ЭКСПАНСИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Одним из основных вопросов в концепции всемирной истории Тойнби является проблема экспансии цивилизаций. Цивилизации имеют тенденцию к распространению путем подчинения и ассимиляции других обществ. Экспансия — одна из основных форм взаимодействия между цивилизациями. Экспансия западного общества, например, способствовала контактам западной цивилизации с другими народами. Тойнби приводит примеры русской цивилизации в направлении Сибири, китайской — на Индокитай, исламской — на Европу, индуистской — на Индонезию. Он говорит и о «контрэкспансии», проводимой русской цивилизацией.

Каждая из локальных цивилизаций стремится оказывать давление на соседние цивилизации, особенно если соседние слабее ее. Экспансия — это естественное желание цивилизации в расширении своего влияния, к расширению границ и ассимиляции соседних народов. Осуществляется экспансия как в форме внешнего давления, так и в форме военных ударов. Война является, по Тойнби, основным средством экспансии цивилизаций. Он говорит о распространении цивилизации «путем войны», о «религиозных войнах», которые вел Запад в целях распространения своей культуры.

Война предстает собой также и средство единения цивилизации. Бесконечные войны Запада против остального мира способствовали

единению Запада, а войны исламского мира против западной экспансии — возникновению и укреплению ислама. Войну Тойнби характеризовал как «дитя цивилизации», хотя и осуждал ее в нравственном плане. Война у него является одной из форм пространственного контакта между цивилизациями. Когда две или более цивилизации вступают между собой в контакт, они чаще всего обладают разными силами. Цивилизация, осознавшая свое превосходство над соседями, не может не прибегнуть к силе. Конфликт цивилизаций Тойнби характеризует как конфликт политический, а цивилизация реализует себя посредством таких политических инструментов как государства, армии, войны. Для Тойнби всемирная история — это история цивилизаций, наполненная чередой постоянных войн. Борьба, которая на протяжении истории велась между цивилизациями, была жестокой, бескомпромиссной и упорной. Агрессивное воздействие может быть не только в форме войны, но и в форме постоянного «внешнего давления»1.

Экспансии со стороны западной цивилизации Тойнби уделяет особое внимание. Иногда он называет западную экспансию борьбой варварства и цивилизации. Конфликт между западной цивилизацией и остальным миром он считал основным конфликтом современности. По Тойнби, западная экспансия сегодня приобретает мировой масштаб. Английский историк задается вопросом о последствиях распространения западной цивилизации[1] [2] и приходит к пессимистическому выводу, что если мир пойдет западным путем, то у планеты не хватит природных ресурсов, а западный динамизм «пожрет сам себя». Он надеется на то, что вскоре придет незападная цивилизация с традиционной культурой и спасет человечество от неминуемой гибели.

Процесс насильственной вестернизации, или, как его иногда называют, «модернизации», породил реакцию «священных войн». Эта реакция проявляется в разных формах. Страны, ощутившие на себе культурное давление Запада, проводят политику самосохранения и самоизоляции. Для Тойнби удержать власть над другой цивилизацией — задача более серьезная, чем эту власть завоевать. Вначале западная экспансия несла в себе религиозный элемент — покоренные народы обязаны были принять католицизм, но это требование было отменено, когда в Европе начался процесс секуляризации. По сути дела, речь идет здесь о процессе захвата колоний европейскими странами и насильственного насаждения в них своих культурных традиций. Тойнби, как и Шпенглер, полагает, что только западный человек олицетворяет собой цивилизованное человечество. Однако история показала, что не все народы с этим были согласны, как не согласны они сегодня с западной гегемонией. Тойнби вынужден признать, что Западу не удалось везде распространить свою культуру. Пезападные общества пошли путем выборочного усвоения элементов западной цивилизации.

Тойнби приходит к выводу, что к экспансии цивилизацию толкают преимущественно два фактора: бурное экономическое развитие и демографический взрыв. Для иллюстрации этого вывода английский историк приводит ряд примеров из истории, когда демографические проблемы одной цивилизации, вкупе с достаточно развитой экономикой, привели к территориальной экспансии этой цивилизации против соседей.

Цивилизации осуществляют экспансию в целях подчинения материальных и людских ресурсов других обществ, распространения своих ценностей. Многие западные исследователи считают, что западная экспансия в буквальном смысле имеет мировой масштаб, что Запад постоянно угрожает другим, проявляет «постоянную тенденцию к расширению», осуществляет намеренное «воздействие на расстоянии».

Формами экспансии является не только традиционная в прежние века географическая экспансия, т. е. завоевание территории. В последнее время наиболее распространенными являются другие формы — экономическая, политическая, информационная, культурная, религиозная, демографическая. Развитию внешней экспансии способствует демографический динамизм, экономический динамизм, усиление военной мощи, стремление к расширению своего влияния.

