Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Агропромышленность arrow Декоративное садоводство с основами ландшафтного проектирования

Исторические стили садово-паркового искусства

Искусство преобразования ландшафта восходит к самым ранним этапам развития цивилизации. О ландшафтной архитектуре древности мы можем судить только по описаниям, редким изображениям и отдельным находкам археологов.

Сады Древнего Египта были регулярными, совмещали функции утилитарные и декоративные. Квадратный участок, примыкающий к дому, был обнесен стеной, по периметру были высажены деревья, всю центральную часть сада занимал виноградник, были устроены прямоугольные бассейны для содержания рыбы и водоплавающих птиц. Известно также, что в Египте были сады при храмах, сама форма капителей колонн египетских многоколонных залов символизирует растения — пальму и лотос.

Сады существовали во всех странах Древнего Востока: в Месопотамии, Иране, Индии, Китае. Чаще других упоминаются висячие сады Семирамиды в Вавилоне (VII в. до н.э.). Считается, что это было ступенчатое сооружение с водопадами и каскадами; деревья и кустарники были высажены в грунт, уложенный на мощные перекрытия. Раскопки обнаружили кирпичные опоры, поддерживавшие перекрытия; площадь легендарных садов составляла примерно 1 га.

Несколько лучше известны сады античной Греции (VI—III вв. до н.э.). Греческие сады были небольшими, но многочисленными; традиционным городским жилищем был дом с внутренним двориком, в центре которого устраивали водоем и, возможно, устанавливали кадки с растениями. По описаниям известны общедоступные сады при учебных заведениях и храмах. Городские открытые пространства были зрительно связаны с ландшафтом, вокруг городов устраивали оливковые рощи.

Садово-парковое искусство Древнего Рима существовало в форме садов при домах, дворцах и виллах. Сады во внутренних двориках городских домов развивали греческую традицию. Внутренние дворы, обнесенные по периметру колоннадой, были и в загородных виллах римской знати, традиционно в одном из них располагался сад вечнозеленых растений. Вилла представляла собой сложный комплекс зданий, окруженный регулярно спланированными прогулочными и утилитарными садами на террасах. В искусстве стрижки деревьев и кустарников, цветоводстве, устройстве фонтанов и каскадов мастера императорского Рима достигли высочайшего уровня. Использовались практически все известные в настоящее время элементы: пер-голы, скамьи, скульптура; исключительно широк был ассортимент растений. В эпоху императорского Рима сложился тип регулярного террасного сада, позже названный итальянским.

О садово-парковом искусстве Средневековья известно достаточно много, к этому времени относятся достоверные сведения о садах не только Европы, но и Востока. В Средние века развитие культуры, науки и искусства, в том числе садово-паркового, шло в русле религиозного миропонимания и подчинялось его закономерностям. В Европе в основу канонов искусства легло христианство, на Ближнем Востоке — ислам, на Дальнем Востоке — различные течения буддизма.

Достоверные сведения о средневековых садах в Европе относятся к IX в. Европейские средневековые миниатюры изображают небольшие регулярно спланированные сады внутри замковых стен. Использовали такие сады в основном для разведения плодовых и лекарственных растений; специальные прогулочные сады в это время редки, а как «сады удовольствий» использовались те же утилитарные сады. Внутри замковых стен насаждения часто устраивали на насыпных грунтах. В настоящее время некоторые из замковых садов реставрированы по изображениям и археологическим сведениям.

Монастырские европейские сады известны лучше замковых; средневековые монастыри Франции, Англии и Италии сохранили не только сады, но и традиции их формирования. Сады размещались внутри стен и делились по функциям: плодовые, виноградники, огороды, аптекарские сады и сады цветов для церковных служб. Квадратный или прямоугольный внутренний дворик с аркадой по периметру — клуатр — разделялся двумя перпендикулярными дорожками, на пересечении которых располагались колодец или плодовое дерево. В планировке монастырских садов встречается прием устройства «лабиринтов» — сети извилистых дорожек, который нашел применение и в более поздних композициях. Огражденность и замкнутость средневекового сада символична: сад — символ Рая — противопоставлен миру и защищен от него.

