Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Воспитание ценностных оснований личности

Содержание и структура ценностных оснований личности

В целях определения элементов персональной системы ценностей важным, на наш взгляд, является выявление ценностной основы направлений воспитания, традиционно учитывавшихся в воспитательной работе. Так, в общих задачах воспитательной деятельности общеобразовательной школы до начала 90-х годов ценностные приоритеты воспитания выражались косвенно, через постановку целей и задач воспитания школьников. При этом общие направления воспитания в распространенных и широко использовавшихся в практике Рекомендациях по организации системы воспитательной работы общеобразовательных школ были многоплановыми и определялись следующим образом: 1 формирование у учащихся основ мировоззрения; воспитание сознательного отношения к учению, политической сознательности, положительного отношения к труду и народному достоянию, нравственности, дисциплины и культуры поведения, гражданской ответственности, эстетической, политической культуры, экологическому и экономическому воспитанию; развитие познавательной, общественной активности и культуры умственного труда, навыков санитарно-гигиенической культуры, правосознания; физического совершенствования, художественных способностей и подготовки к сознательному выбору профессии; укрепление здоровья.

Учитывая, что проблемы ценностей в общественных науках наиболее остро проявляют себя, как правило, на этапе социальных трансформаций, авторами Рекомендаций, издававшихся в нашей стране в период общественной стабильности (60-80-е гг. XX в.), задача выявления аксиологической составляющей содержания воспитания специально не ставилась. Констатируя основные направления воспитания школьников в советский период развития отечественной школы и педагогики как исторический факт и отмечая важность данного документа, обозначенные в тексте Рекомендаций общие направления воспитательной деятельности 2 мы проанализировали в ценностном аспекте. С учетом современных условий социальной жизни и на основе анализа Примерного содержания воспитания школьников считаем наиболее целесообразным систематизировать общие задачи воспитательной деятельности по следующим ценностным группам: ценности доверия к окружающему миру (выражающаяся в гармонии и защищенности); ценности свободы и самостоятельности; ценности конкретных поступков как способов поведения человека в определенных жизненных ситуациях; ценности, выражающие общие законы и правила поведения личности; ценности развития положительных качеств личности; жизненная позиция как ценностная категория; ценности профессиональной деятельности и профессиональной компетентности специалиста; трансляция жизненного и профессионального опыта как ценность.

Выделенные ценностные группы, по нашему мнению, можно рассматривать в качестве элементов системы ценностей личности, проявляющих себя как последовательность новообразований, субъективно актуализирующихся на соответствующих этапах возрастного развития. Система ценностей личности имеет динамическую структуру и совершенствуется в процессе онтогенетического развития человека. Свидетельством тому являются переоценки ценностей, происходящие время от времени на различных возрастных этапах. Важно также отметить, что в каждой из выявленных нами ценностных групп отражаются ценности, выражающие различные направления воспитания и позволяющие интегрировать его содержание на единой аксиологической основе, одинаково значимой для многих этапов исторического развития общества, его культуры и являющейся, таким образом, социокультурным инвариантом.

Так, например, к ценностям доверия к окружающему миру (выражающихся в гармонии и защищенности), исходя из анализа Рекомендаций,3 относим понимание взаимосвязей человека, общества и природы, их целостности и единства развития; понимание условия и состояния окружающей среды как основы общественного производства; любовь к природе; доброжелательные и уважительные отношения в коллективе, бережное и тактичное отношение к дружбе; формирование навыков санитарно-гигиенической культуры; стремление к овладению основами гражданской обороны.

Ценности свободы и самостоятельности проявляются в потребности и умении отстаивать свои взгляды; умении самостоятельно добывать знания; систематически знакомиться с новейшими достижениями науки и техники, литературы и искусства; осознании общественной значимости мотивов познавательной деятельности, ответственности и прилежного отношения к учению; осознании прав и свобод человека во взаимосвязи с добросовестным выполнением гражданских обязанностей; стремлении совершенствовать навыки самообразования; понимании сущности сознательной дисциплины, ее проявлении в культуре поведения, сознательном отношении к общественному долгу, в единстве слова и дела; в умении проявлять инициативу и самостоятельность, подчиняться требованиям коллектива; умении заниматься нравственным самовоспитанием.