Любая цивилизация непременно использует возможность для экспансии (военной, экономической, политической или культурной). Осознав слабость соседней, она, по мнению Тойнби, обязательно применит силу. Эта закономерность привела ряд цивилизаций к гибели. Збигнев Бжезинский, комментируя идеи Тойнби, пишет: «Господствующая и воинственная цивилизация, убежденная в собственной непогрешимости, непреднамеренно воспроизводит те самые варварство и зло, с которыми она сражается. В результате «чуждая глобальная держава... становится все менее популярной; ее подданных все больше оскорбляют ее действия». Тойнби заключает, что «гибель, постигшая ряд цивилизаций в прошлом... всегда была в чем-то похожа на самоубийство»[3].

Тойнби считает идею «единства современной цивилизации» ложной. Многие западные историки игнорируют другие цивилизации, кроме европейской. Часто они характеризуют их как «варварские», или вообще исключают из истории. По мнению Тойнби, в западном общественном сознании возникла «эгоцентрическая иллюзия». Сложилась ошибочная схема: активный Запад и статичный Восток. Тойнби полагает, что одна из причин, породивших это заблуждение, заключается в том, что современная западная цивилизация распространила свою экономическую и политическую экспансию по всему миру. Однако нельзя преувеличивать унификацию мира на экономической основе. Тогда как экономическая и политическая карты мира действительно почти полностью «вестернизированы», культурная карта и поныне остается такой, какой она была до начала западной экспансии. Провозглашение западной цивилизации единственной универсальной цивилизацией уникальной, достигшей мирового господства, приводит к грубейшим искажениям исторических фактов. Создание универсального государства, «экуменической республики», которая дала бы покой всему западному миру, по мнению Тойнби, является утопией, поскольку история развивается через многообразие локальных цивилизаций, составляющих человечество. Вместе с тем Тойнби старается найти пути дальнейшего развития западноевропейской цивилизации, которые бы позволили ей избежать «заката».

Вслед за Шпенглером Тойнби говорит о кризисе западной цивилизации. По его мнению, начиная с эпохи Возрождения утра-

та христианства приводит Запад к созданию псевдорелигиозных идеологических продуктов. «Поскольку человек не может жить без какой-либо веры, — пишет Тойнби, — падение влияния христианства на Западе имело своим следствием подъем псевдорелигий — заменителей в форме постхристианских идеологий — национализма, индивидуализма и коммунизма»1. По мнению Тойнби, цивилизационный экспансионизм Европы обернулся против ее самой. Иллюзия европоцентризма поддерживалась на протяжении двух с половиной столетий успехами западной цивилизации. С конца XVII века политическое значение западных стран неуклонно росло, и судьбы всего человечества определялись их взаимоотношениями. Однако величие Европы принадлежит прошлому. Об этом свидетельствует рост экономического и политического могущества США. Начиная с XX века США доминируют во многих областях политики, экономики и культуры.

Православную цивилизацию России часто считают оплотом западного общества в борьбе с Востоком[4] [5]. Вначале Тойнби включал Россию в границы западно-христианской цивилизации. Позднее он выделяет ее в качестве самостоятельной цивилизации. Согласно Тойнби, после окончания холодной войны противостояние Запада и России не исчерпано1. Запад всегда настороженно относился к России. Этот страх особенно обострился после победы во Второй мировой войне. В глазах же европейцев Россия всегда представлялась агрессором, хотя у России в ее тысячелетней истории было, по мнению Тойнби, гораздо больше оснований считать агрессивным Запад. Запад и Россия принадлежат к христианскому миру, но к двум его противостоящим частям — католической и православной. Россий-

ская автократия, как полагал Тойнби, сформировалась в значительной степени как результат западной экспансии.

Тойнби был убежден, что у России всегда были основания смотреть на Запад с не меньшим подозрением, чем у Запада смотреть на Россию. Тойнби полагал, что Россия всегда находилась в русле византийской исторической традиции, имперской и православнохристианской. Советский Союз он считал современным вариантом Византийской империи. Резкий рывок России в сторону Запада способен привести, по мнению Тойнби, к разрушению российской цивилизации. Россия должна сделать свой политический выбор, занять ли ей место в Западном мире или построить свой альтернативный антизападный мир. Сегодня России сделать этот выбор очень непросто, и не только из-за сложности внутренней обстановки, но и из-за того, что Запад, не хочет принять ее.

Можно выделить два типа государственного устройства в Европе: примером одного является Англия, примером другого — Германия. Их специфика и различие состоят в том, что Англия — либеральная, демократическая страна, а Германия — тоталитарно-авторитарная страна по своим историческим традициям. Англия — островное государство, имевшее большое количество зависимых от нее колоний. Наличие колоний позволяло ей смягчать социальные противоречия внутри своего народа, поэтому внутригосударственное устройство ее традиционно либерально-демократическое (парламент, конституция и т. д.). У Германии географическое положение совершенно иное, традиционно мало колоний, поэтому ее развитие было возможно главным образом за счет внутренних резервов. Это отразилось и на ее государственном устройстве: множество княжеств, подчиненных единому центру, можно сказать, авторитарная система. Английский либерализм здесь исторически оказался неприемлем, свобода была ограниченной.

