РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Сущность персональной системы ценностей

Индивидуальная система ценностей и складывающие ее ценностные основания личности тесно связаны с потребностями, мотивационной сферой субъекта и осмыслением человеком своей деятельности и поступков в определенных жизненных ситуациях. Принципиальное значение для настоящего исследования имеют работы С.Ф. Анисимова, Е.В. Бондаревской, Б.Н. Боденко, В.А. Василенко, М.Я. Виленского, Л.С. Выготского, А.И. Донцова, Г.Е. Залесского, А.Г. Здравомыслова, И.А. Зимней, В.П. Зинченко, М.Г. Казакиной, С.В. Кульневича, А.Н. Леонтьева, Н.А. Морозовой, А.В. Мудрика, Н.Д. Никандрова, И.Н. Семенова, В.А. Сластенина, К.Д. Ушинского, Е.Н. Шиянова и многих других.1 Однако научные представления о ее свойствах и устойчивости ее компонентов в социологической и психолого-педагогической литературе не однозначны. В этой связи представляется важным посмотреть на ценности как на междисциплинарную категорию с реалистической позиции конкретной практической деятельности человека. Например, в философской и социологической литературе ценности понимаются весьма абстрактно, как общечеловеческие универсалии. В религиозной философии ценности, регулирующие человеческие отношения, сводятся к заповедям Ветхого и Нового заветов, Корана и других священных писаний. В научно-педагогической литературе все больше и больше говорится о ценностях воспитания, но какие они, как они практически определяют цели и задачи воспитания, на эти вопросы, к сожалению, мы имеем мало готовых ответов. В настоящей работе предложены подходы к поиску ответов на поставленные вопросы.

Существующие сегодня представления о декларируемых общечеловеческих ценностях (знания, любовь, природа, человек и др.) все-таки достаточно абстрактны. Так, к примеру, к универсальным человеческим ценностям Р. Киддер, исследовавший современные формы мышления, свойственные различным культурам, причисляет Любовь, Честность, Справедливость, Свободу, Согласие, Терпимость.2 Или к неизменным общечеловеческим ценностям, присутствующим в образовательном процессе, причисляются ценности Жизни, Добра, Истины, Красоты. Считается, что эти ценности лежат в основе отношений человека к миру, формируемого в воспитательно-образовательном процессе.3 Однако в их понимании, как правило, отсутствует связь ценностей с конкретными свойствами оцениваемых объектов и предметов реального мира. Так, в качестве примера можно привести ценность Знания. Согласно Ф. Бекону, «знание - сила». Возникает вопрос: ценность каких знаний декларируется: знании, направленных на созидание или разрушение; знании, несущих людям благо или страдания, лишения; знаний, используемых на пользу обществу и конкретному человеку, или во вред ему? Аналогичные вопросы встают и при определении любви как общечеловеческой ценности. Абсолютизация этой ценностной категории и перенос ее на все человечество не дает ясности в понимании того, кого и за что любить. Любить близкого по убеждениям, по складу характера, уважаемого, порядочного человека (как требуют, к примеру, христианские заповеди - возлюбить ближнего как себя самого) или с любовью относиться к варвару, деспоту, террористу, преступнику, непорядочному человеку?..

Среди ведущих ценностей справедливо рассматриваются ценности Природы и Человека как высшей ценности социального бытия,4 а также Семья, Родина, Мир.5 Однако на практике ценности Природы, выступающей естественной средой обитания человека, и ценность Человека как представителя человеческого рода, как личности, как представителя общества, к сожалению, не всегда интерпретируется в качестве высшей. Примерами тому являются вырубки леса для строительства элитных особняков в заповедных районах (имеющих природную и историческую ценность), мотивы, лежащие в основе локальных конфликтов, факты нарушения прав человека и др.

В философии ценности трактуются как «человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности».6 Не останавливаясь специально на детальном рассмотрении подходов к этим трактовкам, выделим лишь те из них, которые представляют интерес для настоящего исследования.