Ценности конкретных поступков как способов поведения человека в определенных жизненных ситуациях можно представить, как активность в преобразовании окружающей действительности, добросовестное выполнение гражданских обязанностей, нетерпимость к пассивности в общественной жизни; стремление добросовестно жить, работать и учиться, поступать в соответствии со складывающимися взглядами и убеждениями, участвовать в общественной жизни школы, села, района, города, страны, стремление отстаивать свои взгляды, проявлять бдительность; сознательное следование боевым и трудовым традициям своей страны, готовность к защите Отечества; коллективное решение познавательных задач, систематическое ознакомление с новейшими достижениями науки и техники, литературы и искусства, ответственное и прилежное отношение к учению, бережное отношение к учебникам и учебному оборудованию, государственной, частной и личной собственности, природным богатствам; проявление деловитости и готовности к общественно полезному производительному труду; следование нравственному идеалу, принципу коллективизма, проявление инициативы и самостоятельности, готовность к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе, проявление гуманного отношения к животным и растениям; умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей, соблюдение норм поведения в быту и общественных местах, норм общения (вежливости и скромности, внимательности и предупредительности, тактичности и деликатности и т.д.), культуры речи и внешнего вида, готовность и умение заниматься нравственным самовоспитанием, борьба со злом и равнодушием, эгоизмом и индивидуализмом, иждивенчеством и стяжательством, расточительством и расхлябанностью; разумное следование моде; активное участие в работе спортивных и санитарно-просветительных организаций, регулярные занятия физической культурой, спортом и туризмом.

К ценностям, выражающим общие законы и правила поведения личности, возможно отнести: знание, понимание Конституции государства, основ законодательства о народном образовании, основных прав и обязанностей гражданина, моральных принципов, правил общежития; понимание политики государства, осознание политических прав и свобод человека, гарантированных Конституцией; понимание общественной роли научных знаний, значения связи науки и практики в условиях научно-технического прогресса, основных закономерностей развития познания, явлений общественной жизни и процессов; глубокое понимание нравственного смысла сознательной дисциплины человека, ответственности и исполнительности при соблюдении правил культуры поведения и общения, осознание нравственного идеала современной семьи; понимание сущности дружбы и единства народов России, толерантности и гуманизма; правовые знания, осознание нравственного и правового долга по отношению к природной среде, ответственности за ее состояние, заботы о защите от разрушения и загрязнения; потребность руководствоваться эстетическими принципами в труде, быту, при общении с природой; гармонизация внутренней и внешней культуры; санитарно-гигиенические знания, основы гражданской обороны; потребность в соблюдении режима дня.

К ценностям развития положительных качеств личности можно отнести формирование убежденности в познаваемости объективного мира, научной убежденности; развитие познавательных интересов и способностей, умений самостоятельно добывать знания, навыков рациональной организации учения и познавательной деятельности; развитие умения ориентироваться в стремительном потоке информации, совершенствование навыков самообразования; развитие умения коллективно трудиться, дисциплинированно и творчески работать на общую пользу; воспитание патриотизма; формирование нравственной ответственности за осуществление прав и обязанностей члена коллектива, чувства совести, справедливости, ответственности во взаимоотношениях юношей и девушек, гражданской ответственности за свое поведение, выработка морально-волевых качеств; развитие способностей к эстетическому восприятию отечественной и мировом культуры, произведении искусства и литературы, развитие художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда, восприимчивости к новым тенденциям конструктивного развития; укрепление своего здоровья, развитие двигательной активности.

Жизненная позиция как ценностная категория, на наш взгляд, выражается в творческой активности при овладении знаниями, готовности к инновационной деятельности, способности на основе аргументированной позиции оценивать события общественной жизни в стране и за рубежом; утверждении нравственных принципов и идеалов в жизни и труде, убежденность в преимуществе здорового образа жизни; активной жизненной позиции, сознательном отношении к общественному долгу; уважении Конституции, основ законодательства о народном образовании, основных прав и обязанностей граждан России, моральных принципов, правил общежития, уважении органов и лиц, охраняющих порядок в обществе, непримиримом отношении к нарушениям закона, любым антиобщественным поступкам; глубоком понимании нравственного смысла боевых традиций нашего народа, уважении чести и достоинства человека, стремлении к идеалу нравственного поведения и взаимоотношений между людьми, доброжелательном отношении к людям, понимании необходимости уважительных отношений между мальчиками и девочками, бережном и тактичном отношении к юношеской любви, непримиримости к безнравственности, аморальным поступкам, к нарушениям норм и правил поведения в обществе и на природе; ответственном отношении и любви к труду как первой жизненной потребности, единстве слова и дела, уважении к людям труда, созидающим материальные и духовные ценности, критическом отношении к нарушениям трудовой дисциплины, безответственности в труде и бесхозяйственности, иждивенчеству, тунеядству, к расхитителям собственности и расточительству природных богатств; критическом отношении к суевериям и предрассудкам; осознании общественно значимых мотивов познавательной деятельности, критичности к нарушению учебной дисциплины, безответственному отношению к учению; бережном отношении к памятникам культуры и искусства, народного творчества, критичности к безнравственным эстетическим явлениям в действительности и искусстве, вульгарным вкусам и привычкам; стремлении к общественно полезной деятельности по физической культуре, спорту, туризму, критическое отношение к недооценке занятий физической культурой, спортом, туризмом, к нарушениям личной и общественной гигиены и санитарии, к действиям, разрушающим собственное здоровье и окружающую природную среду.

К ценностям профессиональной деятельности и профессиональной компетентности специалиста можно отнести повышение компетентности в области профессиональных знаний, владение новыми информационными технологиями, совершенствование культуры умственного труда; расширение политического кругозора; признание общественной ценности образования для подготовки человека к жизни и труду в интересах общества, человека и государства; понимание социально-экономических условий материального производства и состояния окружающей среды как основы общественного развития, готовность к практическому применению знаний и умений в различных сферах профессиональной деятельности; глубокое понимание нравственного смысла трудовых традиций, понимание общих основ современного производства, овладение культурой и научной организацией труда, основами конкурентоспособности; обогащение эстетических знаний и совершенствование умений и навыков; соблюдение правил техники безопасности и санитарной гигиены, сознательный выбор профессии с учетом призвания, способностей и общественных потребностей, экономия людских, материальных и природных ресурсов.

Трансляция жизненного и профессионального опыта как ценность обнаруживается в понимании связи науки и практики в условиях технико-технологического прогресса; понимании общественной роли всеобщего обязательного среднего, профессионально-технического, среднего специального, вечернего образования для подготовки к жизни и труду; оказании помощи по учебным предметам отстающим школьникам; участии в воспитательной работе с детьми подшефных классов.

Отсюда становится очевидным, что различные направления воспитания имеют единое ценностное содержание. В выделенных ценностях выражено содержание различных направлений воспитания, определяемое как множеством аспектов культуры (нравственной, физической, эстетической, экономической, экологической, культурой труда и др.), так и многообразием институтов социализации (семья, школа, детские неформальные объединения, трудовые коллективы, религиозные конфессии, маргинальные социальные группы и пр.). Например, в группе ценностей развития положительных качеств личности присутствуют элементы содержания практически всех известных направлений: нравственного, эстетического, физического, трудового, патриотического воспитания и др. Возможно также прогнозировать появление новых направлений воспитания, которые следует ожидать в будущем в связи с развитием культуры общества.

Предвидеть воспитательные задачи отдаленного будущего достаточно сложно, однако в предложенной нами системе персональных ценностей имплицитно присутствуют задачи воспитания будущего. Такой подход позволяет представить единство направлений воспитания, нацеленных на развитие целостной личности. Вместе с тем, выделенные нами ценностные группы являются фундаментальными ценностными свойствами личности, ее ценностными основаниями. По нашему мнению, преимущество построения системы ценностей личности на основе выделенных нами ее ценностных оснований состоит в универсальности. Так, в любой культуре, независимо от исторической эпохи, от общественно-экономической формации, от цивилизационных парадигм общественного устройства были значимыми и востребованными свобода и самостоятельность, доверие и уверенность в жизни («в завтрашнем дне»), определенные личностные качества, законы и правила, жизненная позиция, профессионализм, передача опыта подрастающему поколению. По своей форме эти ценностные основания личности инвариантны, но их содержание вариативно определяется общественными представлениями об идеале человека, принятыми в рамках определенного общества, конкретного исторического периода цивилизационного развития, той или иной культурной традиции и понимается в определенном культурном контексте. В качестве примера можно привести противоположные идеальные представления о положительных личностных качествах (имевших общественную ценность и определявших цели воспитания) в античных государствах - Афины и Спарте. Если в Спарте ценимым качеством личности являлся лаконизм выражения мысли, немного-словие, то в Афинской школе, напротив, воспитывалась способность одерживать победу в словесных спорах.4 Однако и в Афинах, и в Спарте на развитие качеств личности были устремлены педагогические усилия школьных учителей. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем в установлении ценностных приоритетов воспитания личностных качеств в сословных субкультурах Древней Индии. Как известно, представители различных каст выдвигали специфические требования к воспитанию личностных качеств своих подрастающих сословных представителей. Например, при воспитании брахманов ценилось их умственное развитие, в воспитании кшатриев ценилось развитие силы и мужества, воспитание вайшьи строилось на приоритетах ценностей качеств трудолюбия и выносливости, значимым качеством представителей шудры считалась покорность.5

Следовательно, «качество личности» представляется нам универсальной, обобщенной ценностью наряду с другими, выделенными нами ценностными категориями, образующими систему ценностей личности.

Перечисленные ценностные основания личности в неявном виде присутствуют и в характеристике мировоззрения человека, данной В.А. Сухомлинским, как личное отношение к истинам, закономерностям, фактам, явлениям, правилам, обобщениям, идеям.6 Учитывая, что личность является индивидуальной системой отношений человека к окружающему миру, к другим людям и к себе самому, можно заключить, что персональные оценки определяют отношения человека и, таким образом, детерминируют индивидуальность личности.

Исходя из системного подхода, предложенного В.Г. Афанасьевым, персональная система ценностей в логике своего естественного развития постепенно приближается к качеству целостности, способствуя тем самым образованию целостной личности. При этом качество воспитательно-образовательного процесса определяется в том числе мерой приближения персональной системы ценностей к качеству целостности, мерой развития социальной зрелости личности, являющейся также показателем ее гармоничной целостности, выражающейся в образованности и воспитанности человека, что не противоречит позиции Дж. Мида и А.В. Мудрика.7 Следовательно, каждый человек обладает индивидуальной системой ценностей. Уровень социальной зрелости и гражданственности определяется этой системой.

По нашему мнению, социокультурная определенность персональной системы ценностей обеспечивается выполнением трех условий:

  • - наличием шкалы оценок;
  • - определением базовых компонентов персональной системы ценностей;
  • - ситуативным представлением базовых компонентов системы ценностей личности в социокультурном контексте.

Реализация первого условия - наличие шкалы оценок. Шкала оценки строится на основании нашего утверждения о конкретности ценности (См. глава 1, § 1). Данное утверждение следует из методологического подхода к изучению педагогических ценностей, изложенного В.А. Сла-стениным, П.Ф. Исаевым, А.И. Мищенко, Е.Н. Шияновым. Согласно их позиции, «ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей».8

Исходя из бытовых оценок различных наблюдаемых объектов, событий, явлений повседневной жизни, становится очевидно, что предмет оценки может быть необходим человеку, нужен ему, значим для него, желателен в приобретении или использовании, а также нейтрален, нежелателен, незначим, ненужен, непотребен. В целях построения более точной шкалы ценностей и ее градуирования мы проанализировали толкование слов, содержащих оценочный смысл на основании данных толкового словаря современного русского языка.9 При этом мы выстраиваем их в постепенном изменении охватываемого этими словами смыслового поля, в границах которого присутствует признак ценности наблюдаемого предмета оценки. Данный подход как способ классификации антонимов в лексикографии используется при составлении словарей русского языка и описан М.Р. Львовым, Н.С. Трубецким и другими авторами.10 В настоящей работе данный подход используется как методологический принцип построения шкалы ценностей.

Анализ смысловых границ употребления слов, обозначающих степень нужды в удовлетворении потребности в чем-либо, данный на основании толкового словаря русского языка, показывает, что слова необходимый и излишний являются предельными крайними членами антонимической парадигмы.

Так, слово необходимый - выражает обязательность предмета, нужность, неизбежность его существования; необходимый - такой, без которого трудно, невозможно обойтись.11 Противоположный ему член - излишний - выражает превышение потребности, необязательность, чрезмерность, бесполезность, ненужность.12

Средний член оценочной шкалы нетрудно определить - это прилагательное нейтральный. Согласно словарю, нейтральный - придерживающийся нейтралитета, не примыкающий ни к одной из сторон, не оказывающий ни вредного, ни полезного действия.13 Средний член шкалы определяет начальную, нулевую точку отсчета. Промежуточными членами шкалы, образующими симметричные отношения и находящиеся на одинаковом семантическом расстоянии от средней точки отсчета, являются соответствующие пары: нужный - ненужный, желательный - нежелательный. Семантические пространства слов необходимый и нужный перекрываются, но слово нужный принимает также значение «соответствующий, подходящий для кого-, чего-либо», тем самым смещается семантическое поле в сторону среднего члена. Прилагательное ненужный симметрично отстоит от противоположного ему слова нужный. С его помощью можно дать оценку такому предмету, в котором нет нужды, необходимости, действительной потребности. Слово характеризует лишний, бесполезный предмет, «такой, который наносит вред своим возникновением, проявлением, от которого необходимо отказаться».14

Противоположная диада желательный - нежелательный также симметрична относительно средней точки шкалы. Семантическое поле прилагательного желательный включает в себя значения нужный, необходимый, однако дополняется значением «соответствующий чьим-либо желаниям, интересам».15 Тем самым оно наиболее близко расположено к средней точке шкалы ввиду преобладания субъективности оценки, которая предполагает, что объективные условия могут оказаться сильнее интересов субъекта, и, таким образом, его потребность в чем-то может остаться неудовлетворенной. Семантическое поле слова нежелательный, напротив, выражает «не соответствующий чьим-либо желаниям, интересам»,16 а также включает в себя семантическое поле слова ненужный.

Слово значимый, хотя и предполагает присутствие качества ценности у оцениваемого предмета, но не связано со степенью проявления потребности, следовательно использовать в оценочной шкале понятия значимый - незначимый, в этом смысле будет ошибочно. Таким образом,

можно утверждать, что предмет, являющийся необходимым, нужным, желательным, является значимым предметом для субъекта оценки, а также категории «нежелательный», «ненужный», «излишний» выражают отсутствие значимой оценки предмета. Сама же оценочная шкала выглядит следующим образом.

Излиш- Ненуж- Нежела- Нейт- Жела- Необхо-

Ний ный тельный ральный тельный Нужный димый

  • -3
  • -2
  • - 1

О

+ 1

+ 2

+ 3

Уровни развития ценностного отношения

Ценностное отношение отсутствует

В этих характеристиках выражается шкала ценностей. Она может быть общей для оценок любого предмета независимо от его материальной или нематериальной природы. Актуализация ценностных свойств предмета происходит в условиях определенной ситуации, возникающей в результате появления тех или иных потребностей у человека, в зависимости от их силы. Степень проявления ценностных свойств оцениваемого предмета выражаются в баллах от минус трех до плюс трех.

При построении обобщенной оценочной шкалы мы решили отказаться от использования в ней категории «непотребен», поскольку оно выражает крайне негативное эмоциональное отношение к оцениваемому предмету, что затрудняет объективность оценки, однако оно может использоваться для обозначения оценки предмета или действия в некоторых культурных контекстах, например, в нравственном или эстетическом, когда индивидуальная оценка происходящего соотносится с общественно принятыми нормами культуры. Данное прилагательное мы заменили словом «излишний», поскольку оно, по нашему мнению, более точно выражает противоположный смысл категории «необходимый».

Реализация второго условия - определение базовых компонентов персональной системы ценностей. Нами были выделены основные элементы персональной системы ценностей (ценности доверия к окружающему миру, выражающиеся в гармонии и защищенности; ценности свободы и самостоятельности; ценности конкретных поступков как способов поведения человека в определенных жизненных ситуациях; ценности, выражающие общие законы и правила поведения личности; ценности развития положительных качеств личности; жизненная позиция как ценностная категория; ценности профессиональной деятельности и профессиональной компетентности специалиста; трансляция жизненного, 32 познавательного и профессионального опыта как ценность). При этом мы пришли к предположению о том, что персональная система ценностей имеет динамическую структуру, совершенствующуюся в ходе онтогенетического развития личности.

Выделенные нами ценностные группы, образующие систему персональных ценностей, не противоречат данным исследований развития потребностей, интересов и ценностей личности. Так, например, Д. Гилфорд, Л. Колберг, И.С. Кон, М.Ю. Кондратьев, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и другие исследователи обращают внимание на важность для ребенка самостоятельности, автономии. Например, И.С. Кон указывает на «эмансипацию» ребенка от родителей в период переходного возраста, рост самостоятельности подростка.17 Он также поддерживает взгляды Л. Колберга, доказывающего переход от конвенциальной к автономной морали в период юношеского возраста.18 По данным А.Г. Ас-моло ва, Д. Гилфорд выделял потребность в свободе среди «мотивационных факторов» поведения личности.19 Стремление подростка к независимости и самостоятельности отмечают Д.И. Фельдштейн,20 М.Ю. Кондратьев.21 В представлениях Э. Эриксона период раннего детства - это борьба ребенка за автономию.22

На ценностный аспект доверия обращают внимание Л.Н. Суворов и А.Н. Аверин. По их мнению, ценностный смысл доверия состоит в знаниях о цели, о правильности избранного пути, наличии сил и средств достижения результата.23 Ценность доверия к окружающему миру следует из утверждения Э. Эриксона о развитии базисного доверия в младенческом возрасте.24 М.В. Бениаминова, Ю. Орлов обращают внимание также на способность младенцев подчинять свои физиологические потребности удовлетворению их желаний комфортного взаимодействия с близким окружением, родителями.25 Ф.Е. Василюк в качестве важнейшей отмечает потребность человеческого «Я» в синтезе, гармонии, целостности.26

Е.В. Бондаревская, Н. Гартман, С.В. Кульневич относят к личностным ценностям «всеобщую значимость человеческих поступков».27 Также положительно характеризует ценностное отношение к проявлению отдельных поступков В.А. Крутецкий. Он отмечал, что младшие школьники лишь «делают первые попытки оценить поступки с позиций их общественной значимости».28 По нашим данным, эта оценочная способность проявляется уже в дошкольном возрасте. Вместе с тем А.Г. Хар-чев рассматривал нравственную ценность поступка личности как меру

его соответствия моральным нормам нравственной культуры общест-

„ 29

ва.

Также А.Г. Харчев обращал внимание на нравственную ценность законов, правовых знаний.30 П.В. Корнеев отмечает тесную связь правил жизни с моралью, что находит отражение во многих пословицах, пого-

ворках. Вскрывая их ценностное содержание, он пишет, что правила жизни «определяют оптимальное в дозволенном, наиболее важное, нужное, целесообразное в допустимом».31 Ценность руководства правилами, понимаемыми субъектом в определенном культурном контексте, входит в структуру ценностных оснований личности.

В системе ценностей гражданина, по мнению А. Печчеи, главным компонентом является систематическое развитие и совершенствование человеческих качеств и способностей. Он считает, что те мировые сообщества, которые осознают важность развития человеческих ресурсов, в том числе в системе образования, получат «наибольшие шансы на успех в будущем».32 Изучая индивидуально-личностные компоненты системы ценностей, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов также рассматривают ценности-качества как важнейшие аксиологические составляющие личности.33

Построение связной, непротиворечивой системы ценностей, свойственной для зрелой личности, невозможно без выработки моральных принципов, без тщательного продумывания своей нравственной позиции, на что обращает внимание Г. Крайг. По его мнению, выработка нравственной позиции воспитанником осуществляется в процессе построения и переоценки системы ценностей, что характерно для подростково-юношеского возраста.34 Ценностное содержание жизненной позиции человека определяет Н.Е. Щуркова. Она подчеркивает, что «позиция - продукт складывающегося образа жизни, результат самостоятельного выбора личности, которую педагог научает воспринимать, сопереживать, оценивать жизнь, размышлять о смысле ее и судьбе своей».35 Она также справедливо считает, что в позиции выражается отношение к материальным и духовным ценностям, «все то, что переживает, продумывает, перечувствует, познает, созидает, оценивает человек».36

Становление жизненной позиции и нравственных принципов И.С. Кон связывал с моральным самоопределением взрослеющего человека. В этой связи он справедливо считает, что разрешение мировоззренческих проблем в юности происходит наиболее категорично (что свидетельствует о развитии в период юношеского возраста такого важного личностного качества как принципиальность) в результате «пересматривания», переосмысления воспитанником своих прошлых решений. В такой рефлексии, по мнению И.С. Кона, происходит «критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой ... является вопрос о смысле жизни».

Профессиональные ценности представлены В.А. Сластениным, И.Ф. Исаевым, А.И. Мищенко, Е.Н. Шияновым. Учеными на примере системы личностно-педагогических ценностей профессиональной деятельности учителя выделены следующие группы: ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде; ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг; ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности; ценности, позволяющие осуществить самореализацию; ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности.38 При рассмотрении системы вышеперечисленных профессиональных ценностей важно отметить, что авторы выделяют ценностные свойства предметов, способных удовлетворить появляющиеся естественные потребности личности. Это является одним из источников, доказывающих верность нашего методологического подхода к обоснованию построения оценочной шкалы и взаимосвязи ценностных свойств предмета и актуальных потребностей личности. Следует также особо подчеркнуть, что представленная группа профессиональных ценностей подкрепляется базовой потребностью личности в самоактуализации, предложенной А. Маслоу.

А. Мельникова считает, что воспитание внуков, передача им личного жизненного опыта открывает перед человеком «одну из самых увлекательных и ценных страниц своей жизни».39

Передача в процессе воспитания образцов культуры как отображение на индивидуальный опыт ребенка жизненного личного опыта педагога, наставника, а также родителей, осмысление и оценка ребенком изучаемых образов литературных героев, персонажей детских сказок, мультфильмов, обсуждаемых с учителем и сверстниками, имеют большое значение при разработке методов воспитания персональной системы ценностей.

Обобщение в логике единого аксиологического подхода отдельных характеристик ценностных свойств личности, убедительно доказывает наше предположение о закономерном пути их онтогенетического развития. (Подробнее см. § 3 главы 1.)

Реализация третьего условия - ситуативное представление базовых компонентов системы ценностей личности в социокультурном контексте. Социокультурный контекст представления базовых компонентов персональной системы ценностей - это замеченные, осмысливаемые и оцениваемые субъектом образы культуры, ее знаки, символы, формы поведения, проявляющиеся в конкретной жизненной ситуации. Так, субъективной оценке могут подвергаться образы нравственной, эстетической, физической, политической, трудовой, экономической, информационной, экологической и других аспектов культуры. Воспитание личности направляет субъективные оценки явлений культуры, освоение и понимание субъектом ее ценностей. Оно реализуется в соответствующих направлениях нравственного, эстетического, физического, патриотического, трудового, экономического, экологического и в других известных направлениях воспитания.

Так, ситуативное представление базовых компонентов персональной системы ценностей рассмотрим на примере понимания и освоения высоких ценностей музыкальной культуры, которые системно определяют базовую культуру личности, способствуют музыкальному воспитанию. Согласно нашей классификации элементов системы ценностей личности, их музыкальное содержание выражается в ценностях свободной игры на музыкальном инструменте и самостоятельной интерпретации играемых музыкальных произведений; в ценностях понимания жизни через постижение трудностей творческого пути великих композиторов и понимания классической музыки в процессе изучения жизни музыкальных классиков; в ценностях благородных и достойных человека поступков в определенных жизненных ситуациях, посредством понимания музыкальной гармонии; в ценностях, выражающих общие законы и правила, навеянные пониманием логики построения различных форм инструментальной музыки (сонатной, пьесы, полифонического произведения, этюда и пр.); в ценностях развития волевых, интеллектуальных, эстетических, нравственных, творческих, патриотических и других качеств личности, осваиваемых в ходе изучения исторических предпосылок создания музыкального произведения, либретто; в жизненной позиции ребенка, преодолевающего трудности обучения музыке как ценностной категории; в ценностях музыкальных знаний; в передаче своего музыкального опыта другим людям - своим товарищам и близким - как ценности.

Развитие данных ценностных категорий является положительным результатом музыкального воспитания личности. Таким образом, освоение и понимание ребенком ценностей музыкальной культуры, вызывающих у него субъективное оценочное суждение и волнение при встрече с высокими образцами музыкального искусства, способствует воспитанию базовой культуры личности посредством музыкального воспитания.

В итоге индивидуальная система ценностей личности может быть схематично представлена в виде, изображенном на рис. 1.

На рис. 1 изображены выделенные нами компоненты системы ценностей личности, ситуативно актуализирующиеся в различных аспектах культуры. Он наглядно иллюстрирует сочетание инвариантных (неизменных) и вариативных (динамических) ее свойств.

Учитывая, что культурное влияние, оказываемое на развитие личности, весьма многообразно, на рис. 1 пунктиром выделены те аспекты культуры, которые не являются предметом нашего рассмотрения, но также могут определять направления спонтанной социализации и целенаправленного воспитания личности. Субъективная актуализация тех или иных ценностных свойств предмета в культурной среде, определяемая шкалой оценок, связана с возникающими естественными потребностями человека в конкретной жизненной ситуации. По мере актуализации этих потребностей их удовлетворение осуществляется личностью в контексте специфики ценностных представлений той культурной среды, с которой идентифицирует себя личность. Таковы наши модельные представления о структуре индивидуальной системы ценностей личности.

Политическая

культура

Физическая

культура

Нравственная

культура

Эстетическая

культура

Культура п труда

г Экологическая культура

Другие аспекты культуры

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ

жизненная позиция как ценность

ценности конкретных поступков

ценности, выражающие общие законы и правила поведения личности

ценности развития положительных качеств личности

ценности доверия к окружающему миру ценности свободы и самостоятельности

Рис. 1. Графическое представление индивидуальной системы

ценностей личности

+ 3

трансляция жизненного, познавательного и профессионального опыта как ценность

ценности профессиональной деятельности и профессиональной компетентности специалиста

С определением места системы ценностей в структуре личности мы устанавливаем взаимосвязь персональной системы ценностей и структуры мотивов, побуждающих деятельность и поведение человека. Изучение этой взаимосвязи позволяет реально представить динамику персональной системы ценностей. В этой связи важным моментом является построение иерархической структуры персональной системы ценностей, установление ее соответствия последовательному расположению элементов мотивационной сферы личности, отличающихся между собой по силе действия, интенсивности влияния на детерминацию и регуляцию деятельности и поведения человека. Эти вопросы будут рассмотрены нами в следующем разделе.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >
 

Популярные страницы