Сады мусульманского Востока и Индии также ассоциировались у современников с раем. При всем многообразии облика, масштабности и назначения садов можно выделить четкие приемы, отличающие традиционные мусульманские сады. Прежде всего это четкая геометрия плана, в основе которого лежит деление территории на четыре сада; план формируется из одного или нескольких квадратов, последовательно разделенных на более мелкие канальцами с водой, дорожками, регулярными посадками растений. В центре часто располагается фонтан или бассейн с фонтанчиками, питающими всю оросительную систему. Бережное отношение к воде, продуманность оросительной системы является вторым характерным признаком этих садов. Известно несколько типов садов ислама: сады при замках (ансамбль Альгамбры в Испании), сады дворцовые (сады Генералифе в Испании), сады при мавзолеях (Тадж-Махал в Индии, наиболее совершенная регулярная композиция исламского сада). Считается, что композиция восточных садов оказала большое влияние на развитие садов Европы: идея регулярного сада была принесена крестоносцами во Францию и переосмыслена в христианских монастырях. Розы, традиционно выращиваемые в монастырских и замковых садах, также были впервые привезены в Европу из Персии.

Садово-парковое искусство Дальнего Востока развивалось на основе сложных и многоплановых философских систем, требовавших от человека подчинения своей деятельности законам природы, красота которой представлялась абсолютной. Здесь развивалось ландшафтное или пейзажное паркостроение, сады сознательно создавались как подобие произведений живой природы. Большинству из сохранившихся садов не более 300 лет, но построены они по устойчивым канонам, уходящим в глубину веков.

Сады Китая были как миниатюрными, так и обширными. Насчитывают шесть типов садов: сады при императорских дворцах (парки Ихэюань и Бэейхай), при императорских гробницах, при храмах, сады естественных пейзажей (долина реки Лиянг), домашние сады, сады ученых (сад Лю в Сучжоу). Традиционный китайский парк — искусно обработанный природный ландшафт, включающий озеро и возвышенность, в нем широко используются камни, скалы причудливых очертаний. Важную роль играют и парковые сооружения — мосты, беседки и павильоны, парковые ворота, скульптура — отмечающие наиболее выразительные ландшафты. Свободная планировка парков часто сочетается с симметричными композициями дворцовых построек и прямоугольных дворов. Традиционно большое внимание было уделено цветочному оформлению: цветы высаживали массивами, подобными природным, деревья и кустарники — группами, массивами и рощами. Идея канонизации выразительных естественных ландшафтов напоминает идею современных национальных парков.

В Японию садово-парковое искусство пришло из Китая с буддизмом, первые известные сады относятся к VI в н.э. Здесь сформировался особый тип сада со своей философской основой и принципами композиции. В Китае сады создавали путем совершенствования существующих ландшафтов и не исключали возможность роста его территории. Японский сад — воспроизведение природы в заранее обусловленных масштабах: ограничены как его территория, так и размер растений. Основные идеи сада — миниатюризация и символичность: в рамках небольшого сада воспроизводится огромный ландшафт, показывается необъятность мира, с помощью специальных приемов создается искусственная перспектива. Известны монастырские, дворцовые и храмовые сады (Киото), миниатюрные сады и сады чайных церемоний. Камень — обязательный элемент японского сада, крупные камни символизируют скалы и горы, мелкая галька — водную гладь или ручей. Колорит сада традиционно решается в сдержанной серовато-зеленой гамме, растения тщательно подбирают по оттенку листвы, форме кроны, рисунку ветвей. Традиционный японский сад может быть плоскостным с водоемом или холмистым с ручьем и каскадом. Пагода, каменные фонарики, чайный павильон обязательно присутствуют в композиции сада. Сады Японии и Китая оказали огромное влияние на развитие пейзажного садово-паркового искусства в Европе. Современные сады в японском стиле развивают традиции сада чайной церемонии — самого позднего по времени возникновения и разнообразного по ассортименту растений, по цветовой гамме и подбору деталей.

Искусство Европы, в том числе и садово-парковое, начиная с искусства XIV в., рассматривают как постепенную смену стилей. Провести четкую границу между стилевыми направлениями часто невозможно, тем не менее можно назвать произведения, в которых наиболее полно нашли воплощение идеи того или иного направления. Террасные регулярные сады в наибольшей мере свойственны итальянскому Возрождению и получили название итальянских. Барокко наиболее ярко выразилось во французском паркостроении, а регулярные плоскостные сады называются французскими. Пейзажные композиции, достигшие расцвета в эпоху классицизма в Англии, получили название английских.

Эпоха Возрождения знаменовала начало нового расцвета художественной культуры, в том числе и ландшафтной архитектуры, в Европе. Садово-парковое искусство в современном понимании берет начало в Италии XV в., где устраивали сады при виллах аристократии и высшего католического духовенства, сады при учебных заведениях. Сады при дворцах и виллах имели террасное построение, на террасах разбивали небольшие регулярные партеры или боскеты, в ранних садах нет четко выраженных осевых доминант, здания не занимают непременно господствующего положения. В отличие от садов Средневековья, сады Возрождения зрительно связаны с окружающим ландшафтом. Обязательными элементами садов были фонтаны, водопады, каскады, бассейны, питаемые водой многочисленных ключей. Сады были насыщены скульптурой, символикоаллегорическая система которой возрождала античную традицию. Логика Раннего Возрождения хорошо прослеживается на примере сада виллы Медичи во Фьезоле, построенной в 1450 г. Микелоццо для мецената Козимо Медичи. XVI в. представлен во Флоренции садами Боболи при палаццо Питти, светскими садами в Тоскане, садами высшего духовенства в Лации. Одними из самых совершенных признаны сады вилл, построенные архитектором Джакомо де Виньолой (1507—1573). В их композиции прослеживаются черты зрелого Возрождения: строго симметричные планы, вытянутые вдоль главной оси, расположение зданий в средней части сада. Интересна и композиция виллы д’Эсте в Тиволи, спроектированной Пирро Ли-горио в 1575 г. Здесь сохранена простота и ясность плана, нет безусловно доминирующей оси, но обьемно-пространственное решение скульптуры, парковых сооружений и растительности приобрело уже формы барокко. В садово-парковом искусстве Италии XVI—XVII вв. ясно определяются основные черты стиля барокко: геометричность планов с преобладанием осевой композиции, доминирование здания виллы над садом, подчеркнутая парадность и пышность композиции, приобретающей все больший размах. В расположении и образной системе скульптуры, в композиции зеленых насаждений развивается тема изобилия, великолепия, богатства и тонкости художественного вкуса заказчика.

Среди садов барокко следует выделить голландские сады XVII в. Подобно садам Итальянского Возрождения, это небольшие террасные регулярные композиции, относительно независимые от дома, скрытого высокими деревьями и зрительно не связанного с садом. В голландских садах наибольшее развитие получила идея «причудливости», шутливости. В отличие от парадных садов Италии эти сады предназначались для уединенного отдыха и размышлений. На террасах сада были устроены «зеленые кабинеты», разделенные балюстрадами, где были собраны коллекции плодовых растений, душистых цветов, устроены лабиринты и фонтаны. Особенно ценились в этих садах тюльпаны. Сады голландского барокко оказали огромное влияние на садово-парковое искусство петровской России.

В XVII в. ландшафтная архитектура наиболее интенсивно развивается во Франции. Французский сад барокко унаследовал как приемы монастырского и замкового садоводства с их вниманием к мельчайшим деталям, так и величие и размах дворцов и парков папского Рима. Равнинный ландшафт с лесами и медленными реками вызвал к жизни регулярный сад с дальними перспективами, строгими осевыми и лучевыми композициями, незначительно выраженным рельефом. При необходимости на пологих склонах формировали широкие террасы; на пониженных участках террасы могли быть насыпными. Стриженная зелень боскетов и окружающий парк плотный лесной массив контрастируют с обширными плоскостями регулярных партеров, прямоугольных газонов, водной гладью бассейнов и каналов. Смысловым и композиционным центром сада является дворец, разделяющий ансамбль на парадный двор и собственно сад. Пышность и причудливость стиля выразились в создании стриженных боскетов разной высоты, бассейнов вычурной формы, цветников причудливого рисунка, богато оформляющих партеры. Особенно характерны сложные формы парковых павильонов и экспрессивная скульптура, образующая целостный смысловой ряд.

Вершиной барочного паркостроения по праву считается Версаль, где наиболее ярко выразились все особенности этого стиля. Парк был создан профессиональным садовником Андре Ленотром как резиденция Людовика XIV — «короля-солнце». Парк был устроен на низком болотистом месте, его рельеф, водоемы, насаждения полностью рукотворны. Грандиозный ансамбль, призванный прославить монархию и монарха был создан в течение 40 лет (1662—1700), последующие десятилетия лишь дополняли его. При строгом единстве пространственного замысла и цельности композиции парк необычайно разнообразен. И строгая регулярность композиции, и сам процесс создания ансамбля отражают философию барочного сада как творения человеческих рук. Версаль оказал огромное влияние на паркостроение и градостроительство Европы: вплоть до конца XVIII в. в разных странах сооружаются регулярные ансамбли французского типа, отдельные приемы построения партеров, зеленых насаждений используются и в наше время.

На протяжении XVII и начала XVIII вв. в искусстве Европы существуют рядом черты барокко и нарождающегося классицизма. Стиль рококо в садово-парковом искусстве практически не отразился, обычно его рассматривают как продолжение барокко, с еще большим усложнением форм и орнаментированностью.

В эпоху Просвещения (XVIII в.) произошли серьезные перемены художественных взглядов: по сравнению с барочной пышностью выдвигается идеал классической простоты, обращения к природе, романтизации мифических времен «золотого века» античности, растущим промышленным городам противопоставляется нетронутая человеком природа. К началу XVIII в. в Европе получили распространение натурфилософские идеи античности, стали известны сады Китая, пейзажные сады вилл императорского Рима. Кроме того, был накоплен опыт включения в регулярные композиции парков пейзажных фрагментов их периферийной части, лесопарков. В европейской живописи к концу XVII в. складывается пейзажная школа. Наиболее интенсивно новые идеи развиваются в Англии, где с первых десятилетий XVIII в. в литературе формируется романтическое направление. Обоснованные теоретическими трудами писателей идеи пейзажного или английского стиля полностью утверждаются в садово-парковом искусстве к середине века.

Классицизм в ландшафтной архитектуре тесно смыкается с романтизмом. На протяжении XVIII и XIX вв. в Англии и по всей Европе было устроено множество пейзажных парков; при всем их разнообразии можно выявить основные черты стиля. Пейзажный парк, гораздо более, чем регулярный, учитывает характер местности, ее рельеф, особенности растительности цветовой и световой среды. При всем подобии парка естественной природе он все же является рукотворным и идеализированным произведением, где нет ни одного случайного элемента. Если первоначальный вид местности находили недостаточно выразительным, насыпали искусственные холмы, на ручьях устраивали обширные водоемы, высаживали древесно-кустарниковые массивы и группы. Систему криволинейных, отвечающих рельефу дорожек прокладывали с учетом показа самых выигрышных композиций. Целенаправленно формировали контраст открытых пространств с закрытыми; массивы растительности искусно компоновали из различных деревьев и кустарников, тщательно обрабатывали контуры естественных водоемов, опушки массивов, очертания холмов. Даже при небольшой площади пейзажный парк невероятно разнообразен, смена впечатлений создается построением системы парковых картин, разделенных на планы с помощью «рам» и «кулис» из насаждений. Разнообразные постройки и скульптура вписаны в ландшафт и подчинены ему. Романтический парк часто называют «парком настроений»: его разнообразные уголки должны вызывать различные чувства, ассоциации с мифологическими и историческими местностями. Идеи романтического стиля наглядно прочитываются в композиции парков Стоув (графство Бэкингем, архитектор Вильям Кент), Риджент-парке (Лондон, архитектор Хамфри Рептон и Джон Нэш) и других парках. В течение XVIII— XIX вв. в соответствии со вкусами эпохи были переделаны многие парки, однако полная перепланировка проводилась редко: романтический стиль допускал существование регулярно спланированных участков около дворца. Благодаря этому в пейзажных парках классицизма сохранялись барочные композиции партеров с цветниками и стриженными деревьями.

К началу XIX в. в пейзажном паркостроении складывается пейзажно-реалистическая тенденция. Красивым представляется теперь не намеренно созданный подобно естественному, а действительно естественный пейзаж. Большее внимание уделяется сохранению существующего ландшафта, исчезают мифологические и исторические аллегории, композиции в большей мере связываются с назначением парков, которые зачастую становятся общедоступными. Именно в это время складывается структура парка, широко используемая и в наши дни: разбивка регулярных композиций около главного здания и пейзажная обработка естественного ландшафта с максимальным использованием декоративных свойств рельефа, существующей растительности.

В конце XVIII—XIX вв. все больше проявляется противоречие антропогенной и природной среды: природа в городе требует охраны и создания продуманной системы озеленения. На месте древних разрушенных укреплений закладываются системы бульваров (Париж, Москва, Вена), создаются озелененные проспекты, устраиваются общедоступные сады и скверы, для отдыха горожан приспосабливаются пригородные лесные массивы (Булонский лес в Париже, Сокольники и Царицыно в Москве и др.). В садово-парковом искусстве середины — конца XIX в. невозможно выделить какой-либо господствующий стиль, настолько велико разнообразие композиций садов и парков. Возникают многочисленные стилизации: китайские, античные, готические. Наряду с этим растет интерес к паркам — памятникам истории и делаются первые попытки их реставрации. К этому же времени относится и устройство специализированных парков: зоологических, ботанических, курортных. В середине XIX в. в США возникла идея создания национальных парков. Основа национального парка — естественный ландшафт, требующий в первую очередь тщательной охраны. Планировка обеспечивает показ пейзажа с наиболее выигрышных точек, организацию отдыха туристов и сохранение заповедных территорий.

Конец XIX в. ознаменован складыванием в европейском искусстве последнего крупного стиля — стиля модерн. Ему предшествовали годы эклектики, когда появились многочисленные исторические и национальные стилизации в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, садовом дизайне. Интерес к историческим и национальным особенностям сохранился и в искусстве модерна. Активно развивалась идея целесообразности планировки зданий и одновременно идея подобия архитектурных форм формам природным: растениям, геологическим образованиям, морской волне. В архитектуре сложился тип особняка с рациональной планировкой и богатым декоративным оформлением фасадов и интерьеров. Сад при таком особняке вплотную примыкал к дому, был построен на контрасте освещенных и затененных участков, эффектах естественного и искусственного вечернего освещения. Возникла мода на растения с разнообразными оттенками листвы. В английском ландшафтном искусстве сложился тип сада при коттедже, который был разделен насаждениями и небольшими перепадами высот на отдельные малые сады — зеленые комнаты. При общей регулярной планировке он насыщен живописными посадками деревьев и кустарников, многоярусными цветочным композициями. Пример городского парка стиля модерн — парк Гуэль в Барселоне, произведение испанского архитектора А. Гауди. Помимо композиции и планировки, им выполнены оригинальные архитектурные формы: грот, терраса, садовые лестницы и скамьи с использованием декоративной керамической мозаики.

История русского садово-паркового искусства своеобразна и насчитывает многие столетия. Имеется множество свидетельств существования в дохристианской культуре Древней Руси ритуального восприятия ландшафтов: сохранились места культовых урочищ, святилища. В древнейших текстах эпоса читается устойчивый образ идеального сада.

Собственно ландшафтное искусство четко прослеживается на примере устройства древнерусских городов, городских усадеб и монастырей. Древнерусский город был подчинен ландшафту как в планировочном, так и в пространственном отношении. В отличие от европейских средневековых городов в границах русских городов на протяжении долгого времени сохранялись большие массивы рощ, луга, пустоши; озелененные открытые пространства города тяготели к берегам озер, долинам рек. Между стенами укрепленного города и посадом обязательно оставлялся незастроенным обширный луг. Вокруг городов сохранялись лесистые холмы и лощины, городские и монастырские сады. Планировка самого поселения была достаточно свободной, но учитывала особенности рельефа и подчинялась определенному порядку. Древнерусская традиция планировки городов и размещения в них садов является продолжением греко-византийской традиции, пришедшей на Русь с принятием христианства. Византийско-русские градостроительные установления требовали сохранять «прозоры» на храмы, озера, холмы, монастырские сады, городские въезды и ворота, регламентировалось расстояние между домами, между деревьями и границами соседнего двора.

Блестящий пример организации городского пространства средневековой Руси — Новгород. Центр города — крепость была окружена обширным Красным полем. От центра расходились жилые районы — «концы» с радиальными улицами. За городской застройкой просматривались монастыри и церкви. Известно, что в Новгороде имелись сады как вне, так и внутри крепостных стен. Небольшой сад прочитывается на плане новгородского Детинца, существовали и общественные сады среди кварталов, застроенных состоятельными горожанами (изображения этих садов есть на иконах). Новгородские летописи упоминают об озеленении улиц в 1469 г. и закладке частных садов в 1508 г.

В состав городской усадьбы XV—XVI вв. обязательно входил утилитарный сад, где выращивали плоды, овощи, лекарственные травы, иногда устраивали рыбоводные пруды, садки для домашней птицы, пасеки. Цветники и декоративные элементы появляются в этих садах позднее. Городские сады посадских людей также были утилитарными, до 60-х годов XVII в. парадная часть в них не выделялась. Однако наряду с «полезными» растениями широко использовались декоративные кустарники.

После принятия христианства, в домонгольский период, появляются сады при монастырях, с которыми и связано в основном развитие садово-паркового искусства вплоть до XV—XVII вв. Изображения монастырских садов встречаются в иллюстрациях рукописных книг, на иконах. Сад, а позже и парк были принципиально необходимыми элементами монастырского комплекса, неся огромную аллегорическую и символическую нагрузку. Сад-вертоград в стенах монастыря являлся символом или олицетворением рая на земле. Композиции этих замкнутых садов были компактны, прямоугольный участок разделялся крестообразно пересекающимися дорожками, в центре часто располагался небольшой бассейн, иногда служивший и садком для рыб; в садах выращивали лекарственные травы, овощи, плоды, высаживали декоративные деревья и кустарники. Примечательно, что в устройстве самых ранних монастырских садов принимали участие мастера из византийских обителей. Вне стен монастырей существовали обширные утилитарные плодовые сады, лесохозяйственные участки. Часто местность вдоль стен монастыря превращали в своеобразный символический ландшафт, по топонимике напоминающий Святую Землю. Например, родник Иордань и Гефсиманский скит сохранились под стенами монастыря в подмосковном Новом Иерусалиме.

Развитие светской ветви русского садоводства XV—XVII вв. связано в основном с Москвой, здесь были сосредоточены самые обширные сады не только утилитарные, но и парадные. В столице существовали регулярные по планировке государевы сады, свободно спланированные сады боярских усадеб, «аптекарские огороды» и «верховые сады» на сводах построек Кремля. В загородных государевых и боярских вотчинах этого времени существовали крупные утилитарные сады, изредка возникали и «увеселительные». В охотничьих угодьях разбивались «зверинцы» — лесные массивы со звездообразно проложенными просеками-аллеями (Лосино-погонный остров). Обширные плодовые сады регулярной планировки существовали в Коломенском, о наличии в них декоративных фрагментов свидетельствуют дошедшие до наших дней дубы. Комплекс царской усадьбы Измайлово создавался как пример ведения сельского хозяйства: здесь в XVII в. были устроены сады, пасеки, аптекарский огород, поля, система рыбоводных и оросительных прудов. Ансамбли Коломенское и Измайлово представляют собой типично русское явление: усадьба — развитая хозяйственная единица — становится очагом развития национальной культуры.

С началом реформ Петра I и строительством Петербурга в России начался новый этап развития ландшафтной архитектуры, которая впитала идеи французского регулярного паркостроения. Наиболее интенсивно новые идеи начали развиваться в новой столице. В начале XVIII в. здесь складывается трехчастная структура городской усадьбы «парадный двор — дом — регулярный сад», создаются регулярные городские общедоступные сады с каналами, бассейнами и фонтанами (Летний сад). Вблизи Петербурга при Петре I начали складываться ансамбли дворцов с регулярными садами, на их примере прослеживается периодизация русского паркостроения XVIII— XIX вв. Стрельна (1716—1727) — типично барочная регулярная композиция. В Ораниенбауме (1710—1725) сложилась барочная структура, которая была дополнена пейзажными фрагментами (1750-е). В Петергофе сохранилось первоначальное барочное ядро (1714— 1770-е), позже окруженное пятью ландшафтными парками (1779— 1783, 1820—1830, 1840—1850). В Царском Селе ансамбль интенсивно развивался более 200 лет и включил в себя фрагменты всех стилей русского паркостроения (1717—1723, 1740—1750, 1760, 1780— 1790). Павловск (1770—1810) и Гатчина (1760—1780) целиком принадлежат романтическому направлению.

В середине XVIII в. создаются регулярные ансамбли и в Москве: Анненгоф, который включил в себя сады Петровского, Головинского и Лефортовского дворцов на Яузе, Студенец (частично сохранилась система каналов), Кусково (1720—60-е), Архангельское (1760-е). Небольшие регулярные сады с цветочными партерами существовали практически во всех усадьбах. Определяются общие принципы построения барочных садов: дворец или главный дом усадьбы является абсолютной доминантой ансамбля, в планировке на прямоугольную сетку дорог и боскетов накладываются лучевые системы аллей, широко используются трельяжи и шпалеры, увитые зеленью, стриженные деревья, в том числе «заморские», в саду устанавливаются скульптуры, балюстрады, вазы. По мере развития стиля увеличивается размер регулярных композиций, однако в периферийных частях парков и на сложном рельефе регулярные схемы уступают место пейзажным решениям. Наряду с декоративными задачами традиционно решаются и утилитарные.

Смена идей барокко и классицизма была в России более сложной, чем в Европе. Новые композиции екатерининского классицизма накладывались на незаконченные ансамбли петровского и елизаветинского барокко; причудливое переплетение барокко, классицизма и романтических стилизаций составило гармоничное целое. В это время закладывались и новые парки. Ведущим типом сада во второй половине XVIII в. — «золотого века» усадебной культуры — стал сад усадебный. Структура городских (Пашков дом, Голицынская больница в Москве) и загородных ансамблей (Останкино, Кусково, Архангельское) принципиально одинакова, различен только их масштаб. Центром композиции здесь является дворец или главный дом с флигелями и службами, отделенный от улицы парадным двором. Расположенный за домом усадебный сад начинается регулярным французским партером, за которым раскидывается английский пейзажный парк, часто выходящий к реке или прудам с живописными очертаниями берегов. Русский усадебный парк всегда пространственно связан с пейзажем, его формы близки к природным и всегда сомасштабны человеку. В парках романтизма и сентиментализма развита целая система «пейзажных знаков», вызывающая географические или мифологические ассоциации, но в отличие от аллегорий барокко обращена она к чувству, а не к разуму. В русской усадьбе сложилась и своеобразная «игровая культура», многие пейзажные парки подчеркнуто «театрализованы» (Павловск), существовали дворцы-театры (Останкино), зеленые театры (Кусково) и театральные павильоны (Царицыно). История парков русского романтизма тесно связана с именами А.Т. Болотова (1738—1833) и Н.А. Львова (1751 — 1803), которые разрабатывали, как в теоретических трудах, так и в устройстве парков, идею самобытности русского садоводства. А.Т. Болотовым создан парк в Богородицке, Н.А. Львовым — несколько усадеб в Торжокском уезде.

