структурных делений: Родитель, Взрослый, Дитя (Ребенок). Каждая из структур обозначает своеобразное Эго-состояние с соответствующим содержанием. Психологическое состояние личности зависит от превалирования представленности этих структур. Социопатия — расстройство личности, основные признаки которого — постоянное нарушение социальных норм, повышенная агрессивность и специфическая неспособность строить близкие отношения с людьми.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >