Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Дети и телевидение: история психологических исследований и экспертизы телепрограмм для детей

ИСТОРИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В СТРАНЕ

Советский и перестроечный этапы развития отечественного телевидения для детей

Первая в Советском Союзе телепрограмма для детей «С новым годом!» вышла в эфир 2 января 1932 года. Историю детского телевидения можно разделить на 5 этапов: начальный период (1930-1950 гг.) - подготовка отдельных праздничных, развлекательных программ для детей; период становления (1960-е гг.) - выработка концепций систематического вещания для детей; период подъема (1970-е- первая половина 1980-х)-массовое производство детских программ просветительского, образовательного, идеологического, развлекательного характера, создание сети национальных студий; период перестройки телевидения до его кризиса (середина 1980-х - конец 1990-х) - создание циклов дискуссионных программ детей и юношества, резкий спад телевизионного производства, потеря им приоритетного места (А. Г. Когатько). С 1999 года начался период специализированных детских каналов, произошла интеграция некоторых из них в федеральный детский канал «Карусель».

Телевидение для маленьких зрителей в нашей стране насчитывает более 70 лет. Подобно любым другим тележанрам с солидной историей оно начиналось с проб и ошибок, проходило через периоды производственных взлетов и спадов, а также использования государством для агитации.

Пионером детского телевизионного направления был Ленинградский телецентр. Согласно записям в регистрационной тетради уже в 1938-1939 годах работники Ленинградской студии выпускали пробные передачи, ориентированные на детскую аудиторию. К таким передачам относится первый телевизионный журнал «Телевизор», состоявший из разных игровых и документальных «страниц». В эфир вышло всего три номера этого журнала. Еще одной передачей для детей, появившейся в довоенное время, 30 мая 1939 года, была «Веселая эстрада». В 1939-40 годах в эфир выходила научно-популярная серийная постановка «Путешествие доктора Бабера», тогда же предпринимались попытки телевизионных балетных постановок для детей («Худо береженая дочь») и оперы («Зайкин дом»).

Регулярное телевидение для детей начиналось как сборные программы, включавшие выступления писателей, композиторов и известных артистов. Воскресный блок иногда дополнялся телепостановками или художественными фильмами для ребят. Согласно сохранившимся свидетельствам уже в это время осуществлялся дифференцированный подход к аудитории: детская программа подразделялась на отделения в зависимости от возраста зрителя. Предпринимались попытки соотносить тематику и содержание передач с кругом интересов и возможностей той или иной возрастной группы. В те же годы предпринимались первые попытки управлять вниманием маленького зрителя: в передачах стали появляться ведущие и комментаторы.

Как и в довоенные годы, вещание для дошкольников и младших школьников в основном включало в себя показы анимационных и художественных фильмов, трансляции спектаклей и представлений. Кстати, эта традиция демонстрировать экранизации и мультфильмы как бесспорно детские жанры осталась до сих пор. В целом телевидение для детей этого периода можно считать экспериментальным. Только к середине 1950-х годов стала определяться специфика этого направления.

В 1955 году была создана Главная редакция телевизионных программ для детей и юношества, были увеличены объем эфирного времени и штаты сотрудников. В это время возникает тенденция к систематизации детского вещания. На телеэкране появляются первые циклы передач. Периодичность позволила детским программам завоевать устойчивую аудиторию. Это был хороший мнемический ход: повторение позволяло закрепить знания.

Распространенным жанром детского телевещания в первой половине 1950-х годов было телевыступление. Оно, как правило, предшествовало показу художественного фильма или театральной постановки. Впоследствии с увеличением количества программ, появлением их новых форм подобные монологи исчезли из эфира. Функцию управления внимания детей на экране стали выполнять ведущие.

С самого зарождения детского вещания в нашей стране определилась его специфика: приоритет отдается воспитательным и образовательным функциям. Большое внимание уделялось творческому развитию детей и расширению их кругозора. Среди знаковых проектов этого периода стоит назвать тележурнал «Юный пионер», первый номер которого вышел на экраны 6 сентября 1951 года. Впоследствии тележурнал стал одной из самых распространенных форм телепередач для юных зрителей. С января 1952 года он появлялся в эфире регулярно - один раз в месяц. В его рубриках рассказывалось о профессиях и музыкальных инструментах, встречах с известными людьми, отдельные разделы были посвящены технике, науке, физкультуре и спорту. «Страничка» под названием «Занимательная математика» предлагала школьникам самостоятельно решать задачи повышенного уровня сложности и присылать ответы в редакцию. Разбор правильных ответов позволил быстро наладить обратную связь, и скоро вслед за «Занимательной математикой» появилась «Занимательная физика».

В начале 1951 года на телеэкранах появилась передача «Умелые руки», просуществовавшая до начала 1980-х годов. Первоначально это была передача для родителем о том, где и как можно организовать досуг школьника. В середине 50-х передачу стала вести Валентина Леонтьева. В первом выпуске с ее участием она объясняла ребятам, как делать куклу из папье-маше. По существу «Умелые руки» были первой периодически выходящей передачей, центром которой стало совместное творчество ведущего и детей, находящихся перед экраном. Наличие взрослого ведущего, как мы можем сказать теперь, позволяю учитывать и формировать зону ближайшего развития детей-зрителей. В июле 1959 года передача распалась на два цикла: для дошкольников и младших школьников осталась передача с тем же названием; для детей среднего школьного возраста стал выходить цикл «Сто затей двух друзей».

Развитие детского телевидения в 1960-е годы оказалось в сильной зависимости от постановлений ЦК КПСС, в которых указывались основные недостатки вещания и четко определялись основные творческие и организационные задачи. «С 1960-61 гг. должна быть обеспечена передача всеми студиями телевидения программ для детей в объеме не менее одного часа в день. Уделять особое внимание в программах развитию трудовых навыков, инициативы, самодеятельности, любознательности детей, вовлечению их в разнообразные общественно-полезные дела, в коллективы юных техников, натуралистов, спортсменов» (Советская печать в документах, 1961. с. 137).

На фоне увеличения эфирного времени, отводимого на детское телевидение, расширяется и углубляется тематика детских программ, продолжается поиск актуальной для каждого возраста формы подачи материала. При разработке новых и улучшении уже существующих передач их создателями учитываются рекомендации педагогов и психологов. Эфирная сетка составляется с учетом режима дня и традиций организации детского досуга.

Проникновение идеологии в детские передачи не затронуло программ для дошкольников и младших школьников. Среди знаковых программ этого периода стоит упомянуть знаменитую программу «Спокойной ночи, малыши!». Ее первый выход в эфир состоялся 1 сентября 1964 года. Идею создать десятиминутную программу для детей, которую те бы смотрели перед сном, привезла из Германии Валентина Федотова. В то время она была главным редактором детских и молодежных передач Центрального телевидения. Первое время в передаче не было кукольных персонажей. Позднее появились Шустрик и Мямлик. Зайца Степашку до 1968-го года звали Тепой. Так как драматургия выпуска предполагала конфликт между героями, в скором времени к положительному Степашке добавились хулиган Хрюша и во всем сомневающийся Филя. Ведущие выступали в качестве советчиков и арбитров. Первоначально в программе работали взрослые ведущие. Для маленьких зрителей это были «дяди и тети», сохранявшие дистанцию «учитель - ученик», вполне подходящую для целей передачи. Со временем произошло омоложение ведущих. Так в 1990-е вместо маститых дикторов рядом с Хрюшей и Степашкой появились молодые ведущие, а в начале века в студии программы появились молодые девушки, с которыми куклы и зрители могут общаться на равных. «Бабушки» и «дедушки» стали «мамами» и «папами», а потом и просто «сестрами».

Классическая передача представляла собой небольшой эпизод из жизни кукольных персонажей и мультипликационный фильм, который служил иллюстрацией разыгранной сценки. Формат передачи не был статичным и с годами прошел несколько модификаций. Цикл передач «Тетя Валя рассказывает» был посвящен рассказам о животном и растительном мирах. «Иванушкины сказки» показывали маленьким зрителям инсценировки литературных произведений. Долгие годы «Спокойной ночи, малыши» появлялись в эфире с 20:45 до 21:00, что совпадало с ритуалом подготовки детей ко сну: чтением книг, бесед с ребенком. Это пример того, как телевидение заменяло родителей, «помогало» им растить детей. Известно также, что родители смотрели «Спокойно ночи, малыши!» вместе со своими детьми. В сетке вещания следом шла не менее популярная на протяжении многих лет информационно-аналитическая программа «Время». Таким образом, сетка вещания учитывала интересы всех членов семьи и в условиях одноканального вещания способствовала их единству.

Базы программ для дошкольников и младших школьников в 1960-е годы не сохранилось, однако если судить по программам для детей более старшего возраста, в этот период продолжается экспериментирование над форматом и углубление тематики передач для юной аудитории. На экране появляется все больше пионерской тематики. Большое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию. В 1966 году появляется телевизионный еженедельник ТАП - телевизионное агентство «Пионерия». В 1965-1966 гг. ряд детских телестудий проводит пионерские акции-сбор металлолома, поиск неизвестных героев, «10 добрых дел».

Также в 1960-е укрепляют свои позиции телевизионные передачи о спорте для детей. Первопроходцем в этом жанре стала «Школа начинающего спортсмена». Каждый выпуск этой программы рассказывал об определенном виде спорта. При этом формат программы не оставался статичным: это мог быть и комментированный репортаж, и беседа или интервью.

Детское телевидение этого периода по-прежнему уделяло много внимания творческому развитию ребенка и привитию художественного вкуса. Продолжал развиваться детский телевизионный театр, спектакли показывались еженедельно по субботам. В эфир выходили журналы об изобразительном искусстве «Радуга» и «Холст», был создан цикл о детском кино «Друг - волшебник», появились журналы о музыке «Жаворонок» и «Необыкновенный ключ».

Период с начала 1970-х до середины 1980-х годов можно назвать периодом подъема отечественного детского телевещания. Количество передач для маленьких зрителей, которые показывались на телеэкране, было наибольшим по сравнению с другими периодами развития отечественного телевидения. В ноябре 1967 года в эксплуатацию был сдан новый московский телецентр «Останкино» (во время Олимпиады-80 он был дополнен новым корпусом). Новая сетка передач, создаваемая для всего Центрального телевидения, предусматривала резкое увеличение объемов вещания. Это нашло свое отражение и в производстве программ для маленьких зрителей.

В качестве иллюстрации приоритетных направлений и количественных показателей работы Главной детской редакции Центрального телевидения интерес представляют следующие показатели за 1972 год:

Отдел Главной редакции Количество передач

Отдел общеполитических передач 94

Отдел научно-познавательных передач 40

Отдел литературы и искусства 48

Отдел музыкальных передач 50

Отдел спортивных передач 23

Отдел передач для дошкольников и младших 123

школьников

По сравнению с предыдущим периодом наблюдается более дифферн-цированный подход в отношении телевещания для дошкольников: согласно сетке в эфир выходили передачи для детей с 4 лет, детей с 5 лет и дошкольников с 6 лет (Когатько, 2006).

Другой отличительной чертой этого периода стало тематическое разнообразие. Свое воплощение на экране нашли практически все виды деятельности детей от 3 до 13 лет. Телевещание для детей в 1970-1980-е годы также отличалось широким жанровым спектром и количеством используемых экранных форм. В жанровом репертуаре тех лет можно было найти выступление, очерк, беседу, обозрение, журнал, телепостановку, развлекательное представление.

Основными задачами вещания для детей были художественное и этическое воспитание. Отдельное внимание уделялось взращиванию патриотических чувств и чувства интернационализма. Истории и культуре народов, живущих на территории СССР, посвящались как отдельные передачи, так и телевизионные циклы. Этому способствовала хорошо отлаженная система интернационального телевидения.

Новым форматом передач для детей стали многосерийные спектакли, инсценировки произведений советской и зарубежной литературы. Накопленный опыт свидетельствовал, что для поддержания размера аудитории лучше всего подходят передачи «с продолжением». Во многих передачах тех лет присутствовал повторяющийся образ - ведущий или герой программы. Так, интуитивно использовался уже известный в советской психологии «эффект прерванного действия» (эффект Зейгарник). Однако никаких свидетельств того, что психологи консультировали и рекомендовали сериальный подход, мы не нашли.

Телевещание для детей осуществлялось по твердому графику: существовали утренние, дневные и вечерние часы; определенным закономерностям подчинялось размещение передач для юной аудитории в будни и выходные дни. Согласно сохранившимся свидетельствам для детского вещания в этот период большое значение имела обратная связь, зрительская почта. Так закладывались основы интерактивности детского телевидения.

Чрезвычайно популярной передачей тех лет была развлекательная программа «Будильник». Создатели программы сделали основной упор на вовлечение зрителей в происходящее на экране, чтобы вызвать чувство эмпатии действующим героям. В передаче использовался сериальный подход. Сначала зрители следили за приключениями Васи Будильникова, затем появился дядюшка Друдл, загадывавший ребятам различные загадки. В гости к ведущей программы Надежде Румянцевой приходили многие известные артисты, писатели и литературные персонажи. Традиционно большинство ролей в детских передачах исполняли взрослые или куклы. «Будильник» был исключением: в передачах активно участвовали ребята. Несмотря на сильную развлекательную составляющую главной задачей программы оставалось социальное, нравственное и интеллектуальное воспитание маленьких зрителей.

С середины 1970-х по пятницам в эфир стала выходить передача «В гостях у сказки». После вступительного слова ведущей демонстрировался фильм, по завершении которого устраивался обзор поделок и рисунков на темы просмотренных зрителями картин. Во многом популярность передачи была заслугой ведущей - народной артистки Валентины Леонтьевой, которая умела найти правильную интонацию для общения с юной аудиторией. В конце передачи ведущая давала ребятам домашние задания, тем самым продолжая диалог со зрителем за пределами отведенного эфирного времени.

Еще одним знаменитым телепроектом в этот период был образовательный цикл «АБВГДейка», аналог американского цикла «Улица Сезам». Каждый выпуск программы имел самостоятельный и законченный сюжет. Герои сценок в доступной форме учили детей азам чтения, письма и счета, а также элементарным правилам общественной жизни. Своей целью передача ставила целостное развитие личности ребенка, однако методы для ее достижения выбирала подчеркнуто «несерьезные». Выпуски «АБВГДейки» были построены не на изложении материала, который затем предстояло заучить, а на клоунаде, песнях и шутках. Ребятам давались домашние задания, в студии демонстрировались поделки и рисунки юных зрителей, читались их письма.

В 1970-х годах увеличилось количество передач, посвященных музыкальному воспитанию детей. В цикле «Композиторы - детям» юные зрители могли познакомиться с представителем мира музыки и его творчеством. Передача «Школьникам о музыке» ставила перед собой задачу приобщить ребят к мировому музыкальному наследию. Создатели программы сознательно отбирали произведения, которые были написаны для детей или, по их мнению, были доступны детскому восприятию, используя формат, отвечающий уровню развития целевой аудитории. Популярными формами передач для младшей возрастной группы были концерты и конкурсы с участием юных исполнителей, которые демонстрировали на личном примере возможности молодых.

Самая известная музыкальная передача тех лет- «Веселые нотки». Она представляла собой телеконкурс для детей от пяти до десяти лет. Победителей соревнования определяли зрители, голосовавшие своими письмами. Главным недостатком конкурса было то, что принять в нем участие могли только дети из Москвы и области, имевшие доступ к сцене телестудии «Останкино». Также стоит отметить цикл «Мы играем и поем». В отличие от других музыкальных передач часто исполнителями песен и танцев были совсем маленькие исполнители - воспитанники детских садов.

Большое внимание уделялось привитию любви к литературе. Этой задаче было посвящено множество жанров передач для детей от небольших спектаклей в цикле «Читай-город» и «Стихи-детям» до телевизионных олимпиад. Детское телевещание 70-х продолжало уделять внимание и художественному воспитанию своей аудитории.

Программа «В каждом рисунке солнце» строила свой каждый выпуск вокруг определенной темы (например, «Природа нуждается в защите», «Иллюстрации к сказкам Бажова»), которая находила свое отражение в детских рисунках.

В начале 70-х в эфир выходила передача «Веселый карандаш и его друзья», ориентированная на самых маленьких зрителей. Главные герои программы карандаш и Петрушка учили детей рисовать, показывали лучшие рисунки и давали домашние задания.

Большой популярностью пользовалась программа-игра «Выставка Бу-ратино». Ведущие передачи - Буратино и приглашенный художник - давали зрителям домашние задания, а затем устраивали выставку присланных работ. Художник комментировал детские рисунки, отмечал их сильные и слабые стороны, давал советы ребятам. Кроме того, ведущий и сам рисовал в студии, комментировал ошибки в рисунках Буратино. Иногда в эфир приглашались и юные художники.

Помимо воспитания вкуса авторы программы прививали и патриотические чувства. Ведущим удавалось говорить с маленькими зрителями о любви к родной природе, внимательном и активном отношении к окружающему миру, о малой Родине и других вещах, из которых и складывается патриотизм.

Другим направлением детского телевещания были научно-популярные передачи. Распространенной формой таких программ были телевикторины и олимпиады, например конкурсы, посвященные литературе «Турнир любознательных», географии - «Ветер странствий», математике - «Один пишем два в уме», истории «Салют, Победа!».

В научно-познавательных циклах старались учитывать особенности психического развития аудитории, но уровень сложности вопросов был высоким. Образовательная традиция делать ставку на самых сильных учеников отразилась в тенденции делать ставку на самых эрудированных и сообразительных зрителей. В цикле «Ответы на тысячу почему?» на вопросы ребят отвечали ученые различных отраслей науки, специалисты и искусствоведы. Сопровождение информации аудиовизуальными образами позволяло усилить воздействие, превращая детские научнопопулярные циклы в своего рода аудиовизуальную энциклопедию. Домашние задания олимпиад по русскому языку, литературе, математике нередко требовали нешаблонных ответов и нестандартных решений.

В спортивном направлении детского телевещания в 70-80-е годы прошлого века можно выделить две основных ветви. Первая была представлена передачами о спорте и юных спортсменах, вторая состояла из игр-состязаний, в которых принимали участие ребята без специальной спортивной подготовки.

В этот период спортивные передачи и подвижные игры на телевидении достигли своего расцвета. На экраны выходят «Вперед, мальчишки!», «Операция «Зарница», всесоюзная военно-спортивная игра «Орленок», «Веселые старты», «Папа, мама, я -спортивная семья», «Делай как я, делай как мы, делай лучше нас». В то же время все перечисленные программы ориентировались только на подростковую аудиторию.

Формированием мировоззрения детской и молодежной аудитории, пропагандой коммунистических ценностей занимался общественно-политический отдел Главной редакции программ для детей. Программы пропагандистского содержания были в основном ориентированы на старшеклассников, но подростки и младшие школьники также частично попадали в зону идеологического влияния. На эту аудиторию, например, ориентировался тележурнал «Костер», рассказывающий детям о пионерских делах. Схожей по содержанию была программа «Отзовитесь, горнисты!». К пятидесятилетию СССР (1972) Центральное телевидение показало цикл «Пионерия на марше». В нем ребята отчитывались перед партией о своих успехах в учебе и труде. На разных студиях страны было снято всего 34 подобных передачи. Для нас как исследователей важно не столько содержание идеологии, навязываемой детям с помощью телевидения, сколько факт существования слаженной системы по формированию определенного мировоззрения у самого молодого сегмента телеаудитории.

В целом телевидение для детей в 1970-е - первую половину 1980-х годов представляло собой результат системной работы. Для него характерны интегрированность в единую воспитательно-образовательную систему страны, а также стремление к педагогическому и психологическому обоснованию формы и содержания детских программ. Специфической чертой детских передач этого периода стоит считать их явную идеологическую направленность, стремление контролировать и дополнять все аспекты воспитания детей в семье и школе.

В апреле 1985 года произошла смена политического курса страны. Изменения в экономике, политике и общественной жизни отразились и на СМИ. Журналистика стала не только политическим рупором, который помогал развенчивать исторические стереотипы и идеологические клише, но и выступила как непосредственный участник происходящих модернизаций.

В эти годы вся система организации и деятельности СМИ подверглась коренным изменениям. В те времена, когда было «не до детей», творческим коллективам детских редакций приходилось «выживать в одиночку». Во второй половине 1980-х годов началось разрушение системы детского телевидения.

Передачи для маленьких зрителей по-прежнему сохраняли свое положение в сетке вещания, однако активность детского вещания в целом снизилась. При этом особого расцвета достигли передачи, рассчитанные на подростковую и юношескую аудиторию. Такие программы как «До 16 и старше» и «Марафон-15» впервые стали говорить в эфире не на «правильные темы», а о том, что по-настоящему интересно молодежи: досуге, музыке, моде. С первого же выпуска «До 16 и старше» стала освещать острые социальные вопросы: наркомания, беспризорное детство, СПИД, получение образования и конфликты в семье. В дальнейшем уклон в строну актуальной информации усилился. Если в начале программы представляла из себя публицистический журнал, впоследствии она превратилась в ток-шоу о жизни молодежи. Современное звучание выпускам придавали не только обсуждаемые вопросы и внимание создателей передачи к межсюжетному пространству: отбивкам, анонсам и заставкам.

Распад СССР поставил вопрос о преобразовании структуры Гостеле-радио. Центральное телевидении лишилось своих республиканских студий. В мае 1991 года заработал канал «Россия», а с апреля 1995 года частоты первой общесоюзной программы были переданы ОРТ - «Общественному российскому телевидению». К тому времени редакция детских программ Центрального телевидения разделилась. Часть профессионалов перешли в производящую компанию «Класс!», некоторые люди ушли на российское телевидение.

Возникший в 1993 году телеканал НТВ не уделял особого внимания программам для детей, однако те передачи, которые выходили в эфир, были качественными. Среди таких программ были мировой лидер на рынке образовательных телепередач «Улица Сезам» и викторина «Полундра».

В начале 1990-х собственный канал появился у Москвы и области (сегодня это телеканал ТВЦ), однако значимых программ для детей на нем не выходило.

Изменение структуры Центрального телевидение привело к тому, что детские редакции стали работать независимо друг от другой. Хотя это и поместило их в условия конкуренции, российское детское телевидение лишилось общего вектора развития.

В этот же период основная цель детского телевещания - всестороннее развитие личности ребенка, сменилась на задачи развлечения и отчасти интеллектуального научения. Если раньше детские передачи стремились привить юным зрителям художественный вкус, любовь к учебе, спорту и своей стране, то теперь из ребенка растили образцового потребителя.

Существенное влияние на развитие телевидения для детей оказала смена парадигмы национального вещания: от телевидения пропаганды и воспитания 70-х «Останкино» стремительно создавало аналог американского информационно-развлекательного телевещания. Это привело к выпадению из практики ряда функций (просветительская, образовательная и т.д.), являющихся непременными для детского телевидения.

В конце века факторами, определяющими направление развития телевидения, стали коммерческий успех и политическая целесообразность. Критерием ценности программ стал рейтинг, который в предыдущие годы использовался исключительно внутри телевизионной среды или использовался в качестве отчетности перед вышестоящими структурами. Коммерциализация телевидения нанесла сильный удар по детским программам. С точки зрения покупательской платежеспособности детская аудитория была не самой привлекательной для рекламодателей и продюсеров.

Другим фактором, определившим лицо детского телевидения в 80-е-90-е годы прошлого века, стало попадание в эфир импортной телепродукции, рассчитанной на юную аудиторию. Целое поколение маленьких зрителей усваивали с экранов модели поведения, отличные от принятых в культуре своей страны. Экранная «оккупация» началась с анимационных сериалов. Позже подростковая аудитория находила образцы для подражания среди героев молодежных сериалов.

Также тенденцией развития телевидения конца прошлого века, наложившим отпечаток на программы для детей, стало возрастающее присутствие насилия на телеэкране. Сцены насилия и жестокости стали появляться и в некоторых детских программах. Например, в основе сюжетной канвы популярного японского сериала «Покемоны» лежала идея о соревновании между боевыми питомцами.

Дискуссии о вреде иностранной телепродукции на детей не раз возникали в журналистских кругах и средствах массовой информации. Мы же хотим подчеркнуть, что даже высокий профессиональный уровень некоторых зарубежных образовательных телепроектов не оправдывает выстраивания программной политики только на их основе. Национальная специфика и традиции отечественного телевидения для детей складывались годами, отражали высокие образовательные стандарты и воспитательные приоритеты, важные для семей, в которых растут наши дети.

Одним из энтузиастов детского телевидения был Сергей Супонев, известный маленьких зрителям по программам «Зов джунглей» и «Звездный час». В первой ведущему удалось совместить соревновательный компонент передачи-игры с идеей о том, что важна не победа, а совместное увлекательное времяпровождение. В 1999 году автор программы получил за нее премию ТЭФИ. Передача «Звездный час» представляла собой семейную викторину. Участвуя в разнообразных конкурсах и отвечая на вопросы из разных сфер знания, ребята могли обращаться за помощью к родственникам или друзьям.

Некоторое время в эфир выходила телевизионная версия некогда популярной радиопрограммы «КОАПП» (Комитет Охраны Авторских Прав Природы). Развлекательно-игровой характер помогал ребятам с интересом просматривать телевизионные уроки по природоведению и экологии.

Полноценных новых программ, ставящих перед собой задачи социального, интеллектуального воспитания и рассчитанных на длительную экранную жизнь, в 90-х не возникло.

После некоторого перерыва возобновила свою работу передача «АБВГДейка». Программа сменила дизайн и ведущих, однако она по-прежнему сохранила свой развивающий и игровой характер.

Продолжавшие выходить в эфир «Спокойной ночи, малыши!» в эти годы столкнулись с рядом трудностей. Из-за финансовых проблем выпуски сократились с 10 до 5 минут. Это привело к тому, что модель выпуска, состоявшего из мизансцены с выводом, который подкреплялся мультфильмом, ушла в прошлое. Мультипликация, в прошлые годы служившая подкреплением морали, вытекавшей из диалога ведущих, стала основным смысловым элементом программы. Показ агрессивного мультфильма «Том и Джерри» противоречил основному духу передачи, а демонстрация длинных анимационных фильмов по частям превращала программу в телевизионный сериал.

Одной из попыток составить конкуренцию зарубежным образовательным программам стал познавательно-развлекательный альманах «Лукоморье». Программа представляла из себя телепостановку с постоянными персонажами - героями русских народных сказок. Ее целевой аудиторией были дети в возрасте от 6 до 12 лет. Основной задачей передачи было воспитание зрителей на основе отечественного социокультурного опыта. Программа просуществовала на телеканале РТР 4 года. К сожалению, бессистемная организация проекта, смена формата от выпуска к выпуску не позволили в полной мере раскрыть потенциал основной идеи.

В этот период оформилось в отдельное направление программ для детей анимационное кино. Мультфильмы всегда были важной частью детского телевещания, однако в конце века они стали основной формой передач для маленьких зрителей. В программе «Дисней-клуб» показывались фильмы компании Дисней и сюжеты из Диснейленда. Выпуски не отличались особой изобретательностью, однако давали шанс российскому зрителю познакомиться с классикой мирового анимационного кино.

В качестве своеобразного ответа наплыву зарубежной анимации создавался проект «Следствие ведет Колобков». В отличие от «Дисней-клуба», новая передача имела определенную драматургию. Главный герой детектив Колобков проводил расследование, частями которого были отрывки из отечественной мультипликационной классики.

Привлечь внимание к истории российской анимации пыталась и передача «Мультазбука». В каждом выпуске ведущий приглашал зрителей совершить тематическое путешествие по фильмам. В программе были постоянные рубрики: «архив» - старые мультфильмы, «музыкальная рубрика» - песни из анимационных фильмов, «гость» - в студию приглашались люди, непосредственно связанные с созданием мультфильмов, а также детские писатели.

Среди программ, использующих анимацию в качестве вспомогательных вставок, также можно назвать передачу «Один дома». Ее основной задачей было обучение ребят поведению в нестандартных ситуациях и элементарным правилам безопасности. Мультипликационные вставки способствовали лучшему усвоению материала.

Из-за недостатка финансирования отечественная школа мультипликации пришла в упадок, а возникновение новых телевизионных проектов без государственной помощи было бесперспективным. Всегда высокий спрос маленьких зрителей на анимацию восполнялся импортной продукцией.

Одним из новаторских направлений в детском телевидении в конце прошлого века стало использование компьютерных технологий. Пионером этого формата была передача «Позвоните Кузе». В центре программы была компьютерная игра, принять участие в которой мог любой зритель, имеющий телефон с тоновым режимом и дозвонившийся в студию. По своей сути ребята могли в прямом эфире поиграть в приставочную игру на глазах всей страны и даже выиграть диск с игрой.

Под «сокращение» также попало спортивное направление телевидения для детей.

В 90-е годы большой удар пришелся и на музыкальное направление программ для детей. Для подростков спрос на такие передачи восполнили музыкальные телеканалы МТУ и Муз-ТВ, содержание которых кардинально отличалось от телевидения советского периода. Музыкальным воспитанием более юных зрителей занимались кукольное варьете «Веселая квампания» и похожая по замыслу передача «До, ми, соль». В течение нескольких сезонов в эфир выходило ток-шоу «Рок-урок», в котором находящиеся в телестудии ребята могли пообщаться со своими музыкальными кумирами и поговорить с ними на любые интересующие их темы.

Также в 80-е- 90-е годы почти прекратили свое существование передачи, посвященные художественному воспитанию детей. Единственной программой, которая продолжала воплощать идею совместного творчества, был «Волшебный чемодан». На экране мастер-кукольник рассказывал детям, как сделать своими руками множество интересных вещей. Только в 1999 году детский интерес к рисованию нашел свое отражение на телевидении в программе «Каля-маля», которая, к сожалению, просуществовала недолго.

Реформирование «Гостелерадио» привело к выпадению детского сегмента из числа приоритетных направлений деятельности телевидения. Отсутствие патроната государства привело к разрушению единой политики в области программ для маленьких зрителей. На новом этапе каждый вещатель устанавливал свои правила производства передач для детей, зачастую руководствуясь исключительно корпоративными интересами.

Объемы вещания для детей и юношества многократно сократились. Лидирующие позиции на телевидении для детей заняла импортная продукция, что привело к популяризации западной современной культуры и образа жизни. Редакторский контроль за содержанием, формой и возможных психологических эффектов от просмотра перестал осуществляться. Это сделало возможным проникновение насилия и агрессии в передачи для детей.

Развлекательная модель, адоптированная отечественным телевидением, была принята и детским вещанием. Распад системы телевидения для детей привел к сужению тематики передач и выпадению некоторых возрастных групп из сферы интереса телевидения. Телевизионная сетка перестал учитывать распорядок дня ребят. Перестали соблюдаться такие принципы организации телевидения для детей, как цикличность, повторяемость и периодичность.

Таким образом, к концу 90-х годов телевещание для детей прошло четыре этапа. Расцвет советского периода сменился распадом и потерей традиций в перестроечный период. Государство перестало патронировать детское телевещание. А немногочисленные детские проекты перестали ставить образовательные и воспитательные задачи. Выбор программ для детей на центральных каналах стал определяться их развлекательноинформационной политикой.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   След >
 
Популярные страницы