XIX век в русском паркостроении отмечен постепенным отходом от сентиментальности, усилением рационалистического начала. Смысловым ядром усадьбы становится не дворец, а парк; все большее внимание уделяется красоте естественного пейзажа. Парк рассматривается теперь не как коллекция отдельных пейзажей и панорам, а как последовательность сменяющихся в движении картин. В разных регионах Российского государства создаются крупные парковые комплексы: дендропарк Тростянец, «парк парков» в Ливадии, ландшафтные ансамбли крупных монастырей (Оптиной пустыни, Валаамского и Соловецкого монастырей, Троице-Сергиевой лавры). Некоторые загородные усадьбы становятся крупными производительными хозяйствами. Эпоха модерна в русском ландшафтном искусстве стала временем образования усадебных художественных центров в Абрамцево, Поленово, Талашкино, где над композицией садов и сооружений в них работают содружества художников и архитекторов. Закладываются и расширяются усадебные ботанические коллекции, как в подмосковной усадьбе Горенки. В городах формируется единая система публичных садов, бульваров, скверов, набережных, больничных садов (Москва, Петербург). В это время создаются и специализированные городские парки (зоопарк, ботанические сады), все большее внимание уделяется функциональному зонированию крупных парков.

Интересным примером развития ландшафтного ансамбля является комплекс Российского государственного аграрного университета — МСХА им. К.А. Тимирязева в Москве. В XVI в. на этой территории находилось «село Сенчино на реке Жабне», в 1676 г. при К.П. Нарышкине была построена церковь Петра и Павла, по которой село названо Петровским (церковь не сохранилась). В конце XVII в. Петр I основал здесь сельскохозяйственную ферму с системой прудов «на голландский манер» — Астрадамово. В середине XVIII в. при князе Н.Г. Разумовском был заложен существующий в настоящее время регулярный террасный парк, устроены пруды и за-прудная пейзажная часть парка, в лесном массиве проложены просеки, построен дворец с флигелями; от парковых сооружений этого времени сохранился грот и балюстрада с вазами на верхней парковой террасе. В 1860 г. усадьба Петровское-Разумовское перешла в казну, а в 1865 г. в ней была открыта Петровская земледельческая и лесная академия. К этому времени относятся некоторые сохранившиеся постройки архитектурного ядра усадьбы. В 60-е годы XIX в. были заложены плодовые сады, дендрарий, экспериментальный лесной массив Лесная опытная дача, разбиты опытные поля. Общий характер композиции остается регулярным, но фрагменты вокруг

Большого Садового пруда, по долинам рек Синички и Жабенки представляют собой цельные пейзажные сады. Дендрарий, созданный главным садовником Академии Р. Шредером — один из самых совершенных русских пейзажных садов. Он построен как система полян и зеленых залов под открытым небом, точно продуман рисунок каждой из групп деревьев и кустарников, колористическое решение всего пейзажа. Основные пейзажные картины раскрываются с центральных дорожек, обходная дорожка проходит по плотно засаженным периферийным частям парка. В современный ландшафтный ансамбль Академии входит не только регулярный парк и малые сады — дендросад и ботанический сад, но и лесной массив, территория опытных полей и станций, архитектурный комплекс. Уникальный ансамбль — часть общей системы озелененных территорий Москвы, в которую входят лесные и сельскохозяйственные земли, парки и лесопарки, городские парки, скверы, бульвары, исторические парки-памятники.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >
 

Популярные страницы