Америка есть своеобразное продолжение Англии, ее порождение. Многие английские традиции привились на американской почве. Если Америка перенимала английские традиции общественного устройства, то для России большое значение имели традиции германские. Может поэтому с точки зрения Америки наша страна представляется тоталитарной, как для Англии — фашистская Германия. В России периодически предпринимались попытки устройства более демократического типа — английского, но они не прививались на ее почве, долго не продергивались, быстро уступая место режимам более деспотическим. Видимо, причина тому в особенностях исторического и географического характера нашей страны.

Давая современную оценку идеям Арнольда Тойнби, Б. Л. Губман пишет: «Тойнби был одним из западных философов, уловивших существенные тенденции истории XX столетия, изучавших все более нарастающую универсализацию социальных связей, те альтернативы, которые открываются перед человечеством в свете глобальных проблем современности. Его мировоззрение отмечено последовательным гуманистическим подходом к вопросам мировой политики, содержит установки нового мышления»1.

Идеи Тойнби нашли на Западе много последователей, которые образовали свою научную школу. И. А. Василенко называет эту школу «культурно-исторической»: «В рамках культурно-исторической школы работало немало выдающихся ученых современности — А. Тойнби, О. Шпенглер, П. Сорокин, А. Кребер, Н. Элиас, Ф. Нортрон. Одним из основоположников этого направления по праву считают Н. Данилевского... Крупным координационным центром культурно-исторической школы стало Международное общество по сравнительному изучению цивилизаций, организаторами которого были Тойнби, Сорокин и Кребер (1861 г., Зальцбург). В США ежегодно проводятся международные конференции этого общества»[6] [7].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Тойнби не только использовал основные идеи философии Шпенглера, но и во многом перенимает его трактовку кризиса современной западной цивилизации. Постоянное подчеркивание английским историком важности религии и церкви как для развития локальных цивилизаций, так и для связи между ними, говорит о принадлежности его к лагерю консерваторов, насколько политический консерватизм вообще возможен в либеральной Англии. Его философско-историческая концепция объяснила проблемы генезиса, становления, развития и борьбы локальных цивилизаций. Благодаря концепции Тойнби цивилизационный подход принес значительные научные результаты и стал сегодня одним из основных в современной социальной науке.

Литература

Василенко И. А. Политическая глобалистика. М., 2000.

Губман Б. Л. Вызов концепции локальных цивилизаций. В кн.: Губман Б. Л. Смысл истории: очерки современных западных концепций. М., 1991.

Губман Б. Л. Западная философия культуры XX века. Тверь, 1997.

Киселев С. Г. Основной инстинкт цивилизаций. М., 2002.

Корсунцев И. Г. Проблемы развития и будущее цивилизации. М., 1994.

Рашковский Е. Б. Востоковедческая проблематика в культурно-исторической концепции А. Дж. Тойнби. М., 1976.

Семенов 10. Н. Социальная философия А. Тойнби. М., 1980.

Тойнби А. Д. Постижение истории. М., 1996.

Тойнби А. Д. Цивилизация перед судом истории. М., 1995.

Уколова В. И. Старомоден ли профессор Тойнби. В кн.: Тойнби А. Д. Цивилизация перед судом истории. М., 1995.

Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Вой за историю. М., 1991.

Цымбурский В. Л. Сколько цивилизаций? (С Ламанским, Шпенглером и Тойнби над картой XXI века) // Pro et contra. 2000. № 3.

Рашковский Е. Б. Востоковедческая проблематика в культурно-исторической концепции А. Дж. Тойнби. М., 1976.

  • [1] Государства, которые испытывают подобное непрерывное внешнее давление, Тойнби назвал «форпостами». Таким «форпостом» он считал российскую цивилизацию. Давление со стороны западного мира, по Тойнби, принимало форму военных ударов по России и продолжалось до конца Первой мировой войны, катастрофы и создала пояс восточноевропейских государств, отделивший Россию от Европы. Тойнби имеет в виду «буфер», состоящий из Польши, Финляндии, Литвы, Латвии и Эстонии.
  • [2] О негативной роли западной экспансии писал известный представитель евразийства Николай Трубецкой в работе «Европа и человечество» (1920), где он ясно показал пагубность для неевропейских народов любых попыток перенять универсальную культуру Запада.
  • [3] Бжезинский 3. Последний суверен на распутье // Россия в глобальной политике. 2006. № 1. С. 25.
  • [4] Toynbee A. Change and habit: The challenge of our time. L., 19G6. P. 1G8.
  • [5] На Западе и сегодня многие продолжают считать, что православная цивилизация еще не исчерпала свои функции «буфера», «санитарного кордона» между Западом и Востоком. Роль «буфера» выпадает из-за враждебного окружения. Буферные государства — это слабые государства, находящиеся между более могущественными и часто агрессивными политическими образованиями. Когда видоизменяется модель региональных взаимоотношений, буферные государства обычно становятся первыми жертвами. 1 Не только сама проблема отношений европейской и российской цивилизаций ставится у Шпенглера, но и сам тон критики Запада делает позицию Тойнби близкой позиции его немецкого учителя.
  • [6] Губман Б. Л. Смысл истории: очерки современных западных концепций. М„ 1991. С. 105.
  • [7] Василенко И. А. Политическая глобалистика. М., 2000. С. 39.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >