Юридическая регламентация взаимодействия органов власти
по социальной адаптации осужденных
Во введении нами были отмечены факторы, толкающие лиц, освобожденных из мест лишения свободы, на совершение повторных противоправных деяний и возникновение рецидивной преступности -отсутствие работы, жилья, денежных средств на первоочередные нужды - бытовое обустройство, оформление документов и т.д.
Анализ практической деятельности органов власти свидетельствует, что осуществление социальной адаптации относится к одной из наиболее действенных мер по предупреждению совершения правонарушений лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
В настоящее время одна из важнейших задач государства состоит в совершенствовании работы, направленной на сокращение реци-
дива преступлений, активизации процесса социальной социализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Руководство страны неоднократно ставило задачу по восстановлению отечественного опыта профилактики правонарушений и ее правовому обеспечению.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года[1] закреплено, что главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать, в том числе, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения преступлений, а также создание единой государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений.
В 2016 году был принят Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»[2] (далее: Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»), который направлен на установление единой системы профилактики правонарушений.
Законом предусмотрены такие формы профилактического воздействия, как:
правовое просвещение и правовое информирование;
профилактическая беседа;
объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;
профилактический учет;
внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения;
профилактический надзор;
социальная адаптация;
ресоциализация;
социальная реабилитация;
помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.
Целью закона явилось определение в рамочном формате правовых основ формирования и функционирования системы профилактики правонарушений в России, объединяющей действующие региональные системы профилактики правонарушений[3].
Остановимся подробно на юридической регламентации отдельных видов социальной адаптации осужденных: пенитенциарной и постпенитенциарной.
Пенитенциарная адаптация в настоящее время урегулирована нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации[4] (далее: УИК РФ) и подзаконными актами.
В УИК РФ закреплены следующие положения:
в ч. 2 ст. 1 одной из задач уголовно-исполнительного законодательства РФ предусмотрено оказание осужденным помощи в социальной адаптации;
в ч. 3 ст. 121 закреплено, что осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, в целях успешной социальной адаптации могут быть по постановлению начальника исправительной колонии за шесть месяцев до окончания срока наказания освобождены из-под стражи;
в главе 22 установлены обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных и в применении к ним мер медицинского характера (ст. 180), оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания (ст. 181); права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи (ст. 182), контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания (ст. 183).
Непосредственный порядок оказания администрацией ИУ содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также порядок оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в ИУ УИС, устанавливает Инструкция об оказании содействия в трудовом
и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Со вторым, постпенитенциарным видом адаптации, дела обстоят не совсем благополучно, поскольку отсутствует как правовое регулирование, так и системная ее организация.
Правовой «вакуум» по исследуемому аспекту приводит к нарастанию нерешенных вопросов и усугубляет и без того непростое положение, что определяет необходимость более глубокого изучения исследуемой проблемы.
В последние годы был принят ряд концептуально-правовых документов, которые на государственном уровне закрепили социальную адаптацию как одно из приоритетных направлений уголовной политики, определили его цели и задачи.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года[5] (далее: Концепция развития УИС) в качестве одной из основных целей предусматривает сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы, проведения в местах лишения свободы мероприятий в целях адаптации в обществе освободившихся осужденных, в том числе с участием гражданского общества (раздел II).
К важному направлению развития уголовно-исполнительной системы (далее: УИС) раздел III Концепция развития УИС относит использование потенциала религиозных конфессий в духовнонравственном просвещении и воспитании осужденных и работников ФСИН России для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Пункт 14 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации[6] 2013 года (далее: Концепция) к основным источникам угроз общественной безопасности относит увеличение количества преступников, в том числе за счет граждан без определенного места жи-
тельства, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, не имеющих постоянного источника дохода.
Одно из основных направлений деятельности по обеспечению общественной безопасности Концепции (раздел IV) состоит в выявлении лиц, склонных к совершению преступлений (в том числе страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом, лиц без определенного места жительства) и применении к ним мер профилактического воздействия в целях недопущения с их стороны преступных посягательств, развитии системы профилактического учета лиц, склонных к совершению преступлений, и контроля за ними, совершенствовании механизмов административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также механизмов их социальной адаптации и реабилитации.
Реализация исследуемой Концепции (и. 29) предполагает совершенствование законодательства РФ в части, касающейся социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
В Приложении № 2 к Государственной программе Российской Федерации «Юстиция»[7] закреплено основное мероприятие 3.7 «Обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных, предотвращение рецидива преступлений».
Ответственными исполнителями за данное мероприятие со сроком реализации 2013-2020 годы назначены Министерство юстиции Российской Федерации (далее: Минюст России) и ФСИН России.
Ожидаемый результат заключается в обеспечении постпенитенциарной адаптации осужденных, предотвращении рецидива преступлений.
Основные направления реализации обеспечения состоят в:
- 1) постпенитенциарной адаптации осужденных, предотвращении рецидива преступлений, оказании лицам, освободившимся из мест лишения свободы, содействия в решении проблем трудового и бытового устройства;
- 2) расширении сети центров социальной реабилитации для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы;
- 3) предоставлении для лиц, заканчивающих отбывание длительных сроков лишения свободы, возможности прохождения специ-
ального тренинга, включающего информацию об изменениях в обществе, новых формах социальной жизни, а для некоторых категорий осужденных - предоставлении возможности перевода в колонию-поселение с разрешением кратковременных выездов к месту предполагаемого жительства.
На федеральном уровне не существует нормативного правового акта, всесторонне регулирующего вопрос социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
В стране не существует единой системы специальных эффективных мер по социальной реабилитации лиц, отбывших наказание, должного комплексного взаимодействия по данному вопросу различных уровней органов власти.
В тоже время, еще в 1994 году Президентом РФ в послании Федеральному Собранию[8] подчеркивалась необходимость подготовки комплекса мер по оказанию социальной помощи людям, оставшимся без постоянного дохода, без средств к существованию и принятия законодательного акта, четко регулирующего меры по социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы.
В 2005 году на рассмотрение в Государственную Думу поступил проект Федерального закона «О социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы». В законопроекте предлагались правовые, организационные принципы и основные направления оказания социальной помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания, их правовое положение, а также компетенция и обязанности государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в решении этих вопросов. Проект нижней палатой российского парламента не рассмотрен[9].
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
В принятом в 2016 году Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» уста-
новлена такая форма профилактического воздействия, как социальная адаптация.
Исследование юридической регламентации отдельных видов социальной адаптации осужденных (пенитенциарной и постпенитенциарной) показало следующее.
Пенитенциарная адаптация в настоящее время урегулирована нормами УИК РФ и подзаконными актами.
В УИК РФ указанным вопросам посвящены ч. 2 ст. 1, ч. 3 ст. 121, статьи 181-183.
Непосредственный порядок оказания администрацией исправительного учреждения (далее: ИУ) содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также порядок оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в ИУ УИС, установлен в Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
С постпенитенциарной адаптацией дела обстоят иначе - нет ни правового регулирования, ни системной организации.
Имеющийся правовой пробел приводит к нарастанию нерешенных вопросов и усугубляет и без того непростое положение, что определяет необходимость более глубокого изучения исследуемой проблемы.
Тем не менее, в последние годы был принят ряд концептуальноправовых документов, которые на государственном уровне закрепили процесс социальной адаптации как одно из приоритетных направлений уголовной политики, определили его цели и задачи.
Вопросы постпенитенциарной адаптации закреплены в следующих концептуально-правовых документах: Концепции общественной безопасности в Российской Федерации 2013 года, Государственной программе Российской Федерации «Юстиция», Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской федерации до 2020 года.
- [1] О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декаб. 2015 г. № 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1 (часть II), ст. 212.
- [2] Рос. газ. 2016. 28 июня.
- [3] К проекту Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»: пояснительная записка // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://asozd.duma.gov.ru по состоянию на 31.12.2013
- [4] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 08 янв. 1997 № 1-ФЗ: в ред. от 28.11.2015 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 2, ст. 198.
- [5] О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14 октяб. 2010 № 1772-р: в ред. от 23.09.2015 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43, ст. 5544.
- [6] Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 14 нояб. 2013 г. № Пр-2685// Документ опубликован не был
- [7] Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция»: постановление Правительства РФ от 15 аир. 2014 № 312 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 18 (часть II), ст. 2158.
- [8] Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики): послание Президента РФ Федеральному Собранию от 24 февр. 1994 г. // Рос. газ. 1994. 25 февр.
- [9] Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Московской области «Проблемы социальной адаптации (ресоциализации) лиц, освобожденных из мест лишения свободы» http://www.upchmosobl.ш/dejatelnost-upolnomochennogo/doklady/?ELEMENT_ID=3885.