Согласно теоретическим позициям аксиологического трансцендентализма (В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.), под ценностями понимаются Добро, Истина, Красота, выступающие как некий идеал, «носителем которого является «сознание вообще».7 В диалектико-материалистической философии также выделяется аксиологический аспект сознания, который отражает его избирательность и ориентацию на выработанные обществом и принятые субъектом сознания ценности - философские, научные, политические, нравственные, эстетические, религиозные и др.8 Так, с педагогической точки зрения, В.А. Сластениным, Г.И. Чижаковой обоснована сущностная характеристика сознания как ценностная категория. Ученые отметили, что ценности являются ориентиром деятельности и поведения человека только при условии сформированности у личности ценностного сознания, ценностного отношения и ценностных установок: «ценностные ориентации в целом отражают направленность личности на определенные ценности в деятельности и поведении, а в каждой конкретной ситуации личность руководствуется ценностными сознанием и отношением».9 Под общественным сознанием учеными понимается духовный результат развития общества, выражение его бытия; под сознанием индивида - его внутренний мир, его социальную связь с миром. Таким образом, отмечал В.А. Сластенин, человек открывает для себя общечеловеческие ценности, такие, как добро, справедливость, любовь, существующие в надиндивидуальной духовной реальности. Мир открывается человеку и его сознанию как «мир духовных ценностей, идеалов, симпатий и антипатий».10 По В.А. Сластенину, субъективно-эмоциональная деятельность сознания «концентрирует в себе гуманистические идеалы, цели, мотивы, побуждения», а основой развития и совершенствования субъективной эмоциональной стороны сознания является ценностное знание, определяющее позицию и поведение человека.11

В социологии, согласно М. Веберу, ценности понимаются как особая категория значения. Поведение человека в определенной ситуации объясняется мотивами и намерениями человека, а также его оценками морального смысла своих действий и деятельности других людей в наличной ситуации. Такой же точки зрения придерживался и Г. Оллпорт. Описывая ценность в психологическом контексте, он определял ее как «личностный смысл».12 По его мнению, «ребенок осознает ценность

- 13

всякий раз, когда смысл имеет для него принципиальную важность». Исходя из данных определений, становится ясно, что личностный смысл как аксиологическая категория выражает ценностное отношение субъекта к явлениям объективной действительности.

По определению американских социологов У. Томаса и Ф. Знанецко-го, социальной ценностью может стать «любой предмет, обладающий эмпирическим содержанием, доступным членам социальной группы, а также значением, вследствие которого он является или может быть объектом действия».14 Согласно Ф. Знанецкому и Г. Риккерту, ценности образуют мир культуры и являются первичным фактом человеческого опыта.15 Важным в этом подходе является взаимосвязь явлений культуры и человеческого опыта. Автор утверждал, что ценность культуры не обязательно должна отражаться в индивидуальном опыте. По-видимому, ценности, закрепленные в культурных общественных традициях, объективно влияют на развитие системы персональных ценностей.

Известны попытки определить место ценностей в структуре личности. Например, с точки зрения Н.И. Непомнящей, ценности составляют важнейший компонент структуры личности, выражающий, с одной стороны, наиболее важное, значимое для субъекта содержание, с другой стороны, особенности его представления о себе, осознание себя.16

Ценности, в представлении В.М. Полонского, определяются как «качества и характеристики личности, которые должны быть достигнуты в результате образования».17 Отсюда следует, что квалифицированная постановка целей воспитательно-образовательного процесса позволяет сформировать у человека субъективно значимые и общественно ценные качества личности. В то же время соответствие качеств личности, приобретаемых человеком в результате воспитательно-образовательного процесса, общественным идеалам можно рассматривать как критерий качества воспитания и образования личности.

В своем фундаментальном исследовании мотивационных процессов X. Хекхаузен интерпретирует ценность как «привлекательность целевого объекта» и ставит ценности в один ряд с потребностями и влечениями человека. По его мнению, ценность «определяет нужность цели».18 Подход X. Хекхаузена позволяет рассматривать категорию «ценность» как характеристику мотивационной сферы личности, отражающей механизмы когнитивной и эмоциональной составляющей деятельности человека. При этом, если рассматривать счастье человека как ощущение «нужности» людям (С.В. Образцов), то, согласно позиции X. Хекхаузена, чувство счастья можно рассматривать в ценностном аспекте, подобно имеющим место эстетическим, нравственным, патриотическим чувствам личности. Иначе говоря, чувства личности - это аксиологическая категория, выражающая отношение человека к явлениям объективной действительности.

Установлено, что ценности детерминируют поведение и регулируют деятельность человека (М.Т. Громкова). Следовательно, его поведение и активность, направленность значимых для него действий вскрывает деятельностную природу ценности. Наш вывод подтверждается мнением М.Т. Громковой, которая полагает, что ценность - «это то, что для нас значимо, чем мы не можем пренебречь, через что не можем переступить в своих поступках, чем руководствуемся в собственном поведе-

НИИ».

Процесс развития ценностных ориентиров личности В.С. Мухина справедливо связывает с приобретением человеком социально значимого опыта.20 Личность человека, критически сопоставляющего свой опыт с обобщенным опытом и ценностями значимого для него социума, развивается как устойчивая социальная структура. Данная точка зрения, отраженная также в трудах И.С. Кона, Дж. Мида, А.В. Мудрика, Д.Н. Ша-лина,21 имеет важное методологическое значение для настоящего исследования, поскольку развитие оценочных способностей личности напрямую связано с обогащением индивидуального жизненного, познавательного, эмоционального, профессионального опыта. По мере накопления жизненного опыта у человека формируются мировоззренческие позиции, на основе которых он дает оценки наблюдаемым происходящим явлениям. Тем самым формируются определенные ориентиры оценочной деятельности. Способность человека критически оценивать опыт своих достижений и неудач и сравнивать его с жизненным опытом других людей придает субъективную уверенность личности в выражении своих взглядов и убеждений, а мировоззренческой позиции человека -устойчивость. Так, по справедливому мнению П.В. Корнеева, отношение к своим и чужим ошибкам является важным элементом жизненного опыта. Он особенно ценен, поскольку помогает исправлять и преодолевать эти ошибки.22 По нашему мнению, воспитанник должен иметь право на ошибку. Без осмысления своей ошибки и без возможности ее исправить, без переживания чувства стыда за ошибку другого человека, а также чувства радости за успехи и достижения ближнего не может быть закрепления положительных тенденций развития личности.

До сих пор нет ясности в определении нравственных, экономических, политических, эстетических ценностей, а также ценностей физического совершенства, экологических, правовых и других ценностей, определяющих цели соответствующих направлений воспитания. Эти цели, определенные на ценностной основе, должны быть конкретизированы в практике разрешения проблемных педагогических ситуаций, согласованы с общественным опытом и традициями культуры, отражаться в индивидуальном опыте поведения человека, в системе его оценок объективной действительности, образовывать индивидуальную систему ценностей личности. Именно индивидуальный социальный опыт личности, по справедливому мнению А.В. Мудрика, является самобытным синтезом «различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений и навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок».23

В работах Р. Перри понятие «ценность» анализируется в психологическом смысле. Р. Перри полагал, что качество ценности у предмета появляется в случае возникновения человеческих потребностей или интересов. Иначе ценность предмета для человека остается неопределенной. Подход Р. Перри в определении понятия ценности согласуется с трактовкой этого понятия А.Г. Здравомысловым. Он интерпретировал данное понятие с позиций исторического материализма, утверждая, что ценности - это обособившиеся интересы в процессе исторического развития в результате разделения труда в сфере духовного производства.24 Разделяя данную точку зрения, мы полагаем, что «обособившиеся интересы» представляют персонифицированные общественные ценности и идеалы, представленные в структуре личности в целостном единстве.

Приведенные примеры представляют разные подходы к классификации ценностей и их сущностной характеристике. В них приводятся различные ценностные группы, которые по-разному отражают аксиологические представления об окружающей объективной действительности. Нами использованы те подходы и положения, которые представляют практический интерес для настоящего исследования.

Многие авторы употребляют словосочетание «иерархия ценностей»,25 подчеркивая избирательность деятельности и поведения человека, основанную на индивидуальных оценках происходящих в жизни событий. Например, Е.И. Артамонова предлагает рассматривать в качестве иерархии ценностей жизненно важные для личности аксиологические образования, среди которых ею выделяются идеал, концептуальная идея, убеждения, принципы, которые «выстраивают иерархию ценностей и связаны с мировоззрением личности, формированием ее самосознания».26

Устанавливая взаимосвязь личностных ценностей, включенных в психологическую структуру личности, А.В. Мудрик справедливо считает, что «каждому человеку свойственна специфическая индивидуальная иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между общественным и индивидуальным бытием».27 На эту мысль мы опираемся в целях подтверждения наших выводов о посреднической роли системы ценностей личности учителя как транслятора общественных ценностей и идеалов в индивидуальное сознание и личность воспитанников.28 А.В. Мудрик обращает также внимание на конкретность содержания личных ценностей, выстроенных в иерархическом порядке, что определяет практическую позицию человека в отношении к себе и к окружающему его миру. При этом для настоящей работы научный интерес представляет позиция автора, состоящая в том, что «мера просоциальности - антисоциальности личностных ценностей определяет степень их адекватности ценностям - общественным идеалам».29

В связи с этим свобода как индивидуальное достояние, по мнению И. Ратцингера (Бенедикт XVI), в своем содержании существует в «иерархии свобод», что является условием, при котором реализуется возможность индивидуума распоряжаться самим собой (т.е. быть свободным в обществе и обладать властью).30 Руководствуясь данной иерархией, человек управляет своими действиями и поступками путем самоограничения, не вступая в противоречие при этом с общественно принятыми нормами культуры.

По мнению В.А. Сластенина, Г.И. Чижаковой, логико-структурное построение педагогической аксиологии отражает иерархию ценностей образования, а именно: основу содержания образования составляют знания, и для любой из множества существующих образовательных систем «знание является ценностью и сохраняет свою образовательную и познавательную ценность, являясь результатом практической деятельности».31 В связи с этим в иерархии образовательных ценностей знание В.А. Сластениным и Г.И. Чижаковой относится к группе доминантных ценностей. К группе нормативных ценностей ученые причислили моральные, нравственные нормы, определяющие в общем виде деятельность субъекта образования и не регламентирующие детали его поведения, а также предполагается способность ответственно нормировать и самостоятельно регулировать свои поступки. Выделение стимулирующих ценностей авторы основывали на понимании педагогики как «технологической науки», определяющей процесс движения от целей педагогической деятельности к ее результату; стимулирующие ценности рассматривались ими как «условие и средство формирования познавательной деятельности и активности школьников».32 К сопутствующим ценностям авторы отнесли ценности, направленные на совершенствование качества познания. В множество этих ценностей вошли: учебные умения; понимание учеником изучаемых предметов и явлений, являющиеся качественной характеристикой результата образования. По мнению В.А. Сластенина и Г.И. Чижаковой, доминантные, нормативные, стимулирующие и сопутствующие ценности взаимосвязаны и их иерархическая структура составляет «теоретическое основание педагогической аксиологии, способствуя формированию творческой созидающей деятельности, направленной на создание материальных и духовных ценностей общества».33 При этом В.А Сластенин, В.К. Елисеев рассматривали процесс выстраивания иерархии (к примеру, ценностей труда) в результате наполнения их профессионально значимыми смыслами. Авторы исследования исходили из предположения о том, что педагогическая деятельность имеет полисемантическую природу, включающую все основные виды смыслообразующих ценностей и мотивов, присутствующих в ней в той или иной степени.34 Вышеизложенные положения педагогической аксиологии, сформулированные академиком В.А. Сластени-ным и его научной школой, положены в основу понимания сущности структуры персональной системы ценностей.

Для определения сущности персональной системы ценностей и раскрытия ее динамической структуры в настоящей работе используется системный подход.

Согласно определению Большого толкового словаря русского языка, понятие «система» трактуется как «целое, составленное из частей соединение. 1. Определенный порядок, основанный на планомерном расположении и взаимной связи частей чего-либо ... 5. Устройство, структура, представляющая собой единство закономерно расположенных, взаимно связанных частей ... 8. Совокупность каких-либо элементов, единиц, частей, объединенных по общему признаку или назначению. 9. Совокупность принципов, лежащих в основании какого-либо учения, мировоззрения и т.п. 10. Совокупность методов, приемов, правил осуществления чего-либо».35 Следовательно, понятие системы ценностей, в том числе индивидуальной, определяется как совокупность частей, находящихся в определенных связях и отношениях и представляющих собой единство и целостность.

Как известно, под системой в философии понимается совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом.36 В философской литературе различаются целостные и сумма-тивные системы. По мнению В.Г. Афанасьева, суммативные системы образуют множество элементов, «свойства которых представляют собой простую сумму соответствующих свойств составляющих частей».37 В отличие от суммативных систем целостные системы определяются автором как «совокупность объектов, взаимодействие которых обусловливает наличие новых интегративных качеств, не свойственных образующим ее частям, компонентам».38 При этом В.Г. Афанасьев связывал категорию целостности с категорией качества, поскольку, по его словам, качество есть «известное выражение целостности предмета, а целостность предмета - одна из его качественных характеристик».39 Отсюда с очевидностью вытекает, что состояние персональной системы ценностей характеризует целостность и качественный уровень развития личности. А.Н. Аверьянов, обращаясь к целостным свойствам системы, отмечает, что развитие системы претерпевает ряд ступеней, характеризующихся последовательной стабилизацией структуры. Качество целостности автор отождествляет со «зрелостью системы» и определяет целостность системы наличием в ней диады «доминирующих противоположных подсистем, каждая из которых объединяет элементы, обладающие функциональными качествами, противоположными функциональ-

- 40

ным качествам другой подсистемы».

При этом, по мнению автора, показателем зрелой системы является специализация и приспособление «к определенному способу взаимодействия с окружающей средой».41 Теоретический подход А.Н. Аверьянова применительно к системе ценностей позволяет представить развитие персональной системы ценностей, функционирующей в условиях конкретной культурной среды, в процессе интериоризации личностью общественных ценностей и идеалов, функционирующих в рамках конкретной культуры. В случае соответствия системы общих, распространенных в рамках конкретной культуры, ценностей и персональной системы ценностей достигается гармонизация отношений личности с социумом, что также может выступать в качестве показателя воспитанности человека.

В отличие от А.Н. Аверьянова В.И. Бельтюков рассматривает триаду как фактор аналитико-синтетического системообразования и дает определение триаде как единице системообразования, «которая строится на внутреннем объединении внешне противоположных структур - аналитической и синтетической.42 Теоретический подход В.И. Бельтюкова помогает нам в раскрытии механизма образования и функционирования системы ценностей личности. Принципиально важным нам представляется процесс осмысления человеком субъективной значимости тех или иных качеств объекта в условиях деятельности, определяемых жизненной ситуацией. А именно: при отсутствии жизненного опыта и готовности к оценке значимости качеств объекта развивающаяся личность неспособна сознательно подойти к формулировке оценочных суждений по поводу наблюдаемых фактов, событий жизни. Мы полагаем, что по мере психологической и социальной подготовленности к оценке значимости наблюдаемых событий субъект накапливает жизненный познавательный опыт в ходе сознательной оценочной деятельности, что приводит к переоценке ценностей, вытеснению одних ценностей другими, новому взгляду на происходящие события, открытию новых нюансов развития сюжетной линии, к примеру, в перечитанных вновь литературных произведениях. По мере накопления жизненного познавательного опыта человек в своей деятельности руководствуется не столько ценностями, сколько поведенческими клише, закрепленными в его памяти и всплывающими из бессознательного как автоматизированный навык, как актуальная модель поведения в сложившейся стандартной жизненной ситуации. Однако ситуативно актуализированный поведенческий стереотип «обязан» своим появлением сознательной оценочной деятельности на ранних этапах развития личности, и тем самым косвенно отражает персональную систему ценностей. Отсюда следует, что процесс формирования персональной системы ценностей можно рассматривать как последовательную триаду новообразований (по В.И. Бельтюкову). Она представляет последовательность переходов:

  • 1) от неосознаваемых оценок или оценок, навеянных внешним социальным окружением ребенка (преимущественно в дошкольном возрасте);
  • 2) сознательную оценочную деятельность, в ходе которой на соответствующих этапах возрастного развития личности происходит череда переоценок ценностей (в большей степени на протяженном этапе школьного детства, включая юность);
  • 3) постепенное расширение ценностных новообразований, характерных в основном для периода зрелости и более позднего возраста.

Системный подход традиционно используется в аксиологии, которая сама по себе является общенаучной теорией. Существуют различные подходы к классификации и систематизации ценностей.

Е.Н. Шиянов в классификации ценностей отмечает их предметный и субъектный характер. По его мнению, предметными ценностями могут быть природные и социально-культурные явления, актуальные или потенциальные предметы человеческой деятельности, оцениваемые по таким критериям, как добро - зло, красивое - безобразное, справедливое - несправедливое и т.д. К субъективным ценностям ученый относит критерии, образцы, социальные стандарты, выступающие основаниями оценок. Закрепляясь, они служат предельными ориентирами обществен- ного сознания.

В.А. Сластениным и учениками его научной школы И.Ф. Исаевым, А.И. Мищенко, Е.Н. Шияновым предложена классификация ценностей, согласно которой выделяются личностные, групповые и социальные пе- дагогические ценности.

У. Томас и Ф. Знанецкий классифицировали социальные ценности в следующие группы: социальные нормы или установленные правила поведения (традиции, обычаи, убеждения, цели), социальные действия (обряды, практическое следование в поведении правовым и моральным нормам), а также отдельные люди и социальные группы, вступающие в межличностное и межгрупповое взаимодействие. Такого же подхода придерживается и В.В. Лаптинский, рассматривая систему ценностных отношений как «совокупность правил, норм и эталонов, принятых в обществе, соблюдение и следование которым позволяет учащимся достичь социально значимых целей на основе осознания ими отношения к окружающему миру, обществу и своего места в нем».45

Известный социолог Ф. Адлер систематизировал ценности в следующей классификации: абсолютные ценности (бог, вечные идеи, справедливость); материальные и идеальные ценности (вещи, природа, оцениваемые качества предметов, рассматриваемые как возможные средства удовлетворения человеческих потребностей или желаний); разум и потребности человека как ценность; действия, вербальное и невербальное поведение человека.

Предлагая философскую трактовку понятия «система ценностей», на которую мы опираемся в своем исследовании, А.Г. Здравомыслов выдвинул идею, согласно которой система ценностей представляет собой действенную сторону общественного сознания, взятого в совокупности всех его форм. Их традиционное рассмотрение автором представлено как объединение философского и мировоззренческого, нравственного и эстетического, политического и идеологического, рационального и эмоционального компонентов.47

Поддерживая точку зрения А.Г. Здравомыслова, В.Н. Сагатовский отметил, что систему общественно значимых ценностей, в том числе ценностей нравственных, представляет разум. Он же рассматривает переход общественных ценностей во внутренний план с образованием личных ценностей, чему, по его мнению, способствуют кругозор и убе- ждения человека.

Иначе говоря, опираясь на философские высказывания ученых, мы полагаем, что кругозор и убеждения человека составляют его жизненный опыт, нравственное кредо личности, эстетические вкусы, политические взгляды, индивидуальные представления об идеале физического совершенства и т.п. Различные направления воспитания базовой культуры личности выражают ценностную основу общественного сознания и способствуют образованию и развитию персональной системы ценностей.

Авторы по-разному определяют сущностные характеристики системы ценностей. По справедливому замечанию В.А. Канке, «ни одна из систем ценностей не считается универсальной и окончательно доказанной».49 Он также обращает внимание на ситуативность актуализации ценностей.50 Приведем несколько примеров попыток универсализации системы ценностей. Так, М.Т. Громковой выделяются следующие общечеловеческие ценности: Свобода, Равенство, Братство, Жизнь и Здоровье, Гуманизм, Счастье, Гармония, Дух,51 при этом сущность определяемого понятия ею, к сожалению, не раскрывается.

И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко и Н.А. Морозова выявили систему ценностных ориентаций студентов на основании вторичного анализа данных социологических исследований И.М. Ильинского, Б.А. Ручкина, П.И. Бабочкина, В.С. Собкина, И.П. Ивановской, Т.Э. Петровой,

В.Т. Лисовского. Авторы отмечают, что среди основных жизненных ценностей студентами отмечались Жизнь, Семья, Знания, Труд, Добро, Собственное «Я», Чувства.52 Однако, учитывая, что в исследовании авторами обрабатывались данные выборочного опроса студентов, относящихся только к одной возрастной и социальной группе, мы полагаем, что избранный ими метод выделения элементов системы ценностей не позволяет рассматривать их как всеобщие, универсальные ценности, хотя сами выделенные ценности во многом схожи с общечеловеческими.

На психотерапевтическую функцию системы ценностей указывают Д.В. Каширский, Л.М. Митина, Н.Г. Руденко и др. Согласно их позиции, целостная и непротиворечивая система ценностей обеспечивает гармонию человеку с собой и миром, позволяет ему быть субъектом собственной жизнедеятельности, поскольку выступает в качестве регулятивного механизма высшего уровня.53 При этом авторы, рассматривая систему «общечеловеческих и профессиональных ценностей как ядра культу- ры», к сожалению, не выделяют ее структурные компоненты.

Наряду с системой ценностей, принятой в обществе, систематизации подвергаются индивидуальные ценности как личностные образования. Так, Ч. Моррис в системе ценностей выделял оперативные ценности, проявляющиеся в оценочной ситуации и выражающие различные предпочтения в поведении человека (например, моральный выбор личности); скрытые ценности (знаки и символы, предпочитаемые в поведении для выражения мыслей и чувств); объективные ценности (предпочтительные свойства предметов).55

Исследуя компоненты, образующие индивидуальную систему ценностей, М.Т. Громкова выделяет среди них совесть, разум и любовь к природе.56

В вышеперечисленных работах, к сожалению, не говорится о месте системы ценностей в структуре личности, не раскрываются индивидуальные особенности персональной системы ценностей, а также показатели, определяющие ее индивидуальность. Индивидуальная система ценностей, с нашей точки зрения, представляет собой систему ценностных оснований личности, определяющих персональное отношение к наблюдаемым явлениям в различных жизненных ситуациях.

Воспитываемая индивидуальная система ценностей определяет развитие целостной личности. Так, Л.П. Станкевич, исследовавший вопросы изучения целостной личности, обращает внимание на то, что структурные компоненты целостной системы личности «необходимо формировать как своеобразные ценности, без которых невозможно формировать целостность любой личности».57 Отсюда следует, что целостность личности обусловлена целостностью воспитывающего влияния. Таким образом, задача воспитания ценностных оснований личности как составляющих элементов персональной системы ценностей, определяющей деятельность человека, требует выявления ее целостных свойств, от которых зависит социальная зрелость и гражданственность личности. Различные подходы к решению этой задачи характеризуют тенденцию развития образования. Например, разрабатываются программы воспитания детей, в которых присутствует ценностный подход к определению его содержания при общей направленности на развитие личности,58 а также проводятся исследования, посвященные изучению проблемы ценностей воспитания.59 Новое содержание воспитания, основанное на ценностях, утвержденных в нормах культуры и общественных традициях, направляет практику индивидуального подхода в воспитании на развитие системы ценностей личности воспитанника.

Как точно отмечал З.И. Равкин, «Человек как самоценность высшего порядка, Труд, Мир, Свобода, Справедливость, Равенство, Добро, Истина и Красота во взаимодействии друг с другом образуют новый рубеж, с которого начинается новый отсчет в развитии общечеловеческой, гуманистической культуры всей системы ценностей».60 Как нам представляется, следует выделить из существующей системы социально-философских, гуманистических, общечеловеческих ценностей те ценности, которые имеют особое значение для сферы воспитания.

Приведенный обзор различных трактовок понятий «ценность», «иерархия ценностей», «система ценностей» показывает, что авторами представлено большое многообразие подходов к их определению. На основании обобщения перечисленных трактовок аксиологических категорий в философском, психолого-педагогическом и социологическом аспектах, представляющиеся наиболее важными для настоящего исследования и раскрывающие их педагогическую сущность, мы высказываем следующую точку зрения применительно к сущности понятия «персональная системы ценностей».

В нашем представлении ценность не существует абстрактно, а всегда конкретна. Качество ценности присваивается конкретным реально су-шествующим объектам, предметам, свойствам, действиям в определенной ситуации. Таким образом, ценность - это качество, приписываемое предмету или объекту в той или иной ситуации деятельности. Она может быть общей для оценок любого предмета независимо от его материальной или нематериальной природы.

Есть также объекты (субъекты), значимость которых для человека постоянна в условиях конкретной культурной среды его развития и воспитания. К таким материальным и нематериальным объектам (субъектам) относятся: сам человек и его духовный мир; ближайшее окружение человека (родители, члены его семьи) семейный уклад и бытовые условия жизни, семейные традиции, история семьи, генеалогия, обсуждаемые вопросы в кругу семьи и высказываемые при этом плодотворные идеи; члены его учебного (трудового) коллектива, друзья, трудовые и учебные традиции, история школы, трудового коллектива, опыт учебной, спортивной, трудовой и другой деятельности и продуктивные идеи, связанные с ним, условия труда и учебы; Отечество, воспринимаемое человеком через освоение природы края, в котором он живет, через инфраструктуру и архитектуру родного города, поселка, села, через характер общественных отношений, складывающих традиционную культуру этноса, законы и нормы общежития, через национальную идею, объединяющую граждан родного государства, через средства массовой информации, освещающие события в стране, через постижение истории Отечества, родного языка, достижений литературы, искусства, науки, техники, спорта; мир в целом.

Актуализация ценностных свойств предмета происходит в условиях определенной ситуации, возникающей в результате появления тех или иных потребностей у человека, в зависимости от их силы. При этом, если рассматривать ситуацию как «поток информации об актуальном окружении»,61 то можно считать, что качеством ценности начинают обладать те объекты или предметы, использование которых в ситуации деятельности благоприятствует удовлетворению актуализированных потребностей. Например, если ребенок на урок геометрии в школу принес логарифмическую линейку, чтобы с ее помощью построить квадрат или выделить поля в тетради, то становится ясно, что данный математический прибор имеет ценность для ученика лишь в контексте измерительной линейки, а выдвижная шкала линейки не имеет никакого значения, если ученик не умеет ею пользоваться, не понимает ее назначения или владеет калькулятором, предназначенным для инженерных расчетов. Ценность данного инструмента будет актуальна в соответствующей ситуации учебной деятельности, организованной учителем. После выполнения необходимых учебных операций ценностные свойства инструмента для ученика перестанут существовать, и его внимание переключится на рисунок или задачу в учебнике, если учитель создаст новую педагогическую ситуацию на уроке и перейдет к следующему его этапу. В этом случае перед ребенком актуализируются ценностные свойства нового объекта действий - учебника и наличия в нем соответствующей страницы. На ситуативность проявления и специфичность ценностей для различных сфер жизнедеятельности (познания, спорта, общения) указывает также А.В. Мудрик.62

Ситуативное поведение воспитанника в определенной педагогической ситуации объясняется его мотивами и намерениями, соотнесенными с требованиями культуры общества, а также пониманием морального смысла своих поступков и деятельности других людей в конкретной ситуации. В психологическом контексте сущность ценности определяется личностным смыслом для человека значимых явлений жизни и предметов, имеющих для него практическое значение. Личностный смысл как аксиологическая категория выражает ценностное отношение субъекта к явлениям объективной действительности.

Ценность явлений и предметов реального мира осмысливается ребенком в процессе взаимодействия с ними, направленного на разрешение практических проблем, связанных с возникновением естественных потребностей и интересов. Результаты взаимодействия с реальными объектами и явлениями закрепляются в памяти и складывают ценностную составляющую индивидуального опыта практической деятельности.

По мере приобретения жизненного опыта у человека формируется массив индивидуальных ситуативных оценок, ориентирующий его в жизни, адаптирующий к условиям окружающей среды, а также определяющий его индивидуальную активность на основе сформированных мировоззренческих позиций, как следствие оценок личностью «...различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений и навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризованных ценностных ориентаций и социальных установок».63

В этом, по нашему мнению, заключается сущность деятельностной природы ценности, благодаря которой у человека формируется на основании приобретенного субъективного опыта персональная система ценностей, отвечающая социальным условиям конкретной культурной среды, в которой происходит усвоение воспитанником общественных идеалов, нормативных требований субкультуры. Личные ценности, представленные в системе, детерминируют поведение и регулируют деятельность человека.

Система ценностей является важнейшим компонентом структуры личности, выражающим как наиболее значимые для человека содержание и характер деятельности, так и особенности самосознания. Персональные ценности характеризуют состояние мотивационной сферы личности, направленность волевых устремлений человека, специфику когнитивных и аффективных процессов. Чувства человека, вызванные осмыслением значимости происходящих явлений, можно рассматривать как аксиологическую категорию, проявляющую эмоциональное отношение к явлениям объективной действительности.

Мы полагаем, что в культурологическом контексте система ценностей несет в себе культуроохранительную функцию. Система ценностей, на которую опираются традиции культуры, объективно влияет на развитие персональной системы ценностей, обусловливает спонтанную социализацию личности в рамках конкретной субкультуры, тем самым способствует ее воспроизводству. В процессе целенаправленного воспитания ценности общества, актуализированные в общественном сознании, религиозных, национальных, этических и эстетических традициях, учитываются педагогом в постановке целей воспитания и проектирования культурной развивающей среды образовательного учреждения. Наряду с этим принципы воспитания, вытекающие из фундаментальных закономерностей развития личности (в том числе возрастного), составляют ценностные основания воспитания человека.

Из этого следует, что система общественных ценностей и идеалов определяет аксиологическую концепцию воспитательной системы школы, а также систему педагогической деятельности отдельно взятого учителя. Квалифицированная постановка целей воспитания способствует эффективному достижению качественных результатов воспитательнообразовательного процесса, позволяет сформировать у воспитанника комплекс субъективно значимых и общественно ценных качеств личности. Аксиологическим критерием качества воспитания личности можно рассматривать соответствие персональной системы ценностей и направленности составляющих ее ценностных оснований личности, приобретаемой воспитанником в ходе педагогического процесса, общественным ценностям и идеалам.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >